Растём. Развиваемся. Радуемся.
рабочая программа на тему
Рабочая программа для психокоррекции детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rrr.docx | 42.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»
Дубининская улица, д. 25, стр. 1, Москва,115054
Телефон: (499) 235-52-94 Факс: (499) 235-52-94 E-mail: spo-4@edu.mos.ru http://www.kmb-4.mskobr.ru
ОКПО 75587448, ОГРН 1057705001970, ИНН / КПП 7705513678 / 770501001
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
« РРР – Растём. Развиваемся. Радуемся»
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий « РРР – Растём. Развиваемся. Радуемся» предназначена для обучающихся 3 класса (обучающиеся с задержкой психического развития) Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
Общая характеристика учебного курса
Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для обучения учащихся 3 класса (обучающиеся с задержкой психического развития).
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в обучении и поведении вследствие микроорганических нарушений головного мозга, социально-педагогической запущенности и психосоматических нарушений.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем, нарушения внимания и памяти, зрительно-моторной координации. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с задержкой психического развития отмечаются недостатки речевого развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, эмоциональная незрелость.
Цель программы – развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.
Задачи:
- развитие у обучающихся психических процессов: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение;
- развитие мыслительных операций: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;
- развитие чувства сплоченности, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения;
- развитие самостоятельности, самоконтроля, саморегуляции;
- коррекция отклоняющегося поведения.
При организации коррекционно-развивающих занятий учитываются следующие принципы :
- Принцип системности. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
- Принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
- Принцип адекватности требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.
- Принцип постепенности и системности, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
- Принцип коммуникативности. Обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.
- Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.
- Принцип развивающего обучения. Учет зоны ближайшего развития.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекция проводится на основе результатов проведённой диагностики.
- Принцип учета соотношений первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Описание места учебного курса в учебном плане
На проведение коррекционно-развивающих занятий в 3 классе (обучающиеся с задержкой психического развития) отводится 2 часа в неделю (34 учебные недели, 68 часов).
Содержание учебного курса
№ занятия | Тема занятия | Дата занятия | Примечание |
Диагностическое занятие. Тесты на определение школьной тревожности, САН. | |||
Развитие рефлексивных действий. График настроения. Эмоции, чувства. Игра «Угадай причину». | |||
Развитие рефлексивных действий. График настроения. Эмоции, чувства. Игра «Рассмешите клоуна». | |||
Обучение приемам организации учебной деятельности. Сходство, различие. | |||
Анализ приемов, помогающих учиться. Игровой тренинг «Вижу, слышу, ощущаю» | |||
Развитие контрольно-оценочных действий. Аналитическая беседа. | |||
Развитие связной речи. Формирование контрольно-оценочных действий | |||
Развитие связной речи. Формирование контрольно-оценочных действий | |||
Формирование умения строить суждения на основе наблюдений. | |||
Формирование умения строить суждения на основе наблюдений. | |||
Эвристическая беседа. Игра «Причина-следствие» | |||
Обучение способам развития различных видов памяти. Игра «Что изменилось?». | |||
Актуализация и применение различных приемов развития памяти. | |||
Актуализация и применение различных приемов развития памяти. | |||
Обучению умению определять понятия. Классификация. Упражнение «Широкое-узкое». | |||
Овладение алгоритмом определения понятий. | |||
Упражнения в подборе видовых признаков. | |||
Обучение построению суждения. | |||
Определение понятия с несколькими видовыми признаками. | |||
Обучение построению умозаключений. | |||
Проблемные вопросы. Игра «Доказательство цепочкой» | |||
Обучение приемам преобразования задач. Упражнения в решении открытых задач. | |||
Развитие действий логического анализа и обобщения. Сказка «Как съесть слона». | |||
Развитие связной письменной речи. Исправление деформированного текста. | |||
Диагностика отношений обучающихся к учебной деятельности. | |||
Преодоление учебной тревожности. | |||
Знакомство с приемами построения доклада. Правила составления интересного доклада. | |||
Развитие связной монологической речи. Диалог. | |||
Преодоление тревожности при монологическом выступлении. Деловая игра. | |||
Развитие невербальных средств общения. Упражнение «Поводырь» | |||
Развитие невербальных средств общения. Упражнение «Пойми меня». | |||
Формирование адекватной самооценки. | |||
Знакомство с понятием «психологический портрет». | |||
Развитие навыков доброжелательного отношения со сверстниками. | |||
Диагностика межличностных отношений. | |||
Социометрия. Решение ситуаций. | |||
Обучение правилам поведения со взрослыми. Анкетирование. | |||
Диагностика межличностных отношений в семье. Методика «Кинетический рисунок семьи». | |||
Формирование рефлексивно-контрольных умений. Тест на изучение общей самооценки. | |||
Решение возможных трудных ситуаций. | |||
Систематизация знаний об организации рабочего времени. | |||
Закрепление навыков целеполагания и планирования. | |||
Развитие контрольно-оценочных действий. | |||
Знакомство с приемами релаксации. Обучение приемам организации отдыха. Методика «Пчелиный рой». | |||
Развитие устойчивости внимания. (Упражнения «Корректоры» С.А.Шмаков, «Кто за кем?») | |||
Развитие устойчивости внимания. (Упражнения «Корректоры» С.А.Шмаков, «Зигзаг на доске») | |||
Развитие умения распределять внимание. (Упражнения С.А.Шмаков «Найди смысл», «Считай правильно») | |||
Развитие умения распределять внимание. (Упражнения С.А.Шмаков «Знаковый тест») | |||
Развитие произвольного внимания. Игра «Слухачи». | |||
Развитие произвольного внимания. Игра «Пишущая машинка». | |||
Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»). | |||
Развитие зрительной памяти (Методика «Запомни фигуры, картинки»). | |||
Развитие слуховой памяти. Запоминание слов и чисел. | |||
Воспроизведение текста. Мнемический ряд. | |||
Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. | |||
Развитие восприятия пространства. Упражнения: «Угадай, кого загадали». | |||
Развитие восприятия времени. Упражнения: «Лови, бросай, дни недели называй». Заучивание стихотворений, скороговорок, пословиц. | |||
Развитие восприятия времени. Упражнения: «Какой месяц спрятался?». Заучивание стихотворений, скороговорок, пословиц. | |||
Развитие восприятия формы и цвета. (Игра «Радуга: кокой цвет потерялся?», «Геометрические тела») | |||
Развитие восприятия формы и цвета. (Игра «Что общего между геометрическими фигурами?»). | |||
Диагностика развития восприятия пространства, времени, цвета, формы. | |||
Диагностика моторной деятельности. | |||
Исследование движений пальцев и кистей рук, пластичности. («Теневой театр») | |||
Исследование движений пальцев и кистей рук, пластичности. (упражнения «Обведи») | |||
Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Упражнения «Радость, печаль») | |||
Игра-упражнение «Я есть» | |||
Заключительная диагностика |
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
- Методическое пособие «Я учусь учиться»: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Т.Н.Князева. – М.:АРКТИ, 2009
- Как преодолеть трудности в обучении детей/ Авт.-сост. А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Издательство «Ось-89», 2009
- Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии /Иванова Е.И.- М.,2011
- Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.-М.:АРКТИ, 2008
- Тропинка к своему Я/ Авт.-сост. О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2008
- Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми /Л.В. Мищенкова. – Ярославль: Академия развития, 2009 Интеллектуальный марафон: 1-4 классы /Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2009
Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Аудио/видеомагнитофон.
- CD/DVD-проигрыватели.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Интерактивная доска.
- CD-диски «Звуки природы», «Водная стихия»
Список используемой литературы
- Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2009
- Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2008 г.
- Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 2009.
- Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
- Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 2007.
- Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2008.
- Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2009.
- Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
- Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2007.
- Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
- Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 2007.
- Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008 г.
- Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2009.
- Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИТЕР, 2009 г.
- Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 2008.
- Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 2007
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2007.
- Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
- Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2008
- Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" - М.: ГЕНЕЗИС, 2009.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
- Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
- "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
- "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
- "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
- Презентации на сайте: http://www.danilova.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы растём патриотами!
23 февраля – день Защитника Отечества. В этот день мы поздравляем мужскую половину населения нашей страны. Тех, кто уже служил в армии и тех, кто ещё только собирается встать на за...
растём здоровыми
статья об использовании туристской деятельности для всестороннего развития личности...
Классный час "В семейном кругу мы с вами растём"
Классный час "В семейном кругу мы с вами растём" о семье, о традициях в семье, об уважении и любви всех родственников...
программа "Растём патриотами"
Воспитательная программа школы по направлению "Патриотизм"...
Инновационный проект классного руководителя 5 класса "Растём патриотами"
Современная школа призвана средствами учебного предмета и внеучебной деятельности воспитывать лучшие нравственные качества человека: любовь к Отечеству, доброту, толерантность. Именно это послуж...
Программа воспитательной работы «Растём вместе» 5 -8 классы
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог....