Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР
календарно-тематическое планирование на тему

Кара-Сал Аржаана Петровна

программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образазовательная школа №3 города Чадана

Дзун-Хемчикского кожууна

Утверждаю

директор школы

Сегленмей Л.О.___________

«___»____________2016 г.

Коррекционно-развивающая программа

педагога-психолога для детей 9-12 лет с ЗПР

надомного обучения

2016 г.

Пояснительная записка.

Коррекционо-развивающая работа подразумевает занятия психолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции. Дети с задержкой психофизического развития (ЗПР) являются наиболее сложными  в диагностическом отношении. В настоящее время  эта категория детей всесторонне изучена, как с клинической стороны,  так  и  с психолого-педагогической.

В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных  факторов  задержка психического развития  дает разные варианты  отклонений  в  эмоционально-волевой  сфере  и  в  познавательной деятельности.

В  исследованиях дефектологов указывается,  что при ЗПР имеет место  неравномерность  формирования  психических функций,  причем  возможно  как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических  процессов.    В результате  изучения  психических процессов  и  возможностей  в обучении детей с ЗПР выявлен  ряд  специфических особенностей  в  их познавательной,  эмоционально-волевой  деятельности,  поведении всей личности. 

Выявлены следующие черты:   повышенная  истощаемость  и  в результате  нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарь; несформированность  навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Замедлены прием и переработка поступающей через органы чувств информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше, чем словесный. У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми.

 У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь у детей с ЗПР внешне удовлетворяет требованиям бытового общения. Но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками     наблюдается бедность словаря,  низкая осведомленность,  преемственность грамматики.

Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа основана на иерархическом принципе психологической коррекции «сверху – вниз», заключающимся в создании оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации нарушенного звена. (Кабанова, 1997 г.).

 Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

 Коррекционная программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• на развитие свойств внимания;

• на развитие объема механической и смысловой памяти;

• ориентацию в пространстве тела;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на развитие произвольности;

Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.

Цель: коррекция и развитие высших психических функций.

Задачи:

- развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;

- развивать слуховую и зрительную память;

- развивать целостность восприятия.

Принципы:

  1. Принцип развивающего обучения.

 Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У учащихся на индивидуальных занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Методологической основой программы являются следующие положения:

1. Образовательный уровень - начальный.

2. Ориентация содержания - практическая.

3. Характер освоения - развивающий.

4. Возраст обучающихся - 9-12 лет.

5. Форма организации учебно-воспитательного процесса – индивидуальные занятия.

6. Периодичность - 1 занятие в неделю.

7. Продолжительность одного урока – 35 минут.

Тематический план занятий

№ Занятия

Задачи занятия

Содержание занятия

Вводное занятие

Знакомство. Беседа.

  1. 1.

- развитие наблюдательности

- развитие зрительной памяти

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

-  Игра «Что изменилось».

-  Игра «Ищи безостоновочно».

- Корректурная проба. Проверка ошибок.

- Игра «Запомни порядок».

-  Игра «Карлики-Великаны».

3. Рефлексия занятия.

  1. 2.

- развитие концентрации внимания;

- развитие устойчивости внимания;

- развитие наблюдательности;

- развитие памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Найти ошибки в алфавите.

- Игра «Запомни пары слов».

- Корректурная проба.

- Закрашивание кружков.

- Игра «Заметить все».

3. Рефлексия занятия.

  1. 3.

- развитие концентрации внимания;

- развитие мелкой моторики;

- развитие мышления.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Игра «Какой предмет самый большой».

- Игра «Найди и продолжи закономерность».

- Корректурная проба.

- «Найди лишнюю фигуру».

- «Срисуй фигуру».

3. Рефлексия занятия.

  1. 4.

- развитие устойчивости и произвольности внимания;

- развитие слуховой памяти

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Игра «Карлики-Великаны».

- Графический диктант.

- Игра «Зашифрованные цвета».

- Закрашивание кружков.

- «Заучивание слов».

3. Рефлексия занятия.

  1. 5.

- развитие концентрации внимания;

- развитие устойчивости и произвольности внимания;

- Развитие зрительной памяти;

- развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Игра «Все наоборот».

- Корректурная проба.

- Задача «Нарисуй бусинки правильно».

- «Срисуй фигуру».

- «Запомни фигуры».

3. Рефлексия занятия.

  1. 6.

- Развитие концентрации внимания;

- развитие моторики;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Игра «Что нового».

- Игра «Нарисуй правильно».

- Игра «Скажи на оборот».

- Закрашивание кружков.

- Графический диктант.

- Упражнение на распределение внимания.

3. Рефлексия занятия.

  1. 7.

- Развитие концентрации внимания;

- развитие наблюдательности;

- развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Игра «Найди игрушку».

- Игра «Кто лучше нарисует».

- Корректурная проба.

- «Срисуй фигуру».

- «Картинки-нелепицы».

3. Рефлексия занятия.

  1. 8.

- Развитие произвольного внимания.

- Развитие слуховой памяти;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- «Запомни ритм».

- «Графический диктант».

- Игра «Повтори».

-Упражнение на распределение внимания.

- «Найди буквы алфавита».

3. Рефлексия занятия.

  1. 9.

- Развитие зрительной памяти;

- Развитие зрительного внимания;

- Развитие устойчивости внимания;

- Развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- «Что изменилось».

- «Нарисуй правильно».

- Закрашивание кружков.

- «Найди отличия».

- «Срисуй фигуру».

3. Рефлексия занятия.

  1. 10.

- Развитие слуховой памяти;

 - Развитие концентрации внимания;

- Развитие зрительного внимания;

- Развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Упражнение «Все помню».

- Корректурная проба.

- Графический диктант.

- «Шифровка».

- Лабиринты.

3. Рефлексия занятия.

  1. 11.

- Развитие переключаемости внимания;

- Развитие зрительной памяти;

- Развитие зрительного внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Упражнение на устойчивость и переключение внимания (животные – растения).

- «Трафареты».

- «Что изменилось».

- «Найди несоответствия на картинке».

- «Раскрась вторую часть картинки».

3. Рефлексия занятия.

  1. 12.

- Развитие концентрации и устойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Корректурная проба.

- «Срисуй фигуру».

- Упражнение «Цифровая таблица».

- «Шифровка».

3. Рефлексия занятия.

  1. 13.

- Развитие устойчивости внимания;

- Развитие мышления;

- Развитие скорости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Закрашивание кружков.

- Упражнение «Цифровая таблица» (с пропусками).

- Игра «Птица – не птица».

- Графический диктант.

- Игра «Летела корова».

3. Рефлексия занятия.

  1. 14.

- Развитие скорости внимания;

- Развитие помехоустойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Игра на внимание «Хлоп – топ».

- Корректурная проба.

- Игра «Маленький жук» (Мысленный графический диктант).

- Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками).

- «Срисовать фигуру».

3. Заключение.

  1. 15.

- Развитие наблюдательности;

- развитие устойчивости внимания;

- развитие помехоустойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Игра «Что изменилось».

- «Найди отличия».

- Графический диктант.

 - Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно считать хлопки).

- «Найди буквы алфавита».

3. Рефлексия занятия.

  1. 16.

- Развитие помехоустойчивости внимания;

- Развитие концентрации внимания;

- Развитие слуховой памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Корректурная проба.

- Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно решать примеры).

- Игра «Повтори».

- Решение арифметических задачек в уме.

3. Рефлексия занятия.

  1. 17.

- Развитие концентрации и устойчивости внимания.

- развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Корректурная проба.

- «Нанизывание бусинок».

- Игра «Пары слов»

- Игра «Дотронься до…»

- «Продолжи ряд фигур»

3. Рефлексия занятия.

  1. 18.

- Развитие концентрации внимания;

- развитие ассоциативной памяти.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть.

- Графический диктант.

- «Срисуй фигуру»

- Упражнение «Пары слов».

- Шифровка.

- «Найди лишнее»

3.Рефлексия занятия.

  1. 19.

- Развитие слуховой памяти;

 - Развитие концентрации внимания;

- Развитие зрительного внимания;

- Развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Корректурная проба.

- Игра «Мозайка»

- Игра «Запомни фигуры»

- Лабиринты.

- «Зашифрованные цвета»

3. Рефлексия занятия.

  1. 20.

- Развитие скорости переключения внимания;

- Развитие логического мышления;

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Парные корректурные пробы;

- Логические задачи;

-Парные шифровки;

- Загадки;

- «Найди лишнюю фигуру»;

3. Рефлексия занятия.

  1. 21.

- Развитие наблюдательности;

- развитие устойчивости внимания;

- развитие помехоустойчивости внимания.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Упражнение «Хлопни в ладоши»;

- Игра «Что изменилось»;

- Параллельные корректурные пробы;

- «Срисовка»;

- Графический диктант.

3. Рефлексия занятия.

  1. 22.

- развитие устойчивости и концентрации внимания;

- развитие памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Продолжи ряд фигур;

- Игра «Хлопни в ладоши»;

- «Расшифруй поговорку»;

- Закрашивание кружков;

- «Прослушай рассказ и ответь на вопросы»

  1. 23.

- Развитие концентрации внимания;

- Развитие мышления.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- «Составь рассказ из предложений»;

- «Определи чувства человека на картинке»;

- Графический диктант;

- «Найди лишнее слово»;

- «Назови общим словом».

3.Рефлексия занятия.

  1. 24.

- Развитие скорости переключения внимания;

- Развитие концентрации внимания;

- развитие устойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Упражнение «Докрась вторую половину»;

- Упражнение «Числовой квадрат»;

- Упражнение «Арифметические задачи в уме»;

- Корректурная проба;

- Загадки;

3. Рефлексия занятия.

  1. 25.

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие концентрации внимания;

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Упражнение «Перепиши без ошибок»;

- Мозайка;

- «Срисуй правильно»;

- Упражнение «Бусинки»;

3.Рефлексия занятия.

  1. 26.

- развитие концентрации и устойчивости внимания;

- развитие мелкой моторики;

- развитие наблюдательности.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Игра «Что нового».

- Игра «Нарисуй правильно».

- Игра «Скажи на оборот».

- Закрашивание кружков.

- Графический диктант.

- Упражнение на распределение внимания.

3. Рефлексия занятия.

  1. 27.

- Развитие мышления;

-развитие наблюдательности;

- развитие концентрации и устойчивости внимания.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Корректурная проба.

- Упражнение «Тренируем пальчики».

- Упражнение «Лабиринты».

- Упражнение «Метод словесных ассоциаций»

- Упражнение «Дорисуй вторую половину»

- Упражнение «Зашифрованный рисунок»

- Упражнение «Составь рассказ»

- Упражнение «Рассказ по цифрам»

- Упражнение «Угадай-ка»

3. Рефлексия занятия.

  1. 28.

- Развитие концентрации и устойчивости внимания;

- Развитие мелкой моторики;

- Развитие  воображения.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Игра «Шнуровка»;

- Упражнение «Дорисуй вторую половину»;

- Упражнение «Срисуй правильно»;

- Упражнение «Расшифруй поговорку»;

- Игра «Трафареты»;

3. Рефлексия занятия.

  1. 29.

- Развитие концентрации внимания;

- Развитие воображения;

- Развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Игра «Умный коврик»;

- Упражение «Срисовка»;

- Игра «Мозайка»;

- Тест Торренса.

3. Рефлексия занятия.

  1. 30.

- развитие концентрации внимания;

- развитие мыслительной операции «сравнение»

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Шифровка;

- Графический диктант;

- Упражнение «Что лишнее»;

- Упражнение «Скажи наоборот»;

- Загадки;

3. Рефлексия занятия.

  1. 31.

- развитие мыслительной операции «классификация»

- развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Графический диктант.

- Упражнение «Найди общее».

- Упражнение «Дай определение»

- Упражнение «Найди лишнее»

- Упражнение «Раскрась по образцу»

3. Рефлексия занятия.

  1. 32.

- развитие мелкой моторики;

- развитие воображения.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- «Свободный рисунок».

- «Составь рассказ по картинке».

- «Придумай название».

- Аппликации.

3. Рефлексия занятия.

Итоговое занятие.

Заключение. Написание характеристики.

Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:

  1. Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;
  2. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.
  3. А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».
  4. Справочник педагога-психолога школы / авт.-сост.Ю.А.Афонькина. – Волгоград:С74 Учитель. – 173 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

В докладе описано занятие с детьми арттерапией - одним из направлений технологии коррекционно-развивающего обучения....

Коррекционно-развивающее занятие в группе детей с ОНР

Коррекционно-развивающее занятие  в группе детей с ОНР составлено по сказке "Колобок".Речевой материал интересен первоклассникам. Цель занятия:развитие умения уобщаться в учебной ситуации у перво...

Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта

В общей педагогике под педагогическими системами понимаетсяцелостное единство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развития личности, поведения и деятельностиобучающегося. Каждая...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха  II года обучения 2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год...