Формирование позитивных межличностных взаимоотношений учащихся с ОВЗ
тест (7 класс) на тему
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.
Актуальность темы определилась тем, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Поэтому формирование позитивных межличностных взаимоотношений очень важно на данном возрастном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_s.s.doklad_.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование позитивных межличностных взаимоотношений учащихся с ОВЗ
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.
Актуальность темы определилась тем, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Поэтому формирование позитивных межличностных взаимоотношений очень важно на данном возрастном этапе.
Прежде чем начать работать с учащимися, необходимо было провести диагностику личностных особенностей учащихся, взаимоотношений в классе, выявить уровень учебной мотивации, самооценку, уровень воспитанности, социальный статус в классе.
- Провести диагностику социально-психологических особенностей учащихся с ОВЗ;
- Проанализировать межличностные взаимоотношения учащихся в группе сверстников;
- Разработать мероприятия по формированию позитивных межличностных взаимоотношений.
Изучая личные дела, и медицинские карты, появилась возможность получить первоначальное представление о составе класса, кому в первую очередь необходимо уделить внимание. Итак, в классе обучается 11 человек, 2 –е детей на индивидуальном домашнем обучении, оставшиеся 9 человек, это 2 инвалида и дети с различными диагнозами. Источником сведений об учащихся служит диагностика:
- Оценка воспитанности во внешне - поведенческом аспекте
- Черты характера учащихся
- Определение уровня воспитанности у учащихся
(методика Н.П.Капустиной)
- Методика изучения удовлетворенности учащимися школьной жизнью
( методика А.А.Андреева)
- Школьная мотивация (методика Н..Лускановой)
- Социометрия (методика Рокича)
- Диагностика самооценки учащихся (методика О.Н.Истратовой)
Определение уровня воспитанности учащихся
№ п\п | Инициалы учащихся | Средний балл |
Оля А. | 1,8 | |
Алексей Г. | 0,6 | |
Андрей Г. | 1,3 | |
Иван И. | 1,55 | |
Таня И. | 1,6 | |
Андрей К. | 1,7 | |
Анна К. | 1,1 | |
Кристина С. | 1,9 | |
Евгений Т. | 1,0 |
Самый низкий уровень воспитанности у Алексея Г., самый высокий у Андрея К.
Диагностика самооценки учащихся
№ п\п | Критерии определения самооценки | Средний балл |
Хороший | 3,7 | |
Добрый | 4,4 | |
Умный | 3,2 | |
Аккуратный | 4,4 | |
Послушный | 3,5 | |
Внимательный | 3,7 | |
Вежливый | 4,2 | |
Умелый | 4,4 | |
Трудолюбивый | 3,8 | |
Честный | 4,0 |
Диагностика самооценки учащихся в целом по классу выявила такие показатели, которые характеризуют учащихся в целом: они добрые, умелые, честные.
Индивидуальная диагностика самооценки
№ п\п | Ученики 7 класса | Средний показатель |
1. | Оля А. | 3,6 |
2. | Алексей Г. | 3,8 |
3. | Андрей Г. | 4,0 |
4. | Иван И. | 4,1 |
5. | Таня И. | 4,3 |
6. | Андрей К. | 4,7 |
7. | Анна К. | 2,9 |
8. | Кристина С. | 4,4 |
9. | Евгений Т. | 3,6 |
Индивидуальная диагностика раскрыла своё отношение к себе у Ани К. – низкая, и Андрея К.- высокая.
Диагностика межличностных взаимоотношений в классе
№ п\п | Инициалы ребенка | Статус ученика в классе |
1. | Оля А. | Изолированная |
2. | Алексей Г. | Принятый |
3. | Андрей Г. | Предпочитаемый |
4. | Иван И. | Принятый |
5. | Таня И. | Лидер |
6. | Андрей К. | Предпочитаемый |
7. | Анна К. | Принятый |
8. | Кристина С. | Предпочитаемая |
9. | Евгений Т. | Предпочитаемый |
Социальный статус в классе лидер Таня И., она коммуникабельная, активная, ответственная принимает участие в мероприятиях. Изолированная Оля А. допускает пропуски занятий, необщительная.
Диагностика школьной мотивация
№ п\п | Инициалы ребенка | Сумма баллов | Уровень школьной мотивации |
1. | Оля А. | 14 | Низкий |
2. | Алексей Г. | 26 | Высокий |
3. | Андрей Г. | 26 | Высокий |
4. | Иван И. | 26 | Высокий |
5. | Таня И. | 26 | Высокий |
6. | Андрей К. | 26 | Высокий |
7. | Анна К. | 15 | Низкий |
8. | Кристина С. | 26 | Высокий |
9. | Евгений Т. | 26 | Высокий |
Низкий уровень школьной мотивации у Оли А. и Ани К., у остальных учащихся – высокий.
Диагностика взаимоотношений в классе
№ п\п | Инициалы ребенка | Самооценка | Оценка класса |
1. | Оля А. | 3,5 | 3,0 |
2. | Алексей Г. | 3,3 | 3,2 |
3. | Андрей Г. | 3,9 | 3,7 |
4. | Иван И. | 3,7 | 3,5 |
5. | Таня И. | 4,3 | 4,0 |
6. | Андрей К. | 3,5 | 3,4 |
7. | Анна К. | 3,6 | 3,9 |
8. | Кристина С. | 3,8 | 3,7 |
9. | Евгений Т. | 3,3 | 3,0 |
Учащиеся оценивают класс ниже, чем себя, кроме Ани К.
Диагностика удовлетворенности школьной жизнью
Инициалы учащихся | Высокая степень удовлетворенности | Средняя степень удовлетворенности | Низкая степень удовлетворенности |
Оля А. | 3,1 | ||
Алеша Г. | 1,6 | ||
Андрей Г. | 3,8 | ||
Иван И. | 3,7 | ||
Таня И. | 2,2 | ||
Андрей К. | 2,1 | ||
Анна К. | 1,8 | ||
Кристина С. | 2,7 | ||
Евгений Т. | 2,8 |
Удовлетворенность школьной жизнью низкий уровень у Алеши Г. и Ани К..
На основе данных исследования на каждого ученика были составлены задачи индивидуальной коррекционно-воспитательной работы.
Инициалы учащегося | Задачи |
Оля А. | Формировать навыки самообслуживания, развивать познавательные процессы, формировать самоконтроль через самостоятельную деятельность, активизировать познавательные процессы. Повышать социальный статус и самооценку. |
Алеша Г. | Воспитывать адекватные формы поведения, расширять кругозор, развивать речь, поощрять позитивное отношение к школе, к учебной деятельности, к одноклассникам. Создавать ситуации успеха, активизировать познавательные процессы. Повышать самооценку. |
Андрей Г. | Обучать навыкам самоконтроля собственной деятельности. Развивать уверенность в себе. Развивать позитивное отношение к труду, активизировать познавательные процессы. |
Иван И. | Использовать лидерские способности в учебно-воспитательном процессе. Учить приемам саморегуляции. Расширять кругозор, активизировать познавательные процессы. |
Таня И. | Продолжить работу по развитию лидерских способностей. Обучать приемам саморегуляции и самоконтроля, активизировать познавательные процессы. |
Андрей К. | Активизировать познавательные процессы, развивать речь, обучать навыки самоконтроля в учебной деятельности, активизировать познавательные процессы. |
Анна К. | Развивать творческие способности, поддерживать спокойный тон общения. Формировать позитивные личностные качества. Расширять кругозор, активизировать познавательные процессы. Повышать самооценку. |
Кристина С. | Создавать ситуации успеха, обучать навыкам самоконтроля, расширять кругозор, формировать навыки самообслуживания. Развивать уверенность в себе, активизировать познавательные процессы. |
Евгений Т. | Поддерживать спокойный ровный тон общения, расширять кругозор, развивать речь, формировать навыки самообслуживания, создавать ситуацию успеха, активизировать познавательные процессы. |
Учитывались как личностные особенности ребенка, так и его социальный статус в классе.
На основе исследований разработаны внеклассные мероприятия с определенной тематикой и участием каждого ребенка в них: «В ожидании праздника», «Светлокосый солдат», «Делу время, а потехе час», «Прилежный ученик». Кроме этого проводились коллективные игры «Мафия», «Ассоциации», «Спина к спине». Беседы в часы общения по темам: «Умей другого понимать его любить и принимать», «Наши сходства», «Благородный поступок», «Будем мы с тобой дружить, нашей дружбой дорожить», «Будем вежливы к друг другу», «Список качеств, важных для общения». Коллектив школы работает на разных уровнях в классе, так например коррекционно-развивающие занятия проводит опытный психолог Карелина Эльвира Валерьевна, с использованием элементов тренинговых упражнений, которые способствуют к конструктивному взаимодействию со сверстниками. С классным руководителем Щетининой Светланой Ивановной сохраняется единство педагогических требований, анализируются ситуации в классе. Ежедневно как важное событие беседа с классом. К этой встрече нужно готовиться, как к экзамену, т.к. настроение учащегося, желание его учиться во многом зависит от взрослых находящихся рядом с ребенком. В конце дня мы подводим итоги с самоанализом. Оцениваем свое поведение, даем характеристику учебной деятельности. Прощаемся с позитивным настроем на завтрашний день.
Литература
1.Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / под ред. Р.Л.Кричесвкого и Е.М.Дубовской — М., 2001, с. 247.
2. С.А. Алифанов. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии, 1991, №3, с.93.
3.Р.Немов, «Психология», М., 1996
4.Аракелова Г.Г. «Учителям и родителям о психологии подростка»
5.А.В. Петровский, «Психология»
6.К.К. Платонов «Психология», М., Высшая школа, 1973
7.И.С.Кон, «Психология старшеклассника»
8.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
9.Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. /И.П. Иванов - М., 1984.
10.Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения. - Минск, 1995.
11.Каменская Е.Н. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. - М., 2008.
12.Каракоеский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.
13.Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности. - М., 1991.
14.Макаренко А.С. Трудовое воспитание. - М., 1977.
15.Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: Академия, 1997.
16.Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. - М., 1998.
17.Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Просвещение, 1986.
18.Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1995.
19.Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982.
20.Пидкасистый П.И. Воспитание как педагогическое явление. - М., 1995.
21.Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1998.
22.Сухомлинский В.А. О Воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. 23.Соловейчик. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982.
24.Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.
25.Чикер В.А., Почебут Л.Г. Организационная социальная психология - М., 2002.
25.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический семинар "Изучение межличностных взаимоотношений в школьных классах и группах внешкольного учреждения”
Практический семинар ”Изучение межличностных взаимоотношений в школьных классах и группах внешкольного учреждения” в форме проблемного овладения теоретическим материалом позволяет обеспечить тво...
Формирование позитивного поведения учащихся на уроках физкультуры
Позитивное эмоциональное состояние- это целостная характеристика деятельности психики за определенный отрезок времени, отличающаяся слабовыраженными по интенсивности и положительными по знаку эмоциями...
Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.
Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”....
Формирование позитивного социального опыта учащихся
Формирование позитивного социального опыта учащихся в урочное и внеурочное время.Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще нескольк...
Обеспечение позитивных межличностных отношений в классном коллективе
Сценарий мастер-класса, проведенного мной с классными руководителями нашего района. Мастер-класс разработан с использованием интерактивных технологий. Каждый из участников, побывав в роли ученика, мож...
Формирование позитивных межличностных взаимоотношений учащихся с ОВЗ
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка являе...
Вопросы формирования конструктивных межличностных взаимоотношений родителей и детей
В разделе рассмотрена одна из ключевых проблем семейного воспитания -несоответствие завышенных притязаний родителей к реальным возможностям ребенка. Представлены методы социально-педагогической ...