Имя существительное. Практические материалы
методическая разработка на тему
Представлена система упражнений для отработки темы "Имя существительное" в школе для обучающихся с умственной отсталостью (5-7 классы). Пособие составлено с учетом требований программы под ред. Бгажноковой И.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя существительное
- Составь предложения из данных групп слов. Определи части речи.
Образец: Птицы (сущ.) проснулись (глаг.) и запели(глаг.).
И, птицы, запеть, проснуться.
Подбежать, река, горная, к, мы.
Друг, хорошо, иметь, верный.
- Составь предложения из данных слов. Определи части речи. Подчеркни главные и второстепенные члены предложений.
Солнце, на, яркий, небо, светить
Кружиться, в, легкие, снежинки, воздух.
- Вставь пропущенные буквы. Запиши слова в три столбика: 1- имена существительные, 2- имена прилагательные, 3 - глаголы.
К?ньки, ярос?ный, вет?р, об?яснитъ, тр?пинка, звёз?ный, под?ехать,
об?явить, поз?ний.
- От данного корня образуйте слова с безударной гласной в корне. Запиши эти слова.
Образец: -низ- низина, низкий, низенький
-низ- ___________ , ___________ , ___________ .
-нов- ___________ , ___________ , ___________ .
-час- ___________ , ___________ , ___________ .
-земля- ___________ , ___________ , ___________ .
- Вставь пропущенные буквы. Запиши слова. Определи части речи.
Образец: завтрак (сущ.)
за_трак, полезн_й, п_нал, пер_он, см_треть, ланды_, зале_ть, пом_дор, осен_ий, комн_та.
- Разбей слова на три группы: сущ., прил., глаг. Запиши их в тетрадь. Устно проверь вставленные буквы
л.сной
в.зать
в.дяной
л.стопад
по.вился
л.са
- Определи, к какой части речи относятся выделенные слова. Запиши стихотворение. Отметь части речи.
Говорит попугай попугаю:
-Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает второй попугай:
Попугай, попугай, попугай!
- Выпиши имена существительные. Выделите окончания.
Образец: с неба, солнце
С неба смотрит солнце
Миллионы лет.
Льёт на землю солнце
И тепло, и свет.
Но посветит солнце
И уходит прочь.
А живое сердце
Греет день и ночь.
- Допиши пословицы. Подчеркни имена существительные. Выдели окончания.
Образец: Без труда жить – только небо коптить.
1) Без труда жить – только ... коптить. 2) Дело на всякого найдётся, коли ... не подкрадётся. 3) Мир освещ..ется ... , а человек ... . 4) Слезами ... не поможешь. 5) Если человек любит ... , то все ... у него успешно идут. 6) Не сп..ши ... , а сп..ши ... .
- Составь и запиши словосочетания. Выдели окончания имён существительных.
Образец: летает на самолете
Летает (самолёт), ночевал (осинник), мечтать (автомобиль), рисовать (альбом), выехали (поле), лежит (кресло).
- Спиши. Правильно употреби слова. Выдели окончания у имен прилагательных.
Образец: Гости сидели на диване, на стуле, на кресле.
Гости сидели (диван, стул, кресло).
Конфеты хранились (стол, сервант, буфет).
Бельё полоскали (корыто, ведро, ушат).
- Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова.
Вр..тарь, обл..сть, м..тель, мелочь, экипаж, олень, возвышенность, изг..родь, изобретат..ль, отт..пель, ф..соль, прорубь, р..мень, слесарь, сн..гирь, полночь, ненав..сть, мышь, помощь.
С двумя словами составь предложения. Подчеркни в них подлежащее и сказуемое.
- Ответь на вопросы. Запиши полные ответы в тетрадь.
Образец: Фермеры убрали с полей рожь.
Что фермеры убрали с полей?
Что тянет рыбак?
Что варит сталевар?
Что делает столяр?
- Спиши. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания у существительных.
Образец: клонились к осени
Клонились к осен... , очищают от пыл... , сохраниться в памят... , пробежал по крыш... , скользит по глад... , мелют на мельниц... , взял из тарелк... , делают из стал... .
- Составь предложения из данных слов. Выдели окончания имён существительных.
Образец: Лень хуже болезни.
Лень, хуже, болезнь.
Парад, на площадь, проходил.
Скамейка, на, аллея, стояла.
- Допиши подходящие по смыслу имена существительные. Выделите окончания.
Образец: Мама купила халву.
Мама купила ... . Ласточки увидели ... . ... выследила вкусную добычу. Столяр сделал ... . Бабушка штопает ... . ... щиплет молодую травку.
- Ответь на вопросы. Ответы запиши в тетрадь. Выдели окончания существительных, которые записал.
Образец: Из чего мама варила варенье? – Мама варила варенье из клубники.
Из чего мама варила варенье?
Без чего нельзя сшить платье?
Для кого приготовил ужин Алёша?
Из каких плодов и ягод делают сок?
- Собери слова из букв и ударного слога. Произнесите собранные слова вслух.
Запиши существительные в тетрадь. С двумя словами составь предложения.
- Прочитай слова.
Стр..на, с..ва, д..ска, гр..чи, с..ды, г..ра, гл..за, б..льной.
Запиши слова в два столбика: в первый с безударной гласной а, во второй – с безударной гласной о.
Безударную гласную подчеркни.
- Догадайся и напиши ответ, используя слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
- Сигнал, предупреждающий о начале и конце урока, – … .
- Дом, где живет сторож, – … .
- Самое упрямое домашнее животное – … .
- Столовая для зимующих птиц – … .
- Человек, который ухаживает за садом, – … .
Слова для справок: сторожка, звонок, осел, садовник, кормушка.
- Спиши. Проверь безударные гласные словами, которые отвечают на вопросы кто? что?
Образец: пятнистый - пятна
П..тнистый, кр..чать, ст..кольный, ..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.
- Подумай, какими вы представляете людей, чьи имена здесь написаны: детьми или взрослыми. Измените слова так, чтобы они обозначали имена детей.
Михаил, Елена, Борис, Дмитрий, Юрий, Ирина, Иван, Василий, Ольга, Степан, Павел.
Запишите слова по образцу: Михаил – Миша.
- Прочитай слова. Из данных слов составьте предложения так, чтобы подчеркнутые слова были в предложении первыми.
Много, Николай Николаевич Носов, для, веселых, детей, написал, рассказов.
Ребята, сказки, Корнея Ивановича Чуковского, любят, читать, интересные.
- Из слов каждой строчки составьте предложение. Запишите их.
Мама, аквариум, с, рыбкой, Виталику, подарила.
У, жил, Виталика, Мурзик, котенок.
Котенок, серый, и, пушистый, был.
Очень, любил, Мурзик, рыбку, смотреть, на.
Подчеркните большую букву в именах собственных.
- Прочитай. По выбору вместо точек запишите кличку животных.
Образец: Дядя Саша вел коня Орлика на речку.
Дядя Саша вел коня … на речку.
На лугу пасется коза … . У нее маленький козлик … .
У Вовы была ручная ворона … . Вова сам кормил ее.
Кот … спит на крыльце. Он любит рыбу.
У нас живет собака … . Мы ее очень любим.
- Найди пару. Запиши в тетрадь получившиеся словосочетания.
Образец: газета «Труд»
книга
басня
стихотворение
журнал
«Мурзилка»
«Подснежник»
«Тимур и его команда»
«Ворона и лисица»
- Запиши слова, правильно выбирай букву. Букву подчеркни.
Образец: квартира, Минск, Вера
(К, к)вартира, (М, м)инск, (Л, л)ист, (Е, е)нисей, (Г, г)итара, (Б, б)инокль, (Ю, ю)Питер, (В, в)ера, (О, о)рёл, (А, а)рктика, (К, к)осмонавт, (О, О)гонек, (М, м)осквич, (Т, т)руд, (Г, г)реция, (К, к)абинет.
- Определи род имен существительных в каждой группе. Запиши.
1. Мама, девочка, книга.
2. Папа, мальчик, дом.
3. Яблоко, озеро.
- К какому роду относятся слова? Запиши в тетради эти слова в три столбика .В первый -м.р. ,во второй –ж.р. ,в третий -ср.р.) .
Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо.
- Спиши текст. Над существительными надпиши род.
жен.р. муж.р.
Образец: У самой реки рос лопух.
У реки.
У самой реки рос лопух. Лист у лопуха широкий. Он хранил воду после дождя. По дну речки плавала стайка рыб. Ольга и Олег бросали хлебные крошки. Рыбки быстро хватали их.
- Выпиши имена существительные мужского рода.
Хитрый кот.
По небу плывет туча. Полил дождик. У крыльца большие лужи. Кот Васька прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. Лапки у кота сухие. Хитер котик.
- Выпиши имена существительные мужского рода.
Наш взгляд упал на солнечный лучик. Рыжий малыш резвился между старых корней.
- Выпиши имена существительные в три столбика: 1- мужского, 2- женского, 3- среднего рода.
После дождя.
После грозы и дождя все дорожки купались в лучах. Звонко бежит по улице ручей. Ребята с радостью спешат к ручью. Вот где раздолье! Уже готовы лодки к пуску. Внизу у ручья мальчики сделали запруду. Слышны ребячьи голоса. Кругом веселье и смех.
- Спиши текст. Выпиши по одному имени существительному каждого рода.
Тут Соловей-разбойник засвистел по-соловьиному, закричал по-звериному, зашипел по-змеиному. И словно буря налетела. Кусты к земле пригнулись. Деревья ломались. Богатырский конь уперся всеми четырьмя копытами в землю. Илья Муромец вынул стрелу и выстрелил. Полетела стрела, вышибла Соловья-разбойника из гнезда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение имени существительного на материале рассказа А.П.Чехова "Каштанка"
Повторение и систематизация знаний, полученные при прохождении темы "Имя существительное". Проверка знаний с помощью теста....
"Новогодний серпантин" сборник практических материалов
В сборнике практических материалов «Новогодний серпантин» представлена подборка разнообразных игр, затей, конкурсов, забав у новогодней ёлки. На основе этого материала м...
Сборник практических материалов по вязанию крючком
Сборник поможет глубже узнать азы вязания, найчиться различным видам вязания, познакомит детей с историей возникновения вязания крючком....
5 класс.Что я знаю об имени существительном?(на материале дневника учащегося Самарской области)
Предмет русский язык...
Урок-обобщение темы «Имя существительное» на материале Нартского эпоса.
Урок-обобщение темы «Имя существительное» на материале Нартского эпоса.Место урока в системе уроков: урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя...
Имя существительное Практические задания. 5 класс
Имя существительное.Практические задания. 5 класс. Представлены карточки для индивидуальной работы, карточки-информаторы, материал для работы с перфокартами, проверочные работы....
Имя существительное Практические задания. 5 класс
Имя существительное.Практические задания. 5 класс. Представлены карточки для индивидуальной работы, карточки-информаторы, материал для работы с перфокартами, проверочные работы....