Формирование устной речи у не говорящих детей
рабочая программа на тему

Горб Ольга Алексеевна

Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.

 

Задачи:

·        Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;

·        Вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений;

·        Расширять объём понимания речи;

·        Накопление активного и пассивного словаря.

·        Формирование первоначальной связной речи.

 

Особенности занятий: Календарно – тематический план курса занятий «Формирование устной речи у неговорящих детей» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий – формирование устной речи у не говорящих детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ustnoy_rechi_u_ne_govoryashchih_detey.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательной школы -интернат

VIII вида Ст. Старолеушковская Павловского района.

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа

по «Формированию устной речи у не говорящих детей»

для школ VIII вида.

Составили учитель-логопед высшей категории: Горб О.А.

       

Пояснительная записка.

У неговорящих  детей как правило слабо выражена потребность подражать слову взрослого. В активном словаре у таких детей как правило очень мало слов, в пассивном же словаре наблюдается гораздо большее  количество слов.

С такими детьми желательно проводить индивидуальные занятия. Ведущая форма занятия – игровая. Занятия должны быть насыщены, невербальными заданиями. Обязательным условием является многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоционального контакта с ребёнком. Всякое проявление речи у ребёнка надо поощрять.

На занятия отводится 20 минут 2 раза в неделю.

Данный курс является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается развитие устной речи у не говорящих детей , развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового восприятия, внимания, памяти.

Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.

Задачи:

  • Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
  • Вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений;
  • Расширять объём понимания речи;
  • Накопление активного и пассивного словаря.
  • Формирование первоначальной связной речи.

Особенности занятий: Календарно – тематический план курса занятий «Формирование устной речи у неговорящих детей» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий – формирование устной речи у не говорящих детей.

Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.

Основные требования к знаниям и умениям:

По окончании курса занятий  учащийся должен:

  • Самостоятельно высказать свою просьбу, ответить на простой вопрос, рассказать простое стихотворение.

Содержания программы.

I этап.

Однословное предложение. Предложения из аморфных слов. 8 часов

Задачи:

  • Вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.
  • Развитие понимания речи.
  • Накопление пассивного словаря.

II этап.

Первые формы слов. 11 часов

Задачи:

  • Научить ребёнка правильно строить двусловные предложения.
  • Заучить отдельные обиходные словосочетания.
  • Произносить ударный слог слова.
  • Расширять объём понимания речи.

III этап. Двусоставное предложение. 13 часов

Задачи:

  • Научить ребёнка грамматически правильно строить предложения.
  • Воспроизводить ритмико – слоговую структуру трёхсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных.
  • В понимании речи продолжить работу по различению грамматических форм слов.

IV этап. Предложения их нескольких слов. 14 часов

Задачи :

  • Научить ребёнка грамматически правильно строить предложения из 3-5 слов.
  • Научить первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов.
  • Сформировать простейшие навыки связной речи.

V этап. Расширение объёма предложений. Сложное предложение. 11 часов.

Задачи:

  • Научить ребёнка строить сложносоченённые и сложноподченённые предложения.
  • Продолжить работу по словоизменению.
  • Научить согласовывать местоимение и прилагательное с существительным .

Таблица тематического распределения количества занятий на 2011-2012 учебный год.

Темы , разделы

Количество часов

Рабочая программа

1.

I. Обследование активного словаря.

6

2.

II. Развитие понимания речи. Односложное предложение.

8

3.

III. Активизация речевого подражания.

11

4.

5.

VI. Развитие понимания речи. Первые формы слов.

Формирование первых форм слов.

2

5

6

6.

7.

8.

V. Развитие понимания речи. Двусоставное предложение. Формирование двусоставного простого предложения.

Формирование слоговой стороны слова.

2

6

3

3

9.

VI. Предложения из нескольких слов.

Сложное  предложение.

6

5

Список литературы.

1. Гегелия  Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М. ВЛАДОС , 2001.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М. Прсвещение.1991

3. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург АРД ЛТД. 1998

4. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. –М. , 1957

5. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л. , 1988.

6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М. ВЛАДОС , 1999.

7. Логопедия. Под ред. Волковой М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устной речи слабослышащих детей

Конспект статьи Н.Шелгуновой, посвящен теме формирования произносительной стороны речи у детей с нарушениями слуха...

Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом

Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...

Значение формирования устной речи у детей с нарушением интеллекта

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других ...

Формирование устной речи у детей с нарушением слуха

Формирование устной речи у детей с нарушением слуха....

Статья на тему "Сторителлинг как способ формирования устной речи на занятиях в объединении дополнительного образования".

В статье описывается опыт применения технологии сторителлинг на занятиях в объединении дополнительного образования как спобоб формирования устной речи учащихся....

Формирование устной речи, как фактор успешной социализации обучающихся с ОВЗ.

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе....

Формирование устной речи у глухих детей

Текст содержит сведения о методологических основах формирования речи глухих детей, задачи обучения, методы, принципы, пути формирования...