Что такое мышление, интеллект?
классный час (7 класс) на тему

Зиновьева Марина Владимировна

Выступление на классном часе в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое мышление, интеллект?

Откуда они берутся? Кому человек обязан способностью мыслить? Можно ли в этом вообще разобраться? Будем исходить из того, что ум - это факт. Такой же факт, как и его отсутствие — глупость. Против этого утверждения никто, по-видимому, возражать не станет. В жизни мы без труда отличаем умного человека от дурака и делаем это на основании простого житейского опыта, на основании достаточно очевидных фактов. Из таких фактов и будем исходить. Мы редко тут ошибаемся, а если и ошибаемся, то обычно ненадолго. Даже дурак дурака видит издалека. Даже в том случае, если он сам себя таковым и не считает… Ответить на вопрос, что такое ум, легче всего, наверное, сравнив наличие ума с его отсутствием. Умный человек — в отличие от глупого — даже при небольшом запасе усвоенных в школе знаний, умеет применять этот запас к решению вопросов, встающих перед каждым из них ежеминутно и ежечасно в жизни. Пусть даже эти вопросы несложные. И наоборот, глупый человек даже при огромном запасе хранящихся в его памяти знаний то и дело попадает впросак в самых несложных жизненных ситуациях, требующих самостоятельного, заранее не предусмотренного, не предписанного решения... Достаточно обще, но зато достаточно, бесспорно. Есть возражения? Если нет - пойдём дальше.

Стало быть, ум - умение соотносить некоторые общие, усвоенные в ходе образования, пусть самого элементарного, пусть самого высшего, истины с фактически складывающимися в жизни и потому каждый раз неповторимыми, каждый раз непредусмотренными, каждый раз неожиданными и индивидуальными стечениями обстоятельств. Выражаясь высоким философским стилем, - умение «опосредовать общее с единичным, с индивидуальным, с особенным». Умение определять, подходит ли данный неповторимый случай под заданное тебе культурой «правило» или не подходит? Относится ли к данному случаю все то, что известно тебе из твоего собственного опыта, из школы, из науки, со слов других людей, или не относится? Или, может быть, ты столкнулся тут с таким случаем, где оказывается недостаточным все то, что ты знаешь, где нельзя повторять уже известное, а приходится самому ломать голову, пытаться понять самому? Да, ситуация, достаточно строго позволяющая констатировать наличие или отсутствие собственного ума. Или просто ума, ибо ум бывает только собственный - чужим умом век не проживёшь, обязательно рано или поздно попадёшь в условия такого «эксперимента», который и обнаружит - есть у тебя ум или нет его.

Отсюда следует и дальнейший вывод: ум можно определить, как способность выносить суждение о единичном факте с высоты усвоенной тобою общей культуры. Само- собой понятно: чем выше культура (запас усвоенных тобой знаний, общих истин), тем лучше, тем больше простора для обнаружения ума. Но если нет способности (умения) самостоятельно соотносить этот запас с индивидуально неповторимой ситуацией - ума нет вообще. Есть его отсутствие - глупость. Даже при огромном запасе знаний...".

Как понять, думает человек или нет? В первую очередь - по выражению глаз. Когда люди включают голову, у них появляется

особый, внимательный и осмысленный взгляд, его вполне можно заметить.

Дополнительным признаком является качество коммуникации и деятельности. Бесцельная болтовня и безадресные, не служащие ничему переживания - признак бездумности. Точные и глубокие вопросы, качественный анализ происходящего, адекватные выводы - признак того, что человек думал и умеет думать.

От себя лишь добавлю, что умение самостоятельно мыслить подразумевает ещё: надеяться только на себя, не бояться смотреть правде в глаза, принимать всё как есть, умение принимать решения, самостоятельно действовать, нести ответственность за свои действия.

Да, ещё барон Мюнхгаузен, кажется, сказал: «Все самые большие глупости на Земле делались с серьёзным выражением лица».

Жизнь-то всего одна! И прожить её надо так, «...чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" - М. Горький, кажется, сказал. Думать надо СВОЕЙ собственной головой. А не головой соседа. Если вам "базары" ваших знакомых, мягко говоря, не интересны - общайтесь с другими людьми. Ищите другой круг людей. На себя со стороны попробуйте взглянуть. Что вы из себя представляете, если откровенно, без понтов?

Есть у вас хоть какие-либо Цели по жизни? Не цельки, типа купить новую крутую мобилу, а Цели? Такие, чтоб на всю жизнь хватило добиваться? Человек без Цели — биоробот, он как все - ест, спит и т.д. Жить как все - намного проще, легче. Думать не надо, смотри, как все делают, и повторяй за ними. Все пошли на модную дискотеку - и я с ними, все качаются - и я буду, все пошли водку пить - и я с ними, все пошли с прохожих шапки снимать - и я туда же. Нет тут места для собственных мыслей, для собственных решений. Некогда думать - делать надо. Так вот, надо пытаться самостоятельно мыслить. Мыслить - это не задачки по алгебре решать, это трудно и порой страшно, мыслить - это значит НЕ ВЕРИТЬ собственным глазам и ушам. Восход солнца люди наблюдали тысячи лет, и все прекрасно видели, что Солнце вращается вокруг Земли. А вот когда один мыслящий человек стал доказывать, что всё обстоит наоборот, - это, мол, Земля вокруг Солнца крутится, его чуть на костре не сожгли. Мыслить, значит действовать НЕ КАК ВСЕ, а как того ТРЕБУЕТ САМА ЛОГИКА ВЕЩЕЙ. У всего, что происходит вокруг нас, есть своя логика - необходимость. Земля вращается вокруг Солнца — НЕЗАВИСИМО от нашего мнения, от того, как нам оно кажется или как нам хотелось бы. То вы встретите в своей жизнь, кто будет рядом с вами, зависит в некоем роде и от вас самих. От того, КЕМ вы станете по жизни. Люди как рыбы: караси тянутся к карасям, щуки к щукам. Подобное притягивается к подобному. Отсюда вывод: хочешь, чтоб к тебе притянулось что-то доброе, умное и красивое — САМ СТАНЬ ТАКИМ. Вылези из своего болота, ибо ОНО (доброе, умное и красивое) - любит простор, и свободу, и свежий воздух»

Для того, чтобы сформировать в себе умение мыслить, нужно работе над собой и помнить:

1.Знания — сырье для мышления, но не его продукт в виде творчества. Но вашим личным используемым сырьем оно становится только в том случае, если знания поняты вами. То, чего вы не понимаете, вам не принадлежит, а значит не может быть вами использовано. По словам Л.Н.Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не одной памятью». Вдумчиво разбирайте аргументацию преподавателя. Самостоятельно её воспроизведите, лучше вслух в разговоре самим собой. Вдумчиво прослушивайте этот «диалог» с использованием своих, осознанных вами доводов. Объяснитесь перед судом своего ума. Ценны знания разума, а не памяти.

2.Систематизируйте и обобщайте информацию. Это путь вашего выхода на новый уровень знания. Ракетчик А.В.Ткаченко, систематизировав в порядке занятий «для души» возраст родителей большого числа гениев, открыл то, «что на момент рождения будущего гения, 80% из них имели отцов тридцати и более лет. При возрасте родителей в промежутке от 28 до 55 лет вероятность рождения ими гения возрастает в десять раз». Это новое знание!

3.Постановка задачи определяет 50% успеха её решения.

4.Задавайтесь вопросами и задавайте вопросы. Собственное мышление начинается с вопроса. Задать вопрос - проявить к чему-то недоверие с целью разобраться в нем с позиций собственного понимания. Так Эдисон изводил учителей внепрограммными вопросами, пытаясь разобраться и расширить свой кругозор. А чтобы побороть в обучаемых робость задавать вопросы, американцы побуждают их к вопросам словами: "Единственный глупый вопрос - это вопрос, который ты не задал.

5.Размышление. Оно - источник вашей интеллектуальной независимости и вашего интеллектуального обаяния. Для того, чтобы усовершенствовать ум, говорил Р.Декарт, надо больше размышлять, чем заучивать.

Один древний мудрец так говорил своим ученикам: "Пусть песок, на котором мы стоим, есть всё Неизведанное. Ваши знания давайте обозначим вот таким кругом. - Мудрец начертил на песке небольшой кружок. - Мои же познания глубже ваших, поэтому и круг мой будет шире. А линия окружности - это граница между Знанием и Неизведанным. Теперь сравните, чья окружность длиннее - ваша или моя? Вот и получается, чем больше я познаю, тем больше Неизведанного граничит с моими знаниями". Мы много чего знаем. Но, не знаем-то мы ещё больше! Учитесь самостоятельно мыслить! Самостоятельно ставить и решать проблемы. Только так можно продвигаться вперёд. Ищите трудности - они сделают вас сильнее! Шара небесная - это выдумка самых настоящих балбесов! Только своим трудом, своим потом и кровью, своими ошибками - можно двигаться вперёд".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конспект занятия на тему «Что такое мышление?» (10-11 класс) + презентация

Занятие направлено на формирование у учащихся представлений о  мыслительной деятельности человека, функциях и видах мышления. В занятии использованы разные методы и упажнения: дискуссия, обсужден...

Консультация для родителей:"Что такое мышление?"

В консультации дано определение понятию "мышление" и описание трех видов мышления....

Статья на тему «Что такое критическое мышления».

Школьные учителя и университетские преподаватели стремятся привить своим ученикам способность мыслить критически. Мы знаем, что критическое мышление - это что-то заведомо хорошее, некий навык, который...

"Кубик Блума" — прием технологии критического мышления. Что это такое и как его использовать?

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии и...

Что такое креативное мышление

Креативное мышление и его аспекты....