«Формирование здоровьесберегающей компетенции у дошкольников с нарушениями речи».
статья на тему
Материал из опыта работы учителя - логопеда с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_iz_opyta_raboty_zdorovesber_office_word.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы «Формирование здоровьесберегающей компетенции у дошкольников с нарушениями речи».
Подготовила учитель-логопед: Дютина Марина Геннадьевна
В современном обществе мы наблюдаем возрастание социальной значимости здоровья и признание возможности здорового образа жизни (ЗОЖ) людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и детей с сенсорными, речевыми, двигательными и интеллектуальными нарушениями.
Достижению указанной цели способствует решение ряда задач:
- повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах сохранения здоровья детей с ОВЗ, формирования у них мотивационного, когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов указанной компетентности, предупреждения негативно влияющего на здоровье поведения;
- формирование у дошкольников с сенсорными, двигательными, речевыми и интеллектуальными нарушениями представлений о значимости и самоценности здоровья, о влиянии на здоровье человека его образа жизни, а также осознанного отношения к заботе о своем здоровье и потребности в сберегающем здоровье поведении;
- подведение детей в различных ситуациях к выводу о влиянии на состояние здоровья человека его деятельности и окружающей среды, о положительном воздействии факторов ЗОЖ.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в системе ОНР:
- способствовать максимально полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в русле развивающей педагогики оздоровления;
- создать в ДОУ предметно-пространственную среду психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольника;
- содействовать успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков;
- повышать психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей по общему и речевому развитию дошкольников;
- воспитывать у детей ценностное отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру и людям.
Решение поставленных задач и достижение результата системы, который определен нами как соответствующее ЗОЖ поведение дошкольников с ОВЗ, реализовано при опоре на указанные ниже принципы. Их содержание было модифицировано применительно к задачам нашего исследования. Специфические условия при ОНР – дозирование физической и интеллектуальной нагрузки; профилактика переутомления; проведение динамических пауз; включение лексического материала по теме ЗОЖ в занятия учителя-логопеда; оформление рисунками и иллюстрациями словаря «Здоровый образ жизни»; организация условий для установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья человека, его деятельностью и образом жизни; использование ИКТ для закрепления представлений о ЗОЖ с помощью презентаций, а также расширения и активизации словаря по теме «ЗОЖ»;
Целенаправленно велась работа по активизации семьи в осуществлении здоровьесбережения ребенка. Ее основными направлениями стали: 1.Актуализация потребностей родителей по здоровьесбережению собственного ребенка; 2.Медико-педагогическое просвещение родителей как заказчиков на различные образовательные и медицинские услуги в дошкольном учреждении; 3.Партнерство педагогов и родителей, в основу которого заложены идеи здоровьесохранности, приоритет общечеловеческих ценностей. В целом, можно отметить, что положительными факторами, обеспечивающими формирование компетентности здоровьесбережения стали: создание положительного эмоционального фона; индивидуализация средств, методов, форм оздоровительных воздействий в зависимости от психофизиологических, психофизических особенностей и потребностей ребенка; стимулирование активности ребенка на всех этапах формирования здоровьесберегающей компетентности; наличие диагностического сопровождения, обеспечивающего своевременную, комплексную информацию об уровне сформированности компетентности здоровьесбережения; повышение профессиональной активности педагогов; повышение валеологической грамотности родителей.
Выделяют три группы технологий:
1 . Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая (пробуждения), гимнастика корригирующая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: НОД по физической культуре, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика. Познавательно-речевое направление
- самомассаж активных точек;
- динамические паузы;
- релаксационные минутки;
- пальчиковая гимнастика.
Физкультурно-оздоровительное направление:
- дыхательная гимнастика.
- мимические разминки.
- оздоровительные дорожки;
- упражнения по профилактике плоскостопия, осанки, зрения;
- пальчиковая гимнастика;
- фитнес-технология
Художественно-эстетическое направление
- логопедическая ритмика театрализованная деятельность ручной труд
- логопедическая ритмика
- театрализованная деятельность
- ручной труд
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.
- Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие
- Гимнастика для глаз. Цель: профилактика нарушений зрения. Снятие напряжения, нагрузки. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна.
- Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
- Динамические паузы. Во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида деятельности. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение .
- Гимнастика корригирующая. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
- Самомассаж. Самомассаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.
- Пальчиковая гимнастика. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное — развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка .
- Ниткография. Используя этот приём, можно решить следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь используя данный приём закрепляются не только навыки изобразительной деятельности, но и расширяются знания детей по основным лексическим темам.
- Су-джок . Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапия и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях
Ожидаемый результат
- повысить сопротивляемость организма у детей, значительно уменьшить число часто болеющих детей;
- значительно повысить речевую активность и коммуникативную направленность речи;
- включить всех родителей в единый воспитательно-образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушением речи
Статья посвещена вопросам профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, содержит рекомендации по устранению её предпосылок до начала обучения в школе....
Формирование языковой компетенции дошкольников с нарушениями речи в условиях русско-тувинского двуязычия
В статье затронута проблема коррекционного обучения, воспитание и социализация детей, овладевающих русским языком как вторым....
Игра как средство формирования произносительных умений и навыков у дошкольников с нарушением речи.
Правильная речь является одним из важных предпосылок дальнейшего развития ребенка, процесса социальной адаптации. Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности реб...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по лексической теме: « Весна »
Уважаемые коллеги!Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражат...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи с применением компьютерных технологий по лексической теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
ПриветствиеСобрались все дети в круг!Я твой друг и ты мой друг!Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!Загадки:У меня они все разные:Ситцевые и атласные,И для дома, и для сада,Для театра и пар...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности&raqu...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активностиу дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...