Конспект СОД "Путешествие в страну Шуршандию" - 25.03.2018 г.
план-конспект

Колесова Татьяна Владимировна

Цель занятия: автоматизация звука [ Ш ] в словах. Предназначен для детей 5 - 7 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx47.54 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Колокольчик»р.п. Духовницкое Саратовской области

Конспект подгрупповой логопедической СОД

с применением элементов игровых технологий по формированию звукопроизношения у детей подготовительной группы.

Средний возраст детей 5,5 лет

Этап: автоматизация звука [Ш ] изолированно, в словах и слогах  

Тема: «Путешествие в страну Шуршандию»

Автор учитель – логопед  1 квалификационной категории Колесова Т. В.

Форма проведения: занятие-путешествие

Образовательная область: речевое развитие

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация, небольшие игрушки,  шаблоны буквы Ш, цветной песок, карточки для игры «Слова - рифмы».

Цель:  создание условий для автоматизации звука [Ш] в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить правильное произношение звука [Ш] изолированно, слогах, словах;

Закреплять знание акустико - артикуляционной характеристики звука [Ш].

Закреплять умение согласовывать числительное с существительным.

Закреплять умение образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме, обогатить словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляторную и мелкую и общую моторику;

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, фонематический слух, грамматический строй речи; 

Развивать лексико - грамматический строй речи;

Развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям;

Воспитывать самостоятельность;

Воспитывать усидчивость, доброжелательность.

Ход занятия:

Организационный момент

Слайд 2

Доброе утро ребята!

Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)

Давайте, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне.

Мы спокойны и добры.

Мы здоровы и бодры.

Делаем глубокий вдох через нос – вдохнем свежий воздух.

А выдохнем через рот – все огорчения и тревогу.

Введение в тему занятия

Слайд 3

Приходит Шапокляк под музыку

Ш.: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Да)

Ш.: Да меня зовут Фапокляк. Ой! Фто со мной?

Л:  Как вы думаете, ребята, что случилось с Шапокляк? (ответы детей)

Л: Правильно, Шапокляк не выговаривает звук [Ш], поэтому она не правильно произносит свое имя.

Л: А ребята уже умеют произносить звук [Ш].  Ребята а что нужно сделать Шапокляк чтобы тоже научиться произносить звук [Ш]? (ответы детей)

Л.: Правильно, нужно заниматься с логопедом.

Ш.: Ой, я пойду заниматься к логопеду.

Слайд 4

Мотивационная ситуация

Слайд 4 щелчок (исчезает фото детсада)

Слайд 4 еще щелчок (появляется мальчик)

включить звук

На слайде появляется мальчик и звучит его голос.

M:  Здравствуйте, ребята! Я житель страны «Шуршандия». Жители моей страны всегда выговаривают звук [Ш] и я узнал, что вы научились произносить звук [Ш]. Вы хотите всегда его выговаривать? (Пауза) Тогда я хочу поделиться с вами секретом. Жители страны «Шуршандия», в который я живу, всегда четко произносят звук [Ш] потому что они каждый день играют  и выполняют разные упражнения для тренировки произношения. А еще они правильно произносят звук [Ш] потому что они все знают акустическую и артикуляционную характеристику звука. Ребята, а вы знаете? (Да).

Л.: Ребята, давайте с вами вспомним все о звуке [Ш]

- Звук [Ш] какой? (гласный, твердый, глухой)
-А где находится язычок, когда мы произносим звук [Ш], вверху или внизу? (вверху)
-Какую форму он принимает? (форму «чашечки»)
-Какую форму принимают губы? Они растянуты в улыбке или округлены? (округлены)
-Когда мы произносим звук [Ш], какой идет ветерок теплый или холодный? (теплый)
Л.: Молодцы, ребята!

Слайд 5

включить голос

На слайде появляется мальчик и звучит его голос.

М:   Так вы хотите узнать в какие игры играют жители моей страны чтобы всегда четко произносить звук [Ш]? Чтобы узнать все игры и упражнения, я приглашаю вас совершить путешествие в мою страну «Шуршандия».

Слайд 5 щелчок Мальчик исчезает.

Слайд 5 щелчок (появляется фото детсада)

Л.: Ребята, давайте с вами отправимся в путешествие. Как вы думаете, на чем можно отправиться путешествовать? (ответы детей) Я вам помогу загадкой.

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Зонтик яркий или белый,

Он большой и очень смелый,

Он по воздуху летает,

С облаков людей спускает.

Через несколько минут

Опустился ... (парашют)

Слайд 6

На слайде появляется воздушный шар.

Л.: Я предлагаю вам совершить путешествие на волшебном чудо - парашюте.

Давайте подойдём к парашюту, возьмёмся за ручки и полетим. Когда будем поднимать парашют вверх делайте вдох, а когда будем опускать вниз произносите звук [Ш]  

(Дети, держась за ручки парашюта, делая вдох, поднимают руки вверх и опускают вниз и произносят изолированно звук Ш).

Дети убирают парашют.

Основная часть занятия. Открытие новых знаний.

Слайд 7

Л: Вот мы и прибыли с вами в страну Шуршандию.

Слайд 7 (щелчок)

На слайде появляется человечек и звучит его голос:

M: Привет, ребята! Как перелёт на чудо - парашюте?

Жители моей страны каждый день  начинают с артикуляционной гимнастики.

Л: Ребята, чтоб слова звучали гладко,

Давайте сделаем для язычка зарядку. (Дети садятся за столы берут зеркала и выполняют артикуляционную гимнастику)

Слайд 8

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

Л: «Улыбка»

Рано утром мы проснемся,

Маме с папой улыбнемся.

Л: «Заборчик»:

В окно выглянем во двор

И увидим там забор.

Л: «Маляр»:

Чтобы дома было чисто,

Потолок покрасим кистью.

Л: «Чашечка»:

А теперь мы отдохнем,

Чашку чайную возьмем

Л: «Бублик»:

С бубликами чай попьём

И с вареньем попьем тоже.

Л: «Лошадка»:

По дорожке узкой, гладкой

Мы поскачем на лошадке.

Л: «Грибок»:

У дорожки есть дубок,

Под дубком растет грибок.

Л: «Гармошка»:

Мы от радости немножко

Поиграем на гармошке.

Л.: Молодцы, ребята!

Слайд 9

Массаж мимической мускулатуры.

Появляется мальчик и звучит его голос

M: После гимнастики для язычка полезно делать массаж мимической мускулатуры. Жители моей страны всегда его делают.

Л.: Ребята, встаньте в круг слушайте слова и выполняйте движения:

Мы ладошки растираем и лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже, теплым стать ему поможем.

Щечки, губки, подбородок разотрем,

Дружно губки пожуем, там живет наш язычок,

Пусть погреется дружок!

Слайд 10

Дыхательное упражнение    «Воздушный шарик»        

Появляется мальчик и звучит его голос

M: А еще жители моей страны каждый день развивают  воздушную струю, потому что для четкого произношения она должна быть сильная.

Л: Давайте, ребята, потренируем свой выдох.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

Слайд 11

Игра «Повторялочка»

Появляется мальчик и звучит его голос

М: Ребята,  а еще мы любим произносить слоги. Ребята, предлагаю вам тоже потренироваться в произношении слогов и поиграть в игру «Повторялочка» с мячом.

Л.: Ребята, я буду произносить слоги и бросать вам по очереди мяч, а вы будете их повторять, так, как я скажу и бросать мяч мне обратно.

Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу
Ша-шо-шу
Аш-аш-аш
Ош-ош-ош
Уш-уш-уш
Аш-ош-уш

Слайд 12

Физкультминутка:

Появляется мальчик и звучит его голос

М: Жители нашей страны любят сочинять стихи и придумывать разные смешные рифмы.

Л.: Ребята возьмитесь за руки шагайте по кругу и повторяйте вместе со мной.

ША-ША-ША-ША- я Шагаю не спеШа

я Шагаю не спеШа- ША-ША-ША-ША

ШУ-ШУ-ШУ-ШУ- выШе руки подниму

выШе руки подниму- ШУ-ШУ-ШУ-ШУ

ШИМ-ШИМ-ШИМ-ШИМ- на носочках побежим

на носочках побежим- ШИМ-ШИМ-ШИМ-ШИМ

ШО-ШО-ШО-ШО- отдохнули хороШо

отдохнули хороШо- ШО-ШО-ШО-ШО

Слайд 13

Игра «Слова - рифмы»

Появляется мальчик и звучит его голос

M: А еще мы любим  играть в игру слова-рифмы. Возьмите игру посмотри на картинки, положите картинки попарно рядом, названия которых звучат похоже. 

Л.: Ребята, давайте подойдем поиграем в игру «Слова рифмы» и разложим картинки.

Подушка…(лягушка),
Шишка…(мышка),
Камыши…(малыши),
Машина…(шина),
Окошко…(лукошко),
Мышка…(вышка),
Ватрушки…(игрушки).

Л.: Молодцы, ребята. 

Слайд 14 

Пальчиковая игра «Осень, осень к нам пришла…»

Появляется мальчик и звучит его голос

M: Для того, чтобы четко говорить нужно чтобы пальчики были умелыми, подвижными, мы каждый день их разминаем, делая зарядку для пальчиков. Л.: Давайте  сделаем пальчиковую гимнастику «Осень, осень к нам пришла..».

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

(Стучим пальцем левой руки по ладони правой)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят.

(Трём ладонью о ладонь)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны,

Подождем их до весны.

(Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)

Чик-чирик, чик-чирик,

Подождем их до весны.

Слайд 15

Игра «Посчитай»

Появляется мальчик и звучит его голос

M: А еще человечки умеют согласовывать числительные с существительными. Посмотри сколько воздушных шариков в нашей стране. Посчитайте, сколько их?

Л.: Ребята, давайте посчитаем шарики. 

Один шарик

Два шарика

Три шарика

Четыре шарика

Пять шариков и т.д. до 8  (Дети считают хором)

Слайд 16

Упражнение «Сухой бассейн»

Появляется мальчик и звучит его голос

M: Ребята в нашей стране есть сухой бассейн. Жители нашей страны потеряли в нем фигурки. Найдите их, пожалуйста, и назовите.

Л.: Ребята давайте достанем фигурки и назовем что найдем.

Продуктивная деятельность.

Слайд 17

Появляется мальчик и звучит его голос

М. Ребята, а еще у звука [Ш] есть домик, который называется буквой.

У жителей страны есть бумажная буква [Ш], но она засекречена. Чтобы ее рассекретить снимите пленку со скотча, посыпьте силуэт буквы золотым песком, затем аккуратно стряхните остатки песка. Вот так вы ее и  рассекретите.

Слайд 18 (включить звук)

Дети выполняют.

Слайд 19

Появляется мальчик и звучит его голос

М: Ребята, вот и все наши любимые игры и занятия, надеюсь, они вам помогут  научиться произносить звук [Ш] четко. А еще запомните наш девиз: 

«Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

Потому, что не спешим!

Мне пора прощаться, до свидания!

Слайд 19 щелчок мальчик исчезает

Л.: Ребята давайте с вами вместе повторим девиз жителей страны Шуршандия (произносят хором)

Л.: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.

Слайд 20

На слайде появляется воздушный шар

Игра  «Назови ласково»

Но перед полетом предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково» с нашим чудо - парашютом.

Дети берут парашют

Л.: Я буду называть любое существительное и назову кто отвечает, тот называя это слово в уменьшительно - ласкательной форме и поднимает сектор парашюта:

шар – шарик

изба – избушка

кума - кумушка

зима - зимушка

штаны - штанишки

тётя - тетушка

дядя - дядюшка

солнце - солнышко

хлеб - хлебушек

камень - камушек

пятно - пятнышко

дно - донышко

дед - дедушка

Л: А теперь, внимание, полетели в детский сад.

(Дети, держась за ручки парашюта, делая вдох, поднимают руки вверх и опускают вниз произносят изолированно звук Ш).

Дети убирают парашют

Слайд 21

На слайде появляется фото детского сада

Л: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.

Рефлексия

Слайд 22

Приходит Шапокляк под музыку

Ш.: Ребята! Это снова Я. Вы меня узнали?  (Да) 

Л.: Шапокляк ты позанималась с логопедом? (Да)   

Л.: Чему ты у него научилась? (четко выговаривать свое имя)

Ш.: Меня зовут Шапокляк. Вот как я умею. Спасибо вам ребята что подсказали мне что надо делать. А теперь мне надо идти. До свидания.  

Д.: До – свидания!

Л.: Ребята, по какой стране мы с вами сегодня путешествовали?(ответы детей)

Л.: На чём мы совершили путешествие? (ответы детей)

Л.: В какие игры играют жители страны «Шуршандия» для того, чтобы всегда выговаривать звук [Ш]? (ответы детей)

Л.: Какие из них вам понравились больше всего? (ответы детей)

Л.: А вы запомнили девиз у жителей страны «Шуршандия»? (ответы детей)

Л.: Ребята, вы были все очень активными на занятии, спасибо вам! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект урока «Лаплатские страны».

Цель урока - сформировать у учащихся представление об особенностях природы и населении Лаплатских стран. Изложение нового материала основано на ранее полученных знаниях  по теме «Бразилия»....

Конспект занятия «В стране здоровячков»

Урок-здоровья с  особыми детьми...

Конспект занятия «В стране здоровяков»

Занятие по ЗОЖ  "В стране здоровяков"...

Конспект логопедического занятия "Страна Жужжандия".

Размещенный материал представляет собой конспект логопедического занятия с использованием интерактивной доски SMART board с программным обеспечением SMART Notebook и пояснительную записку с перечислен...

Конспект урока "Англоговорящие страны" 7 класс

Конспект урока "Англоговорящие страны" 7 класс по учебнику М.З.Биболетовой...

Конспект урока "Австралия - страна-материк"

сформировать общее представление о материке; познакомиться с особенностями географического положения и природы Австралия; развивать познавательный интерес средствами ИКТ....