Проект "Здравствуй, сказка!"
проект на тему
Успех в коррекционной работе напрямую зависит от заинтересованного, активного и компетентного участия родителей в ее реализации. Возможность такого сотрудничества появляется только тогда, когда родители чувствуют себя равноправными участниками программы помощи ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdravstvuy_skazka.docx | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Здравствуй, сказка!»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Выполнили: Ф.Т. Урасимова, учитель- логопед старшей группы
компенсирующего развития №8,
О.А. Десятова, воспитатель
Проблема
В настоящее время возникла серьезная проблема: снижение интереса детей и родителей к произведениям
художественной литературы, низкий уровень развития связной речи у детей.
По исследованиям, которые были проведены в группе, выяснили что, уже в дошкольном возрасте дети
предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Дети испытывают
трудности в общении, в пересказе литературных произведений, составлении рассказов по заданной теме, не у всех
есть устойчивый интерес к слушанию художественной литературы.
Актуальность
Книга открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
развивает речь, мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского
литературного языка.
Одним из действенных средств полноценного развития и воспитания человека является устное народное
творчество. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому
дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Простота содержания народной сказки легко помогает ребёнку
понять мотивы поведения героев произведения. Используя в своей речи фразеологические обороты сказок,
дети учатся выразительно, ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства, развивается умение творчески
использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Сказки обладают
удивительной способностью пробуждать в ребёнке доброе начало.
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Актуальность проекта
обусловлена поиском резерва развития интереса у детей к книге, общению со сказкой.
Цель
Знакомить детей с книжной культурой, со сказочной тематикой детской литературы.
Задачи
1.Формировать у детей целостную картину мира посредством обогащения и расширения представлений детей
о сказке.
2.Развивать литературную речь, упражняя в умении рассказывать эпизоды сказки с применением наглядной
опоры( мнемотаблицы и схемы) использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.
4. Воспитывать нравственные представления об отзывчивости, любви и уважения к ближнему,
бережное отношение к книге.
5.Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Ожидаемый результат
1.Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, понимание на слух текстов
сказочного жанра детской литературы.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе, компетентности членов семьи в вопросах
воспитания грамотного читателя.
Вид проекта: познавательно-речевой.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы(5-6лет) и их родители, воспитатель, учитель-логопед.
Сроки реализации: среднесрочный (февраль – май).
Содержание проекта
Проект составлен для взаимодействия детей, родителей и педагогов как условие единого подхода в
образовательном процессе по формированию и развитию представлений детей о сказке. Со сказки начинается их знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Продукт проекта
1.Подбор книг, иллюстраций по русским народным сказкам. Обновление книжного уголка.
2.Изготовление дидактического и раздаточного материала (пиктограмм), необходимого при пересказе.
3.Дидактические игры «Угадай по описанию», «Сказочная цепочка», «Чья работа?», « Отгадай сказку»,
«Превратись в героя сказки».
4.Творческая мастерская: создание панно по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный», игровых макетов по
сказкам: «Царевна-лягушка», «Заяц- хваста».
5. Изготовление атрибутов для инсценирования сказки.
Этапы реализации проекта
1 этап: организационно-подготовительный: определение темы, постановка цели, задач, подбор литературы,
иллюстраций, создание условий для реализации проекта. Составление календарно- тематического плана.
2 этап: основной: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап: заключительный: обобщение результатов проекта на основе педагогической диагностики, защита проекта.
Календарно- тематическое планирование
Период | НОД | Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьёй |
Февраль | Работа с воспитателем. Интегративная деятельность. Чтение художественной литературы. «Что такое книга?»: 1) беседа «Книжный дом»; 2) презентация «Откуда книга к нам пришла»; 3) продуктивная деятельность: «Книжкина больница» (ремонт книг). | Игра «Интервью о любимой книге». Целевая прогулка в библиотеку. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». | Дидактическая игра «Собери героев сказки» (по типу «Разрезные картинки»). Рассматривание иллюстраций книг. Цель: закреплять представ. о бережном отношен. к книге. | Анкета для родителей по вопросам формирования у детей интереса к чтению. Выставка «Любимая книга»
|
Работа с логопедом: Дидактическое упражнение «Добавь слово » с использованием модели. Цель: развивать умение пользоваться заместителями при составлении схем. | Дидактическая игра «Весёлый мяч» с использованием модели. Цель: употреблять в речи предлоги, правильно строить предложение. | Обведение силуэта любимого героя сказки по точкам. | Составление рассказа о любимой книге. | |
Март | Работа с воспитателем. Интегративная деятельность. Чтение художественной литературы. «В гостях у русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» . 1)мультимедийная презентация по сказке; 2) беседа по содержанию сказки; 3)продуктивная деятельность: раскрашивание и вырезание персонажей сказки; создание панно по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный». | Подвижная игра «Мышеловка». Дидактическая игра «Что лишнее?» Цель: упражнять детей группировать предметы по схожему признаку (цвету, форме, назначению, материалу). | Рассматривание иллюстраций в книжном уголке Дидактические игры «Лото», «Пазлы» (по сказкам). | Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» Подбор иллюстраций разных художников к сказке. Театральная пятница по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный». |
Работа с логопедом: Рассказывание русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» по коллективно составленной модели сказки. Дидактическая игра «Превратись в героя сказки». Цель: формирование словообразования и связной речи. | Оцени ситуацию в поступках персонажей сказки. Игра-пантомима «Где мы были, мы не скажем…» Цель: развивать внимание, память, образное мышление детей. | Настольная игра «Собери картинку» Цель: составить целостную картинку из частей по сюжету сказки. | Настольная игра родителей с детьми «Собери картинку». | |
Апрель | Работа с воспитателем. Интегративная деятельность. Чтение художественной литературы. «В гостях у русской народной сказки «Царевна-лягушка»: 1)мультимедийная презентация по сказке; 2) беседа по содержанию сказки; 3) продуктивная деятельность: -создание образа царевны-лягушки (лепка); -оформление игрового макета по сказке. | Ситуативный разговор «Что бы случилось, если бы…» с использованием игрового макета по сказке. Подвижные игры «Лягушки», «Не ошибись». | Рассматривание книг и иллюстраций разных авторов к сказке. | Чтение сказки детям. Подбор иллюстраций по сказке. Театральная пятница совместно с родителями. Инсценирование сказки. |
Работа с логопедом: Пересказ эпизода русской народной сказки «Царевна-лягушка» с использованием пиктограмм. Дидактическое упражнение «Сказочная цепочка». Цель: построить с помощью схем последовательность действий. | Словесная игра «Скоро сказка сказывается». Цель: закрепить повторы сказки (фразеологизмы) | Настольная игра «Царевна-лягушка» Цель: соотнесение предметов с персонажем сказки. | Словесная игра родителей с детьми «Продолжи сказку». Цель: закрепить сюжетную линию сказки. | |
Май | Работа с воспитателем. Интегративная деятельность. Чтение художественной литературы. «В гостях у русской народной сказки «Заяц-хваста»: 1)выставка иллюстраций разных художников к сказке; 2)рассказывание поговорок и фразеологизмов по образу Зайца ( «У страха глаза велики» и др.); 3) продуктивная деятельность: - вырезание, раскрашивание силуэтов персонажей сказки; -оформление игрового макета. | Творческая мастерская: -изготовление атрибутов (шапочек) для показа эпизодов сказки; -инсценирование сюжетов сказки. | Подвижная игра «Зайцы и волк». | Чтение сказки детям. Подбор иллюстраций по сказке. Театральная пятница по сказке. |
Работа с логопедом: Пересказ русской народной сказки «Заяц-хваста» по коллективно составленной схеме с использованием пиктограмм. | Составление модели качественной характеристики главного персонажа. Составление загадки о персонаже сказки с помощью схемы. | Настольная игра «Отгадай сказку». Цель: закрепить содержание сказки. | Словесная игра родителей с детьми «Назови героев сказки». Цель: закрепить содержание сказок. |
Приложения
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
- несколько книжных полок;
- книжный шкаф;
- стеллажи с книгами;
- другое
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
- да;
- нет;
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
- каждый день;
- каждый вечер перед сном;
- когда попросит;
- иногда.
4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:
6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
- да;
- нет;
- иногда;
7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
- да;
- нет;
- не знаю;
8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?
9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
- да;
- нет;
- не знаю;
10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?
11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?
13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?
да; нет.
Рекомендации родителям
Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?
Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.
- Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
- Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
- Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
- Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
- Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
- Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
- Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
- Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
- Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.
Как организовать домашнее чтение
«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»
К.И. Чуковский
Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:
- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
- Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге.
- Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс
Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий....
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...
Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"
Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
В данной разработке рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка "Спящая царевна", даются характеристики героев....
Консультация "Сказки. Сказки? Сказки!"
Наглядный материал "Сказки. Сказки? Сказки!"- о роли сказок в воспитании детей, о их пользе и благотворном влиянии на ребенка - дошкольника....
Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...