Семейные стили воспитания
консультация на тему

Воробьева Элла Юрьевна

Мы бы хотели познакомить вас со стилями воспитания и тем, как они влияют на личность вашего ребенка и его развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воробьева Э.Ю.,

учитель-дефектолог

ГКОУ СКОШИ №31

Семейные стили воспитания

        Родители часто жалуются на своих детей, не подозревая порой, что причиной такого поведения ребенка является то, как они воспитывали свое чадо. Родители оказывают большое влияние на жизнь своих детей, именно в семье формируются модели поведения человека, которые он будет использовать на протяжении своей жизни. В настоящее время существует множество научной литературы, касающейся проблемы воспитания. В ней вы можете найти ответы на все интересующие вас вопросы. В данной статье мы бы хотели ознакомить вас со стилями воспитания и тем, как они влияют на личность вашего ребенка.

Что же кроется под этим термином? И какие стили семейного воспитания существуют?

Детский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» - В. А. Леонидович  под стилем воспитания понимает стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов и т. п.

Американский психолог Д. Баумринд, изучавшая в начале шестидесятых годов ХХ века различные стили воспитания, пришла к выводу, что они различаются по четырем параметрам: проявление родительской теплоты, стратегия создания и поддержания дисциплины, способ общения и ожидания, возлагаемые на ребенка. Она выделила три стиля воспитания: авторитарный, либеральный и авторитетный.

Авторитарные родители

Авторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая дисциплина, ребенок подчиняется воле родителей. Ожидания авторитарных родителей в отношении их детей весьма велики. Такие родители как правило мало демонстрируют свою любовь. Они отдают инструкции и приказы, при этом, не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается. Так как дети во избежание наказания постоянно подчиняются своим родителям, то они становятся безынициативными и несамостоятельными. Авторитарное воспитание препятствует развитию активности и индивидуальности детей.

Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. Такие дети в подростковый период, когда влияние сверстников на их поведение наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию с их стороны, они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями и зачастую подпадают под сильное влияние сверстников. Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов, возникает конфронтация между воспитателем и воспитанником.

Л. Стейнберг утверждает, что уровень насилия среди мальчиков из таких семей наиболее велик. Они не уверены в своем успехе, менее уравновешены и менее настойчивы в достижении цели, а также имеют низкую самооценку. Кроме того, существует обратная зависимость между подобным авторитаризмом и хорошей успеваемостью. Другие исследования показывают, что таким детям не достает социальной адаптации, и они редко выступают инициаторами какой- либо деятельности: «Они недостаточно любознательны, не могут действовать спонтанно и обычно полагаются на мнение старших или вышестоящих лиц».

Либеральные родители

Для либерального (свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, ребенок наделен большим влиянием в семье, роль родителей пассивна. Либеральные   родители не возлагают на своих детей больших ожиданий.

Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Либеральным родителям сложно установить четкие границы допустимого поведения для своих детей, т. к. они непоследовательны. Если определенные правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере. Такие родители не возлагают на своих чад больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой ответственности за судьбу детей.
Дети из таких семей более подвержены депрессии и разного рода страхам, среди них высока склонность к совершению насилия. Они легко поддаются отрицательному влиянию. Исследования показали, что существует связь между либеральным воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью.

Такие родители прививают своим детям мысль, что они могут добиться желаемого, манипулируя окружающими, также могут попытаться обойти нечетко сформулированные законы и правила.

В связи с тем, что их не научили контролировать себя и следить за своим поведением,  у таких детей меньше шансов развить чувство самоуважения. Недостаток дисциплины вызывает у них желание самим установить какой-либо надзор, они пытаются контролировать своих родителей, с целью в дальнейшем добиться от них контроля над собой. Неудовлетворенные психологические потребности приводят детей либеральных родителей к тому, что они становятся «уязвимыми и неспособными противостоять ежедневным проблемам. Так как родители не интересуются образованием ребенка, это приводит к плохой успеваемости в школе. Либеральный стиль воспитания препятствует социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки ребенка. Не имея высоких целей и надежд, такие дети с трудом контролируют свои импульсы, они проявляют незрелость и не желают брать на себя ответственность.

Авторитетные родители

Для авторитетного стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. Они тверды и последовательны в своих требованиях, справедливы.

        Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии. Контролируют выполнение правил, которые носят демократический, а не диктаторский характер. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Выслушивают мнение детей. Поощряют предложения ребенка по принятию ответственности за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств.  

        Авторитетные родители устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием. Для этого стиля воспитания характерно взаимопонимание между родителями и детьми и взаимное сотрудничество. Такие родители поощряют успехи детей в учебе, что имеет положительное влияние на их успеваемость в школе.
Дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними. Так как авторитетный стиль воспитания обеспечивает баланс между контролем и независимостью, то его результатом являются компетентные, ответственные, независимые и уверенные в себе дети.  Они лучше приспособлены к жизни. У них отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности.

Н.В. Бордовская и А.А. Реан в своем труде «Педагогика» выделяют следующие стили воспитания в семье. 

Первый вариант воспитания

Родители  в общении с ребёнком очень непоследовательны в проявлении чувств, спекулируют ласками и наградами, строя отношения на основе выгоды. Пытаясь воспитать практический подход к жизни, родители тем самым стимулируют желание приспосабливаться, то есть такой тип поведения ребёнок и в будущем будет считать нормой. Что касается свободы, то ребёнку предоставляется полная и бесконтрольная свобода действий. Однако что касается взрослых мероприятий, то ребёнок привлекается к ним вне зависимости, хочет он того, или нет. Одновременно с этим родители проявляют безразличие  к детским потребностям и запросам. Пуская, с одной стороны, ребёнка на «самотёк», они не учат его рассуждать, мыслительная деятельность ребёнка направлена больше на поиск разнообразных удовольствий, а также на разработку способов «выкрутиться» из ситуации и уйти от ответственности. Если рассматривать воспитание ценностных ориентаций, то опять же проявляется две стороны, одна из которых – это разрешение действовать, как вздумается или как выгоднее. С другой стороны требуется обязательное соблюдение правил приличия и норм поведения в обществе, причём эти нормы не объясняются (почему же вести себя нужно так, а не иначе), а выучиваются наизусть. Необходимым элементом воспитания является поощрение и наказание за поступки и намерения. В этом варианте воспитания проявляется непоследовательность - одновременно родители могут и наказывать и поощрять, причём меры они не знают ни в том, ни в другом. Часто решения принимаются сиюминутные (без раздумываний о последствиях) в зависимости от ситуации. В отношениях с окружающими родители проявляют двойственность: в присутствии ребёнка говорят о человеке хорошо, а за глаза – плохо. Пытаются из отношений извлечь личную выгоду, не пренебрегают подкупом или обманом, и этому же учат и ребёнка. При такой системе попустительского воспитания вырастает человек, у которого конформный тип личности. Этот человек будет притираться ко всем и ко всему, подчиняясь большинству.

Второй вариант воспитания

Имеет своей основой безумную любовь родителей к своему ребенку, при этом он возносится до ранга суперличности. С ранних лет ребёнка учат этикету и поведению в обществе. То есть огромное внимание родители уделяет внешнему виду, и никак не волнуются о человеческих качествах ребёнка. Общаясь с ребёнком как с взрослым, предъявляют к ребёнку такие же требования, забывая, что это ещё ребёнок. Что касается деятельности и развития, то всегда следят за интеллектуальным развитием своего чада и приучают демонстрировать этот интеллект. Активная деятельность поощряется, а результатами всегда восторгаются, считая их выдающимися. К сожалению, ребёнка часто захваливают, чрезмерно завышая его самооценку, что будет сопровождаться острыми и болезненными переживаниями при неудачах. Также родители не учат ребёнка размышлять над сутью явлений, больше акцентируя внимание на том, что позиции нужно завоевывать и никогда не сдавать. Как уже упоминалось, что при таком стиле воспитания большое внимание уделяется формальному выполнению правил и норм, этикета, но не объясняется, что это нужно для поддержания человеческих отношений. С самых ранних лет ребёнок усваивает, что нужно уметь выделиться в обществе и чувствовать себя комфортно там. За невыполнения норм поведения родители, несмотря на всю любовь, наказывают очень сурово, хотя в основном при воспитании используют поощрительные меры. Как вы понимаете, что поскольку усвоение правил лишь формальное, без понимания их сути и глубины, то для достижения своей цели такой человек, повзрослев, переступит через них. В семье родители делят людей на полезных и бесполезных, приравнивая их к средствам достижения цели. Но боже упаси кому-то обидеть их ребёнка – родители всегда вступают в конфликт с обидчиком, не разбираясь, кто прав, а кто виноват, при этом они ещё будут требовать возмещения вреда. Результатом такого стиля воспитания (некоторые называют его состязательным) является человек с доминирующим типом личности. Название говорит само за себя. Родители могут не удивлятся, если их взрослый ребёнок будет периодически отвечать им черной неблагодарностью на их любовь и опеку, ведь они сами приучили его к пользованию людьми.

Третий вариант воспитания

Данный стиль воспитания (назовём его рассудительным) включает в себя наличие спокойных и ровных взаимоотношений между равными личностями – родителями и детьми. Достоинство ребёнка никогда не принижается, а отношения в семье добрые и тёплые. Ребёнок уже с малых лет чувствует себя полноправным членом семьи и участвует в решении семейных проблем. Ребёнку предоставляется полная свобода действий, уделяют внимание творческому развитию способностей, поощряют самостоятельность попыток осмыслить факты и личный опыт. Если ребёнок проявляет к чему-то интерес и любознательность, то его поддерживают, отвечая на все волнующие вопросы, а не одёргивают. Вообще родители склонны беседовать с ребёнком и стимулировать активную деятельность в придумывании себе разнообразных игр и занятий. Удовлетворяются все главные потребности ребенка, но не балуют его. Что касается поведения и поступков ребёнка, то все проступки родители обсуждают, чтобы понять мотивы и чтобы ребёнок мог сделать выводы, а не наказывают его за них. Такие дети быстро и легко овладевают нормами человеческих взаимоотношений и стараются не причинять вред другим, так как у них уже в какой-то степени уже сформированы нравственные качества. Понятно, что никакие меры наказания в такой семье не применяются, поскольку ребёнок и так всё старается выполнять. Однако стимуляции активности тоже нет, так как родители считают это естественной потребностью любого человеческого существа, вообще никак не поощряют ребёнка за то, что он итак делает с удовольствием. На глазах у ребёнка с детства благожелательное отношение его родителей к окружающим, внимательное, уважительное и не конфликтное. Семья имеет много друзей и знакомых, а к родственникам и родителям относится заботливо. Вот в такой семейной обстановке и вырастают люди с сенситивным типом личности. Вкратце, эти люди достаточно общительны, однако не любят больших шумных компаний, привязаны к родителям. Болезненно относятся к упрёкам и нотациям в свой адрес, вызывая отчаяние. Однако это вдумчивые и рассудительные люди, которые не всегда могут постоять за себя и отвоевать место под солнцем.

Четвертый вариант воспитания

Существует тип семейного воспитания, при котором родители проявляют полную покорность своему ребёнку («кумир семьи») и выполняют все его желания, боясь, что он начнёт капризничать. Для ребёнка готовы на всё и просто не чают в нём души, при этом очень беспокоятся о нём и боятся за его судьбу, поэтому и не спускают его с глаз вплоть до подросткового возраста. Повышенное внимание и опека проявляется и в том, что ребёнку не дают действовать самостоятельно, лишают его активности, превращая его в зрителя. Сами же всячески развлекают ребёнка и балуют его. Как следствие недостаточной самостоятельности у ребёнка может наблюдаться задержка развития абстрактного мышления, сохраняется потребность в действиях с предметами, что влияет и на общее развитие ребёнка, требуя обучающей коррекции. Родители воспитывают ребёнка в рамках полной вседозволенности, поэтому он и безразличен к принципам нравственности и морали. Характерным является поведение в зависимости от группы, в которой находится в данный момент, и ситуативная мораль. В общем, ребёнок имеет эгоистическую направленность, которая дальше будет в нём укореняться. Наказание за проступки в такой семье отсутствует, какие бы они не были. Наоборот родители могут испытывать чувство вины, если они не в состоянии удовлетворить какую-то потребность ребёнок, в дальнейшем, повзрослев, он будет спекулировать этим, манипулируя родителями. В плане общения с окружающими людьми, то родители склонны общаться только с теми, кто может быть чем-то полезен. Ребёнку выбирают друзей сами, и ревнуют к самостоятельным выборам, до последнего пытаются контролировать всю систему взаимоотношений с окружающими. Как последствие такого стиля воспитания, у человека формируется инфантильный тип личности. Этот человек плохо ориентируется в жизни, не всегда в состоянии принять самостоятельное решение, а над теми, которые принимает, не совсем задумывается. В решении проблемных ситуаций надеется на помощь со стороны. Проявляет незрелость эмоций и инфантильность до седых волос.

Пятый вариант воспитания

Контролирующий стиль воспитания подразумевает постоянное направление ребёнка по правильному пути, по мнению родителей. В обращении с ребёнком проявляют жёсткость, не проявляя любовь (чтобы не избаловать), требуют многое, завышая планку. Не имея элементарных знаний о детской психике, такие родители постоянно практикуют различные воспитательные системы, а ребёнок выступает в роли подопытного. Свобода детей из таких семей ограничивается, при этом выход за рамки предписаний строго контролируется родителями. Особенностью этого типа воспитания является педантичность родителей в некоторых вопросах, например в выполнении режима дня. В результате у детей развивается суетное мышление, они быстро схватывают информацию и хорошо её запоминают, а вот воспроизводят плохо, так как боятся ошибиться и быть наказанными за это. Дети растут тревожными, а постоянные запреты вызывают протесты. Постоянно пытаясь уличить своего ребёнка в неблаговидных поступках, родители формируют в нём неуверенность в себе, поскольку сами родители чрезмерно обеспокоены правильностью его развития. В конечном итоге дети просто не понимают, как надо себя вести, поскольку родители недовольны в любом случае. Тогда все поступки принимают защитную окраску. Семейными приоритетами пользуется наказание, а не поощрение, с использованием приказного тона. Родители скупы на ласку, поддержку и похвалу, а свою жестокость по отношению к ребёнку склонны оправдывать. Получается, что родители добиваются сиюминутного успеха в воспитании, а не развитых норм поведения. Почему-то такие родители считают, что ребёнок мешает окружающим людям, тогда они оправдываются и извиняются за него. Одновременно они проявляют агрессию, придирчивость и критику тех, кто неправильно ведёт себя по отношению к их ребенку. Такие методы воспитания приводят к тому, что у человека формируется тревожный тип личности. Такие люди склонны к интроверсии, которая основывается на низкой самооценке и неуверенности в себе. Не вступают в конфликты, не всегда адекватно воспринимают отношение окружающих к себе, преувеличивая его негативность.

Шестой вариант воспитания

Последний стиль семейного воспитания, которому хотелось бы уделить внимание, встречается довольно часто. В этом варианте ребёнка любят, но никогда не балуют. Все невзгоды родители переносят сами, не посвящая ребёнка в семейные проблемы, как бы берегут его от перегрузок, ну а ребёнок впитывает образцы семейного поведения.

Характерным является то, что ребёнок предоставлен сам себе, потому что родители постоянно заняты, потому то и игры у ребёнка это имитация взрослой деятельности. Да и игрушек у ребёнка мало. Дети постоянно стремятся помочь своим родителям и не развиваются творчески. Вследствие того, что с малых лет ребёнок наблюдает за окружающими, то у него проявляется высокая организованность как в физической, так и в умственной деятельности. Склонен осмысливать всё самостоятельно. Нравственные нормы у детей из таких семей формируются через доброжелательные отношения, родители не читают нотаций, а могут пристыдить или раскритиковать, больше стремясь показывать примеры своим поведением. Поэтому ни наказания, ни поощрения не применяются. Если родители имеют свободное время, то они уделяют его ребёнку, но потребности удовлетворяют исходя из своих возможностей. Отношения с окружающими у такой семьи благоприятные, всегда рады друзьям и знакомым, не отказывая им в помощи. Вообще человеческие отношения считают самой большой ценностью, просто благодарны окружающим и ничего не ждут от них взамен. В такой семье вырастают дети с интровертивным типом личности. А это значит, что они живут в своём мире, куда пускают не каждого. В целом, это достаточно добрые и общительные люди, про которых точно ничего сказать нельзя, кроме того, что этот человек «сам себе на уме».

«В том, какими вырастают дети, виноваты родители» - гласит народная мудрость. В каждом из стилей воспитания есть свои плюсы и минусы. То, что подойдет одному ребенку, не всегда подойдет другому. Но, если вы интегрируете в единое целое «кусочки» разных стилей (основываясь на особенностях вашего ребенка), то сможете создать свой идеальный стиль семейного воспитания, который благоприятно повлияет на личность и жизнь вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Петербургский стиль воспитания

Духовно-нравственное воспитание - вечера в салоне театра "7-ая перемена"...

Авторитарный стиль воспитания

Что такое  авторитарный  стиль воспитания? Как не допустить авторитарный стиль воспитания на порог своего дома? Советы родителям для того, чтоюы сохранить свой авторитет в глазах...

презентация на родительское собрание "Стили воспитания"

В презентации  описан стили родительского воспитания...

статья "Петербургский стиль воспитания"

Одно из решений проблемы общения в отдельно взятой гимназии современной России. Нравственное воспитание через деятельность школьного театра и последующее расширение круга вовлеченных....

анкета по стилям воспитания

анкета для родителей, заполняется в начале учебного года...

Виды семейных стилей воспитания.

Все родители неосознанно выбирают для воспитания своих детей тот или иной стиль воспитания, подсмотренный у своих родителей или совсем противоположный....

Акцентуация характера и семейный стиль воспитания.

Акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что повышает уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудня...