Речевой онтогенез и приёмы стимулирования речи
статья на тему

Агафонова Наталья Александровна

В статье представлены наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение в развитии речи, а так же приведены  способы стимуляции речевого общения у  дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_otnogenez_i_priemy_stimulirovaniya_rechi.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой онтогенез и приёмы стимулирования речи

  1. Наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение в развитии речи

В исследованиях Г.В. Чиркиной [5; с.185] установлены наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение анатомо-физиологических предпосылок речевой деятельности.

К ним относятся:

  • понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательных стадий овладения импрессивной речью; 
  • долингвистическая вокальная продукция (возраст и этапы вокализации, репертуар согласных звуков, организация лепетных звуков по типу итерации, структура слогов, просодия); 
  • первые комбинации жеста и слова; речевые акты утверждения и просьбы (отдельными словами; двусловные высказывания); появление коммуникативных намерений; 
  • начало активной речи (объем словаря и особенности детских номинаций; ранний синтаксис; аккомпанирующая речь; мотивированность речи действием или ситуацией); 
  • овладение фонемным строем речи (последовательное образование дифференциации фонем по акустическим и артикуляционным признакам; характер фонетических трансформаций). 
  • эти характеристики сопоставляются с данными клинико-психологического обследования и особенностями микросоциальных и педагогических условий формирования речи ребенка в каждом отдельном случае. 

В таблице, разработанной на основании исследований Разенковой Ю.А., Чиркиной Г.В.[2; 3; 1], приведены ориентировочные показатели речевого развития ребенка раннего возраста:


Возрастной период

Показатели лингвистического развития

по Чиркиной Г.В.

I этап (период новорожденности)

  • особенности физиологических функций (дыхание, глотание, сосание);
  • характер крика новорожденного;
  • взгляд в глаза взрослого (18-20 дней – Ю.А. Разенкова);

II этап (1-3 мес.)

  • характер реакций на изменение внешних условий (голод, при купании - охлаждение, перегрев);
  • особенности мимики (при изменении питания);
  • начальное зрительное и слуховое сосредоточение;
  • наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение со стороны взрослого;
  • характер преобладающих реакций на раздражители;
  • характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери;
  • проявление положительных эмоций в комфортных условиях;

Первые доречевые реакции:

  • начальное гуление - гуканье;
  • истинное гуление (время его появления, длительность и напевность голосовой продукции, наличие голосовой и двигательной аутостимуляции, особенности общего поведения при гулении, наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активного гуления после звуковой или двигательной стимуляции);
  • первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас;
  • монотонность/выразительность, напевность гуления, модулированный/немодулированный характер первой доречевой продукции.

III этап (3-6 мес.)

  • характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него;
  • особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации;
  • переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности (с акцентацией на первом «слоге» серии);
  • изменение поведения в ответ на слуховые раздражители;
  • наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре;
  • сформированность физиологических функций – глотание, жевание (переход на густую пищу);
  • особенности визуального контакта с близкими людьми;
  • комплекс оживления;

IV этап (6-9 мес.)

  • особенности формирования лепета (модулированность, обогащение звукового состава, близость к мелодике родной речи, лепетные диалоги; умение выражать эмоции в обществе других людей, в одиночестве (при игре с игрушками) с помощью лепета);
  • понимание обращенной речи (реакция на имя, различение имен близких, реакция на вопросы: «Где мама?», «Где папа?»);
  • паралингвистические формы коммуникации (выражение своих просьб жестами, интонированными возгласами, криком; направленный взгляд («соединяющий») совместно с жестом для выражения просьбы, требования; умение всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», соблюдать условную последовательность, напоминающую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогических» лепетных сериях);
  • сформированность физиологических функций (жевание твердой пищи, питье воды из чашки маленькими глотками);
  • характер взаимодействия матери и ребенка.

V этап (9-12 месяцев)

  • первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации (контакт глаз, очередность «высказываний», кивает головой — «согласен/не согласен», машет ручкой — «до свидания» и т.п.);
  • понимание обращенной речи (знает свое имя, понимает простые вопросы, реагирует на запреты, выполняет простую инструкцию);
  • завершение лепетной стадии (активный лепет, его интонационная окрашенность и близость к выразительным мелодико-ритмическим особенностям речи взрослых, переход от аутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с мамой, подражанию новым слогам);
  • появление первых слов и переход к речевой коммуникации (в лепете различаются первые слова, близкие по своей структуре к лепету, развивается подражание значимым словам взрослых людей в форме нескольких упрощенных слов);
  • условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка: тактильно-эмоциональное, эмоционально-речевое, предметно-действенное общение ребенка со взрослым или сочетание этих форм (Ю. А. Разенкова);
  • сформированность базовых навыков глотания и жевания.

преддошкольный возраст: 1- 3 г.

  • особенности взаимодействия взрослого (взрослых) с ребенком (форма общения, стиль общения);
  • качественный и количественный состав начального детского лексикона (активный, пассивный; процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп; наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор);  частотность ситуаций, в которой это слово следует употреблять);
  • усвоение основных форм родного языка (фонологических, морфологических и синтаксических) и его содержания (семантический аспект);
  • адекватное функциональное использование речевых средств для организации полноценной коммуникации (прагматический аспект);

по Разенковой Ю.А.

1 г. 1 м. – 1 г. 3 м.

  • понимание речи (названия окружающих предметов, действий и движений);
  • использование лепета и отдельных облегченных слов в момент двигательной активности, удивления, радости;

1 г. 4м. – 1 г. 6 м.

  • понимание речи (обобщение предметов по существенным признакам в понимаемой речи (в "конфликтной" ситуации);
  • понимание предлогов и предложно - падежных категорий ("в", "на");
  • различение неречевых звучаний (с 1 г. 6 м.);
  • использование в активной речи облегченных слов и  произнесенных правильно, называние предметов и действий в момент сильной заинтересованности;

1 г. 7 м. – 1 г. 9 м.

  • понимание несложного рассказа по сюжетной картинке;
  • понимание предложно-падежных конструкций ("под");
  • понимание единственного и множественного числа существительного (к 1 г. 9мес.);
  • понимание слов-действий, выраженных категорией возвратности;
  • понимание суффиксальных отношений;
  • различение речевых звуков (с 1 г. 9 мес.);

Активная речь:

  • обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями;
  • слоговая структура слов (односложные, двусложные слова);
  • звукопроизношение (искажение, отсутствие, замены, смешения);

1 г. 10 м. – 2 г.

  • понимание короткого рассказа взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка;
  • понимание предложно-падежных конструкций с предлогами "у", "с";
  • понимание единственного и множественного числа глагола (с 2 лет);
  • различение высоты голоса (с 2 лет);

Активная речь:

  • использование трехсловных предложений, употребляет прилагательные и местоимения;
  • употребление винительного, предложного падежей (с 2 лет);
  • употребление слов с суффиксом уменьшительности (с 2 лет);
  • употребление именительного падежа множественного числа с окончанием "ы", "и" (с 2 лет);
  • слоговая структура слова: употребление трехсложных слов без стечения согласных (с 2 лет);
  • звукопроизношение;

2 г. 1 м. – 2 г. 6 м.

  • понимание обращенной речи: понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки: игрушки, посуда, одежда, мебель, части тела, части лица, домашние животные, транспорт, фрукты, овощи, части тела животного, действия (выполняемые ребенком и окружающими взрослыми),  признаки предметов (цвет, вкус, величина), наречия (обозначающие удаленность – приближенность предметов, их высоту, скорость перемещения, освещенность);
  • понимание предлогов -  «за», «по», «до», «над»  (с 2 л. 6 мес.);
  • понимание единственного и множественного числа прилагательного;
  • понимание настоящего и прошедшего времени глагола (с 2 л. 6 мес.);
  • различение слов, близких по звучанию (с 2 л. 6 мес.);

Активная речь:

  • использует многословные предложения (более трех слов);
  • практическое употребление родительного, дательного, творительного падежей;
  • практическое употребление ед. и мн. ч. имен существительных;
  • практическое употребление возвратных глаголов;
  • практическое употребление ед. и мн.ч. глагола;
  • появление вопросов: где? куда?
  • слоговая структура слова: двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
  • звукопроизношение.

2 г. 7 м. – 3 г.

  • понимание предложно-падежных конструкций и предлогов: «через», «около», «перед» (с 3 лет);
  • понимание слов с суффиксом увеличительности;
  • понимание префиксальных отношений.
  • различение слов, близких по звучанию

Активная речь:

  • начало употребления сложных придаточных предложений;
  • появление вопросов: почему? когда?
  • усвоение частей речи (количественная и качественная характеристика, соотношение - имена существительные, глаголы, имена прилагательные, наречия, местоимения, числительные, предлоги, союзы)
  • практическое употребление единственного и множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного (с 3 лет);
  • слоговая структура слова: употребление слов со стечением согласных (с 3 лет);
  • звукопроизношение.


  1. Некоторые приемы развития речи и стимуляции речевой активности в раннем возрасте.

Специалистами выделены следующие тактики стимуляции и развития речи ребенка раннего возраста в общении со значимым для него взрослым [4, с.44]:

  1. Имитационная тактика

Предполагает разработку речевой и когнитивной программы, в основе которой лежит генерализация и имитация речи по инициативе взрослого. Взрослый не только является инициатором общения, но и определяет его направление, содержание, объем и темп, а так же законченность или незавершенность действия, интенсивность и эмоциональный фон.

Имитационная тактика предполагает развитие новых умений ребенка через большое количество повторов, присвоение качественных и эмоциональных характеристик действиям и высказываниям.

Стимулирование развития речи детей через имитацию реализуется одновременно в нескольких направлениях:

        – провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого;

        – провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные речевые реакции на фоне эмоционального заражения;

        – провоцирование ребенка на просьбу, отказ, формальный диалог.

Провоцирование непроизвольного подражания является предпосылкой подражания произвольного, когда ребенок осознанно копирует звуки, звуковые комплексы, слова, а также имитирует интонации речи взрослого. Убаюкивание и кормление, наказание и похвала сопровождаются соответствующей и легко узнаваемой интонацией родителей. Растормаживание взрослым подражания может происходить только при поощрении ребенка и его поведения.

Прием эмоционального заражения - передача человеческих чувств и состояний, выраженных вокально-мимическими средствами. Для осуществления этого приема ребенок должен сосредоточить взор на лице взрослого, отражающего эмоциональное состояние. Кроме мимического отображения эмоции, взрослый обязательно должен четко «проговорить» свое состояние: «Очень грустно», «Как весело!», «Больно», «Приятно» и т.п.

Провоцирование ребенка на просьбу. Осуществляется на любом новом для ребенка игровом материале. Взрослый четко обозначает правила формального диалога словесно: «Хочешь эту игрушку? Да? На!» и с помощью движения, сопровождая фразу кивком. Таким же образом формируется  отказ: слово – движение – жест – слово, обязательно завершая действие словом: «Будем рисовать? Не будем. Нет».

  1. Натуралистическая тактика

Формирование мотивации ребенка к ситуативно-деловому общению, использовании речи в различных жизненных ситуациях. Акцент смещается на потребности и интересы ребенка, а взрослый сопровождает ребенка в поисках способов их удовлетворения.

Натуралистическая тактика коррекционно-развивающей работы строится на интуитивно найденных, а затем методически проанализированных и закрепленных приемах в свободной деятельности, игре, взаимодействии в повторяющихся бытовых ситуациях. Основу для построения контура коррекционно-развивающей программы по стимулированию речи ребенка подсказывает его поведение: приоритетный вид деятельности, особенности взаимодействия со взрослым, сформированность бытовых навыков и пр. Подсказками и опорами могут стать предпочтения, увлечения, а также привычные действия ребенка.

Приемы для закрепления доступных речевых реакций ребенка:

  • в первую очередь закреплялись звуки или слова, связанные с каждодневными потребностями ребенка;
  • в игровой деятельности воспроизводилась ситуация, в которой у ребенка появлялась подходящая звуковая или словесная реакция;
  • закрепление появившихся у ребенка звуков, слогов и слов происходило через подхватывание его речевых реакций, повтор слов или вокализаций, привязывание их по смыслу к ситуации, обыгрывание, ответы на них, создающие впечатление реального диалога;
  • в момент закрепления вокализаций,– происходило продуцирование взрослыми положительной, теплой, радостной и оптимистичной атмосферы, заражая при этом ребенка позитивной энергией.

Знакомые или привычные для ребенка манипуляции с предметами быта приобретали знаковые характер при условии постоянного проговаривания взрослыми названий, действий, результата и пр.

Условия использования приема:

  • утвердительная и спокойная интонация реплик, создающая позитивный речевой фон любой инициативе ребенка;
  • вопросы, направленные на выяснение его потребностей, громкие с утрированной интонацией высказывания исключены;
  • доброжелательное комментирование или вербализация действий, которые со временем переходят в привычный для ребенка фон.

Именно фоновое звучание речи создает условия для непроизвольного использования доступных ребенку слов или слогов, обозначающих действие.

Непроизвольные высказывания ребенка чаще проявлялись в следующих ситуациях:

        – в момент острой заинтересованности предметом;

        – погруженности в деятельность или увлеченности ею; примером может служить исследование свойств предмета,

сопровождающееся вокализациями, звукокомплексами;

        – в случае недовольства действиями взрослого или привлечения его внимания к себе, например, желание получить

похвалу от взрослого или его благосклонность;

        – при необходимости немедленной помощи.

Приём «подхватывания» непроизвольных речевых реакций («детский язык» или «детский разговор» baby-talk) – взрослым имитируются высказывания ребенка, достраиваются до простых слов или фраз.

Приём «тормошения» либо «тонизирования» ребенка – манипуляции, позволяющие  активизировать эмоциональные реакции ребенка, либо сосредоточить его внимание на лице говорящего.

Mathering («материнствование» или материнское взаимодействие с младенцем) – это взаимодействие, направленное на установление эмоционального контакта матери с ребенком, сопровождается использованием своего индивидуального по содержанию и форме детского языка – baby-talk. Создание позитивного фона, доброжелательность и поощрение любых усилий ребенка стимулируют его к выбору средств общения.

Прием отражения высказываний ребенка взрослым, «перекликание», выдерживание взрослым паузы для предоставления ребенку возможности высказывания – способствует формированию умения вступать в диалог, соблюдать очередность говорения.

Задача этих приемов - непрямое, опосредованное воздействие на речь детей через создание оптимальных условий для нормальной коммуникации.

Список использованной литературы

  1. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003.

  2. Разенкова Ю.А. Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни // Альманах Института Коррекционной Педагогики  РАО. -  2001. - № 3.
  3. Разенкова Ю.А. Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни// Альманах Института Коррекционной Педагогики  РАО. -  2001. - № 4.
  4. Филипович И.В. Тактики стимуляции и развития речи детей дошкольного возраста// Логопед. – 2004. - № 4.
  5. Чиркина Г. В.  К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей / Г. Чиркина // Альманах Института Коррекционной Педагогики  РАО. -  2000. - № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой онтогенез

Нормы речевого развития дошкольников...

Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной  деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации”...

Методическая рекомендация «Педагогические методы и приёмы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся»

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя.  Данная рекомендация создана для того, чтобы повысить...

Приёмы стимулирования интереса к учебе.

Приёмы стимулирования интереса к учебе.Важным условием высокой эффективности работы учащихся , проявления инициативы и активности является оценка их деятельности. В отличие от других общеобразовательн...

Статья: "Методические приёмы стимулирования познавательной активности учащихся при выполнении творческих проектов на уроках технологии".

Статья:"Методические приёмы стимулирования познавательной активности учащихся при выполнении творческих проектов на уроках технологии".  Основной потребностью здорового ребёнка явл...

Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у обучающихся с расстройством аутистического спектра

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Представленные методы и приёмы способствуют речевой активности детей. Материал будет полезен воспитателям детей младшего дошкольного возраста и родителям малышей....