Формирование позитивных межличностных взаимоотношений учащихся с ОВЗ
тест (7 класс) на тему

Кузнецова Светлана Степановна

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.    
            Актуальность темы определилась тем, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Поэтому формирование позитивных межличностных взаимоотношений очень важно на данном возрастном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_s.s.doklad_.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование позитивных межличностных взаимоотношений учащихся с ОВЗ

           Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.    
           Актуальность темы определилась тем, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Поэтому формирование позитивных межличностных взаимоотношений очень важно на данном возрастном этапе.

Прежде чем начать работать с учащимися, необходимо  было провести диагностику личностных особенностей учащихся, взаимоотношений в классе,  выявить уровень учебной мотивации, самооценку, уровень воспитанности, социальный статус в классе.

-  Провести диагностику социально-психологических особенностей учащихся с ОВЗ;

- Проанализировать межличностные взаимоотношения учащихся в группе сверстников;

- Разработать мероприятия по формированию  позитивных межличностных взаимоотношений.

         Изучая личные дела, и медицинские карты, появилась возможность получить первоначальное представление о составе класса, кому в первую очередь необходимо уделить внимание. Итак, в классе обучается 11 человек,  2 –е детей на  индивидуальном домашнем обучении,  оставшиеся 9 человек, это 2 инвалида и дети с различными диагнозами. Источником сведений об учащихся служит диагностика:

  1. Оценка воспитанности во внешне - поведенческом аспекте
  2. Черты характера учащихся
  3. Определение уровня воспитанности у учащихся

(методика Н.П.Капустиной)

  1. Методика изучения удовлетворенности учащимися школьной жизнью

( методика А.А.Андреева)

  1. Школьная мотивация (методика Н..Лускановой)
  2. Социометрия (методика Рокича)
  3. Диагностика самооценки учащихся (методика О.Н.Истратовой)

Определение уровня воспитанности учащихся

№ п\п

 Инициалы учащихся

Средний балл

Оля А.

1,8

Алексей Г.

0,6

Андрей Г.

1,3

Иван И.

1,55

Таня И.

1,6

Андрей К.

1,7

Анна К.

1,1

Кристина С.

1,9

Евгений Т.

1,0

Самый низкий уровень воспитанности у Алексея Г., самый высокий у Андрея К.

Диагностика самооценки учащихся

№ п\п

Критерии определения самооценки

Средний балл

Хороший

3,7

Добрый

4,4

Умный

3,2

Аккуратный

4,4

Послушный

3,5

Внимательный

3,7

Вежливый

4,2

Умелый

4,4

Трудолюбивый

3,8

Честный

4,0

Диагностика самооценки учащихся в целом по классу выявила такие показатели, которые характеризуют учащихся в целом: они добрые, умелые, честные.

Индивидуальная диагностика самооценки

№ п\п

Ученики 7 класса

Средний показатель

1.

Оля А.

3,6

2.

Алексей Г.

3,8

3.

Андрей Г.

4,0

4.

Иван И.

4,1

5.

Таня И.

4,3

6.

Андрей К.

4,7

7.

Анна К.

2,9

8.

Кристина С.

4,4

9.

Евгений Т.

3,6

Индивидуальная диагностика раскрыла своё отношение к себе у Ани К. – низкая, и Андрея К.- высокая.

Диагностика межличностных взаимоотношений в классе

№ п\п

Инициалы ребенка

Статус ученика в классе

1.

Оля А.

Изолированная

2.

Алексей Г.

Принятый

3.

Андрей Г.

Предпочитаемый

4.

Иван И.

Принятый

5.

Таня И.

Лидер 

6.

Андрей К.

Предпочитаемый

7.

Анна К.

Принятый

8.

Кристина С.

Предпочитаемая

9.

Евгений Т.

Предпочитаемый

Социальный статус в классе лидер Таня И., она коммуникабельная, активная, ответственная принимает участие в мероприятиях. Изолированная Оля А. допускает пропуски занятий,  необщительная.

Диагностика школьной мотивация

№ п\п

Инициалы ребенка

Сумма баллов

Уровень школьной мотивации

1.

Оля А.

14

Низкий

2.

Алексей Г.

26

Высокий

3.

Андрей Г.

26

Высокий

4.

Иван И.

26

Высокий

5.

Таня И.

26

Высокий

6.

Андрей К.

26

Высокий

7.

Анна К.

15

Низкий

8.

Кристина С.

26

Высокий

9.

Евгений Т.

26

Высокий

Низкий уровень школьной мотивации у Оли А. и Ани К., у остальных учащихся – высокий.

Диагностика взаимоотношений в классе

№ п\п

Инициалы ребенка

Самооценка

Оценка класса

1.

Оля А.

3,5

3,0

2.

Алексей Г.

3,3

3,2

3.

Андрей Г.

3,9

3,7

4.

Иван И.

3,7

3,5

5.

Таня И.

4,3

4,0

6.

Андрей К.

3,5

3,4

7.

Анна К.

3,6

3,9

8.

Кристина С.

3,8

3,7

9.

Евгений Т.

3,3

3,0

Учащиеся оценивают класс ниже, чем себя, кроме Ани К.

Диагностика удовлетворенности школьной жизнью

Инициалы учащихся

Высокая степень

удовлетворенности

Средняя степень удовлетворенности

Низкая степень удовлетворенности

Оля А.

3,1

Алеша Г.

1,6

Андрей Г.

3,8

Иван И.

3,7

Таня И.

2,2

Андрей К.

2,1

Анна К.

1,8

Кристина С.

2,7

Евгений Т.

2,8

Удовлетворенность школьной жизнью низкий уровень у Алеши Г. и Ани К..

На основе данных исследования на каждого ученика были составлены задачи индивидуальной коррекционно-воспитательной работы.

Инициалы учащегося

Задачи

Оля А.

Формировать навыки самообслуживания, развивать познавательные процессы, формировать самоконтроль через самостоятельную деятельность, активизировать познавательные процессы. Повышать социальный статус и самооценку.

Алеша Г.

Воспитывать адекватные формы поведения, расширять кругозор, развивать речь, поощрять позитивное отношение  к школе, к учебной деятельности, к одноклассникам. Создавать ситуации успеха, активизировать познавательные процессы. Повышать самооценку.

Андрей Г.

Обучать навыкам самоконтроля собственной деятельности. Развивать уверенность в себе. Развивать позитивное отношение к труду, активизировать познавательные процессы.

Иван И.

Использовать лидерские способности в учебно-воспитательном процессе. Учить приемам саморегуляции. Расширять кругозор, активизировать познавательные процессы.

Таня И.

Продолжить работу по развитию лидерских способностей.  Обучать приемам саморегуляции и самоконтроля, активизировать познавательные процессы.

Андрей К.

Активизировать познавательные процессы, развивать речь, обучать навыки самоконтроля в учебной деятельности, активизировать познавательные процессы.

Анна К.

Развивать творческие способности, поддерживать спокойный тон общения. Формировать позитивные личностные качества. Расширять кругозор, активизировать познавательные процессы. Повышать самооценку.

Кристина С.

Создавать ситуации успеха, обучать навыкам самоконтроля, расширять кругозор, формировать навыки самообслуживания. Развивать уверенность в себе, активизировать познавательные процессы.

Евгений Т.

Поддерживать спокойный ровный тон общения, расширять кругозор, развивать речь, формировать навыки самообслуживания, создавать ситуацию успеха, активизировать познавательные процессы.

Учитывались как личностные особенности ребенка, так и его социальный статус в классе.

На основе исследований разработаны внеклассные мероприятия с определенной тематикой и участием каждого ребенка в них: «В ожидании праздника»,  «Светлокосый солдат», «Делу время, а потехе час», «Прилежный ученик». Кроме этого проводились коллективные игры  «Мафия», «Ассоциации», «Спина к спине». Беседы в часы общения по темам: «Умей другого понимать его любить и принимать», «Наши сходства», «Благородный поступок», «Будем мы с тобой дружить, нашей дружбой дорожить», «Будем вежливы к друг другу»,  «Список качеств, важных для общения». Коллектив школы работает на разных уровнях в классе, так например коррекционно-развивающие занятия проводит опытный психолог Карелина Эльвира Валерьевна,  с использованием элементов  тренинговых упражнений, которые способствуют к конструктивному взаимодействию со сверстниками. С классным руководителем Щетининой Светланой Ивановной  сохраняется единство педагогических требований, анализируются ситуации в классе. Ежедневно как важное событие беседа с классом. К этой встрече нужно готовиться, как к экзамену, т.к. настроение учащегося, желание его учиться во многом зависит от взрослых находящихся рядом с ребенком. В конце дня мы подводим итоги с самоанализом. Оцениваем свое поведение, даем характеристику  учебной деятельности. Прощаемся с позитивным настроем на завтрашний день.

Литература

1.Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / под ред. Р.Л.Кричесвкого и Е.М.Дубовской — М., 2001, с. 247.

2. С.А. Алифанов. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии, 1991, №3, с.93.

3.Р.Немов, «Психология», М., 1996

4.Аракелова Г.Г. «Учителям и родителям о психологии подростка»

5.А.В. Петровский, «Психология»

6.К.К. Платонов «Психология», М., Высшая школа, 1973

7.И.С.Кон, «Психология старшеклассника»

8.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

9.Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. /И.П. Иванов - М., 1984.

10.Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения. - Минск, 1995.

11.Каменская Е.Н. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. - М., 2008.

12.Каракоеский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.

13.Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности. - М., 1991.

14.Макаренко А.С. Трудовое воспитание. - М., 1977.

15.Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: Академия, 1997.

16.Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. - М., 1998.

17.Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Просвещение, 1986.

18.Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1995.

19.Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982.

20.Пидкасистый П.И. Воспитание как педагогическое явление. - М., 1995.

21.Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1998.

22.Сухомлинский В.А. О Воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. 23.Соловейчик. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982.

24.Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.

25.Чикер В.А., Почебут Л.Г. Организационная социальная психология - М., 2002.

25.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар "Изучение межличностных взаимоотношений в школьных классах и группах внешкольного учреждения”

Практический семинар ”Изучение межличностных взаимоотношений в школьных классах и группах внешкольного учреждения” в форме проблемного овладения теоретическим материалом  позволяет обеспечить тво...

Формирование позитивного поведения учащихся на уроках физкультуры

Позитивное эмоциональное состояние- это целостная характеристика деятельности психики за определенный отрезок времени, отличающаяся слабовыраженными по интенсивности и положительными по знаку эмоциями...

Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.

Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”....

Формирование позитивного социального опыта учащихся

Формирование позитивного социального опыта учащихся в урочное и внеурочное время.Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще нескольк...

Обеспечение позитивных межличностных отношений в классном коллективе

Сценарий мастер-класса, проведенного мной с классными руководителями нашего района. Мастер-класс разработан с использованием интерактивных технологий. Каждый из участников, побывав в роли ученика, мож...

Формирование позитивных межличностных взаимоотношений учащихся с ОВЗ

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка являе...

Вопросы формирования конструктивных межличностных взаимоотношений родителей и детей

В разделе рассмотрена одна из ключевых проблем семейного воспитания -несоответствие завышенных притязаний родителей к реальным возможностям ребенка. Представлены  методы социально-педагогической ...