Проект "Ты не один"
проект на тему
Данный проект регламентирует деятельность по организации работы с детьми с ОВЗ и инвалидами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ty_ne_odin.docx | 55.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Пионерский»
ПРОЕКТ
работы с детьми-инвалидами,
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
и их родителями
«ТЫ НЕ ОДИН!»
Автор проекта:
Зверева Е.А.
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
МБОУСОШ п. Пионерский
2016г.
Информационная карта
Полное название | Проект работы с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями «Ты не один!» |
Автор проекта | Зверева Е.А., учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МБОУСОШ п. Пионерский |
Руководитель проекта | Зверева Елена Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ п. Пионерский |
Территория реализации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский» |
Юридический адрес учреждения | 628250 Тюменская область, ХМАО-Югра, Советский район, г.п. Пионерский, ул. Ленина, 13 |
Телефон | 8 (34675) 4-02-01 |
Цель, задачи | Цель: успешная социализация, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном процессе. Задачи: - создание комфортных условий для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении; - вовлечение обучающихся в различные формы внеурочной деятельности, как отдельно, так и совместно с классом; - оказание информационно-просветительской помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; - формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие тесных эмоциональных отношений. |
Срок реализации | 2016-2019 г.г. Учебные года: 2016/2017 учебный год 2017/2018 учебный год 2018/2019 учебный год |
Место проведения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Пионерский» |
Аннотация | Данный проект направлен на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, создание условий для организации досуга и полноценного общения, взаимодействие специалистов школы с родителями (законными представителями) учащихся данной категории, сопровождение будет осуществляться на добровольной основе, через клубы: - клуб «Все цвета радуги» » (психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья); - клуб «Школа для родителей» (психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей - инвалидов и обучающихся с ОВЗ). Данный проект направлен на реализацию мероприятий, которые полностью соответствуют ФГОС ОВЗ, ФГОС НОО,ФГОС ООО, ФГОС УО. |
Содержание
стр.
1. Концептуальные основы, актуальность…………………………………… 5-6 2. Основная цель, вид и задачи………………………………..…....…………...7 3. Этапы и сроки реализации проекта ……………………………………8-9
4. Участники сопровождения…………………………………………………10
5. План работы по сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов…….11-13
6. Ожидаемые результаты реализации……………………………….…........13
7. Содержание работы клуба «Все цвета радуги!»……………………….. 14-15
8.Содержание работы клуба «Школа для родителей»………………….16-17
9.Информационные и методические ресурсы проекта………………....…18
Концептуальные основы
Данный проект необходим для преодоления трудностей во взаимоотношениях детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (Далее – детей с ОВЗ) с окружающими людьми. Он основан на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему обучающийся получает возможность для самореализации и повышения самооценки.
В основу проекта положен комплексный и системный подход к приобретению навыков общения, а также принцип личностной направленности - учет индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, своеобразия характеров детей с ОВЗ, подчеркивание личностных достоинств и опора на положительные качества личности.
В основе разработки лежат принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ.
Реализация проекта связана с необходимостью социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, актуальностью профилактики социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей данных категорий.
Реализация проекта способствует:
- решению проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- умению пользоваться своими правами и обязанностями;
- созданию благоприятной психологической обстановки в семьях, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- формированию слаженной работы специалистов школы и родителей;
- возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
- развитию толерантного образовательного пространства.
Актуальность
Проблема сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.
Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:
- во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе воспитания и обучения;
- во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;
- в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.
В связи с этим необходимо обеспечить психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на протяжении всего периода обучения.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе психолого-педагогическая по преодолению их отчужденности в обществе.
Основная цель и задачи проекта
Цель:
успешная социализация, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном процессе.
Задачи:
1. создание комфортных условий для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
2. вовлечение обучающихся в различные формы внеурочной деятельности, как отдельно, так и совместно с классом;
3. оказание информационно-просветительской помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
4. формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие тесных эмоциональных отношений.
Вид
Проект социализации и адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!».
Реализация проекта носит долговременный характер (3 года) и направлен на создание условий интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Возможная сложность реализации проекта состоит в том, что необходимо рассматривать не только трудность социализации детей - инвалидов, но и принятие детей с ОВЗ как сверстниками, так и взрослыми.
Этапы и сроки реализации
1.Этап подготовительный (начало 2016-2017 учебного года):
- создание банка данных;
- ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;
- обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов форм, методов реализации проекта;
- организация работы творческой группы по реализации;
- составление плана мероприятий по реализации проекта.
Промежуточные результаты:
1.3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.
1.4. Повышение качества комплексных мероприятий;
1.5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Этап основной ( 2016-2017 уч.год, 2017-2018 уч.год, 2018-2019 уч. год)
Клуб «Все цвета радуги»:
- Обеспечение дифференцированных условий (вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПРА для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
- Организация психолого-педагогического и социального сопровождения обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам.
Клуб «Школа для родителей»:
- Организация социально-педагогической и психологической помощи родителям детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании ребенка;
- Информирование родителей об особенностях развития ребёнка.
Промежуточные результаты:
2.1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;
2.2 Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях;
2.3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование;
2.4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, мероприятий.
3. Этап аналитико-обобщающий (конец 2018-2019 уч.года):
Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Перспективное планирование дальнейшего ППС сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. -обработка полученной в ходе реализации проекта информации
Промежуточные результаты:
3.1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;
3.2. Перспективное планирование;
3.3. Корректировка проекта.
Участники сопровождения
К участию в реализации проекта привлекаются: заместители директора, классные руководители, учителя, социальный педагог, учитель-логопед, педагоги-психологи, тьютор, дети-инвалиды, дети с ОВЗ и их родители.
План работы
по сопровождению
детей с ОВЗ и детей-инвалидов
№ | Направление работы | Участники | Сроки проведения | |
Организационное направление | ||||
Обновление и корректировка банка данных, индивидуальных карт психолого-медико–педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. | классный руководитель учитель тьютор | сентябрь/ в течение года | ||
2 | Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье, условий воспитания. | классный руководитель тьютор | сентябрь | |
3 | Обобщение и распространение опыта специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Размещение методических материалов на образовательных сайтах. | педагог-психолог учитель-логопед социальный педагог | в течение года | |
Диагностическое направление | ||||
1 | Изучение условий воспитания ребенка. Обследование жилищно-бытовых условий. | классный руководитель тьютор | 1 раз в год | |
2 | Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий. | классный руководитель педагог-психолог | в течение года | |
3 | Проведение анкетирования для учащихся и родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов. | тьютор | сентябрь / май | |
Информационно - консультативное направление | ||||
1 | Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса. | классный руководитель педагог-психолог | в течение года | |
2 | Проведение тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков у обучающихся. | педагог-психолог | в течение года | |
3 | Оказание всех видов психологической помощи родителям детей с ОВЗ и детей-инвалидов. | педагог-психолог | в течение года | |
4 | Консультации учителя-логопеда по вопросам развития речи, коррекция звукопроизношения и т.д. | учитель-логопед | в течение года | |
5 | Размещение информационных буклетов, памяток для родителей на сайте школы. | тьютор | в течение года | |
Культурно-досуговое направление | ||||
1 | Проведение бесед для родителей и детей (формирование здорового образа жизни, санитарно-гигиенические правила, правила поведения в ОО). | классный руководитель педагог-психолог социальный педагог тьютор | в течение года | |
2 | Вовлечение детей в общественно-значимую деятельность, внеурочную деятельность. Организация полезного времяпровождения. | классный руководитель тьютор | в течение года | |
3 | Участие детей в спортивных, тематических праздниках. Привлечение семей к участию в мероприятиях культурно-оздоровительного характера. | классный руководитель тьютор | в течение года | |
4 | Участие в конкурсах различного уровня: -специалистов работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами; -обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. | классный руководитель учителя тьютор | в течение года | |
5 | Организация и проведение недели инклюзивного образования. | зам. директора тьютор | март | |
6 | Реализация клуба «Все цвета радуги!». | тьютор | в течение года | |
7 | Реализация клуба «Школа для родителей». | тьютор | в течение года |
Ожидаемые результаты реализации:
Реализация проекта должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, созданию условий для организации досуга и полноценного общения.
Итоговыми результатами социальной эффективности станут:
- решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- участие детей в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
- уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- наличие навыков социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
- возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
- формирование навыков общения с детьми с ОВЗ;
- развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Содержание работы клуба
«Все цвета радуги!»
(психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья)
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества. Поэтому одним из актуальных вопросов в школах является обеспечение равных возможностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ и дети – инвалиды должны постигать мир, посещать культурные мероприятия, учувствовать в различных конкурсах, жить обычной школьной жизнью, как и здоровые дети. В рамках проекта с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Цель:
создание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
Задачи:
- организовать комплексную психолого-педагогическую помощь обучающимся с ОВЗ и детям - инвалидам;
- вовлечь детей-инвалидов и детей с ОВЗ с учетом медицинских показаний в позитивную внеурочную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям;
- способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.
ПЛАН РАБОТЫ
№ | Мероприятия | Сроки проведения |
1 | Формирование и корректировка банка данных детей - инвалидов и детей с ОВЗ | сентябрь |
2 | Анкетирование детей для выявления склонностей и интересов | сентябрь |
3 | Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность: кружки, секции. | октябрь |
4 | Привлечение учащихся к участию в организации «Недели толерантности». | ноябрь |
5 | Подготовка рисунков ко Дню матери | ноябрь |
6 | Помощь детей в подготовке проведения мероприятия, посвященному «Международному дню инвалидов». Подготовка стенгазет детей совместно с классами. | декабрь |
7 | Проведение предновогоднего мероприятия «Ёлки». | декабрь |
8 | Беседа с привлечением педагога-психолога на тему: «Мои чувства и эмоции». | январь |
9 | Ролевая игра «Этикет, правила культурного общения». | январь |
10 | Беседа с привлечением социального педагога «Я и моё окружение». | февраль |
11 | Проведение беседы на тему: «Мужество – это » | февраль |
12 | Проведение беседы «Не жалейте сердца!» в классах к которым прикреплены дети инвалиды и дети с ОВЗ. | март |
13 | Тренинг, направленный на развитие коммуникативных навыков у обучающихся | апрель |
14 | Организация психолого-педагогической поддержки обучающихся. | в течение года |
15 | Вовлечение обучающихся в конкурсы различных уровней | в течение года |
16 | Собрание участников клуба для подведения итога реализации мероприятий. Оформления отчета. | май |
Содержание работы клуба
«Школа для родителей»
(психолого-педагогическое сопровождение родителей
(законных представителей) детей - инвалидов и обучающихся с ОВЗ)
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ и дети-инвалиды, мы определили общую ЦЕЛЬ психолого-педагогической работы с родителями:
Повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Задачи:
- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
- организовать психолого-педагогическую и информационную помощь родителям детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- оказать помощь в формировании знаний, умений и навыков в работе с детьми.
- обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
План работы
№ | Мероприятия | Сроки проведения |
1 | Собрание участников клуба. Беседа на тему: «Воспитание самостоятельности у детей». | октябрь |
2 | Групповое занятие для родителей и детей направленное на развитие позитивных детско-родительских отношений. Подготовка к конкурсу поделок к Новому году. | декабрь |
3 | Семинар-практикум «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» | январь |
4 | Тренинг, направленный на развитие эмоционально-волевой сферы родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов. | февраль |
5 | Практические рекомендации по устранению недостатков речевого развития у обучающихся с ОВЗ. | март |
6 | Групповое рисование «Мы вместе — это счастье». | апрель |
7 | Собрание участников клуба. Подведение итогов. Анкетирование родителей. | май |
8 | Психолого-педагогическая поддержка, индивидуальное консультирование родителей детей-инвалидов, детей с ОВЗ. | в течение года |
Методические и информационные ресурсы
Наименование ресурса | |
Информационные ресурсы | Методические ресурсы |
Периодическая литература | Подбор и систематизация методической литературы |
Справочно-информационная литература | Карты медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся. |
Методическая литература | Подбор и систематизация методической литературы |
Наглядные и раздаточные материалы | Разработка рекомендаций, буклетов, памяток |
Материалы сети Интернет | |
Групповые и индивидуальные консультации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодние шоу "ОДИН В ОДИН" для 7-11кл
Сценарийшоу «Один в один» 8-11 кл Ведущий 1:Добрый вечер дорогие друзья! Сегодня по-настоящему грандиозное, НОВОГОДНИЕ уникальное Шоу, «Один в один»! ...
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, посвященная Дню Защитника Отечества «ПАПА и СЫН, один в один!»
Конкурсная программа для учащихся начальных классов, посвященная Дню Защитника Отечества. В программе описаны конкурсы для мальчиков и их пап....
Сценарий новогоднего концерта "Один в один"
Сценарий концерта-конкурса с определением победителей. Ведущие Дедь Мороз и Снегурочка....
Шоу "Один в один"
quot;Один в один" - поможет раскрыть таланты и познать свои способности...
Сценарий конкурсной программы "Один в один" конкурса пародий
Сценарий творческого мероприятияконкурса пародий "Один в один"для учащихся 5-7 классов...