Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии
консультация на тему

Рита Салаватовна Абдуллина

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильноподобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваютсяпсихические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №58»

Нижнекамского муниципального района РТ

Тема:

Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии

                 

                                   Подготовила:

                                                                 учитель – логопед первой

                                           кв. категории

                                               Абдуллина Р.С.

                                        (март, 2018)

Нижнекамск, 2018

Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в

коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильноподобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваютсяпсихические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится ихречь.

Задачи музыкального воспитания:

Музыкальное воспитание в детском саду проводится с учетом«симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие:

1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах,

выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности,развиваться более гармонично.

2. Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания,мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты смузыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органовслуха. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.

3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата; развитие

равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшенияориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания,воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, чтокоррекция движений сказывается на речи. «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи,поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре,в двигательной импровизации».

4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения,скороговорки, проглатывания окончаний слов.

Виды музыкальной деятельности традиционные: это слушание музыки,исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения,игру на детских музыкальных инструментах), творчество.

 Обратим вниманиена некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, имеющими нарушениями речи.

Слушание  музыки является самостоятельным видом музыкальной

деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. посути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферудетей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формированиеличности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционныхзадач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальноевосприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

Исполнительство:

Значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика. Научить детей снарушением речи игре на детских музыкальных инструментах, игре воркестре – это средство решения коррекционных задач:

- развитие внимания и памяти;

- развитие координации движений (бубен, барабан, металлофон,

маракасы и др.);

- развитие мелкой моторики пальцев рук (дудочка, металлофон,

колокольчик и др.);

- развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы, дудочки);

- развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играхтипа «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй какя», «Музыкальное лото»;

- развитие координации пения с движением пальцев рук (неозвученое пианино);

- развитие музыкально-ритмического чувства.

Пение– один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пениедавно используется как одно из реабиталитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогаетисправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения,проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли- ли», «ту-ру- ру» способствуют автоматизации звука, закреплениюправильного произношения.

Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра являетсяосновным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной  инепринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогомкоррекционные задачи.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-

фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый идинамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительныхпроцессов.

Движение– это тоже речь, выражающая сущность ребенка. Даже если ребенок молчит, но движениями передает характермузыкального произведения, выражает свое отношение к нему, еслиправильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, –значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедическихгруппах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны длядетей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение идвижение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться всамостоятельной деятельности.

Творчество  как один из видов музыкальной деятельности детей, предполагает развитие у них творческого воображения, активности, способности в импровизировании и пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми,имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, аскорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение,снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание,память.

Логоритмика– одно из важнейших методических средств,направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи. Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкальноговоспитания в целом. «Главная задача  логоритмики – воспитание и развитиечувства ритма через движение путем развития слухового внимания иулучшения речи путем воспитания ритма речи».

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетаниямузыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармония внутри семьи, или воспитание детей с отклонениями в развитии.

Рождение ребёнка с отклонениями в развитии воспринимается родителями как трагедия, потеря перспектив дальнейшей жизни.  Это стресс для семьи. Переживание длительного стресса приводит к повышенной...

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.

В статье уделяется внимание вопросу о роли семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья,  о принципах семейного воспитания, о сотрудничестве детей и родителей. Затрагивается во...

"Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии"

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобр...

Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии

Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных фу...

Памятка " О воспитании детей с отклонениями в развитии"

О воспитании детей с отклонениями в развитии...

Причины и виды отклонений в речевом развитии дошкольников

Консультация для воспитателей о причинах и видах речевой патологии у дошкольников...