Программа по предпрофессиональному обучению по профессии "Грузчик"
рабочая программа на тему
Особенность программы состоит в том, что она рассчитана на категорию молодых людей с проблемами в умственном развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
martynova_programma_gruzchik.docx | 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по предпрофессиональному обучению профессии «Грузчик» предусматривает создание определенных организационных и психолого-педагогических условий, которые направлены на овладение теоретическими сведениями и практическими навыками, необходимыми при выполнении работ по данной профессии. Получение знаний о профессии, трудовая деятельность, социальная адаптация умственно-отсталых детей
- служат методами коррекции, способствуют накоплению социального опыта. Особенность программы состоит в том, что она рассчитана на категорию молодых людей с проблемами в умственном развитии, при проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого молодого инвалида, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.
Образовательный процесс в предпрофессиональной подготовке включает в себя теоретический материал и отработку навыков через многократную ежедневную практическую работу.
Новизна программы в том, что предпрофессиональное обучение - это одна из форм активного воздействия на воспитанников с умственной отсталостью, которая должна носить целенаправленный характер. Данное обучение выполняет развивающую функцию, воздействуя на познавательную сферу, расширяя круг знаний, умений и навыков молодых инвалидов через использование инновационных технологий. Предпрофессиональное обучение, направлено на решение социальных задач коррекционного воздействия, способствуя формирования положительных черт личности, правильных установок и разумных потребностей. Профессиональное обучение направлено на решение социальных задач, т.к. приобщает молодых людей к общественно – полезному труду, самообслуживанию и способствует их социальному росту, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность.
Актуальность программы в том, приобретённые умения и навыки предпрофессионального обучения помогают молодым людям с умственной отсталостью чувствовать себя более уверенно испытывать эмоциональное удовлетворение, осознавать важность и полезность того, что они делают, понимать, что результаты их деятельности имеют практическое и общественное значение.
Цели программы «Грузчик»:
- ориентировать молодых инвалидов в мире современных профессий;
- способствовать укреплению и развитию всех видов памяти на основе наглядного практического материала, повторения и закрепления учебного материала;
- познакомить на практике со спецификой деятельности соответствующей профессии «Грузчик»;
- формировать навыки самоконтроля в ходе выполнения работ и после их окончания;
- чуткость и внимание к партнёру и другим участникам трудовой деятельности;
- дать возможность каждому воспитаннику проявить себя, добиться успеха и личностного роста
Задачами предпрофессионального обучения являются:
- Формировать у молодых людей профессиональные знания и умения;
- Познакомить с инвентарём и оборудованием, предназначенным для данной профессии;
- Изучить виды перемещения грузов;
- Освоить технику безопасности при работе с грузами
- Формировать правильное представление о субординации, этике и культуре поведения в обществе;
Срок реализации данной программы: Программа рассчитана для воспитанников Отделения для молодых инвалидов, целевой группы из 5 человек. Предусматривает 140 часов в год. Занятия проводятся по 4 раза в неделю по 45 минут. Срок реализации программы составляет один учебный год.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- объяснительно – иллюстративные (демонстрация наглядного материала, фильмы, иллюстрации и т. д.);
- репродуктивные (работа по образцу;)
- исследовательские (исследование свойств материалов);
- словесно – наглядные;
- практические;
- игровые;
- экскурсии
Программный материал предпрфессионального обучения профессии «Грузчик» построен по тематическому принципу. Последовательность изучения тем обеспечивает возможность систематизировано формировать у молодых инвалидов профессиональные навыки грузчика, научиться правильно и последовательно выполнять все виды работ. В процессе обучения воспитанникам прививаются навыки работы по изучению видов перемещения грузов. Воспитанники учатся выполнять работу в течение определенного времени, доводить начатое дело до завершения, самостоятельно принимать решения, следить за безопасностью труда.
В практической части программы воспитанники закрепляют умения работ по перемещению грузов, обучаются безопасным приемам работы.
При обучении воспитанников с умственной отсталостью, особое внимание уделяется прочности усвоения правил техники безопасности труда и безукоризненного их соблюдения.
В процессе знакомства с навыками и приемами работы с различными видами грузов, осуществляется развитие наблюдательности, фантазии, мышления, активизация памяти, обогащение словаря, формирование связанной устной речи, совершенствование счетно-вычислительных навыков, глазомера и других потенциальных возможностей воспитанников.
При проведении занятий предполагается использование разнообразных наглядных пособий: иллюстраций, таблиц, схем, фрагментов видеофильмов, инструментов и приспособлений.
Для работы необходимо иметь рабочую одежду и инвентарь.
Формы работы: Индивидуальная, работа в паре, коллективная.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | кол-во часов | Вид занятия | сроки |
I | Введение в профессию «Грузчик» | 2 | ||
1. | Разные профессии в нашем детском доме | 1 | Э | |
2. | Работа грузчика в нашем детском доме | 1 | Э | |
II | Виды транспорта для грузоперевозки | 4 | ||
1. | Автомобильный транспорт | 1 | Э | |
2. | Трактора | 1 | Э | |
3. | Ручные тележки | 1 | Э | |
4. | Грузчики в супермаркетах | 1 | Э | |
III | Виды грузов | 8 | ||
1. | Крупногабаритные строительные | 1 | Э | |
2. | Тяжеловесные строительные | 1 | Э | |
3. | Мелкогабаритные грузы | 1 | Э | |
4. | Штучные грузы | 1 | Э | |
5. | Мебель | 1 | Э | |
6. | Продукты питания | 1 | Э | |
7. | Бытовая химия, хозяйственно – бытовые товары | 1 | Э | |
8. | Овощи, фрукты | 1 | Э | |
IV | Виды грузов в детском доме | 8 | ||
1. | Продукты питания | 1 | НЗ | |
2. | Бытовая техника | 1 | НЗ | |
3. | Мебель | 1 | НЗ | |
4. | Хозяйственно – бытовые грузы | 1 | НЗ | |
5. | Строительные материалы | 1 | НЗ | |
6. | Бытовая химия | 1 | НЗ | |
7. | Овощи, фрукты | 1 | НЗ | |
8. | Транспортировка мусора | 1 | НЗ | |
V | Практическая работа по отработке навыков и умений применяемых при погрузочно-разгрузочных работах различных видов грузов в детском доме | 8 | ||
1. | Практическая работа по отработке навыков и умений применяемых при погрузочно-разгрузочных работах различных видов грузов в детском доме | 8 | П | |
VI | Приспособления для переноски грузов | 8 | ||
1. | Индивидуальные приспособления | 1 | НЗ | |
2. | Коллективные приспособления | 1 | НЗ | |
3. | Практическая отработка навыков | 6 | П | |
VII | Правила Техники безопасности при перемещении грузов | 8 | ||
1. | Правила Техники безопасности перед началом работы | 1 | НЗ | |
2. | Правила Техники безопасности во время работы | 1 | НЗ | |
3. | Правила Техники безопасности по окончании работы | 1 | НЗ | |
4. | Правила Техники безопасности в аварийных ситуациях | 1 | НЗ | |
5. | Практическая отработка навыков | 8 | ||
VIII | Переноска грузов самостоятельно | 7 | ||
1. | Переноска штучных грузов и Техника безопасности | 1 | НЗ | |
2. | Переноска мелкогабаритных грузов и Техника безопасности | 1 | НЗ | |
3. | Переноска хозяйственно – бытовых товаров | 1 | НЗ | |
4. | Переноска сыпучих грузов | 1 | НЗ | |
5. | Транспортировка грузов | 1 | НЗ | |
6. | Переноска мусора (природного) | 1 | НЗ | |
7. | Переноска строительных отходов | 1 | НЗ | |
IX | Переноска грузов коллективно | 4 | ||
1. | Крупногабаритные грузы | 1 | НЗ | |
2. | Мелкогабаритные грузы | 1 | НЗ | |
3. | Штучные грузы | 1 | НЗ | |
4. | Тяжеловесные строительные грузы | 1 | НЗ | |
X | Отработка навыков по индивидуальной самостоятельной переноске грузов | 10 | ||
1. | Отработка навыков по индивидуальной самостоятельной переноске грузов | 10 | П | |
XI | Отработка навыков по коллективной переноске грузов | 10 | ||
1. | Отработка навыков по коллективной переноске грузов | 10 | П | |
XII | Рабочая одежда грузчика | 5 | ||
1. | Комплектование рабочей одежды | 1 | НЗ | |
2 | Комплектование рабочей одежды по погодным условиям | 2 | П | |
3. | Комплектование рабочей одежды по времени года | 2 | П | |
XIII | Инвентарь грузчика | 3 | ||
1. | Инвентарь грузчика в работе парами | 1 | НЗ | |
2. | Инвентарь в коллективной работе | 1 | НЗ | |
3. | Инвентарь грузчика в коллективной работе | 1 | НЗ | |
XIV | Практическая отработка навыков работы с инвентарём для переноски грузов в различных видах работ и формах | 6 | ||
1. | Практическая отработка навыков работы с инвентарём для переноски грузов в различных видах работ и формах | 6 | П | |
XV | Виды упаковки грузов | 27 | ||
1. | Упаковка для продуктов питания | 1 | НЗ | |
2. | Упаковка для овощей | 1 | НЗ | |
3. | Упаковка для фруктов | 1 | НЗ | |
4. | Упаковка для хозяйственных грузов | 1 | НЗ | |
5. | Упаковка для одежды и обуви | 1 | НЗ | |
6. | Упаковка в сетках и мешках | 1 | НЗ | |
7. | Упаковка в ящики | 1 | НЗ | |
8. | Упаковка в коробки | 1 | НЗ | |
9. | Нестандартная упаковка | 1 | НЗ | |
10. | Практическая работа | 18 | П | |
XVI | Правила укладки грузов на хранение | 10 | ||
1. | Укладка корнеплодов на хранение | 1 | НЗ | |
2. | Укладка фруктов на складе | 1 | НЗ | |
3. | Укладка молочных продуктов | 1 | НЗ | |
4. | Укладка мяса | 1 | НЗ | |
5. | Укладка рыбы | 1 | НЗ | |
6. | Укладка сыров, колбас | 1 | НЗ | |
7. | Укладка круп | 1 | НЗ | |
8. | Практические работы по укладке продуктов питания | 3 | П | |
XVII | Разгрузочные работы с автотранспорта | 6 | ||
1. | Разгрузочные работы с автотранспорта | 1 | НЗ | |
2. | Практическая работа | 5 | П | |
XVIII | Техника безопасности при погрузочно-разгрузочных работах с автомобильного транспорта | 6 | ||
1. | Техника безопасности при погрузочно-разгрузочных работах с автомобильного транспорта | 1 | НЗ | |
2. | Практическая работа | 5 | П | |
Всего: | 140 |
В Программу включены следующие разделы:
№ | Темы - разделы | Часы |
I | Введение в профессию «Грузчик» | 2 |
II | Виды транспорта для грузоперевозки | 4 |
III | Виды грузов | 8 |
IV | Виды грузов в детском доме | 8 |
V | Практическая работа по отработке навыков и умений применяемых при погрузочно-разгрузочных работах различных видов грузов в детском доме | 8 |
VI | Приспособления для переноски грузов | 8 |
VII | Правила Техники безопасности при перемещении грузов | 8 |
VIII | Переноска грузов самостоятельно | 7 |
IX | Переноска грузов коллективно | 4 |
X | Отработка навыков по индивидуальной самостоятельной переноске грузов | 10 |
XI | Отработка навыков по коллективной переноске грузов | 10 |
XII | Рабочая одежда грузчика | 5 |
XIII | Инвентарь грузчика | 3 |
XIV | Практическая отработка навыков работы с инвентарём для переноски грузов в различных видах работ и формах | 6 |
XV | Виды упаковки грузов | 27 |
XVI | Правила укладки грузов на хранение | 10 |
XVII | Разгрузочные работы с автотранспорта | 6 |
XVIII | Техника безопасности при погрузочно-разгрузочных работах с автомобильного транспорта | 6 |
Всего: | 140 |
Заключение программы.
Программа рассчитана на 1 год. При условии не выполнения программы, возможно, редактировать и дублировать в следующем году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по предпрофессиональному обучению по профессии "Дворник"
Тема: "Техника безопасности при работе с инвентарём"...
Программа предпрофессионального обучения по аккомпанементу
программа по аккомпанементу...
Конспект занятия по предпрофессиональному обучению по профессии "Грузчик"
Тема занятия: "Работа грузчика в детском доме"...
Пояснительная записка к образовательной программе предпрофессионального обучения в классе скрипки ДШИ (материал для родительского собрания).
Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое восп...
Программа "Музыкальная литература" (предпрофессиональное обучение)
Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является часть...
Программа "Сольфеджио" 5 (6) и 8 (9) - летний курс (предпрофессиональное обучение)
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополни...
Программа "Слушание музыки" (предпрофессиональное обучение)
Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития обучающихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциона...