Выступление на РМО логопедов и дефектологов на тему: «Опыт работы использования ИКТ с детьми логогруппы»
учебно-методический материал по теме
Выступление на РМО логопедов и дефектологов на тему: «Опыт работы использования ИКТ с детьми логогруппы»
Еще совсем недавно, к использованию ИКТ в детском саду, я относилась с недоверием, считала, что это лишнее, дети и так слишком много времени проводят возле экранов телевизоров, планшетов и мобильных телефонов. К тому же я еще не совсем хорошо разбираюсь в компьютере, поэтому опыта работы применением ИКТ у меня нет, но время не стоит на месте, надо идти вперед.
Прошло не очень много времени, и вот чему я научилась. Первые мои шаги были направлены на изучение всем известной программы «Логомер»; начала использовать ее на индивидуальных занятиях, постепенно переходила на групповые занятия (используя телевизор), затем начала сама набирать картинный материал для групповых и индивидуальных занятий с детьми; использовать презентации на консультациях для воспитателей и для родителей.
Хоть мой опыт применения ИКТ в работе с детьми не большой, я убедилась в высокой результативности занятий с использованием специализированной компьютерной программы. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.
Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, как дополнительное средство работы в течение недлительного времени. Компьютерную программу лучше использовать как часть общего сценария всей работы логопеда с ребенком.
Таким образом, ИКТ помогают в решении многих задач: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.
Актуальность
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Мы живем в такое время, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в дома, школы, офисы, и, наконец, в детские сады. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения.
Из психологии известно, что у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком, и доступном для ребенка виде, вызывает интерес. Применение компьютерных технологий как раз и позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребёнком задачи решаются с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.
Целью применения компьютерных технологий в логопедической работе является– совершенствование коррекционного процесса такого сложного речевого расстройства, как общее недоразвитие речи.
Компьютерные технологии
- Способствуют развитию и коррекции психических процессов познавательной активности, самоконтроля.
- Активизируют мотивацию детей к логопедическим занятиям.
- Имеют эффект наглядности в занятии.
- Компактные, доступные, эмоционально привлекательные, мобильные, многофункциональные.
- Позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций речи.
- Применяются на разных этапах коррекционной работы; в разных видах деятельности.
Использование современного оборудования в детском саду:
- Ноутбук;
- Видеокамера;
- Фотоаппарат;
- Диктофон;
- Телевизор;
- Магнитофон.
Компьютерные технологии можно использовать в разных направлениях коррекционной работы, а именно:
- Исправление неправильного звукопроизношения
- Лексико-грамматический строй
- Связная речь
- Мелкая моторика
- Просодика
- Развитие психических процессов
Слайд - дыхательная гимнастика
Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.
Основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.
Слайд - Упражнения на восприятие и воспроизведение различных ритмов «Ритмическое эхо»
Цель: направлено на восприятие и воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, барабан, губная гармошка, дудочка и т.п.) по ритмическим рисункам.
Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:
Цель: развитие темпа и ритма речи.
1) Хлопки в ладоши (Дядюшка АУ очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним. (Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)
2) «Маленькие ножки топают по дорожке»
Наш сосед Артёмка научился ходить. Посмотри, какие следы он оставил.
(Большой след — хлопнуть в ладоши сильно, маленький след — слабо)
3) «Пчёлы и мёд»
Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы. (Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)
4) «Одуванчики»
Одуванчики — весенние цветы. Из них дети плетут венки и собирают букеты.
(Большой цветок — стукнуть кулачком по столу сильно, маленький — слабо)
5) «Мыльные пузыри»
6) «Барабан»
Слайд- Работа по развитию лексико-грамматическому строю речи
Цель: сформировать у детей представление о разнообразии и единстве приставочных глаголов; формировать навык употребления предлогов в речи.
Слайд – Консультация для воспитателей
Цель: познакомить воспитателей, что такое речевое дыхание? Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки.
Слайд - Презентация учебно-дидактического пособия
Цель: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Этапы развития фонематического восприятия
1.Узнавание неречевых звуков;
2.Различеие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3. Различение слов, близких по звуковому составу;
4.Различение слогов;
5.Различение звуков;
6.Анализ звукового состава слова.
Слайд – Консультация для родителей с использованием презентаций
Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Рекомендуем начать с забавных для ребенка игровых упражнений.
“Забей мяч в ворота”, «Футбол», «Прокати мяч в ворота»
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера.
«Буря(шторм) в стакане».
Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:
1. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
2. Использование ИКТ повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности, способствует повышению самооценки ребенка.
3. Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.
Заключение:
- Продолжать работу с ИКТ (создание презентаций, фотоотчетов, оформление документации, познавательного материла к ООД)
- Изготовление презентаций на лексические темы
- Приобретение аналогичных специализированных программ («Игры для тигры», «Учимся говорить правильно»)
- Подборка дисков с познавательными передачами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt-konspekt.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республика Башкортостан
Выступление на РМО логопедов и дефектологов на тему:
«Использование ИКТ в работе с детьми логогруппы»
Подготовила:
учитель-логопед
Макушева С.В.
Туймазы 2017 год
Еще совсем недавно, к использованию ИКТ в детском саду, я относилась с недоверием, считала, что это лишнее, дети и так слишком много времени проводят возле экранов телевизоров, планшетов и мобильных телефонов. К тому же я еще не совсем хорошо разбираюсь в компьютере, поэтому опыта работы применением ИКТ у меня нет, но время не стоит на месте, надо идти вперед.
Прошло не очень много времени, и вот чему я научилась. Первые мои шаги были направлены на изучение всем известной программы «Логомер»; начала использовать ее на индивидуальных занятиях, постепенно переходила на групповые занятия (используя телевизор), затем начала сама набирать картинный материал для групповых и индивидуальных занятий с детьми; использовать презентации на консультациях для воспитателей и для родителей.
Хоть мой опыт применения ИКТ в работе с детьми не большой, я убедилась в высокой результативности занятий с использованием специализированной компьютерной программы. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.
Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, как дополнительное средство работы в течение недлительного времени. Компьютерную программу лучше использовать как часть общего сценария всей работы логопеда с ребенком.
Таким образом, ИКТ помогают в решении многих задач: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.
Актуальность
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Мы живем в такое время, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в дома, школы, офисы, и, наконец, в детские сады. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения.
Из психологии известно, что у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком, и доступном для ребенка виде, вызывает интерес. Применение компьютерных технологий как раз и позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. А поставленные перед ребёнком задачи решаются с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.
Целью применения компьютерных технологий в логопедической работе является– совершенствование коррекционного процесса такого сложного речевого расстройства, как общее недоразвитие речи.
Компьютерные технологии
- Способствуют развитию и коррекции психических процессов познавательной активности, самоконтроля.
- Активизируют мотивацию детей к логопедическим занятиям.
- Имеют эффект наглядности в занятии.
- Компактные, доступные, эмоционально привлекательные, мобильные, многофункциональные.
- Позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций речи.
- Применяются на разных этапах коррекционной работы; в разных видах деятельности.
Использование современного оборудования в детском саду:
- Ноутбук;
- Видеокамера;
- Фотоаппарат;
- Диктофон;
- Телевизор;
- Магнитофон.
Компьютерные технологии можно использовать в разных направлениях коррекционной работы, а именно:
- Исправление неправильного звукопроизношения
- Лексико-грамматический строй
- Связная речь
- Мелкая моторика
- Просодика
- Развитие психических процессов
Слайд - дыхательная гимнастика
Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.
Основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.
Слайд - Упражнения на восприятие и воспроизведение различных ритмов «Ритмическое эхо»
Цель: направлено на восприятие и воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, барабан, губная гармошка, дудочка и т.п.) по ритмическим рисункам.
Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:
Цель: развитие темпа и ритма речи.
1) Хлопки в ладоши (Дядюшка АУ очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним. (Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)
2) «Маленькие ножки топают по дорожке»
Наш сосед Артёмка научился ходить. Посмотри, какие следы он оставил.
(Большой след — хлопнуть в ладоши сильно, маленький след — слабо)
3) «Пчёлы и мёд»
Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы. (Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)
4) «Одуванчики»
Одуванчики — весенние цветы. Из них дети плетут венки и собирают букеты.
(Большой цветок — стукнуть кулачком по столу сильно, маленький — слабо)
5) «Мыльные пузыри»
6) «Барабан»
Слайд- Работа по развитию лексико-грамматическому строю речи
Цель: сформировать у детей представление о разнообразии и единстве приставочных глаголов; формировать навык употребления предлогов в речи.
Слайд – Консультация для воспитателей
Цель: познакомить воспитателей, что такое речевое дыхание? Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки.
Слайд - Презентация учебно-дидактического пособия
Цель: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Этапы развития фонематического восприятия
1.Узнавание неречевых звуков;
2.Различеие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3. Различение слов, близких по звуковому составу;
4.Различение слогов;
5.Различение звуков;
6.Анализ звукового состава слова.
Слайд – Консультация для родителей с использованием презентаций
Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Рекомендуем начать с забавных для ребенка игровых упражнений.
“Забей мяч в ворота”, «Футбол», «Прокати мяч в ворота»
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера.
«Буря(шторм) в стакане».
Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:
1. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
2. Использование ИКТ повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности, способствует повышению самооценки ребенка.
3. Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.
Заключение:
- Продолжать работу с ИКТ (создание презентаций, фотоотчетов, оформление документации, познавательного материла к НОД )
- Изготовление презентаций на лексические темы
- Приобретение аналогичных специализированных программ («Игры для тигры», «Учимся говорить правильно»)
- Подборка дисков с познавательными передачами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...
Использование инновационных приемов и технологий коррекции речевых нарушений в рамках взаимодействия учителя - логопеда, учителя - дефектолога с обучающимися ноо
Выступление познакомит вас с новыми технологиями, которые можно использовать совместно учителям-дефектологам и учителям логопедам....
выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...
выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
Выступление на школьном методическом объединении ЕМЦ 2020 г....
" Использование ИКТ в работе учителя-логопеда. Компьютерные логопедические обучающие игры в работе с детьми с ТНР (ОНР)"
Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ....
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми ОВЗ
Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного ма...
Выступление (с элементами тренинга) на методическом объединении на тему: «Особенности работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми с ТМНР. Формирование начальных математических представлений у воспитанников подготовительной группы и первоклассни
Характерные особенности, свойственные детям с когнитивными нарушениями, при формировании элементарных математических представлений:...