Речевой онтогенез и приёмы стимулирования речи
статья на тему
В статье представлены наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение в развитии речи, а так же приведены способы стимуляции речевого общения у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_otnogenez_i_priemy_stimulirovaniya_rechi.docx | 40.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой онтогенез и приёмы стимулирования речи
- Наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение в развитии речи
В исследованиях Г.В. Чиркиной [5; с.185] установлены наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение анатомо-физиологических предпосылок речевой деятельности.
К ним относятся:
- понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательных стадий овладения импрессивной речью;
- долингвистическая вокальная продукция (возраст и этапы вокализации, репертуар согласных звуков, организация лепетных звуков по типу итерации, структура слогов, просодия);
- первые комбинации жеста и слова; речевые акты утверждения и просьбы (отдельными словами; двусловные высказывания); появление коммуникативных намерений;
- начало активной речи (объем словаря и особенности детских номинаций; ранний синтаксис; аккомпанирующая речь; мотивированность речи действием или ситуацией);
- овладение фонемным строем речи (последовательное образование дифференциации фонем по акустическим и артикуляционным признакам; характер фонетических трансформаций).
- эти характеристики сопоставляются с данными клинико-психологического обследования и особенностями микросоциальных и педагогических условий формирования речи ребенка в каждом отдельном случае.
В таблице, разработанной на основании исследований Разенковой Ю.А., Чиркиной Г.В.[2; 3; 1], приведены ориентировочные показатели речевого развития ребенка раннего возраста:
Возрастной период | Показатели лингвистического развития |
по Чиркиной Г.В. | |
I этап (период новорожденности) |
|
II этап (1-3 мес.) |
Первые доречевые реакции:
|
III этап (3-6 мес.) |
|
IV этап (6-9 мес.) |
|
V этап (9-12 месяцев) |
|
преддошкольный возраст: 1- 3 г. |
|
по Разенковой Ю.А. | |
1 г. 1 м. – 1 г. 3 м. |
|
1 г. 4м. – 1 г. 6 м. |
|
1 г. 7 м. – 1 г. 9 м. |
Активная речь:
|
1 г. 10 м. – 2 г. |
Активная речь:
|
2 г. 1 м. – 2 г. 6 м. |
Активная речь:
|
2 г. 7 м. – 3 г. |
Активная речь:
|
- Некоторые приемы развития речи и стимуляции речевой активности в раннем возрасте.
Специалистами выделены следующие тактики стимуляции и развития речи ребенка раннего возраста в общении со значимым для него взрослым [4, с.44]:
- Имитационная тактика
Предполагает разработку речевой и когнитивной программы, в основе которой лежит генерализация и имитация речи по инициативе взрослого. Взрослый не только является инициатором общения, но и определяет его направление, содержание, объем и темп, а так же законченность или незавершенность действия, интенсивность и эмоциональный фон.
Имитационная тактика предполагает развитие новых умений ребенка через большое количество повторов, присвоение качественных и эмоциональных характеристик действиям и высказываниям.
Стимулирование развития речи детей через имитацию реализуется одновременно в нескольких направлениях:
– провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого;
– провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные речевые реакции на фоне эмоционального заражения;
– провоцирование ребенка на просьбу, отказ, формальный диалог.
Провоцирование непроизвольного подражания является предпосылкой подражания произвольного, когда ребенок осознанно копирует звуки, звуковые комплексы, слова, а также имитирует интонации речи взрослого. Убаюкивание и кормление, наказание и похвала сопровождаются соответствующей и легко узнаваемой интонацией родителей. Растормаживание взрослым подражания может происходить только при поощрении ребенка и его поведения.
Прием эмоционального заражения - передача человеческих чувств и состояний, выраженных вокально-мимическими средствами. Для осуществления этого приема ребенок должен сосредоточить взор на лице взрослого, отражающего эмоциональное состояние. Кроме мимического отображения эмоции, взрослый обязательно должен четко «проговорить» свое состояние: «Очень грустно», «Как весело!», «Больно», «Приятно» и т.п.
Провоцирование ребенка на просьбу. Осуществляется на любом новом для ребенка игровом материале. Взрослый четко обозначает правила формального диалога словесно: «Хочешь эту игрушку? Да? На!» и с помощью движения, сопровождая фразу кивком. Таким же образом формируется отказ: слово – движение – жест – слово, обязательно завершая действие словом: «Будем рисовать? Не будем. Нет».
- Натуралистическая тактика
Формирование мотивации ребенка к ситуативно-деловому общению, использовании речи в различных жизненных ситуациях. Акцент смещается на потребности и интересы ребенка, а взрослый сопровождает ребенка в поисках способов их удовлетворения.
Натуралистическая тактика коррекционно-развивающей работы строится на интуитивно найденных, а затем методически проанализированных и закрепленных приемах в свободной деятельности, игре, взаимодействии в повторяющихся бытовых ситуациях. Основу для построения контура коррекционно-развивающей программы по стимулированию речи ребенка подсказывает его поведение: приоритетный вид деятельности, особенности взаимодействия со взрослым, сформированность бытовых навыков и пр. Подсказками и опорами могут стать предпочтения, увлечения, а также привычные действия ребенка.
Приемы для закрепления доступных речевых реакций ребенка:
- в первую очередь закреплялись звуки или слова, связанные с каждодневными потребностями ребенка;
- в игровой деятельности воспроизводилась ситуация, в которой у ребенка появлялась подходящая звуковая или словесная реакция;
- закрепление появившихся у ребенка звуков, слогов и слов происходило через подхватывание его речевых реакций, повтор слов или вокализаций, привязывание их по смыслу к ситуации, обыгрывание, ответы на них, создающие впечатление реального диалога;
- в момент закрепления вокализаций,– происходило продуцирование взрослыми положительной, теплой, радостной и оптимистичной атмосферы, заражая при этом ребенка позитивной энергией.
Знакомые или привычные для ребенка манипуляции с предметами быта приобретали знаковые характер при условии постоянного проговаривания взрослыми названий, действий, результата и пр.
Условия использования приема:
- утвердительная и спокойная интонация реплик, создающая позитивный речевой фон любой инициативе ребенка;
- вопросы, направленные на выяснение его потребностей, громкие с утрированной интонацией высказывания исключены;
- доброжелательное комментирование или вербализация действий, которые со временем переходят в привычный для ребенка фон.
Именно фоновое звучание речи создает условия для непроизвольного использования доступных ребенку слов или слогов, обозначающих действие.
Непроизвольные высказывания ребенка чаще проявлялись в следующих ситуациях:
– в момент острой заинтересованности предметом;
– погруженности в деятельность или увлеченности ею; примером может служить исследование свойств предмета,
сопровождающееся вокализациями, звукокомплексами;
– в случае недовольства действиями взрослого или привлечения его внимания к себе, например, желание получить
похвалу от взрослого или его благосклонность;
– при необходимости немедленной помощи.
Приём «подхватывания» непроизвольных речевых реакций («детский язык» или «детский разговор» baby-talk) – взрослым имитируются высказывания ребенка, достраиваются до простых слов или фраз.
Приём «тормошения» либо «тонизирования» ребенка – манипуляции, позволяющие активизировать эмоциональные реакции ребенка, либо сосредоточить его внимание на лице говорящего.
Mathering («материнствование» или материнское взаимодействие с младенцем) – это взаимодействие, направленное на установление эмоционального контакта матери с ребенком, сопровождается использованием своего индивидуального по содержанию и форме детского языка – baby-talk. Создание позитивного фона, доброжелательность и поощрение любых усилий ребенка стимулируют его к выбору средств общения.
Прием отражения высказываний ребенка взрослым, «перекликание», выдерживание взрослым паузы для предоставления ребенку возможности высказывания – способствует формированию умения вступать в диалог, соблюдать очередность говорения.
Задача этих приемов - непрямое, опосредованное воздействие на речь детей через создание оптимальных условий для нормальной коммуникации.
Список использованной литературы
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003.
- Разенкова Ю.А. Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. - 2001. - № 3.
- Разенкова Ю.А. Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни// Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. - 2001. - № 4.
- Филипович И.В. Тактики стимуляции и развития речи детей дошкольного возраста// Логопед. – 2004. - № 4.
- Чиркина Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей / Г. Чиркина // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. - 2000. - № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой онтогенез
Нормы речевого развития дошкольников...
Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения
Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации”...
Методическая рекомендация «Педагогические методы и приёмы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся»
Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. Данная рекомендация создана для того, чтобы повысить...
Приёмы стимулирования интереса к учебе.
Приёмы стимулирования интереса к учебе.Важным условием высокой эффективности работы учащихся , проявления инициативы и активности является оценка их деятельности. В отличие от других общеобразовательн...
Статья: "Методические приёмы стимулирования познавательной активности учащихся при выполнении творческих проектов на уроках технологии".
Статья:"Методические приёмы стимулирования познавательной активности учащихся при выполнении творческих проектов на уроках технологии". Основной потребностью здорового ребёнка явл...
Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у обучающихся с расстройством аутистического спектра
Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
Представленные методы и приёмы способствуют речевой активности детей. Материал будет полезен воспитателям детей младшего дошкольного возраста и родителям малышей....