Мастер-класс "ЛОГОРИТМИКА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ"
методическая разработка по теме
Логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, на понимание смысла предлагаемых заданий, способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя и получать эмоциональное удовольствие, совмещая «приятное с полезным».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логоритмика в логопедической работе. | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОРИТМИКА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Физические упражнения под музыку были известны еще с древности. Там
ритмическая гимнастика применялась в целях физического оздоровления
организма.
Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово,
логопедическая ритмика стала активно формироваться в этом направлении.
В.А. Гринер и Ю.А. Флоренская в ходе исследования данного вопроса
выдвинули ряд принципов в работе с заикающимися пациентами, составили
коррекционный дидактический материал и акцентировали внимание на том, что
логопедическая ритмика существенно отличается от методики ритмического
воспитания, так как в упражнениях особое место уделяется слову.
Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой в 80-х годах XX века
логопедическая ритмика выделилась как наука. Г.А. Волкова расширила
область применения логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и
коррекционной педагогики. Однако наиболее востребованной она оставалась
по-прежнему в комплексе мер по преодолению заикания.
Логоритмика - это комплекс специальных ритмизированных упражнений для
детей с нарушениями речи.
Логоритмические упражнения должны быть синхронизированы со
стихотворным текстом и выполняться под музыку.
Логоритмику логопед может использовать как самостоятельный метод
логопедической работы или как часть занятия.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха,
чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики,
пантомимики, пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации
движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с
движениями;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы
звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в
различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи
между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной
координации;
Особенности логопедической ритмики:
- Простота выполнения.
2. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает - ребенок
повторяет.
3. Занятия проводятся пару раз в неделю. Для них больше подходит 2-ая
половина дня.
4. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий желательно
использовать любые предметы, которые вызывают у ребенка положительные
эмоции.
5. Упражнения нужно повторять из занятия в занятие - до тех пор, пока они
не будут выполнены правильно.
6. Необходимо использование музыкального сопровождения.
7. Занятия логоритмикой составляются с опорой на лексические темы.
8. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют
два основных направления.
Первое направление логоритмической работы - развитие неречевых процессов.
Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации
движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие
чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация
всех видов внимания и памяти.
Второе направление - развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта
работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа
речи и ее интонационной выразительности;
Таким образом, логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие
ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками,
умение ориентироваться в окружающем мире, на понимание смысла
предлагаемых заданий, способность преодолевать трудности, творчески
проявлять себя и получать эмоциональное удовольствие, совмещая «приятное с
полезным».
Лексическая тема: «Овощи».
1. Орг.момент.
«Здравствуйте» Л. Хисматуллина
Здравствуйте, ладошки!
Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки!
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки!
Плюх, плюх, плюх!
Пухленькие щечки!
Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки!
Здравствуйте, зубки!
Здравствуй, мой носик!
Здравствуйте, малышки!
Все, привет!!!!
2. Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений.
Упражнение «Овощи».
Мы капусту режем, режем,
Мы морковку трем, трем
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем.
3. Речь с движением.
Цель: учить координировать речь с движением; автоматизировать звуки Р, Рь.
Упражнение «В огород пойдем…».
В огород пойдем, урожай соберем.
(идут по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем
(наклоны вперед, руками «таскают»)
И картошки накопаем.
(имитируют копку картошки)
Срежем мы кочан капусты,
(руки соединить – «топор», «срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный.
(показываем).
Огурцов нарвем немножко
(поочередно тянутся руками вверх)
И вернемся по дорожке.
(ходьба на месте)
4. Работа над интонационной выразительностью.
Цель: учить детей воспроизводить интонацию перечисления, варьировать темп, силу голоса в зависимости от контекста. Автоматизация звуков Ц, Щ, их дифференциация.
Упражнение «Огурец»:
- Мы делили огурец:
Мне – конец, тебе – конец,
А тебе, Николка,
Меж концами щелка.
(Медленно-быстрее-быстро; громко –тише - тихо; сердито – ласково.)
5. Дыхательное упражнение.
Цель: коррекция речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу, передавать восклицательную интонацию.
Оборудование: настоящие овощи: огурец.
Упражнение «Ах, как пахнет!»:
Педагог дает детям понюхать овощи и предлагает повторить фразы на выдохе после короткого вдоха через нос:
Ах! / Ах, пахнет! / Ах, как пахнет! / Ах, как приятно пахнет! / Ах, как овощ приятно пахнет!
6. Игра «Овощи»
Цель: закрепить умения различать овощи и фрукты.
Макет человечка. Он ест только овощи.
7. Песня «Урожайная» А. Филиппенко
1. Мы корзиночки несем,
Хором песенку поем.
Урожай собирай
И на зиму запасай!
Припев: Ой-да, собирай
И на зиму запасай!
2. Мы – ребята-молодцы,
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох,
Урожай у нас неплох!
Припев: Ой-да, и горох,
Урожай у нас неплох!
3. Ты, пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок,
Не ленись, не зевай,
А в корзинку полезай!
Припев: Ой-да, не зевай,
А в корзинку полезай!
4. Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай!
Припев. Ой-да, отворяй,
Едет с поля урожай!
Литература:
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения:
- Метод. пособие. –– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Анищенкова Е. С., Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников:
- АСТ, Астрель, 2007 г. –– 64 с.
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с
- дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А.
- Волковой. — СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная
- группы: Академия Развития, 2006 г. — 107 с.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет. М.:
- ТЦ Сфера, 2005. — 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ. ПРИМЕНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ
В статье описываются проблемы формирования письменной речи у обучающихся с ДЦП учащихся в начальных классах, а также логопедические приёмы коррекции письменной речи которые может использовать на урока...
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ. ПРИМЕНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ презентация
Презентация является иллюстрацией к статье ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ. ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....
О преимуществах и недостатках применения ИКТ в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ
Размышления о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда применительно к детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здо...
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
В статье рассказывается о применении в работе логопеда песочной анимации, музыкотерапии и цветотерапии....
«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда
Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...
Применение ПАК «БОСЛАБ-ЛОГО» в логопедической работе по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ
Презентация опыта по применению инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью по теме:"Применение ПАК «БОСЛАБ-ЛОГО» в логопедической работе по коррекции нарушений р...
«Применение в логопедической практике кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушение речи»
Применение в логопедической практике кинезиологических упражнений имеет практическую значимость для развития речи детей, так как такая система упражнений помогает активизировать деятельность речевых з...