Теории освоения языка
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Практическая часть:
Используйте лекционный материал и рекомендуемую литературу из списка:
1. Заполните таблицу
Теория | Концептуальные положения | Ученые, исследователи |
Теория врожденных языковых знаний | Основное концептуальное положение этой теории состоит в том, что «устройство, обеспечивающее усвоение языка, содержит в качестве врожденной структуры все принципы, установленные внутри теории языка», а именно: лингвистические «универсалии», форму фонологического, синтаксического и семантического компонентов лингвистического описания и др. Согласно концепции «врожденных знаний», ребенок формулирует гипотезы относительно правил лингвистического описания языка, которому принадлежат слышимые им предложения («первичные лингвистические данные»). Далее на основе этих гипотез он предсказывает лингвистическую структуру будущих предложений, сравнивает эти предсказания с реально появляющимися предложениями, отказывается от гипотез, не оправдавших себя, и развивает те, которые оказались приемлемыми. Чтобы он мог все это делать, у него должно быть «...врожденное предрасположение... выучить язык определенного типа» (не в смысле языковой типологии, а в смысле «человеческого типа» языка) и способность сравнивать конкретную систему с «первичными лингвистическими данными» или, что то же, «стратегия выбора приемлемой грамматики, сравнимой с первичными лингвистическими данными» | Н. Хомский, Дж. Кац, А.М.Шахнарович, А.Р.Лурия, Н.В.Уфимцева |
Когнитивная теория освоения языка | Когнитивная наука - это «наука о знании и познании, о результатах восприятия мира и предметно-познавательной деятельности людей, накопленных в виде осмысленных и приведенных в определенную систему данных, которые… составляют основу ментальных, или когнитивных процессов». Центральное понятие когнитивной науки – когниция (когнитивная система) – определяется как «совокупность ментальных процессов, служащих целям обработки поступающей извне информации» (Клобуков, 1999). Когниция включает множество «блоков»: перцепцию, память, внимание, умозаключения, поиск информации, способность к разумному решению проблем, воображение, обработку языковых данных и др., которые в когнитивной перспективе рассматриваются как взаимозависимые и взаимоопределяемые. Таким образом, в отличие от генеративистов, считавших язык автономным «модулем» человеческого знания, когнитивисты видят в нем [языке] способность, обусловленную различными когнитивными механизмами и процессами: «…язык влияет на пути образования и развития понятий, а остальные виды когниции – на усвоение языка». Смыслы, которыми оперирует человек в своей мыслительной деятельности и которые отражают его опыт и знание, хранятся в сознании в виде особых ментальных структур, получивших в когнитивной науке название концептов. Концепт, будучи объектом исследования разных наук, имеет различные интерпретации в зависимости от того, какой дисциплиной он изучается. Так, когнитивную лингвистику интересует прежде всего вопрос о том, как связаны идеальные сущности, концепты, с объективирующими их языковыми формами. Ответив на этот вопрос, можно сделать определенные выводы о функционировании нашей когнитивной системы. | А.В. Колегов |
Семиотическая теория языкового развития | Под онтологической реальностью, обычно понимается реальность, данная в ощущениях и первоначально созданная без участия человека. В ходе познания онтологии человек создает новый тип реальности – реальность семиотическую: результаты познания действительности отражаются в знаках. Главным различием обоих видов реальности является их разное происхождение. Онтологическая реальность дана изначально, как нечто, что создано не людьми. Семиотическая реальность – плод коллективного творчества людей. Семиотическая реальность очень быстро становится автономной и приобретает черты самостоятельного механизма. Семиотические системы составляют основу культуры. Предмет ее составляют знаковые аспекты всех видов коммуникации. Однако в предмет семиотики входит отнюдь не содержание процессов коммуникации, но только их знаковое воплощение, т. е. закономерности семиозиса (означивания, знакового представления информации и использования знаков) во всех сферах природной и социальной жизни, где имеют место информационные процессы. Основные понятия семиотики: знак и знаковая система. В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом “означающего” являются термины “форма” и “план выражения”, а в качестве синонимов “означаемого” используются также термины “содержание”, “план содержания”, “значение” и иногда “смысл”. Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями. | Ч.Пирс, Ф. де Соссюр, Г. Фреге , М.М. Бахтин, Л.Ельмслев, С.О.Карцевский, Н.С.Трубецкой, Р.О.Якобсон, В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум, Ю.М.Лотман, З.Г.Минц |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория русского языка в таблицах и схемах.
Компьютерная презентация по теории русского языка в таблицах и схемах....
Теория русского языка в таблицах.
Данный материал рекомендуется использовать для комплексного повторения и обобщения, а также для изучения новых тем....
Теория русского языка в таблицах.
Данный материал рекомендуется использовать для комплексного повторения и обобщения изученного материала, а также для изучения новых тем....
Теория русского языка в таблицах.
Данный материал рекомендуется использовать для повторения и обобщения изученного, а также для изучения новых тем....
ТЕРМИНЫ по теории русского языка
Морфология, синтаксис, части речи, категории...
ТЕРМИНЫ по теории русского языка
Морфология, синтаксис, части речи, категории...
Доклад на тему: Проектная деятельность обучающихся - путь освоения языка и литературы как явлений духовной культуры
Доклад на тему: Проектная деятельность обучающихся - путь освоения языка и литературы как явлений духовной культуры...