Игры с гиперактивными детьми
консультация на тему
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Методические рекомендации. Здесь предложены развивающие игры, которые вы можете использовать как в игре с одним ребенком, так и с двумя и больше. Игры можно организовать дома и на улице, а также некоторые игры можно предложить детям на дне рождения или любом другом семейном празднике, когда к вашим детям или к вам приходят гости.
1. Игры, направленные на развитие внимания, памяти
«Поезд»
Выполнение. Ребенок встает за взрослым, берутся за руки. Движение в пространстве за взрослым по любой траектории (круг, прямоугольник, змейка, и т.д.). Перед игрой ребенка необходимо познакомить с сигналами.
Сигнал:
«Поезд» - ребенок и взрослый берутся за руки.
«Стоп!» - надо остановиться.
«Ой!» - ребенок бежит вокруг взрослого.
Взрослый может чередовать команды в любом порядке. Необходимо, чтобы ребенок четко выполнял сигналы. Если ребенок не слышит сигнал или реагирует на него не сразу, необходимо напомнить ему значение сигнала.
«День - ночь»
Выполнение. Ребенку предлагается изобразить полет Аиста.
На сигнал «День»: ребенок в образе аиста летает (руки через стороны вверх - вниз).
На сигнал «Ночь»: стоит на одной ноге, руки в стороны.
Усложнение. На сигнал «Ночь» предложить ребенку закрыть глаза.
Игра повторяется несколько раз. Если ребенку сложно стоять на одной ноге, то сначала, на сигнал «Ночь» - ребенок стоит на двух ногах.
«Четыре позы»
Выполнение. Взрослый показывает ребенку друг за другом четыре разные позы с учетом мимики, пантомимики и жестов, а также расположения в пространстве. Например1- взрослый стоит в центре комнаты, улыбается; 2- в правом углу, сидя, руки в стороны, грустное лицо; 3- в левом дальнем углу, лежа на полу; 4- и т.д..
Ребенок в той же последовательности воспроизводит эти позы. С гиперактивным ребенком надо начинать игру с двух поз.
«Стоп»
Выполнение. Ребенок бегает по площадке (комнате). На сигнал «стоп» он должен остановиться и замереть.
На сигнал «побежали» ребенок снова убегает.
Усложнение. Когда ребенок замер, можно ввести счет. Например, счет до пяти, на слово «пять» - он убегает.
Правила. На сигнал «стоп» четко остановиться.
«Повтори за мной»
Комментарий. Это упражнение необходимо для того, чтобы ребенок лучше сконцентрировался.
Выполнение. Звучит ритмичная музыка. Взрослый впереди, ребенок за ним, идут друг за другом. Сначала взрослый предлагает необычную траекторию движения. (Это и круг, и змейка, и хаотичное движение.) Ребенку необходимо точно повторить перемещения взрослого.
Затем к перемещению в пространстве взрослый добавляет движения руками, ногами, головой, туловищем, прыжки, перевороты и т.д.
«Дождь»
Выполнение. Взрослый с помощью фортепиано или хлопков создает разные ритмические комбинации. Например: частые звуки, редкие звуки, тишина и т.д. Ребенок - это «капелька дождя», на каждый звук - прыжок на двух ногах, нет звуков - стоять на месте. Играя в эту игру, ребенок должен очень внимательно слушать звуки и четко реагировать на них.
Методические рекомендации. Лучше использовать звуки фортепиано, но если в этом помещении нет инструмента, то можно его заменить любым звучащим инструментом или просто хлопать в ладоши.
«Полет»
Выполнение. Дети в образе птиц разбегаются. На сигнал взрослого: «Быстро» - ребенок бежит быстро.
На сигнал: «Медленно» - ребенок замедляют бег насколько может, и этот бег должен сильно отличаться от предыдущего. Взрослый чередует сигналы несколько раз.
Методические рекомендации. Обратить внимание ребенка на то, что не надо часто работать руками, можно руки опускать или просто разводить в стороны - изображая парящую птицу. Необходимо правильно распределить движения ребенка, чтобы мышцы рук не устали.
«Снежки»
Выполнение. Ребенок берет воображаемый снег, делает 2-3 формирующих движения, замахивается и кидает снежок. Кидать снежок надо в разные стороны, стараясь кинуть как можно дальше. Делать это необходимо и правой, и левой руками по очереди. После того как ребенок достаточно свободно показывает бросание снежков, не пропуская формирующие движения, взрослый вводит сигналы.
Сигнал:
- «Вверху» - это значит, что в ребенка летят снежки сверху и ему надо наклониться или присесть.
- «Внизу» - это значит, что в ребенка снежки летят снизу и ему надо подпрыгнуть. Длительность игры определяется желанием ребенка.
«Мороз и птички»
Выполнение. Взрослый напоминает, что с Морозом надо быть очень внимательным, он ведь может и заморозить. Поэтому птички в лесу придумали маленькую хитрость, когда на них смотрит Мороз, они замирают и становятся невидимыми.
Взрослый объясняет правила. Птичка свободно летает, но если на нее посмотрит ведущий (Мороз), ей надо замереть. Если ведущий отворачивается или уходит, то птичка летит дальше.
Методические рекомендации. Если игра проводится в первый раз, то можно использовать прикосновение: до кого ведущий дотронулся и смотрит, ребенок замирает, а руку убрал - отбегает.
Правила:
- Быть очень внимательным - реагировать на взгляд.
- Замирать не в придуманной позе, а в позе движения на этот момент.
- Не шевелиться, пока ведущий не уберет взгляд.
- Ведущий не забывает, что он в образе Деда Мороза (важно ходить, не торопясь).
«Жмурки»
Выполнение. Ведущему завязать глаза и раскрутить, ребенку дать колокольчик. Если ребенок бежит - колокольчик звенит, если стоит, то колокольчик не звенит. Пойманный становится Жмуркой, и игра продолжается.
Методические рекомендации. Если нет колокольчика, ребенок может просто хлопать.
• «Замри»
Выполнение. Взрослый включает музыку. Пока играет музыка, ребенок бегает (обязательно обратить внимание ребенка на то, что бег бывает разный: медленный, средний, быстрый, чтобы он мог выбрать себе темп).
Музыка не играет - ребенок замирает в разных «зимних» позах. Это могут быть и животные, и птицы, и деревья в снегу, и снег, и снежинки, и т.д. Желательно каждый раз выдумывать новое название, а не повторять одно и то же. Взрослый обязательно, после того как ребенок замер, подходит и спрашивает, в кого ребенок превратится. Повтор игры 5-6 раз.
Методические рекомендации. Правила обговариваются перед игрой.
«Запомни свою позу»
Выполнение. Ребенок должен встать в любую позу, соответствующую образу животного, и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, он бежит, с ее окончанием он должен вернуться.
«Слушай хлопки»
Выполнение. Взрослый и ребенок договариваются о том, что если взрослый хлопнет:
- один раз - ребенок изображает бег оленя, руки над головой (рога);
- два раза хлопнет - прыжки из стороны в сторону на двух ногах (белка);
- три раза хлопнет - ребенок ложится на пол (тетерев прячется в снегу).
- четыре раза хлопнет - медленный бег с волнообразными движениями руками (птица).
Ребенок бежит, взрослый подает сигналы.
Методические рекомендации. Если ребенку очень сложно воспринимать хлопки, сначала потренируйтесь без движения. Ребенок определяет, сколько раз хлопнул взрослый на слух (даже можно закрыть глаза). И во время игры взрослый может сопровождать хлопки счетом вслух. Начать можно с двух сигналов и потом увеличить количество до четырех.
2. Игры, направленные на снятие телесного (физического) и эмоционального напряжения
«Веселая девочка»
Выполнение. Подошла к клетке маленькая девочка и стала с любопытством рассматривать обезьянок, и ребенок пытается повторить в движении, что значит рассматривать с любопытством.
Выразительные движения: голова вытянута вперед, глаза чуть расширены, рот приоткрыт.
Затем девочка засмеялась, показывая пальцем на обезьянок.
Выразительные движения: улыбка, указательный палец показывает на воображаемую девочку, другой рукой хватаемся за живот, при этом можно сгибаться вперед
Усложнение. После этого можно сесть или лечь на пол и смеяться на полу, размахивая руками и ногами (такое упражнение способствует снятию эмоционального напряжения).
• «Листья»
Цель. Развитие пространственного фактора.
а. «Листья полетели». Свободный бег с самостоятельным выбором направления.
б. «Листья упали». Чередование активных движений с движениями, направленными на расслабление, мягкое опускание на пол.
в. «Слушаем тишину». Лежа на спине, расслабиться и слушать тишину; музыку; слова взрослого.
г. «Ветер листья сдувает». Ребенок лежит на полу.
Выполнение. Взрослый указывает направление движения и, изображая дуновение ветра, предлагает ребенку катиться по полу, по окончании проката, ребенок замирает в любой позе.
Повтор игры 2-3 раза.
• «Звуки в лесу»
Выполнение. Взрослый предлагает ребенку сесть или лечь на пол (диван и т.д.) и послушать звуки. Как догадается, что за звук - называет его.
1-й вариант: возможно использование кассеты, где есть звуки живой природы: шуршание листьев, дождь, щебет птиц и т.д.
2-й вариант: взрослый предлагает прислушаться к звукам вообще, кто что услышит (например, шаги, разговор, хлопанье дверью, дыхание и т. д.).
3-й вариант: взрослый издает любые звуки, а ребенок должен догадаться, что это за звук, например: звон ключей, хлопок в ладоши, стук по стеклу, звон колокольчика, использование разных музыкальных инструментов и т.д.
4-й вариант: откуда идет звук? Взрослый берет колокольчик. Глаза у ребенка закрыты. Ребенок должен показать рукой, откуда идет звук: сверху, справа, слева и т.д.
• «Зарядка для птиц»
Выполнение. Птицы готовятся к отлету в дальние края. Каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы ребенка.)
Затем взрослый предлагает изобразить этих птиц с помощью выразительных движений (как изобразить птиц, ребенок придумывает сам).
Затем взрослый предлагает ребенку в образе птицы сделать необычную зарядку.
Поворот головы вправо, влево. Вытягивание шеи вперед.
Волнообразные движения руками вверх-вниз. Постараться точно передать движение крыльев. ( Взрослый показывает ребенку образец движения руками.)
Рассматривание своего «хвоста». Поворот вправо- влево. Ноги стоят на месте (скручивание позвоночника). Упражнение выполняем медленно.
Размахивание хвостом: отведение бедер вправо-влево.
Упражнение для ног: вытягивание ноги вперед, в сторону, назад, сохраняя равновесие (нога, согнутая в колене выводится вперед и медленно выпрямляется, то же - в сторону и назад).
Методические рекомендации. Необходимо, чтобы при выполнении каждого упражнения вы почувствовали соответствующие мышцы, а также ощутили, как вы эти мышцы с удовольствием растягиваете. Упражнение выполняется в медленном темпе.
В конце зарядки взрослый предлагает еще раз вспомнить птицу, которую он изображает.
• «Падающий лист»
Выполнение. Взрослый предлагает ребенку только рукой показать траекторию падения листика. Ребенок выполняет это задание самостоятельно под музыку.
Затем взрослый предлагает показать, как падает лист, изображая телом.
• «Течение и водоросли»
Выполнение. Ребенок в образе морских растений перемещаются под музыку.
Ведущий - «течение».
Взрослый с помощью жестов меняет направление движения ребенка: например, он шел вправо, теперь идут влево. Взрослый может ускорять движение ребенка и замедлять. В конце упражнения ребенок опускается на пол.
• «Море»
Выполнение. Взрослый предлагает ребенку создать образ моря с помощью движения.
Спокойное море. Спокойная музыка. Плавные, волнообразные движения руками.
Море волнуется. Активные волнообразные движения рук, туловища и головы.
И затем повторяет движения в обратном порядке: море волнуется, спокойное море.
Расслабление. Ребенок ложатся на пол. Ноги и руки расслабленные. Ровное дыхание.
• «Ветер»
Выполнение. Можно использовать музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов». Взрослый предлагает ребенку вспомнить, что такое ветер и как его можно изобразить в движении. Для большей образности ребенку можно предложить голубой шарфик из легкой ткани. Взрослый включает музыку, а ребенок изображает образ ветра.
Методические рекомендации. Необходимо, чтобы ребенок выполнил широкие движения и пользовался всем пространством комнаты. Если ребенок выполнил задание, а музыка звучит, он спокойно садится или ложится на пол (по желанию).
• «Искорки»
Выполнение. Ребенок лежит на полу. На сигнал взрослого: «Искры разлетаются!» ребенок легко бежит по комнате. Взрослый включает веселую музыку. Музыка играет - ребенок легко бегает. Музыка не играет - ребенок медленно в кружении опускается на пол. Повтор 3-4 раза.
• «Росток»
Выполнение. Ребенок располагается на полу в позе «зерна». Взрослый включает музыкальную композицию. Задание ребенок выполняет самостоятельно, взрослый может сопровождать выполнение задания речью. Например: «Зернышко проклюнулось, появился росток, и он стал тянуться к солнцу».
Из положения «лежа на полу» (лицом вниз, на коленях). Сначала волнообразные движения ладонями, руки постепенно идут вверх, затем медленно поднимаем вверх голову и туловище, поднимаемся на колени. Руки выполняют плавные движения вправо-влево, стремясь при этом вверх. Постепенно встаем на ноги, руки вверх. Затем полукруглые руки расходятся в стороны (бутон), раскрываются. Теперь руки - это лепестки. Плавные движения руками вверх-вниз, вперед-назад и постепенно переходим на творческий, самостоятельный танец. В конце задания ребенок замирает. Взрослый спрашивает, как называется его цветок или какого он цвета.
После этого ребенок плавно опускается вниз до исходного положения (цветок закрылся - наступил вечер).
Методические рекомендации. Когда ребенок изображает раскрывшийся цветок, чтобы руки не устали, ими можно работать не вверху, а внизу, поднимая и опуская их.
• «Сугроб тает»
Выполнение. Ребенок оказались в таком месте, где еще лежал не растаявший до конца сугроб.
Выразительные движения: взрослый и ребенок замирает в позе «сугроба» - стоя, полукруглые руки в стороны, плавно, очень медленно расслабляем, опускаем руки, затем расслабляем мышцы шеи - опускаем голову, опускаем верхнюю часть туловища, сгибаем ноги и опускаемся на пол, в расслабленную позу.
3. Игры, направленные развитие произвольной регуляции
«Необычные превращения»
Выполнение. На слова взрослого: «Один, два, три - любое животное замри!» Ребенок замирает в позах животных.
Затем: «Один, два, три - любое растение замри!» Ребенок замирает в позе растения.
И, наконец: «Один, два, три любой предмет изобрази». Ребенок замирает в виде предмета (например: стул, игрушка, чашка и т.д.). Повтор сигнала 2-3 раза.
• «Обезьянка»
Выполнение. Взрослый изображает обезьянку, а ребенок за ним повторяет. Сначала стоя на месте, а затем прыжки по комнате. Стараемся в движении удерживать образ обезьянки.
Выразительные движения: ноги чуть согнуты в коленях, руки свободно болтаются вдоль тела, голова выведена чуть вперед. Прыжки на месте на двух ногах, вправо-влево и по залу в разные стороны. При этом можно издавать звук: «Ух-ух-ух».
• «Догонялки»
Выполнение. Взрослый в образе обезьянки делает вид, что догоняет, а ребенок в образе от него убегает.
Правила. На протяжении всей игры стараться удерживать заданный образ. В процессе догонялок стараться не задевать друг друга в движении.
• «Необычные посетители»
Выполнение. Взрослый объясняет ребенку, что обезьянки любят все и всех передразнивать, и поэтому, кого бы или чтобы они ни увидели, они все изображают.
а. «Сердитый человек». Вдруг обезьянка увидела хмурого человека...
Выполнение. Взрослый показывает, объясняя некоторые движения, а ребенок за ним повторяет.
Выразительные движения:
Мимика: брови сведены и опущены чуть ниже, не улыбаемся.
Затем добавляем движение: поочередно грозим то правым указательным пальцем, то левым.
Затем добавляем движение: топаем ногами и грозим кулаком, мимика та же. Можно говорить: «Ах, вы!» или еще что-нибудь подходящее по смыслу.
б. «Большой мяч»
Выполнение. Взрослый показывает, а ребенок за ним повторяет. Ноги на ширине плеч, полукруглые руки в стороны, щеки надуты. Переваливаться с ноги на ногу вокруг себя, сохраняя изначальную форму (мяч как бы перекатывается на месте). Затем прыжок, и от фиксированной формы постепенно расслабляя мышцы шеи, плеч, рук и т.д., из положения «стоя» плавно опуститься в положение « сидя на корточках» (мяч лопнул), затем лечь на спину, раскинув свободно руки и ноги в стороны.
• «Береза». Взрослый показывает, а ребенок за ним повторяет.
Выполнение. Наклон вперед, руки касаются пола и мягкими плавным движением снизу руки вдоль тела идут вверх - ствол.
а. Качание рук из стороны в сторону волнообразными движениями - крона березы.
б. Плавные наклоны вправо, влево под музыку с включением туловища и рук, где руки являются продолжением движения туловища.
в. «Ветки гнутся». Волнообразное движение руками вверх-вниз. Поворот туловища справа налево (движения выполняются одновременно).
г. «Листики». Сомкнуть пальцы, ладонь прямая, выполнение волны кистями рук.
• «Лес»
Выполнение. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, как выглядят и называются разные деревья.
Методические рекомендации. Если ребенок затрудняются, на это случай необходимо иметь картины с изображением таких деревьев, как береза, осина, клен, дуб - осенью (и другие).
Взрослый говорит: «Один, два, три - необычное дерево замри». Ребенок замирает, стараясь передать изгибы веток руками, туловищем. Игра проводится 3-4 раза. Необходимо, чтобы ребенок замер каждый раз в новой позе, меняя в пространстве расположение туловища, рук и головы.
• «Листья и ветер»
Выполнение. Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Ребенок может придумать индивидуальный танец. На сигнал взрослого «стоп» он замирает в любой позе, используя разные и.п. (сидя, лежа, стоя).
• «Повтори за мной»
Выполнение. Взрослый показывает небольшие ситуации, а ребенку надо за ним повторить. Сначала взрослый и ребенок идут в путешествие. Затем они захотели пить. Ищут воду, осматриваются. Увидели ручеек - обрадовались.
Выразительные движения: подпрыгивают, улыбаются. Дотрагиваются до воды. Она холодная. Набирают в руки. Делают вид, что пьют. Надо идти дальше. Переходят через ручеек. Прыгают с камушка на камушек, стараясь удерживать равновесие. Идут дальше. Вдруг пошел «дождь». Убегают от него в укрытие. Играют. Ловят капельки дождя ладошками. Шли-шли и пришли к речке, морю (что больше знакомо Вашему ребенку).
Взрослый предлагает ребенку изобразить, как бы он поплыл. Затем изображает волны и то, что смог предложить ребенок.
Методические рекомендации. Стараться все изображать достаточно выразительно.
• «Стихии»
Выполнение. Ведущий договаривается с ребенком, что он должен делать на каждое слово. «Земля» - сесть на корточки, обхватив колени руками, голову положить на колени. «Вода» - руки в стороны, волнообразные движения вверх-вниз. «Воздух» - круговые движения руками вперед с небольшими приседаниями. «Огонь» - руки перед собой, импульс кистями вверх, поочередно.
Ребенок бежит, и по сигналу взрослого (огонь, вода и т.д.), выполняет соответствующие движения и разбегается снова. Игра повторяется несколько раз.
• «Маленький шар»
Выполнение. Взрослый и ребенок сидят друг напротив друга.
Подносим руки ко рту и надуваем шарик в три приема: 1 - чуть подули, пальцы раскрыть чуть-чуть, 2 - подуть, пальцы раскрылись до середины; 3 - подуть, пальцы зафиксировать в форме шара. Обратить внимание на то, чтобы пальцы были полукруглые.
После того как ребенок «надул» мячик, надо его рассмотреть - вращение вперед-назад и показать взрослому, не меняя формы.
Потом вдруг шарик сдувается со звуком «ш-ш-ш» в исходное положение, и ребенок надувает его снова (в три приема). После того как шарик надул во второй раз, взрослый проверяет, насколько упругий шарик получился у ребенка. Ребенку надо напрячь мышцы пальцев, и тогда шарик останется цел.
Затем взрослый как бы пытается развести руки ребенка в стороны (здесь уже необходимо напрячь мышцы рук).
Методические рекомендации. Упругость мячика проверять несколько раз. Обязательно поощрение.
«Снежная фигура»
Выполнение. Взрослый предлагает ребенку придумать и замереть в позе любой снежной фигуры (это может быть и снеговик, и горка, и даже сугроб, все зависит от фантазии Вашего ребенка).
• «Дерево под снегом»
Выполнение. Ребенок стоит, руки в стороны. Сигнал взрослого «Выпал снег» - прогнуть руки в локтевом суставе вниз, причем кисти рук зафиксированы (не меняя положения).
Сигнал взрослого «Стряхнули снег» - локти поднимаем вверх. Повтор движения 2-3раза.
• «Угадай и изобрази»
Выполнение. Взрослый загадывает загадки, а ребенок изображает отгадки. Очень важно, чтобы при изображении животных и птиц ребенок передавал позу не игрового животного, а лесного жителя.
Загадки:
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (Снегири)
Верещунья, белобока,
А зовут ее ... (Сорока)
Днем спит,
Ночью летает. (Сова)
Черный жилет,
Красный берет
Нос, как топор,
Хвост как упор. (Дятел)
Бежит с горушки,
Прижав ушки. (Заяц)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)
Кто на голове лес носит? (Олень)
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
То рыжая, то серая,
А названьем белая. (Белка)
• «Цветок»
Выполнение.
- «Цветок расцвел». Выразительные движения: из положения « лежа на полу», на коленях, сомкнутые ладони по волнообразной траектории идут вверх. Ребенок постепенно поднимается на ноги - встает. Разводит руки в стороны.
- «Грустный цветок». Выразительные движения: голова, плечи и руки опущены вниз. Мимика: нет улыбки.
- «Цветок зовет солнышко». Выразительные движения: взгляд направлен вверх, движения руками к себе.
- «Цветку холодно». Выразительные движения: поочередное « дрожание» разными частями тела (ладонями, локтями, головой, и т.д.). Можно повторять.
- «Где бабочка?». Выразительные движения: оглядываемся, всматриваемся - ищем, где же бабочки летают.
- Увидели - обрадовались (улыбка) и закачали лепестками (руками).
Показываем, как будто бабочки садятся на разные части тела. Обязательно полет воображаемой бабочки сопровождаем взглядом.
Игры и задания для развития и укрепления мышц рук кистей и пальцев.
• «Падающий лист»
Выполнение. Взрослый предлагает ребенку только рукой показать траекторию падения листика.
• «Изобрази круглую форму»
Выполнение. Взрослый предлагает ребенку изобразить круглую форму с помощью пальцев кистями двух рук одновременно, руками.
• «Глиняная страна»
Выполнение. Взрослый с ребенком оказались в глиняной стране. И увидели разные глиняные фигуры и предметы.
Вопрос: «А какие глиняные предметы, игрушки ты знаешь? Давайте их изобразим»
Ребенок изображает глиняный предмет, взрослый спрашивает, что он изобразил. Обязательно ребенка похвалить.
Затем взрослый предлагает ребенку что-нибудь слепить.
Ребенок лепит из воображаемой глины. Необходимо, чтобы по тому, как ребенок лепит, можно догадаться, что именно он лепит. Если взрослый не догадался, то можно спросить.
Методические рекомендации. Когда ребенок лепит воображаемый предмет, необходимо, чтобы он старался точно воспроизводить размеры этого предмета.
• «Маленький шар»
Выполнение. Руки перед собой, пальцы вместе.
Подносим руки ко рту и надуваем шарик в три приема: 1 - чуть подули, пальцы раскрыть чуть-чуть, 2 - подуть, пальцы раскрылись до середины; 3 - подуть, пальцы зафиксировать в форме шара. Обратить внимание на то, чтобы пальцы были полукруглые.
После того, как ребенок «надул» мячик, надо его рассмотреть - вращение вперед-назад и показать, не меняя формы взрослому.
Потом вдруг шарик сдувается со звуком «ш-ш-ш» в исходное положение и ребенок надувает его снова (в три приема). После того, как шарик надули во второй раз, взрослый проверяет, насколько упругий шарик получился у ребенка. Сначала он как бы «сминает» шарик, ребенку надо напрячь мышцы пальцев, и тогда шарик останется цел.
Затем взрослый как бы пытается развести руки ребенка в стороны (здесь уже необходимо напрячь мышцы рук).
Методические рекомендации. Упругость мячика проверяем несколько раз. Обязательно поощрение.
• «Свеча»
Выполнение. Луч диапроектора направляем на экран или на светлую, однотонную стену и взрослый показывает с помощью движений кисти пламя свечи, а ребенок пробует отгадать, что это такое. После того как ребенок догадался, взрослый предлагает ему изобразить огонек по показу.
Выразительные движения: рука перед собой, кисть расположена пальцами вверх. Сначала плавные движения пальцами. Затем волнообразное движение кистью от пальцев вправо-влево, движение кистью о запястья.
• «Волшебный сундук»
Выполнение. Взрослый рассказывает ребенку, что у нее есть волшебный сундук, и чтобы он здесь появился, необходимо произнести волшебные слова. Ребенок придумывает волшебные слова (Например, Сим-селябим, рахат-лукум). Взрослый обводит руками в воздухе воображаемый прямоугольный сундук. Ребенок повторяет движения взрослого.
Методические рекомендации. Очень важно, чтобы ребенок точно воспроизвел заданную форму и размер сундука в горизонтальной плоскости.
• «Игрушки»
Выполнение. Ребенок и взрослый сидят у воображаемого сундука. Взрослый обращает внимание, что в этом сундуке есть игрушки, и достает воображаемую подзорную трубу и предлагает ребенку взять воображаемую трубу.
а. «Подзорная труба»
Выразительные движения: кисти зафиксированы на одной линии у глаза, а пальцы сложены так, что в них можно смотреть - это подзорная труба, при повороте головы вправо или влево (вверх или вниз) переводим руки так, чтобы можно было смотреть, делаем вид, что смотрим вдаль. Взрослый может попросить ребенка рассказать, что он видит в подзорную трубу.
б. «Мяч»
Выразительные движения: руки перед грудью, пальцы зафиксированы так, как будто в руках - мячик среднего размера:
- «Рассматриваем мячик» - вращение кистей рук на себя и от себя.
Поднимаем руки вверх, опускаем вниз, отводим вправо и влево. Кисти и пальцы зафиксированы - форму не меняем.
Для того, чтобы определить, насколько ребенок контролирует мышцы рук и пальцев, взрослый предлагает ему напрячь пальцы, а сам пытается слегка «смять» воображаемый мяч, и если это не получается, значит ребенок понял задание. После этого необходимо обязательно расслабить кисти и пальцы, то есть слегка ими встряхнуть.
- «Игра с мячиком»
Выполнение. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что мячик-то оказывается волшебный. Если его подбросить вверх, то он увеличивается в размере. Кинь вверх маленький мяч, а поймай большой. И наоборот - кинуть вверх - большой мяч, а поймали - маленький. Повтор 3-4 раза. В конце игры должен остаться маленький мячик.
Выразительные движения: сначала форму мяча передаем только с помощью кистей, затем с помощью рук - полукруглые руки соединены перед грудью и т.д. Задание можно выполнять и стоя, и сидя.
«Красивая картинка». И, наконец, взрослый предлагает рассмотреть свой мячик, и рассказать, какого цвета мячик и какая на нем нарисована картинка.
• «Тонкая веревочка»
Выполнение. Взрослый замечает в сундуке какую-то веревочку и начинает ее тянуть. Сначала взрослый показывает, как надо тянуть воображаемую веревочку, а потом предлагает и ребенку попробовать изобразить это движение. Веревочка оказалась очень длинной, и взрослый собирает воображаемую веревочку и убирает ее опять в сундук. Кисть сложена так, как будто бы держит тонкую веревочку, аккуратно одна рука двигается на себя, а вторая рука фиксируется как бы вначале веревочки, движения выполняются поочередно двумя руками на себя.
Методические рекомендации. Необходимо очень точно фиксировать руки, а то эффекта, что в руках веревочка, не будет.
• «Воздушный шарик»
Выполнение. Взрослый заглядывает в сундук и достает воображаемый шарик и предлагает ребенку взять шарик.
- «Надуваем шарик»
Выразительные движения: большой и указательный пальцы обеих рук около губ. Дуем первый раз, руки чуть отводим в стороны, дуем слегка второй раз - руки показывают величину надутого не до конца шарика. Дуем третий раз - руками очерчиваем форму надутого шара.
Завязываем шарик воображаемой веревочкой и берем веревочку в руку, а шарик висит внизу.
- «Быстрый шарик»
Выполнение. Взрослый предлагает поиграть с шариком. Если по нему не очень сильно хлопнуть, то он пролетит по кругу и вернется в свое первоначальное положение. Взрослый показывает, как можно это сделать и обязательно прослеживает взглядом движение воображаемого шарика.
Техника исполнения: в одной руке держим воображаемую веревочку, шарик внизу на расстоянии примерно 50-60 см. Хлопаем по воображаемому шарику, он начинает двигаться, и мы прослеживаем его движение взглядом: взгляд идет снизу вверх и сверху вниз. «Шарик» вернулся в исходную точку внизу. То же самое в другую сторону. Повтор 2-4 раза.
- «Любит ли шарик летать?»
Выполнение. Взрослый и ребенок берут шарик в руки и очень мягко подбрасывают его вверх. Следят за ним взглядом, когда он летит вверх, вниз, а когда он опускается, протягиванием руки к нему и спокойно берем его в руки (ловим его).
- «Игра с шариком». Взрослый предлагает подкидывать шарик разными частями тела. Показывает, что можно подкидывать и носом, и головой, и плечом, и локтем, и коленом, и спиной и т.д. Напоминает, что обязательно надо следить за шариком взглядом, ведь он при ударе по нему может полететь куда угодно и вверх и вправо, и влево, и вперед.
Ребенок играет с воображаемым шариком, а взрослый подходит и спрашивает, какого цвета его шарик. После этого шарик убирают в волшебный сундук. Очень хорошо поиграть сначала с реальным шариком!
• «Угадай, что я нашел»
Выполнение. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что он оказался в волшебном, невидимом доме, здесь очень много разных вещей, мебели и т.д. и взрослый предлагает походить по дому, и если ребенок что-то найдет в этом доме, то он покажет это.
Ребенок обрисовывает руками очертания предмета (все-таки желательно, чтобы это была мебель крупных размеров: стол, стул, шкаф, пианино и т.д.), а взрослый должен догадаться, что это такое.
Методические рекомендации. Это творческое задание и обращаем внимание не на техничность выполнения, хотя это тоже важно, а на то, насколько точно, и интересно ребенок передал форму задуманного им предмета.
Игры и задания, способствующие развитию
коммуникативных навыков
• «Изображение эмоциональных состояний»
Выполнение. Взрослый просит ребенка изобразить сначала состояние грусти (при этом ничего не показывая), затем состояние радости и удивления.
• «Волшебные картинки»
Выполнение. Взрослый показывает ребенку картинки с изображением животных в разных эмоциональных состояниях, например: кошка зашипела, мышка улыбается, кошка плачет и т.д. и ребенок изображает это животное.
Методические рекомендации. Необходимо, чтобы ребенок точно воспроизводил позу, мимику и жесты изображенного животного.
• «Вкусный банан»
Обезьянкам принесли бананы.
Выполнение. Выразительные движения: поглаживаем живот одной рукой. Мимика: глаза прикрыты, улыбка, облизываем губы, как бы говорим про себя: «Вкусно», хочется спать.
Из положения лежа на полу ребенок приподнимает голову, принюхивается, оглядывается, улыбается и быстро бежитт туда, где лежат воображаемые бананы и берет один банан. Ребенок садится. В руке воображаемый банан, очищает его, кусает. Сначала «большой кусок» - мимическое упражнение: жуем, щеки как бы надуты. Затем «средний кусок» - щеки поменьше, жевательные движения. «Маленький кусочек» - обычные жевательные движения.
• Эмоциональное проживание (радость, испуг, гармония)
Цель. Развитие вестибулярных анализаторов.
а. «Радость». Замереть в любой позе, обозначающей дерево (ребенок придумывает сам).
Выполнение. Легкое покачивание с постепенным расслаблением тела. Голова слегка запрокинута назад, мышцы лица расслаблены, улыбка, глаза закрыты (по желанию детей).
б. «Качание веток»
Цель. Сохранить гармоничный настрой, несмотря на смену действия.
Выполнение. Стоя на месте, мягкое поочередное качание руками вверх-вниз, как будто кто-то их касается.
в. «Испуг»
Цель. Не теряя установленной позы, отразить состояние испуга в пантомимике, жестах и мимике.
И.п. - то же.
Выполнение. Тело немного сжалось, дрожание кистями.
Мимика: глаза широко раскрыты, рот открыт.
Закончить упражнение: замереть в позе, отражающей испуг.
г. «Принятие гармоничного состояния под музыку». Выполнение мягких плавных движений руками в сочетании с кружением и постепенным расслаблением тела.
• «Как общаются птицы»
Выполнение. Взрослый рассказывает ребенку о том, что птицы тоже разговаривают друг с другом. И они общаются не только звуками, но и жестами, могут показать свое настроение. Взрослый предлагает ребенку придумать свой язык для общения. Здесь можно использовать и выразительные движения, и звуки. Чтобы потренироваться, взрослый сначала ребенку предлагает ситуацию, например: «опасность»; «там еда»; «хочу пить»; «холодно»; «давай полетаем». А затем ребенок уже придумывает, что он хочет сообщить другим птицам (взрослому).
• «Давай изобразим»
Выполнение. Взрослый предлагает ребенку вдвоем изобразить один предмет. (Можно использовать карточки с изображением разных предметов.)
Необходимо, чтобы ребенок понял, что именно вдвоем надо изобразить один предмет, то есть они часть целого. Сначала взрослый показывает наиболее знакомые и простые изображения; (например: яблоко, кольцо, колесо). После того как взрослый убедился, что ребенок его понял, он показывает картинки с усложнением (например: змея свернулась кольцом, глобус и т.д.). И в конце игры взрослый может предложить ребенку самому придумать какой-нибудь круглый предмет, вещь и т.д. и изобразить его.
• «Зеркало»
Выполнение. В паре ребенок-ведущий, и он придумывает движения, а взрослый-зеркало (ведомый), он повторяет движения за ведущим. После того как ребенок был ведущим, они меняются ролями и продолжают двигаться. Можно несколько раз меняться ролями в одной паре.
Методические рекомендации. Обратить внимание ребенка на сами движения. Они не должны быть очень резкими и быстрыми, чтобы ведомый обязательно успевал за ведущим. Вот здесь Вы можете увидеть, насколько ребенок внимателен к другому человеку, может ли он к нему прислушаться или зациклен только на себе.
Движения должны быть четкие, законченные, плавные, не очень быстрые и желательно гармоничные.
• «Угадай эмоциональное состояние»
Выполнение. Ребенок загадывает эмоциональное состояние (изображают его), а взрослый должен отгадывать, что за эмоциональное состояние ему показывают.
Возможные эмоциональные состояния: радость, испуг, удивление, гнев, грусть, интерес, отвращение, любопытство, сосредоточенность, задумчивость и т.д.
Методические рекомендации. Если ребенку очень сложно самим выполнить задание, то первым его выполняет взрослый и загадывает какое-нибудь эмоциональное состояние. Ребенок угадывает, и взрослый еще раз обращает его внимание на то, чтобы легче угадать эмоциональное состояние, его надо изображать, используя и мимику, и пантомимику, и жесты.
• «Теплое солнышко»
Выполнение. Руки - это ласковые, солнечные лучи. Ребенок и взрослый, проходя рядом друг с другом, выполняют плавные движения (гладят друг друга по голове, спине, рукам или нежно прикасаются, чтобы можно почувствовать тепло человеческих рук).
Игры и задания, способствующие развитию фантазии, воображения и творческих способностей
• «Музыкальный образ»
Выполнение. Взрослый и ребенок слушают музыкальное произведение (например, напоминающее море, волны и т.д.)
Вопрос ребенку: «Что ты услышал в этой музыке?»
Ребенок отвечает, а затем взрослый включает музыку и предлагает ему воспроизвести тот образ, который он выбрал (например «Вода»). Необходимо посмотреть, как двигается ребенок в процессе творческого задания, насколько свободные его движения, нравится ли ему то, что он делает, и главное, доведет ли он начатое дело до конца.
• «Придумай движение»
Выполнение. Взрослый предлагает придумать движение и показать его. Ребенок показывает, взрослый повторяет.
• «Волшебная музыка»
Выполнение. Взрослый предлагает ребенку послушать произведение Вивальди «Осень».
Затем просит ребенка изобразить то, что ребенок услышал, на что была похожа эта музыка? Сначала взрослый беседует с ребенком. Ребенок рассказывает. Потом он включает эту же музыку, и он изображает, то, что он услышал.
• «Кто живет в воде»
Выполнение. Ребенок и взрослый вспоминают, кто живет в море. Какие растения и животные могут встретиться в подводном мире. Если ребенок затрудняется, очень хорошо предложить им картины с изображением подводного мира. Затем ребенок придумывает и изображает. А взрослый угадывает, что изображает ребенок.
• «Небо»
Выполнение. Ребенок лежит в расслабленном состоянии на полу. Взрослый включает плавную музыку и предлагает ему представить, что они лежат, смотрят на небо, а по небу летят облака разной формы.
После того, как ребенок самостоятельно пофантазировал, взрослый подходит к ребенку и спрашивает, какой формы облака он увидел (это могут быть и животные и предметы и т.д.), затем взрослый просит ребенка двумя руками одновременно обрисовать в воздухе, увиденное облако.
• «Мое облако»
Выполнение. Взрослый предлагает ребенку вспомнить облака, какие они? Какими словами их можно описать (ответы ребенка: быстрые, пушистые, легкие, необычной формы и т.д.). Затем включает медленную музыку и предлагает ребенку самостоятельно в движении изобразить увиденные облака и постараться передать плавность движения, легкость и способность перемещаться в разные стороны. По окончании изображения ребенок плавно опускается на пол.
Методические рекомендации. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, то взрослый выполняет это задание вместе с ним (в данном случае служит примером).
• «Танец огня»
Выполнение. Творческое задание. Взрослый предлагает ребенку послушать незнакомую музыку и придумать, как танцует огонь. Задание выполняется самостоятельно. Взрослый второй раз включает музыку, а ребенок в движении придумывает танец.
Методические рекомендации. Не обязательно, чтобы ребенок двигался на протяжении всей музыкальной композиции. Это может быть и 30 секунд, и одна минута, и т.д.
• «Танцующие снежинки»
Выполнение. Взрослый включает музыку. Ребенок повторяет все движения за ним.
Плавные движения руками вверх-вниз, вперед и в стороны.
- В кружении расходимся из круга и сходимся в центре.
- Соединяем правые руки вверху и идем по часовой стрелке под музыку, затем меняем руку и идем в другую сторону.
- Разбегаемся в свободном кружении, и каждый ребенок старается придумать движения для своей снежинки.
• «Придумай танец»
Выполнение. Взрослый предлагает придумать танец, который соответствует образу любимого животного, например, если ребенок выбрал образ котенка - то придумывает, как будет танцевать котенок, если - лягушонка, - то придумывает танец лягушонка и т.д.
Чтобы было удобнее ребенку придумывать, взрослый предлагает ему танцевать стоя. Включает песню «Чунга-чанга», и каждый ребенок придумывает свои танцевальные движения.
Например, танец лягушонка: раскрытые ладони зафиксированы около головы, наклоны вправо, влево 2-3 раза. Прыжки с хлопком руками перед собой и сзади. Прыжок с поворотом на 900 со словами: ква-ква-ква-ква (4 раза).
Методические рекомендации. Если ребенку очень сложно самостоятельно придумать танец, то взрослый может для примера показать танцевальные движения.
• «Что за птица?»
Выполнение.
а. «Изображение птицы по образу». Взрослый показывает любую птицу на картине, и ребенок старается с помощью выразительных движений передать позу птицы и ее характерные особенности (например: клест - клюв; павлин - хвост). Необходимо изображение 5-6 птиц.
б. «Угадай». Ребенок выбирает любую понравившуюся ему птицу и изображает ее.
• «Танец птиц»
Выполнение. Взрослый предлагает придумать танец для своей птицы, включает музыку. Ребенок самостоятельно и индивидуально двигается.
Методические рекомендации. Так как задание выполняется индивидуально, ребенок сам решает, когда закончится его танец. Для лучшего вхождения в образ танцующей птицы можно использовать аксессуары (ткань, украшения, пояса).
• «Танец цветов»
Выполнение. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов». Взрослый предлагает ребенку нарядиться. После этого ребенок придумывает индивидуальный танец.
• «Незнакомая музыка»
Выполнение. Взрослый включает незнакомую музыку и предлагает ребенку представить, что может произойти под такую музыку.
После прослушивания ребенок рассказывает небольшую историю, услышанную в музыке.
Игры, способствующие контролю импульсивности
«Автомобиль». Ребенок изображает детали машины («колеса», «дверцы», «багажник», «капот» и т.п.), из которых водящий (взрослый) «собирает» автомобиль.
«Море волнуется» и другие игры типа «Замри-отомри».
«Съедобное-несъедобное», «Черное с белым не носить, «Да» и «Нет» не говорить» и подобные игры, требующие самоконтроля для коррекции импульсных реакций.
«Продолжи ритм» (для детей 6-7 лет). Ребенок участвует в непрерывном воспроизведении освоенного ритма, имея право только на один хлопок после взрослого.
Методические рекомендации. Здесь предложены развивающие игры, которые вы можете использовать как в игре с одним ребенком, так и с двумя и больше. Игры можно организовать дома и на улице, а также некоторые игры можно предложить детям на дне рождения или любом другом семейном празднике, когда к вашим детям или к вам приходят гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Как вести себя с гиперактивными детьми?»
Часто педагоги и родители считают, что гиперактивность - это результат плохого воспитания. На самом деле такой медико - нейропсихологический диагноз может быть поставлен только по ре...
Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе
Как учить ребенка, который не может усидеть на месте, удержать ручку и смотреть на доску?...
Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе
Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе...
Рекомендации родителям по работе с гиперактивными детьми
Если ребёнок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, воспитатели, учителя. Но гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует внимания взрослых, чу...
ИГРЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.
ИГРЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.КАРТОТЕКА....
Игры с гиперактивными детьми
Игры для гиперактивных детей качественно отличаются от игр с остальными детьми. Однако, эти игры могут быть полезны всем детям для развития внимания. ...
Приемы и игры для работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми
Консультация для педагогов...