Экологическое направление на занятиях по технологии подготовка (МОП) для обучающихся среднего звена
статья на тему

В данной статье говориться о включении экологического направления в рабочую программу по подготовке младшего обслуживающего персонала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вера Сергеевна Смирнова

педагог, соответствие на занимаемую должность

ГКОУ СО "Серовская школа №1", реализующая АООП с Романово

Экологическое направление на занятиях по технологии

        подготовка (МОП) для обучающихся среднего звена        

        С раннего детства большую часть времени ребёнок проводит в семье и обучающих организациях. Воспитательный и обучающий процесс у подростка будет успешным, если мы, педагоги и родители создадим условия, которые будут формировать жизненные компетенции, составляющей основу социальной успешности. Следовательно, каким будет будущее поколение - зависит от нас, взрослых.

        В настоящее время очень актуально высказывание В. А. Сухомлинского, что урок - основной участок учебно-воспитательного процесса, на котором педагог ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие обучающихся.

        С введением ФГОС и АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вся  деятельность ОО направлена на достижение детьми личностных и предметных результатов.

        Среди основных принципов в ПрАООП важное место занимает:

― принцип  переноса  усвоенных  знаний  и  умений  и  навыков  и

отношений,  сформированных  в  условиях  учебной  ситуации,  в  различные

жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к

самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.

        Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в сельской местности обучающей организацией учитывается в воспитательном и учебном потенциале: природа, местность, временные периоды года, климатические условия. Организуются познавательные, творческие, трудовые, досуговые мероприятия, занятия. Это: интегрированные уроки, по тематике привязанные к сельской действительности; праздники, например, "Золотая осень", "Праздник овощей", конкурсы рисунков; трудовой десант - отвод весенних ручейков, посадка кустарников, деревьев, уборка несанкционированных свалок; прогулки в лес, фотосъёмки красивых мест родного края; занятия на свежем воздухе с изучением природных местных достопримечательностей, их сохранение.  

        Природа родного края и социальная среда способны положительно влиять на обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В коррекционной деятельности для таких обучающихся экологический подход будет простым и доступным помощником.

         На основании проекта АООП педагог может составляет свою рабочую программу по предмету, способствующей разносторонней социализации выпускника в будущем.  

        В содержание программы "Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала" (МОП), в одном из основных блоков осваиваемых работ - "Работа на пришкольной территории" в 5-7 классах, автором данной публикации, были разработаны такие методы и приёмы, которые позволяют учащимся среднего звена достигнуть цель - формирование личностного развития и решить задачи, обеспечивающие жизненную компетентность:

-  воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в окружающей среде - экологической грамотности;

- овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей.

        Набор следующих практических компетенций, предполагает профессии, по которым обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть в дальнейшем трудоустроены: дворник, рабочий по комплексной уборке и содержанию домовладений и ремонту зданий, помощник по хозяйству. Посредством объяснений, практических работ, наглядных примеров, выпускник ОО может качественно выполнить такие виды работ:

  • уборка зданий и прилегающих к ним территорий;
  • содержание в надлежащем санитарном состоянии зданий и территорию вокруг;
  • сбор мусора, хлама, отбросов, отходов;
  • сбор и удаление строительного мусора;
  • уничтожение отходов разными методами и способами;
  • сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз;
  • подметание и полив улиц, дорог, мест стоянки автотранспортных средств и т. п.;
  • очистку от снега и льда улиц, дорог, в том числе посыпание песком или солью;
  • ухаживать за различными растениями, плодовыми деревьями, цветниками.         

        Кроме того, в программе, с учётом современных технологий клининга и охраны окружающей среды обучающиеся изучают материал, отражающий современные подходы к обеспечению экологической безопасности, утилизации и переработке продуктов жизнедеятельности человека и природы.

        Одним из эффективных методов обучения и воспитания является метод практической работы на занятиях. В трудовой деятельности его применение является успешным по всем направлениям с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Для успешного усвоения годовой учебной программы в пятом классе по подготовке МОП практические работы составляют третью часть для учащихся.          Так как этот предмет имеет пред профильное назначение, то, с учётом природно-климатических условий, учебный год начинается с изучением и усвоения элементов рабочей деятельности дворника. Теоретическая часть обязательно закрепляется практическим занятием.

Предлагаю рассмотреть конспект познавательно-практического урока:

«Сбор мусора и его сортировка на группы по способу утилизации».

Дата проведения: сентября

Время: 45 мин

Класс – 5; 6 человек

Цель: формирование профессиональных компетенций посредством экологической культуры и бережного отношения к природе.

Задачи:

Обще-развивающие: формировать навыки по содержанию в чистоте прилегающих жилых территорий; практические умения по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;

Коррекционно-развивающие:

1. Корригировать  мыслительную деятельность; интеллектуальную сферу (способность к целевому, причинному и вероятному анализу экологических ситуаций);

2. Устанавливать логические и причинно-следственные связи, понимание того, что знания способствует приобретению важных жизненных умений и навыков (эстетическое восприятие и оценку состояния окружающей среды);

3. Развивать    эмоционально-волевую сферу (убеждение в возможности решения экологических проблем); 

Воспитательные: воспитывать интерес к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Методы: вводная беседа, практическая, самостоятельная работа с элементами игры, инструктаж.

Оборудование: перчатки, пакеты, таблички со способом утилизации, парты.

План урока

  1. Прослушивание задания (в том числе - инструкция о поведении на улице, ТБ);
  2. Деление на пары для практической деятельности;
  3. Получение необходимого для работы (перчатки, пакеты);
  4. Выход на территорию для выполнения практической части;
  5. Выполнение задания - поиск и сбор мусора в пакеты (20 мин);
  6. Практическая работа в учебном классе - сортировка мусора в группы по способу утилизации (10 мин);
  7. Сдача перчаток и пакетов;
  8. Мытьё рук с мылом.
  9. Выставление оценок.

Анализ познавательно-практического урока.

        Обучающимся было предложено собирать мусор за школьным забором, по периметру школы. Затем вернувшись в класс, рассортировать его в группы по сложности утилизации: а) простая утилизация (сжигание: печь-тепло; на корм животным: молоко-мясо; на удобрение: компостная яма-урожай); б) сложная утилизация (переработка: туалетная бумага; железо; пластмасс; стекло; резина), в) спец утилизация (медицинский мусор, энергосберегающие лампы).  

        При выполнении практического задания, подросткам было предложено придумать короткие загадки по найденными ими предметам. Так же предположить, что бы из этого предмета могло получиться, или, где его можно использовать. Использовали игровые моменты: если размер найденного был мал: один из пары учащийся, вставая на мусор-предмет, закрывал, озвучивал однокласснику первую букву предмета, и если первый отгадывал, менялись: угадавший отдавал пакет, проигравшему, бежал искать предмет-мусор.

        Следует отметить, что соблюдая правила поведения и технику безопасной работы, обучающиеся активно и с интересом выполнили первую часть практической деятельности.

        Оживлённо проходила в классе и вторая практическая часть занятия. Выслушав задание, обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и его качественно выполнили. Например, одна пара учащихся выкладывает сухую веточку, на парту с этикеткой "а", озвучивает свой способ утилизации. Остальные пары соглашаются или добавляют свой вариант: "б" - на опилки - мебель. Пластмассовую бутылку, пакеты, алюминиевые баночки, железяки - однозначно пятиклассники отправляют на переработку, для дальнейшего получения полезной продукции.         По окончании они делают вывод, что прибрали территорию, их похвалят за чистоту вокруг школы, что этот мусор будет лежать в контейнере, а не гнить в траве и наносить вред траве, земле, человеку.      

Таким образом, считаю, что изученная тема плодотворно скажется на будущей жизни обучающихся. Она содействовала укреплению экологического образования в трёх взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание, развитие. Подростки уяснили, что профессия дворника является полезной для общества. Наглядно увидели связь между бытом человека и природой.

        Подобные занятия могут быть рекомендованы педагогам, воспитателям, студентам педагогических ОО, всем тем, кто связан с воспитательно-образовательной деятельностью.

Литература:

1. Галле А.Г., Головинская Е.Ю. Подготовка младшего обслуживающего персонала. 5 класс ученик для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу "Технология". - Самара 2013- с 42-47.

2. Головинская Е.Ю. Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала. 5 класс. Методическое пособие для учителя к учебно-методическому комплекту образовательную деятельность. Современные образовательные технологии. - Самара 2013- с 121-135.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат обучающихся среднего звена школы

Одним из многих факторов, оказывающих  влияние на здоровье подростка, является ношение неправильной обуви.  Человек, как известно, — единственное прямоходящее существо на Земле. И за с...

Совершенствование скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе.

Итоги экспериментально-опытной работы: Совершенствование скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе....

Сценарий Новогоднего представления для старшеклассников или для обучающихся среднего звена

Конечно, много предварительной подготовки (поиск смешных роликов в Инете, съемки, репетиции танца, повторяющего клип "Что сказала лиса"), но конечный продукт того стоит!...

Клуб ОФП для обучающихся среднего звена

Клуб общей физической подготовки. Его роль в развитии личности учащегося в соответствии с Федеральным законом об образовании...

Подготовка обучающихся среднего звена к основному государственному экзамену по английскому языку

Сборник текстов и упражнений для подготовки к ГИА (ОГЭ). Английский язык 5 класс...