Проект "Ты не один"
проект на тему

Зверева Елена Александровна

Данный проект регламентирует деятельность по организации работы с детьми с ОВЗ и инвалидами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ty_ne_odin.docx55.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Пионерский»

ПРОЕКТ

работы с детьми-инвалидами,

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

и их родителями

 «ТЫ НЕ ОДИН!»

                                                                Автор проекта:

                                                                Зверева Е.А.

                                                                    учитель русского языка  и литературы,

 заместитель директора по УВР

                                                            МБОУСОШ п. Пионерский

2016г.

Информационная карта

Полное название

Проект работы с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями

 «Ты не один!»

Автор проекта  

 Зверева Е.А., учитель русского языка  и литературы, заместитель директора по УВР МБОУСОШ п. Пионерский

Руководитель проекта

Зверева Елена Александровна, заместитель директора

по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ п. Пионерский

Территория реализации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Юридический адрес учреждения

628250 Тюменская область, ХМАО-Югра, Советский район,

г.п. Пионерский, ул. Ленина, 13

Телефон

8 (34675) 4-02-01

Цель, задачи

Цель: успешная социализация, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном процессе.

Задачи:

- создание комфортных условий для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;

- вовлечение обучающихся в различные формы внеурочной деятельности, как отдельно, так и совместно с классом;

- оказание информационно-просветительской помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

- формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие тесных эмоциональных отношений.  

Срок

реализации

2016-2019 г.г.

Учебные года:

2016/2017 учебный год

2017/2018 учебный год

2018/2019 учебный год 

Место проведения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Пионерский»

Аннотация

      Данный проект  направлен на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, создание условий для организации досуга и полноценного общения, взаимодействие специалистов школы с родителями (законными представителями) учащихся данной категории, сопровождение будет осуществляться на добровольной основе, через клубы:

- клуб  «Все цвета радуги» » (психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья);

- клуб  «Школа для родителей»  (психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей - инвалидов и обучающихся с ОВЗ).

Данный проект направлен на реализацию мероприятий, которые полностью соответствуют ФГОС ОВЗ, ФГОС НОО,ФГОС ООО, ФГОС УО.

Содержание

                          стр.

1. Концептуальные основы, актуальность…………………………………… 5-6  2.  Основная цель, вид и задачи………………………………..…....…………...7  3. Этапы и сроки реализации проекта ……………………………………8-9

4. Участники сопровождения…………………………………………………10

5. План работы по сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов…….11-13

6. Ожидаемые результаты реализации……………………………….…........13

7. Содержание работы клуба «Все цвета радуги!»……………………….. 14-15

8.Содержание работы клуба «Школа для родителей»………………….16-17

9.Информационные и методические ресурсы проекта………………....…18

Концептуальные основы

Данный проект необходим для преодоления трудностей во взаимоотношениях детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (Далее – детей с ОВЗ) с окружающими людьми. Он основан на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему обучающийся получает возможность для самореализации и повышения самооценки.

В основу проекта положен комплексный и системный подход к приобретению навыков общения, а также принцип личностной направленности - учет индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, своеобразия характеров детей с ОВЗ, подчеркивание личностных достоинств и опора на положительные качества личности.

В основе разработки лежат принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ.

Реализация проекта связана с необходимостью социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, актуальностью профилактики социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей данных категорий.

Реализация проекта способствует:

  • решению проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
  • умению пользоваться своими правами и обязанностями;
  • созданию благоприятной психологической обстановки в семьях, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
  • формированию слаженной работы специалистов школы и родителей;
  • возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
  • развитию толерантного образовательного пространства.

Актуальность

Проблема сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:

  • во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе воспитания и обучения;
  • во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;
  • в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.

В связи с этим необходимо обеспечить психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на протяжении всего периода обучения.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе психолого-педагогическая по преодолению их отчужденности в обществе.

Основная цель и задачи проекта

Цель: 

успешная социализация, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном процессе.

Задачи:

1. создание комфортных условий для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;

2.  вовлечение обучающихся в различные формы внеурочной деятельности, как отдельно, так и совместно с классом;

3. оказание информационно-просветительской помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

4. формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие тесных эмоциональных отношений.  

Вид

Проект социализации и адаптации  детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!».

Реализация проекта носит долговременный характер (3 года) и направлен на создание условий интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Возможная сложность реализации проекта  состоит в том, что необходимо рассматривать не только трудность социализации детей - инвалидов, но и принятие детей с ОВЗ как сверстниками, так и взрослыми.

Этапы и сроки реализации

1.Этап подготовительный (начало 2016-2017 учебного года):

- создание банка данных;

- ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;

- обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов форм, методов реализации проекта;

- организация работы творческой группы по реализации;

- составление плана мероприятий по реализации проекта.

Промежуточные результаты:

1.3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.

1.4. Повышение качества комплексных мероприятий;

1.5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Этап основной ( 2016-2017 уч.год, 2017-2018 уч.год, 2018-2019 уч. год)

Клуб «Все цвета радуги»:

- Обеспечение дифференцированных условий (вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПРА для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

 - Организация психолого-педагогического и социального сопровождения обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам.

Клуб «Школа для родителей»:

- Организация социально-педагогической и психологической помощи родителям детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании ребенка;

- Информирование родителей об особенностях развития ребёнка.

Промежуточные результаты:

2.1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;

2.2 Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях;

2.3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование;

2.4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, мероприятий.

3. Этап аналитико-обобщающий (конец 2018-2019 уч.года):

Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Перспективное планирование дальнейшего ППС сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. -обработка полученной в ходе реализации проекта информации

Промежуточные результаты:

3.1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;

3.2. Перспективное планирование;

3.3. Корректировка проекта.

Участники сопровождения

К участию в реализации проекта привлекаются: заместители директора, классные руководители, учителя, социальный педагог, учитель-логопед, педагоги-психологи, тьютор, дети-инвалиды, дети с ОВЗ и их родители.

План работы

по сопровождению

детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Направление работы

Участники

Сроки проведения

Организационное направление

Обновление и корректировка банка данных, индивидуальных карт психолого-медико–педагогического сопровождения детей с ОВЗ и

детей-инвалидов.

классный руководитель

учитель

тьютор

сентябрь/

в течение года

2

Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье, условий воспитания.

классный руководитель

тьютор

сентябрь

3

Обобщение и распространение опыта специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Размещение методических материалов на образовательных сайтах.

педагог-психолог

учитель-логопед

социальный педагог  

в течение года

Диагностическое направление

1

Изучение условий воспитания ребенка. Обследование жилищно-бытовых условий.

классный руководитель

тьютор

1 раз в год

2

Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий.

классный руководитель

педагог-психолог

в течение года

3

Проведение анкетирования для учащихся и родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

тьютор

сентябрь /

май

Информационно - консультативное направление

1

Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса.

классный руководитель

педагог-психолог

в течение года

2

Проведение тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков у обучающихся.

педагог-психолог

в течение года

3

Оказание всех видов психологической помощи родителям детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

педагог-психолог

в течение года

4

Консультации учителя-логопеда   по вопросам развития речи, коррекция звукопроизношения и т.д.

учитель-логопед

в течение года

5

Размещение информационных буклетов, памяток для родителей на сайте школы.

тьютор

в течение года

Культурно-досуговое направление

1

Проведение бесед для родителей и детей (формирование здорового образа жизни, санитарно-гигиенические правила, правила поведения в ОО).

классный руководитель

педагог-психолог

социальный педагог

тьютор

в течение года

2

Вовлечение детей в общественно-значимую деятельность, внеурочную деятельность. Организация полезного времяпровождения.

классный руководитель тьютор

в течение года

3

Участие детей в спортивных, тематических праздниках. Привлечение семей к участию в мероприятиях культурно-оздоровительного характера.

классный руководитель

тьютор

в течение года

4

Участие в конкурсах различного уровня:

-специалистов работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;

-обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

классный руководитель

учителя

тьютор

в течение года

5

Организация и проведение недели инклюзивного образования.

зам. директора

тьютор

март

6

Реализация клуба «Все цвета радуги!».

тьютор

в течение года

7

Реализация клуба «Школа для родителей».

тьютор

в течение года

Ожидаемые результаты реализации:

Реализация проекта должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, созданию условий для организации досуга и полноценного общения.

Итоговыми результатами социальной эффективности станут:

  • решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • участие детей  в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
  • уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • наличие навыков социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
  • возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
  • формирование навыков общения с детьми с ОВЗ;
  • развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Содержание работы клуба

«Все цвета радуги!»

 (психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья)

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества. Поэтому одним из актуальных вопросов в школах является обеспечение равных возможностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ и дети – инвалиды должны постигать мир, посещать культурные мероприятия, учувствовать в различных конкурсах, жить обычной школьной жизнью, как и здоровые дети. В рамках проекта с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Цель:  

создание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

Задачи:

- организовать комплексную психолого-педагогическую помощь обучающимся с ОВЗ и детям - инвалидам;

- вовлечь детей-инвалидов и детей с ОВЗ с учетом медицинских показаний в позитивную внеурочную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям;

- способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.

ПЛАН РАБОТЫ

Мероприятия

Сроки проведения

1

Формирование и корректировка банка данных детей - инвалидов и детей с ОВЗ

сентябрь

2

Анкетирование детей для выявления склонностей и интересов

сентябрь

3

Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность: кружки, секции.

октябрь

4

Привлечение учащихся к участию в организации «Недели толерантности».  

ноябрь

5

Подготовка рисунков ко Дню матери

ноябрь

6

Помощь детей в подготовке проведения мероприятия, посвященному «Международному дню инвалидов». Подготовка стенгазет детей совместно с классами.

декабрь

7

Проведение предновогоднего мероприятия «Ёлки».

декабрь

8

Беседа с привлечением педагога-психолога на тему: «Мои чувства и эмоции».

январь

9

Ролевая игра «Этикет, правила культурного общения».

январь

10

Беседа с привлечением социального педагога «Я и моё окружение».

февраль

11

Проведение беседы на тему: «Мужество – это »

февраль

12

Проведение беседы «Не жалейте сердца!» в классах к которым прикреплены дети инвалиды и дети с ОВЗ.

март

13

Тренинг, направленный на развитие коммуникативных навыков у обучающихся

апрель

14

Организация психолого-педагогической поддержки обучающихся.

в течение года

15

Вовлечение обучающихся в конкурсы различных уровней

в течение года

16

Собрание участников клуба для подведения итога реализации мероприятий. Оформления отчета.

май

Содержание работы клуба

  «Школа для родителей»  

(психолого-педагогическое сопровождение родителей

 (законных представителей) детей - инвалидов и обучающихся с ОВЗ)

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ и дети-инвалиды, мы определили общую  ЦЕЛЬ психолого-педагогической работы с родителями: 

        Повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Задачи:

- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;

- организовать психолого-педагогическую и информационную помощь родителям детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- оказать помощь в формировании знаний, умений и навыков в работе с детьми.

- обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

План работы

Мероприятия

Сроки проведения

1

Собрание участников клуба. Беседа на тему: «Воспитание самостоятельности у детей».

октябрь

2

Групповое занятие для родителей и детей направленное на развитие позитивных детско-родительских отношений. Подготовка к конкурсу поделок к Новому году.

декабрь

3

Семинар-практикум «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»

январь

4

Тренинг, направленный на развитие эмоционально-волевой сферы родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

февраль

5

Практические рекомендации по устранению недостатков речевого развития у обучающихся с ОВЗ.  

март

6

Групповое рисование «Мы вместе — это счастье».

апрель

7

Собрание участников клуба. Подведение итогов. Анкетирование родителей.

май

8

Психолого-педагогическая поддержка, индивидуальное консультирование родителей детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

в течение года

Методические и информационные ресурсы

Наименование ресурса

Информационные ресурсы

Методические ресурсы

Периодическая литература

Подбор и систематизация методической литературы

Справочно-информационная литература

Карты медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Методическая литература

Подбор и систематизация методической литературы

Наглядные и раздаточные материалы

Разработка рекомендаций, буклетов, памяток

Материалы сети Интернет

Групповые и индивидуальные консультации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодние шоу "ОДИН В ОДИН" для 7-11кл

Сценарийшоу «Один в один» 8-11 кл     Ведущий 1:Добрый  вечер дорогие друзья! Сегодня по-настоящему грандиозное, НОВОГОДНИЕ уникальное Шоу,  «Один в один»!    ...

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, посвященная Дню Защитника Отечества «ПАПА и СЫН, один в один!»

Конкурсная программа для учащихся начальных классов, посвященная Дню Защитника Отечества. В программе описаны конкурсы для мальчиков и их пап....

Сценарий новогоднего концерта "Один в один"

Сценарий концерта-конкурса с определением победителей. Ведущие Дедь Мороз и Снегурочка....

Шоу "Один в один"

quot;Один в один" -  поможет раскрыть таланты и познать свои способности...

Сценарий конкурсной программы "Один в один" конкурса пародий

Сценарий творческого мероприятияконкурса пародий "Один в один"для учащихся 5-7 классов...