Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР
календарно-тематическое планирование на тему
программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_programma_dlya_detey_s_zpr.docx | 45.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образазовательная школа №3 города Чадана
Дзун-Хемчикского кожууна
Утверждаю
директор школы
Сегленмей Л.О.___________
«___»____________2016 г.
Коррекционно-развивающая программа
педагога-психолога для детей 9-12 лет с ЗПР
надомного обучения
2016 г.
Пояснительная записка.
Коррекционо-развивающая работа подразумевает занятия психолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции. Дети с задержкой психофизического развития (ЗПР) являются наиболее сложными в диагностическом отношении. В настоящее время эта категория детей всесторонне изучена, как с клинической стороны, так и с психолого-педагогической.
В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности.
В исследованиях дефектологов указывается, что при ЗПР имеет место неравномерность формирования психических функций, причем возможно как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. В результате изучения психических процессов и возможностей в обучении детей с ЗПР выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении всей личности.
Выявлены следующие черты: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарь; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Замедлены прием и переработка поступающей через органы чувств информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше, чем словесный. У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми.
У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь у детей с ЗПР внешне удовлетворяет требованиям бытового общения. Но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками наблюдается бедность словаря, низкая осведомленность, преемственность грамматики.
Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа основана на иерархическом принципе психологической коррекции «сверху – вниз», заключающимся в создании оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации нарушенного звена. (Кабанова, 1997 г.).
Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.
Коррекционная программа включает задания и упражнения:
• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;
• на работу с эмоционально мотивационной сферой;
• на развитие свойств внимания;
• на развитие объема механической и смысловой памяти;
• ориентацию в пространстве тела;
• отвлечённую ориентировку в пространстве;
• пространственную ориентировку в плане;
• пространственную ориентировку в листе бумаги;
• на обучение самоконтролю;
• на развитие произвольности;
Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.
Цель: коррекция и развитие высших психических функций.
Задачи:
- развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;
- развивать слуховую и зрительную память;
- развивать целостность восприятия.
Принципы:
- Принцип развивающего обучения.
Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У учащихся на индивидуальных занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Методологической основой программы являются следующие положения:
1. Образовательный уровень - начальный.
2. Ориентация содержания - практическая.
3. Характер освоения - развивающий.
4. Возраст обучающихся - 9-12 лет.
5. Форма организации учебно-воспитательного процесса – индивидуальные занятия.
6. Периодичность - 1 занятие в неделю.
7. Продолжительность одного урока – 35 минут.
Тематический план занятий
№ Занятия | Задачи занятия | Содержание занятия |
Вводное занятие | Знакомство. Беседа. | |
| - развитие наблюдательности - развитие зрительной памяти | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Что изменилось». - Игра «Ищи безостоновочно». - Корректурная проба. Проверка ошибок. - Игра «Запомни порядок». - Игра «Карлики-Великаны». 3. Рефлексия занятия. |
| - развитие концентрации внимания; - развитие устойчивости внимания; - развитие наблюдательности; - развитие памяти. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Найти ошибки в алфавите. - Игра «Запомни пары слов». - Корректурная проба. - Закрашивание кружков. - Игра «Заметить все». 3. Рефлексия занятия. |
| - развитие концентрации внимания; - развитие мелкой моторики; - развитие мышления. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Какой предмет самый большой». - Игра «Найди и продолжи закономерность». - Корректурная проба. - «Найди лишнюю фигуру». - «Срисуй фигуру». 3. Рефлексия занятия. |
| - развитие устойчивости и произвольности внимания; - развитие слуховой памяти | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Карлики-Великаны». - Графический диктант. - Игра «Зашифрованные цвета». - Закрашивание кружков. - «Заучивание слов». 3. Рефлексия занятия. |
| - развитие концентрации внимания; - развитие устойчивости и произвольности внимания; - Развитие зрительной памяти; - развитие мелкой моторики. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Все наоборот». - Корректурная проба. - Задача «Нарисуй бусинки правильно». - «Срисуй фигуру». - «Запомни фигуры». 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие концентрации внимания; - развитие моторики; | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Что нового». - Игра «Нарисуй правильно». - Игра «Скажи на оборот». - Закрашивание кружков. - Графический диктант. - Упражнение на распределение внимания. 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие концентрации внимания; - развитие наблюдательности; - развитие мелкой моторики. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Найди игрушку». - Игра «Кто лучше нарисует». - Корректурная проба. - «Срисуй фигуру». - «Картинки-нелепицы». 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие произвольного внимания. - Развитие слуховой памяти; | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - «Запомни ритм». - «Графический диктант». - Игра «Повтори». -Упражнение на распределение внимания. - «Найди буквы алфавита». 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие зрительной памяти; - Развитие зрительного внимания; - Развитие устойчивости внимания; - Развитие мелкой моторики. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - «Что изменилось». - «Нарисуй правильно». - Закрашивание кружков. - «Найди отличия». - «Срисуй фигуру». 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие слуховой памяти; - Развитие концентрации внимания; - Развитие зрительного внимания; - Развитие мелкой моторики. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Упражнение «Все помню». - Корректурная проба. - Графический диктант. - «Шифровка». - Лабиринты. 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие переключаемости внимания; - Развитие зрительной памяти; - Развитие зрительного внимания. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Упражнение на устойчивость и переключение внимания (животные – растения). - «Трафареты». - «Что изменилось». - «Найди несоответствия на картинке». - «Раскрась вторую часть картинки». 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие концентрации и устойчивости внимания. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Корректурная проба. - «Срисуй фигуру». - Упражнение «Цифровая таблица». - «Шифровка». 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие устойчивости внимания; - Развитие мышления; - Развитие скорости внимания. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Закрашивание кружков. - Упражнение «Цифровая таблица» (с пропусками). - Игра «Птица – не птица». - Графический диктант. - Игра «Летела корова». 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие скорости внимания; - Развитие помехоустойчивости внимания. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра на внимание «Хлоп – топ». - Корректурная проба. - Игра «Маленький жук» (Мысленный графический диктант). - Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками). - «Срисовать фигуру». 3. Заключение. |
| - Развитие наблюдательности; - развитие устойчивости внимания; - развитие помехоустойчивости внимания. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Игра «Что изменилось». - «Найди отличия». - Графический диктант. - Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно считать хлопки). - «Найди буквы алфавита». 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие помехоустойчивости внимания; - Развитие концентрации внимания; - Развитие слуховой памяти. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Корректурная проба. - Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно решать примеры). - Игра «Повтори». - Решение арифметических задачек в уме. 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие концентрации и устойчивости внимания. - развитие мелкой моторики. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть. - Корректурная проба. - «Нанизывание бусинок». - Игра «Пары слов» - Игра «Дотронься до…» - «Продолжи ряд фигур» 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие концентрации внимания; - развитие ассоциативной памяти. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть. - Графический диктант. - «Срисуй фигуру» - Упражнение «Пары слов». - Шифровка. - «Найди лишнее» 3.Рефлексия занятия. |
| - Развитие слуховой памяти; - Развитие концентрации внимания; - Развитие зрительного внимания; - Развитие мелкой моторики. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Корректурная проба. - Игра «Мозайка» - Игра «Запомни фигуры» - Лабиринты. - «Зашифрованные цвета» 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие скорости переключения внимания; - Развитие логического мышления; | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Парные корректурные пробы; - Логические задачи; -Парные шифровки; - Загадки; - «Найди лишнюю фигуру»; 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие наблюдательности; - развитие устойчивости внимания; - развитие помехоустойчивости внимания. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Упражнение «Хлопни в ладоши»; - Игра «Что изменилось»; - Параллельные корректурные пробы; - «Срисовка»; - Графический диктант. 3. Рефлексия занятия. |
| - развитие устойчивости и концентрации внимания; - развитие памяти. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Продолжи ряд фигур; - Игра «Хлопни в ладоши»; - «Расшифруй поговорку»; - Закрашивание кружков; - «Прослушай рассказ и ответь на вопросы» |
| - Развитие концентрации внимания; - Развитие мышления. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - «Составь рассказ из предложений»; - «Определи чувства человека на картинке»; - Графический диктант; - «Найди лишнее слово»; - «Назови общим словом». 3.Рефлексия занятия. |
| - Развитие скорости переключения внимания; - Развитие концентрации внимания; - развитие устойчивости внимания. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Упражнение «Докрась вторую половину»; - Упражнение «Числовой квадрат»; - Упражнение «Арифметические задачи в уме»; - Корректурная проба; - Загадки; 3. Рефлексия занятия. |
| - развитие мелкой моторики рук; - развитие концентрации внимания; | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Упражнение «Перепиши без ошибок»; - Мозайка; - «Срисуй правильно»; - Упражнение «Бусинки»; 3.Рефлексия занятия. |
| - развитие концентрации и устойчивости внимания; - развитие мелкой моторики; - развитие наблюдательности. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Игра «Что нового». - Игра «Нарисуй правильно». - Игра «Скажи на оборот». - Закрашивание кружков. - Графический диктант. - Упражнение на распределение внимания. 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие мышления; -развитие наблюдательности; - развитие концентрации и устойчивости внимания. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Корректурная проба. - Упражнение «Тренируем пальчики». - Упражнение «Лабиринты». - Упражнение «Метод словесных ассоциаций» - Упражнение «Дорисуй вторую половину» - Упражнение «Зашифрованный рисунок» - Упражнение «Составь рассказ» - Упражнение «Рассказ по цифрам» - Упражнение «Угадай-ка» 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие концентрации и устойчивости внимания; - Развитие мелкой моторики; - Развитие воображения. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Игра «Шнуровка»; - Упражнение «Дорисуй вторую половину»; - Упражнение «Срисуй правильно»; - Упражнение «Расшифруй поговорку»; - Игра «Трафареты»; 3. Рефлексия занятия. |
| - Развитие концентрации внимания; - Развитие воображения; - Развитие мелкой моторики. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Игра «Умный коврик»; - Упражение «Срисовка»; - Игра «Мозайка»; - Тест Торренса. 3. Рефлексия занятия. |
| - развитие концентрации внимания; - развитие мыслительной операции «сравнение» | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Шифровка; - Графический диктант; - Упражнение «Что лишнее»; - Упражнение «Скажи наоборот»; - Загадки; 3. Рефлексия занятия. |
| - развитие мыслительной операции «классификация» - развитие мелкой моторики. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - Графический диктант. - Упражнение «Найди общее». - Упражнение «Дай определение» - Упражнение «Найди лишнее» - Упражнение «Раскрась по образцу» 3. Рефлексия занятия. |
| - развитие мелкой моторики; - развитие воображения. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2. Основная часть: - «Свободный рисунок». - «Составь рассказ по картинке». - «Придумай название». - Аппликации. 3. Рефлексия занятия. |
Итоговое занятие. | Заключение. Написание характеристики. |
Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:
- Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;
- Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.
- А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».
- Справочник педагога-психолога школы / авт.-сост.Ю.А.Афонькина. – Волгоград:С74 Учитель. – 173 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
В докладе описано занятие с детьми арттерапией - одним из направлений технологии коррекционно-развивающего обучения....
Коррекционно-развивающее занятие в группе детей с ОНР
Коррекционно-развивающее занятие в группе детей с ОНР составлено по сказке "Колобок".Речевой материал интересен первоклассникам. Цель занятия:развитие умения уобщаться в учебной ситуации у перво...
Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта
В общей педагогике под педагогическими системами понимаетсяцелостное единство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развития личности, поведения и деятельностиобучающегося. Каждая...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год...
- Мне нравится (1)