Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии
консультация на тему
Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильноподобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваютсяпсихические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_vospitanie_detey_s_otkloneniyami_v_rechevom_razvitii.docx | 21.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №58»
Нижнекамского муниципального района РТ
Тема:
Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии
Подготовила:
учитель – логопед первой
кв. категории
Абдуллина Р.С.
(март, 2018)
Нижнекамск, 2018
Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии
Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в
коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильноподобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваютсяпсихические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится ихречь.
Задачи музыкального воспитания:
Музыкальное воспитание в детском саду проводится с учетом«симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие:
1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах,
выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности,развиваться более гармонично.
2. Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания,мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты смузыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органовслуха. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата; развитие
равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшенияориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания,воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, чтокоррекция движений сказывается на речи. «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи,поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре,в двигательной импровизации».
4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения,скороговорки, проглатывания окончаний слов.
Виды музыкальной деятельности традиционные: это слушание музыки,исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения,игру на детских музыкальных инструментах), творчество.
Обратим вниманиена некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, имеющими нарушениями речи.
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной
деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. посути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферудетей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формированиеличности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционныхзадач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальноевосприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.
Исполнительство:
Значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика. Научить детей снарушением речи игре на детских музыкальных инструментах, игре воркестре – это средство решения коррекционных задач:
- развитие внимания и памяти;
- развитие координации движений (бубен, барабан, металлофон,
маракасы и др.);
- развитие мелкой моторики пальцев рук (дудочка, металлофон,
колокольчик и др.);
- развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы, дудочки);
- развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играхтипа «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй какя», «Музыкальное лото»;
- развитие координации пения с движением пальцев рук (неозвученое пианино);
- развитие музыкально-ритмического чувства.
Пение– один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пениедавно используется как одно из реабиталитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогаетисправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения,проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли- ли», «ту-ру- ру» способствуют автоматизации звука, закреплениюправильного произношения.
Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра являетсяосновным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной инепринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогомкоррекционные задачи.
Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-
фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый идинамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительныхпроцессов.
Движение– это тоже речь, выражающая сущность ребенка. Даже если ребенок молчит, но движениями передает характермузыкального произведения, выражает свое отношение к нему, еслиправильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, –значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.
Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедическихгруппах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны длядетей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение идвижение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться всамостоятельной деятельности.
Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей, предполагает развитие у них творческого воображения, активности, способности в импровизировании и пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми,имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, аскорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение,снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание,память.
Логоритмика– одно из важнейших методических средств,направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи. Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкальноговоспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитиечувства ритма через движение путем развития слухового внимания иулучшения речи путем воспитания ритма речи».
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетаниямузыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гармония внутри семьи, или воспитание детей с отклонениями в развитии.
Рождение ребёнка с отклонениями в развитии воспринимается родителями как трагедия, потеря перспектив дальнейшей жизни. Это стресс для семьи. Переживание длительного стресса приводит к повышенной...
Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.
В статье уделяется внимание вопросу о роли семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, о принципах семейного воспитания, о сотрудничестве детей и родителей. Затрагивается во...
"Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии"
Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобр...
«Особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии»
Материалы к семинару...
Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии
Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных фу...
Памятка " О воспитании детей с отклонениями в развитии"
О воспитании детей с отклонениями в развитии...
Причины и виды отклонений в речевом развитии дошкольников
Консультация для воспитателей о причинах и видах речевой патологии у дошкольников...