формы работы с детьми с ОВЗ
статья на тему
Основными задачами учителя-логопеда является:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ общеобразовательных программ
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся.
коррекционную работу можно разделить на три этапа( определены содержание и формы работы на каждом этапе).
представлены некоторые виды работ, используемые на индивидуальных и групповых занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_detmi_s_ovz.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКООУСТ «Клюквинская школа-интернат»
Круглый стол ПМПК «Формы работы с детьми с ОВЗ»
Формы логопедической работы с детьми с ОВЗ
Учитель-логопед
Жукова М.Ю.
2014-2015учебный год
Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий "для получения без дискриминации качественного образования..." Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе. Логопедическое сопровождение осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению). .
Основными задачами учителя-логопеда является:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ общеобразовательных программ
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся.
Логопедическое сопровождение осуществляется на основе обследования обучающихся, которое проводится с 1 сентября по 15 сентября и с 15 мая до 25 мая. Коррекционную работу можно разделить на три этапа:
I) Диагностический - выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.
Содержание и формы работы:
- Диагностика общего и речевого развития обучающихся
- Исследование результатов обученности логопедов
- Изучение состояния навыков письменной речи детей-логопатов
II) Коррекционно-развивающий - коррекция общего и речевого развития обучающихся-логопатов.
Содержание и формы работы:
- Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвитие речи, фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма и т.д.
III) Профилактический - обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся.
Содержание и формы работы:
- Направление детей на обследование и лечение к медицинским специалистам (неврологу, психиатру, сурдологу и т.д.) по результатам диагностики.
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ.
- Работа над речевой системой в целом.
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).
- Длительное закрепление направленных речевых навыков.
- Частый повтор упражнений с элементами новизны.
- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость).
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение).
- Конкретность и доступность заданий.
- Умеренный темп работы.
- Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).
По результатам обследования дети зачисляются на индивидуальные и групповые занятия.
На индивидуальных занятиях проводится коррекция устной речи (дислалия, дизартрия, ринолалия и заикание). Используются следующие виды работ:
1. Работа на уровне слога
- прочитать слоги быстро или медленно;
-прочитать ряды слогов, делая ударение на выделенный;
- прочитать слоги выборочно
2. Работа на уровне слова
- «посчитать» слово от1 до5 и назад;
- «собрать» слово из слогов;
- прочитать слова и повторить их по памяти;
- прочитать слова выборочно (например, только если есть буква р)
- изменить слова по образцу.
3. Работа на уровне предложения
- составить предложение из данных слов;
- составить предложения по картинкам;
- составить ответы на вопросы;
- изменить предложения по образцу;
4.Работа на уровне текста
- составить текст по опорным словам;
- составить текст по серии картинок;
- составить текст на заданную тему.
На групповых занятиях проводится коррекция нарушения чтения и письма различного генеза. Используются следующие виды работ:
1. Для коррекционной работы на фонетическом уровне
- игра «Поймай звук» (необходимо услышать заданный звук в слогах, словах и предложениях);
- игра «Измени букву» (работа со словами паронимами)
- игра «Угадай звук» (по беззвучному произнесению определить звук)
и др.
2. Для коррекции на лексическом уровне
- игра» «Кто больше?» ( вспомнить и записать как можно больше слов на, заданную тему)
-игра «Кто быстрее?»
- «4-ый лишний» (например, среди 4-ёх слов с безударной гласной 3-и слова с безударной гласной а, а 1 – с безударной гласной о)
- «Скажи иначе» (заменить синонимами)
- «Скажи наоборот» (работа с антонимами)
-«Исправь ошибки»
и другие.
3. для коррекции на синтаксическом уровне
- составление тексов по схемам цепной и параллельной организации);
- игра «Кто больше?» ( распространить простое предложение);
- составить начало текста;
- составить конец текста;
-составить основную часть текста;
- расставить знаки препинания;
- исправить ошибки в постановки знаков препинания;
-исправить ошибки в согласовании слов и предложений в тексте;
- и другие.
Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, педагога-психолога и медицинских работников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии"
Доклад «У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным,...
Воспитательные формы работы с детьми «группы риска».
Социальный педагог: Гриднева С.Ю. 2012 учебный год Работа социального педагога в условиях современной школы-интерната складываетс...
Воспитательные формы работы с детьми «группы риска».
Социальный педагог: Гриднева С.Ю. 2012 учебный год Работа социального педагога в условиях современной школы-интерната складываетс...
Формы работы с детьми.
Справочная информация. Подборка различных форм с кратким описанием. Шпаргалка педагогу....
Активные формы работы с детьми.
Форма организации учебного процесса, способствующая активному взаимодействию между обучающимся и педагогом....
Методы и формы работы с детьми, имеющими проблемы в изучении математики.
Анализ опыта работы с учащимися центра образования и используемых методов и форм педагогической работы....
Робототехника, как форма работы с детьми, ориентированная на реализацию требований ФГОС ООО
Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование.Робототехника ...