АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФИЛЮ ШТУКАТУРНО – МАЛЯРНОЕ ДЕЛО
методическая разработка на тему

Никитин Сергей Александрович

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ   ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФИЛЮ "ШТУКАТУРНО – МАЛЯРНОЕ  ДЕЛО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ШКОЛА № 107»

.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

НА УРОКАХ   ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

 ПО ПРОФИЛЮ

ШТУКАТУРНО – МАЛЯРНОЕ  ДЕЛО

г. Нижний Новгород

 2016 год

                  В настоящее время задачей  школьной  ступени образования  является подготовка выпускников, в том числе и детей с ИН, обладающих необходимым набором современных знаний, умений и качеств личности,  позволяющих им успешно адаптироваться при переходе на следующую возрастную ступень и реализовывать себя в самостоятельной жизни в профессиональной деятельности.  

         К сожалению, традиционное репродуктивное обучение, подразумевающее пассивную роль ребенка в процессе обучения, не может решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения, которые вовлекают ребенка в активную учебно-познавательную деятельность.

        Актуальность данной проблемы очевидна. Это связано с потребностью общества в более эффективной подготовке выпускников коррекционной  школы к дальнейшему профессиональному образованию и последующей профессиональной деятельности. Обучающиеся должны не только обладать определенным запасом знаний, но и быть готовыми к участию в практической деятельности, уметь адаптироваться к условиям жизни.

           Активные методы формируют у ребенка, познавательный интерес и творческое мышление высокий уровень активности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат.  

          Одним из основных направлений коррекционной школы  является введение профильного обучения с целью повышения качества подготовки школьников к обучению в системе профессионального образования, обеспечения высокого уровня образовательной подготовки, самоконтроля, необходимого для взвешенного принятия решений выбора сферы профессиональной деятельности и их успешной социализации.  

           Профессиональная подготовка в коррекционной школе осуществляется в оборудованных мастерских. Мастерские школ оснащены и приближены к производству. Создана благоприятная среда, оптимально помогающая нацелить на правильный, осознанный выбор и на дальнейшее обучение в профессиональных училищах.

        Одним из факторов, существенно влияющих на ход и результат учебно-воспитательного  процесса  в  любом  учебном  заведении,  являются  методы обучения. Правильно выбранные методы способны плодотворно влиять на этот процесс. Именно поэтому внимание преподавателей и ученых к проблеме методов  обучения,  которые  составляют  самостоятельный  раздел  дидактики, всегда было велико.

          К изучению проблемы методов обучения обращались Ю.К. Бабанский, А.А. Гримоть, В.В. Гузеев, Е.Я. Голант,  И.Я. Лернер, Д.О. Лордкипанидзе, М.И. Махмутов, Р.С. Пионова, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.

Имеется  значительное  количество  исследований,  в  которых  понятие «метод обучения» различными учеными трактуется неоднозначно.

Метод (от греч. metodos – исследование, путь продвижения к истине) – способ работы учителя и ученика, при помощи которого достигается овладение  знаниями,  умениями,  навыкам,  формируется  мировоззрение  учащихся, развиваются их способности.

        Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

         Активные методы обучения – способы  организации учебного процесса, при котором обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравниваемая с активностью преподавателя.

Г.П. Щедровицкий называет активными методами обучения и воспитания те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей (Щедровицкий Г.П.).

Н.А. Сорокин: «Под методом обучения ... следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение поставленных задач».

Г.И. Щукина: «Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения».

Д.И. Водзинский: «Метод обозначает путь познания, способы руководства преподавателем познавательной деятельностью студентов».

В.И. Гинецинский: «Метод есть способ управления за счет выбора субъектом педагогически целесообразных форм фиксации содержания и способов развертывания этого содержания»

А.А. Гримоть: «Метод обучения - это упорядоченный способ совместной деятельности учителя и ученика по достижению дидактических целей».

П. Юцявичене: «Метод обучения есть способ управления познавательной деятельностью обучаемого».

       Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

          Для активных методов обучения характерно:

· отношение учителя к ученику как к себе равному;  

· не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство»  знания учеником методом критического отношения к существующим сведениям, информации и т.п. и самостоятельного решения творческих задач;  

       Из выше написанного следует, что активные  методы обучения  построены  на  сознательном  создании  напряженной, часто конфликтной, ситуации, вынуждающей учащихся принимать решения для достижения заданной цели в условиях неполноты предоставляемой им информации, ограниченности материальных и временных ресурсов, а в некоторых случаях - и при противодействии со стороны руководства игры или других ее участников.

       В таких условиях выработка решений сопровождается эмоциями, что, в свою очередь, обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует познавательную деятельность, позволяет длительно удерживать внимание.

      Те или иные методы обучения я выбираю с учетом конкретных обстоятельств и условий учебно-воспитательного процесса. Выбор наиболее целесообразных методов обучения – процесс достаточно сложный и ответственный.  Выбор методов обучения  зависит от закономерностей и вытекающих из них принципов обучения; общих целей и задач обучения, воспитания и развития человека; конкретных воспитательно-образовательных задач; особенностей изучаемого предмета, содержания  учебного предмета и конкретной темы, методики его преподавания; степени сложности, новизны и содержания учебного материала; количества времени, определяемого для изучения материала; типа и структуры занятия; возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; количества учащихся; интереса учащихся и их познавательными возможностями; материально-технического обеспечения;

 профессиональных возможностей и уровня педагогической культуры преподавателя.

         Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных  методов  обучения  в  смысле  активизации  учебной  и  учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.  

       

        Считаю, что каждый  метод  активным  делает  тот,  кто  его  применяет.

Суть активного обучения состоит в следующем: образовательный процесс организован таким образом, что практически все его участники  оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и анализировать то, что они знают, делают и думают. Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества, а это способствует формированию профессиональной позиции будущего педагога. Меня, как учителя штукатурно-малярного профиля очень волнует вопрос всестороннего развития личности ребенка, формирование его ценностей, так как считаю, что воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

        В своей работе применяю нетрадиционные формы проведения уроков:

- урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок,  игровые  формы;  методы мотивации (эмоциональные, познавательные, социальные и др.);

         Использую диалогическое взаимодействие, проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации);

Использую различные формы в работе (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные); Деятельностный подход в обучении;

Интерактивные методы обучения (частично-поисковый);

Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

Внедряю развивающие дидактические приемы (речевые обороты типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…”,

По моему мнению….», «Я считаю, что ……» и т.д.; художественное ИЗО с помощью схем, символов, рисунков и др.);

      Использую  инновационные технологии, повышающие уровень активности обучения  на уроках штукатурно-малярного профиля:

- Информационно-коммуникационные технологии:

Результат: Использование  ИКТ способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию у них ценностных ориентаций, мотивации к обучению, успешной социализации.

- Технология проблемного обучения:

Результат: Данная технология способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе. Проблемно-диалогическая технология – это тот самый тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога.

- Технология  индивидуально-бригадного обучения:

Результат: накопление необходимого объёма знаний, развитие самостоятельности учащихся, развитие коммуникативных способностей.

- Игровая  технология:          

Результат:  Учащиеся включаются в игровую ситуацию, у них формируется больший объём знаний, умений и навыков, благодаря чему обеспечивается лучшее усвоение учебного материала, происходит интеллектуальное развитие.

Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание; сбор  и организация ремонтной бригады, трудовая деятельность и т.д.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование активных методов обучения для повышения учебной мотивации на уроках информатики"

Одной из характерных черт современного образования является резкое увеличение объема информации, которую необходимо усвоить, «переварить» учащемуся. При этом увеличение объема учебной информации наблю...

"Активные методы обучения с применением мультимедийных игр на уроках музыки в начальных классах для развития творческих способностей учащихся".

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и ...

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОЙ НА УРОКАХ трудового обучения по профилю «Штукатурно - малярное дело»

В материале освещаются вопросы связанные с развитием познавательной деятельности на урока профессионально-трудового обучения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью....

Дипломная работа "Роль активных методов обучения в развитии познавательного интереса на уроках русского языка в основной школе"

В работе представлен теоритический материал о роли обучающегося в современном образовательном процессе. В пратической части представлен эксперимент по развитию познавательного интереса на уроках русск...

Активные методы обучения для активизации познавательного интереса на уроках физической культуры

Современный образ жизни подрастающего поколения очень изменился в части двигательной активности. С увеличением компьютерных технологий, многие дети большое время проводят дома, сидя за монитором, в от...

Проектная деятельность, как один из активных методов обучения учащихся.

Проектная деятельность, как один из активных методов обучения учащихся....