Статья "Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с соматическими заболеваниями в общеобразовательном учреждении."
статья на тему

Кузьмина Анна Владимировна

,В настоящее время неуклонно растет количество детей с особенностями в развитии, в это список входят дети с ослабленным здоровьем. В данной статье описываются теоретические основы сопровождения данных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с соматическими заболеваниями в общеобразовательном учреждении.

В настоящее время, система психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательных учреждениях, на мой взгляд, находится в состоянии улучшения и оптимизации. Но всё же, как свидетельствует российская и зарубежная тенденция, число детей с ограниченными возможностями, в том числе и дети с соматическими заболеваниями, неизменно растёт. Причин здесь может быть масса: отсутсвие нормальных условий для жизни и развития детей (экологических,экономических и т.д.), подрыв общественных и семейных устоев, недостаточность удовлетворения детских потребностей и т.д. . Эти и многие другие факторы приводят к отклонению в развитии ребенка, к соматическим нарушениям. Всё это - является причиной снижения успеваемости школьников, нарушения поведения.

Проблема психолго-педагогического сопровождения детей с соматическими заболеваниями, является достаточно актуальной, но не разбработанной в отечественной психологии.

Теоретическую основу психолого-педагогического сопровождения составляют  исследования, посвященные проблеме развития, обучения и воспитания учащихся с соматическими заболеваниями (Б. Н. Алмазов, Г. А. Арина, В. М. Астапов, Н. П. Бадьина, О. В. Волкова, Н. В. Гребенкина, Е. К. Еремина, А. В. Катасонова, Н. А. Коваленко, Н. А. Кравцова, О. Г. Кривенкова, М. Е. Остапенко, Е. В. Пахомова, А. Б. Холмогорова, Н. П. Юдина и др.);

Идеи психолого-педагогического сопровождения, активно развиваются в работах Л.В. Байбородовой, Н.Г.Битяновой,  О.С. Газмана,  И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой, и др.

Психологическая помощь детям и подросткам с соматическими заболеваниями отличается от психологической помощи детям и подросткам с другими нарушениями в развитии.

В исследованиях многих авторов отмечается, что психическое развитие длительно болеющего ребенка отличается определенной спецификой. Николаева В. В. подчеркивает, что ситуацию соматического заболевания можно рассматривать как кризис психического развития.[5, с. 38] Как отмечает Д. Н. Исаев, состояние психического здоровья соматически больного ребенка варьирует от абсолютного благополучия до выраженного отклонения в психическом развитии. [6, с. 92]

Термин «дети с соматическими заболеваниями» появился в отечественной медицинской литературе в первой половине 80-х годов прошлого века. Следует отметить, что зарубежные школы педиатрии не используют его, так как это не диагноз в медицинском понимании этого слова.

К категории детей с соматическими заболеваниями относят учащихся, которые перенесли ОРЗ более 4-х раз в год.[3, с.86] Это отражается на их психологическом состоянии. У них возникают проблемы в межличностном общении, нарастает тревожность, формируется школьная дезадаптация и другие нарушения психологического характера. В этом случае речь пойдет о психолого-педагогическом сопровождении, главной целью которого – помощь каждому ученику с соматическими заболеваниями  адаптироваться к социальной среде, при этом развивая  возможности данных школьников. Психологическое сопровождение таких детей – это отслеживание динамики развития познавательных процессов ученика, течения его социализации и адаптации, влияние на эту динамику с целью оптимизации социальной ситуации развития ребёнка [2, с. 31].  Психолог должен точно ориентироваться в диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей работе, которая входит в структуру психологического сопровождения детей с особенностями в развитияя  [1, с. 118].  

Таким образом, особенностью психологического сопровождения детей  с соматическими заболеваниями является содействие успешного и достаточно быстрого процесса их адаптации к школе, предупреждения их перегрузки, а в итоге, сохранения психического  здоровья и помощь в их личностном и межличностном  развитии. При правильно организованной работе психолога психологическое сопровождение обеспечивает эффективное и комплексное решение проблем развития часто болеющего ребёнка в образовательном процессе.

 

Список источников

  1. Алмазов, Б. Н. Соматически ослабленные (астенизированные) [Текст] /Б. Н. Алмазов // В кн. Алмазов, Б. Н. Психология проблемного детства. Пособиешкольному психологу и педагогу [Текст] / Б. Н. Алмазов. – М .: Дата Сквер , 2009. –248 с. – С. 167–171.
  2. Арина, Г. А., Коваленко Н. А. Часто болеющие дети. Какие они? [Текст] /Г. А. Арина, Н. А. Коваленко // Школа здоровья. – 1995. – Т. 2. – № 3. – С. 116–125.
  3. Астапов, В. М . Педагогу о психическом здоровье учащихся: учебное по-собие [Текст] / В. М . Астапов. – М .: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.
  4. Волкова, О. В. Социокультурный аспект развития личности ребенкас ослабленным здоровьем [Текст] / О. В. Волкова // Медицинская психологияв России: электрон. науч. журн. – 2012. – № 6 (17). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 13.06.2017 г.).
  5. Николаев, Е. Л. Психическое здоровье на евразийском пространстве культур : клинические, психологические и социальные реалии [Текст] / Е. Л. Николаев, Ю. В. Игнатьев, Д. М. Мухамадиев. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2013.
  6. Шац И. К. Психологическое сопровождение тяжелобольного ребенка. - СПб.: Речь, 2010. - 192 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школьного обучения

Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивно...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Презентация для педагогических работников по теме: "Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними"

Практические советы и рекомендации для педагогических работников по работе с одаренными детьми....

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

В статье рассказывается о психолого-педагогическом сопровождении в коррекционной школе...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...