«Особенности использования ИКТ в образовательной среде современной коррекционной школы»
статья на тему
Статья посвящена использованию ИКТ в работе педагогов образовательных учреждений в Республике Татарстан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Юсупова И.В.,
«Особенности использования ИКТ в образовательной среде современной коррекционной школы»
ГБОУ «Казанская школа – интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ОВЗ»
В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами общего образования учителю сегодня необходимо уметь выстраивать учебный процесс в современной информационной образовательной среде. Данный факт подтверждает не только новый стандарт, но и требования к образовательным учреждениям в части оснащённости учебного процесса. Очевидно, что данные требования полностью могут быть реализованы только в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств информационно-коммуникационных технологий.
На современном этапе образования лиц с нарушением слуха особую актуальность приобретают задачи развития познавательной сферы данной категории детей с целью формирования социально адаптированной личности, готовой к интеграции в общество слышащих.
Возросшие требования к образованию детей с нарушенной слуховой функцией определяют необходимость модернизации содержания образования с позиций применения современных педагогических технологий, в том числе: коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного подхода к обучению. Эти технологии в спектре практической деятельности педагога сегодня не представляются возможными без применения информационных компьютерных технологий, которые значительно расширяют возможности учителя в плане подготовки к уроку или внеклассных мероприятий. Здесь Татарстан, как один из передовых регионов нашей страны первым предложил использование компьютерных технологий для мониторинга деятельности педагога и ученика, а также анализа показателей успеваемости для родителей в режиме on-line.
Руководство Республики Татарстан активно развивает внедрение высоких технологий в образовательный процесс. На сегодняшний день все учителя республики имеют в пользовании ноутбуки.
Формула Республики Татарстан:
Учитель + ИКТ = сильный учитель
При использовании информационно-компьютерных технологий необходимо учитывать: особенности и возможности развития познавательной сферы глухих учащихся; индивидуальные особенности глухих учащихся данного возраста с позиций личностно-ориентированного подхода; целесообразность сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы на уроке для реализации коммуникативно-деятельностного подхода.
Работа с детьми с ОВЗ предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.
Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти новый, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого.
Умелое соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности. И это не случайно, поскольку по данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.
Использование созданных мною мультимедийных презентаций («Великому татарскому поэту Г. Тукаю посвящается..», «Скворцы прилетели», «День космонавтики», «Правила поведения в гостях» и др. ) показало, что у школьников повысилась мотивация обучения, улучшились результаты диагностики произношения устной речи, проводимой в течение учебного года. В лучшую сторону изменилась результативность обучения, повысился интерес к предмету. На собственном опыте, я убедилась, что проведение уроков с применением мультимедийных презентаций – это мощный и современный стимул в педагогической практике. При этом у учителя появляется возможность проявить творческий подход к созданию современного, полноценного и интересного урока.
Информационные технологии вообще, и мультимедийные презентации в частности, позволяют повышать мотивацию обучения, развивать мышление, внимание, память, учащихся и улучшать результативность обучения.
ИКТ получают все большее распространение в образовательном процессе и на этом фоне педагоги и медики все чаще говорят о вреде, который наносит здоровью обучающихся их использование. Усилия специалистов разных профилей сегодня направлены на нейтрализацию негативного влияния компьютеров и ИКТ на здоровье обучающихся.
Вводить современные информационно-коммуникационные технологии в обучение школьников, конечно, необходимо, но нужно применять и разрабатывать такие системы обучения, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей.
Что же может сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?
Во-первых, это создание условий работы: соблюдение температурного режима, Санитарных Правил и Норм, по которым ученикам разных классов разрешается сидеть за монитором определенное время.
Во-вторых, тщательная разработка уроков с использованием ИКТ, включающая в себя динамические паузы, физминутки, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Правильное использование информационно-коммуникационных технологий принесет не вред, а пользу здоровью ребенка.
Все в наших руках, дорогие коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)
Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ В ГБОУ СОШ № 262 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Создание современное образовательной среды в начальной школе подразумевает плавный переход для учителей учеников в современные рамки владения информацией, когда ученик наход...
"Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы".
Выступление на педагогическом совете школы по теме:«Воспитывающий потенциал образовательной среды современнойшколы: проблемы и пути развития». 1. Рассмотрены основны...
Статья «Развитие детской одаренности в условиях образовательной среды современной школы».
В статье описана работа с одаренными детьми в современных условиях школы. Задачи и цели, которые я ставлю при этом....
Развитие информационно-образовательной среды современной школы.
Информационная среда школы (ИСШ) предоставляет много новых возможностей в развитии новых методик обучения. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихс...
Создание здоровьесберегающей образовательной среды в коррекционной школе VIII вида (для детей с психическими и физическими недостатками)
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Изменения приоритетов общества способствовали изменению мативации образовательной деятельности учащихся, замедлил...
Статья "Проектная технология как образовательная среда современной школы"
Описание опыта работы по использованию метода проектов....