формы работы с детьми с ОВЗ
статья на тему

Жукова Марина Юрьевна

Основными задачами учителя-логопеда является:

- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся 
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ общеобразовательных программ                               
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся.

коррекционную работу можно разделить на три этапа( определены содержание и формы работы на каждом этапе).

представлены некоторые виды работ, используемые на индивидуальных и групповых занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_detmi_s_ovz.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

ОКООУСТ «Клюквинская школа-интернат»

Круглый стол ПМПК «Формы работы с детьми с ОВЗ»

Формы логопедической работы с детьми с ОВЗ

Учитель-логопед

Жукова М.Ю.

2014-2015учебный год

Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий "для получения без дискриминации качественного образования..." Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе. Логопедическое сопровождение осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению).                                                    .
Основными задачами учителя-логопеда является:

- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся 
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ общеобразовательных программ                               
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся.
 

Логопедическое сопровождение осуществляется на основе обследования обучающихся, которое проводится с 1 сентября по 15 сентября и с 15 мая до 25 мая. Коррекционную работу можно разделить на три этапа: 

I) Диагностический - выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.

Содержание и формы работы: 
- Диагностика общего и речевого развития обучающихся 
- Исследование результатов обученности логопедов 
- Изучение состояния навыков письменной речи детей-логопатов 

II) Коррекционно-развивающий - коррекция общего и речевого развития обучающихся-логопатов. 

Содержание и формы работы: 
- Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвитие речи, фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма и т.д. 

III) Профилактический - обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся. 

Содержание и формы работы: 
- Направление детей на обследование и лечение к медицинским специалистам (неврологу, психиатру, сурдологу и т.д.) по результатам диагностики. 

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ. 
- Работа над речевой системой в целом. 
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный). 
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи). 
- Длительное закрепление направленных речевых навыков. 
- Частый повтор упражнений с элементами новизны. 
- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость). 
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение). 
- Конкретность и доступность заданий. 
- Умеренный темп работы. 
- Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность). 

По результатам обследования дети зачисляются на индивидуальные и групповые занятия.

        На индивидуальных занятиях проводится коррекция устной речи (дислалия, дизартрия, ринолалия и заикание).  Используются следующие виды работ:

1.  Работа на уровне слога

- прочитать слоги быстро или медленно;

-прочитать ряды слогов, делая ударение на выделенный;

-  прочитать слоги выборочно

2. Работа на уровне слова

-  «посчитать» слово от1 до5 и назад;

- «собрать» слово из слогов;

- прочитать слова и повторить их по памяти;

- прочитать слова выборочно (например, только если есть буква р)

- изменить слова по образцу.

3. Работа на уровне предложения

- составить предложение из данных слов;

- составить предложения по картинкам;

- составить ответы на вопросы;

- изменить предложения по образцу;

4.Работа на уровне текста

- составить текст по опорным словам;

- составить текст по серии картинок;

- составить текст на заданную тему.

        На групповых занятиях проводится коррекция нарушения чтения и письма различного генеза. Используются следующие виды работ:

1. Для коррекционной работы на фонетическом уровне

-  игра «Поймай звук» (необходимо услышать заданный звук в слогах, словах и предложениях);

- игра «Измени букву» (работа со словами паронимами)

- игра «Угадай звук» (по беззвучному произнесению определить звук)

и др.

2. Для коррекции на лексическом уровне

- игра» «Кто больше?» ( вспомнить и записать как можно больше слов на, заданную тему)

-игра «Кто быстрее?»

- «4-ый лишний» (например, среди 4-ёх слов с безударной гласной 3-и слова с безударной гласной а, а 1 – с безударной гласной о)

- «Скажи иначе» (заменить синонимами)

- «Скажи наоборот» (работа с антонимами)

-«Исправь ошибки»

и другие.

3. для коррекции на синтаксическом уровне

- составление тексов по схемам цепной и параллельной организации);

- игра «Кто больше?» ( распространить простое предложение);

- составить начало текста;

- составить конец текста;

-составить основную часть текста;

- расставить знаки препинания;

- исправить ошибки в постановки знаков препинания;

-исправить ошибки в согласовании слов и предложений в тексте;

- и другие.

Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, педагога-психолога и медицинских работников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии"

Доклад «У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным,...

Воспитательные формы работы с детьми «группы риска».

Социальный педагог: Гриднева С.Ю.   2012 учебный год         Работа социального педагога в условиях современной школы-интерната складываетс...

Воспитательные формы работы с детьми «группы риска».

Социальный педагог: Гриднева С.Ю.   2012 учебный год         Работа социального педагога в условиях современной школы-интерната складываетс...

Формы работы с детьми.

Справочная информация. Подборка различных форм с кратким описанием. Шпаргалка педагогу....

Активные формы работы с детьми.

Форма организации учебного процесса, способствующая активному взаимодействию между обучающимся и педагогом....

Методы и формы работы с детьми, имеющими проблемы в изучении математики.

Анализ опыта работы с учащимися  центра образования и  используемых методов и форм  педагогической работы....

Робототехника, как форма работы с детьми, ориентированная на реализацию требований ФГОС ООО

Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование.Робототехника ...