Коррекционно-развивающее занятие "Манеры поведения"
план-конспект занятия (7, 8 класс) на тему

Сергиенко Татьяна Александровна

Занятие направлено на формирование у обучающихся правила  хорошего тона. Преследует следующие образовательные задачи: формирование положительного отношения к правилам поведения в обществе;  углубление понимания нравственного смысла этих правил; расширение знаний о правилах культурного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sergienko_t.a.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

Воспитатель: Сергиенко Татьяна Александровна.

Возраст учеников: 12 -16 лет (группа из 9 человек). 

Тема занятия:  «Манеры поведения».

Цель: формировать у обучающихся правила  хорошего тона.

Задачи:

 Образовательные:

  • формирование положительного отношения к правилам поведения в обществе;
  • углубить понимание нравственного смысла этих правил;  

-       расширить знания о правилах культурного поведения.

 Развивающие:

  • формирование потребности к мышлению;
  • развитие памяти, коммуникативных навыков, речи;
  • побуждение к самовоспитанию и самоконтролю;
  • формирование умения анализировать и сравнивать.

  Воспитывающие:

  • привитие этических норм поведения общения людей в обществе;
  • воспитание уважительному отношению к другим людям;
  • формирование потребности к взаимопомощи;
  • воспитание умения работать самостоятельно, в паре и коллективно.

Оборудование:

  -    раздаточный материал: карточки, альбомные листы; маркеры (фломастеры);

Ватман; цветные мелки; карточки с текстами;

презентация (приложение 1);

ПК, проектор, экран   

Словарь: манеры поведения, этикет, «этикетка», дурные привычки, тексты пословиц.

Тип  занятия: комбинированный.

Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод-опрос, метод соревнования.


Ход занятия:

Этапы работы

Методы и приемы

Содержание деятельности

   1.

(5  мин.

1. Подготовительная часть. Мотивационный момент.

 а) Приветствие.

Цель: Создание благоприятной атмосферы для занятия.

 

б) Беседа с учениками об этикете. Постановка первоначальной цели.

   Эмоциональный настрой

    Цель:  быстрое включение учеников в деловой ритм, готовность.

 

 а) Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, дорогие друзья!

У меня сегодня хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами. Вы обратили внимание, что при приветствии, я улыбнулась. Давайте улыбнемся друг другу и подарим всем хорошее настроение. А теперь прослушайте стихотворение. (Воспитатель читает стихотворение.)

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте!», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Как изменилось ваше настроение после этого стихотворения?

Сегодня мы поговорим о хороших манерах, которые помогают нам быть культурными и воспитанными людьми. То есть мы будем говорить с вами об этикете или о правилах поведения. Предлагаю самые важные правила поведения записывать в наши памятки воспитанного человека.

 2.

  25 мин

Основная часть.

  а)  Изучение новых понятий.

           Цель: обучение  новому теоретическому  материалу, используя метод самостоятельной работы, прием-притча. Формирование понятий «этикет», «манеры поведения», «культурный человек».

 

б) «мастерская художника» по ранее освоенному материалу.

           Цель: выявить знания каждого по теме.

           Задача: поддержание эмоционального настроя.

в) конкурс

цель: формировать  у детей понимание важности вежливого отношения к окружающим людям.

в) сообщение воспитателя

Цель:  Обобщение полученных знаний.

            Снятие психоэмоционального напряжения.

 

Физкультминутка

       

Цель: сменить сферу деятельности; эмоционально разрядить обстановку, формирование интереса к собственной двигательной активности, культуры понимания собственного тела; развитие наблюдательности, внимания, памяти, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей

       

 

г) Работа в парах и группах: обыгрывание и обсуждение жизненных ситуаций.

Цель: Перенос знаний и способов действия в сферу общения. Формирование умения работать в парах, группах.

Метод анализа текста

 в) Формирование умений и навыков связно высказывать мысль.

           Цель: развивать речевые и коммуникативные умения. Метод коллективного взаимообучения, взаимопроверок.

 

 

Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времён и народов. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приёмов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище “Король солнца” и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - “этикеток” и произошло слово этикет. (Слайд 1)

Этикет состоит из правил, которые охватывают формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды, поведение в общественных местах. Этикет требует от человека вести себя в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

Чтобы иметь хорошие манеры, нужно знать вежливые слова. А вы их знаете? Давайте вспомним «волшебные» слова, которые делают человека добрее, и выработаем правила хорошего тона и поведения.

Посмотрите на доску.  Вы  видите солнышко. Но оно, почему-то грустное. Давайте сделаем так, чтобы солнышко улыбалось. Нарисуйте у себя на листочках своё солнышко и на лучиках запишите вежливые слова, которые вы знаете.

        Зачитайте свои слова. Все эти слова мы говорим в разных ситуациях. А какие слова говорят, когда мы приветствуем друг друга? (Привет. Здравствуй. Здравствуйте. Добрый день. и т.д.)

Ребята, а что обозначает слово «Здравствуйте»? Кто знает из вас?

 (Мы желаем нашему знакомому здоровья.)

Итак, первое правило запишем в нашу памятку: ПРИВЕТСТВИЕ. (Слайд 2)

А сейчас мы проведем конкурс знатоков этикета. Дайте ответы на вопросы:

  • Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший)
  • Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)
  • Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то, как это сделать? (Да, можно просто кивнуть)
  • В классе во время урока вошел взрослый человек, нужно говорить «Здравствуйте» или достаточно встать всем? (Встать)
  • Кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему? (Старший)
  • Мужчина подает женщине руку первым или наоборот? (Ответ: девушка, женщина)

Ребята, а французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете так делать и никогда не ошибетесь.

Сообщение воспитателя о происхождении хороших манер.

Ребята, послушайте притчу о том, как произошли хорошие манеры. (Притча – поучительный рассказ.)

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на маленьком острове. Они с трудом отыскали пещеру, сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.

Ребята, так какое же золотое правило поведения мы запишем в нашу памятку воспитанного человека?

УСТУПАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ (Слайд 3)

Дети стоят. Воспитатель предлагает им поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнять следующие задания:

- брови свести и развести;

- глаза сильно прищурить и широко открыть;

- губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать их;

- шею максимально вытянуть, а затем опустить её;

- плечи максимально свести и развести;

- руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.

Вспомним о правилах этикета при обращении к другому человеку. 

Ситуация «ОБРАЩЕНИЕ» (слайд 4)

     А какие слова  вы используете для обращения к другому человеку?  (Дети отвечают и воспитатель другим цветным мелом  записывает на лучиках солнца на доске: извините, простите, пожалуйста и т.д.)

Сейчас мы будем работать в парах. Девочка Ира разговаривала по телефону с мамой Тани и вела себя не очень тактично. Вам предстоит  найти ошибки в диалоге по телефону  и исправить данную ситуацию. (Для каждой пары текст распечатан)

 

Девочка Ира звонит подруге Тане, но поднимает трубку мама Тани:

-Алло! Таня?

-Нет, это мама Тани.

-Позовите Таню к телефону.

(К телефону подходит Таня)

-Алло, кто говорит?

-Это я – Ира. Скажи мне, какие у нас завтра уроки.

-Математика, русский, чтение, ИЗО.

-Ну ладно, пока!

-До свидания!

(Обсуждение в парах, инсценировка правильного ответа).

Ребята, как вы считаете, а есть ли правила поведения за столом?

      Какие слова вы знаете, которые мы произносим за столом? (Воспитатель записывает другим цветным мелом на лучиках: Приятного аппетита. Спасибо. и т.п.)

Ситуация «ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ»

    А теперь послушайте репортаж:

«Все за столом. Жаль, что вы не видите вдохновенные лица едоков. Приходит в движение посуда, тарелки становятся летающими. Бах! Кто-то упал со стула, не выдержав напряжения момента. «А-а-а!» - в ужасе кричит Аня, закрыв лицо руками. С другого стола, налегая на него всем  телом, тянется воспитанный мальчик Стас с грозным оружием – вилкой в руках. Опасный момент! Рывок! Уф! Опасность миновала. Анечка целая, ведь вилка была направлена ей прямо в глаз! Но Стас виртуозным движением зацепил лакомый кусочек мяса и тянет его через весь стол. Неся свою добычу, он опрокидывает соусник и залезает рукавом в  салат. Вот уже засунул в рот весь кусок мяса и половину вилки. Мо-ло-дец! Шпагоглотатель! Коля судорожно сжимает в кулаке ложку, словно кувалду, которой он сейчас забьёт сваю. Что он делает? Он пытается выловить ложкой из банки скользкую рыбку!  Такой манёвр ! Ай –ай- ай! Коля роняет её в мороженое. Оригинальное блюдо – рыба с мороженым. Приятного аппетита, Коля!

       Вы услышали, как ведут себя ребята за столом. Я предлагаю вам составить свои правила. Вспомним самое главное правило поведения за столом 

«Когда я ем, я глух и нем.» (слайд 5)

(Ребята в группах вырабатывают правила поведения за столом, записывают и представляют другим группам.)

       Надеюсь, что все правила, которые вы выработали, будут для вас нормой поведения.

Проверка работы: зачитывание правил и выбор самых оригинальных для записи. (Мойте руки перед едой.  Будь аккуратным при еде. Не чавкай. .и т.д.)

       Люди издавна соблюдали правила этикета и славились своими хорошими манерами. Об этом существует немало пословиц.  Недаром говорят, что в поговорках и пословицах заключена народная мудрость. Даны начала пословиц о вежливости.  Ваша задача – найти вторую часть пословицы и объяснить её значение. (слайд 6)

                         От вежливых слов и язык                         приветлив.          

               Честное слово и буйную голову                          не целясь.

В чужом доме не будь приметлив, а будь                         не заболит.

              Говорить не думая, что стрелять                         не отсохнет.

                             С поклону голова                          смиряет.

   

      3.

  5 мин

Итоговая часть. Закрепление. Выводы.

 а

          Цель: контроль сформированности умений и навыков с целью усовершенствования своих знаний.

 

   Рефлексия.

Вот мы с вами и поговорили о манерах поведения, не только о хороших, но и о плохих. Плохие манеры складываются из-за незнания хороших и превращаются в дурные привычки. Ребята, подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих? Какие плохие привычки вы знаете? Например:

  • не грызёте ли вы ногти;
  • не хлюпаете ли носом;
  • не разговариваете ли слишком громко;
  • не раскачиваетесь ли вы на стуле;
  • не разваливаетесь ли вы в кресле;
  • не используете ли вы ноготь мизинца в качестве зубочистки;
  • не чистите ли вы ботинки о штанину брюк;
  • не хлопаете ли дверью?

Давайте сделаем вывод: Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки всё же есть, постарайтесь от них избавиться, а главное – избавить от них окружающих и соблюдать правила, которые мы записали с вами в памятку, но они ещё не все записаны. Правил хороших манер очень много, и с возрастом вы их освоите.

Итог занятия.

        Посмотрите на наше солнышко. Оно стало радостным. Давайте прочитаем слова, которые мы записали на лучиках. Думаю, что произнося  эти слова, вы сделаете других счастливее и добрей.

Наше занятие подходит к концу и мне хотелось у вас узнать:

- Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей).

- Что вы запомнили или узнали нового? (Ответы детей). О чем еще хотели бы вы узнать?

- О чем задумались вы после занятия? (Ответы детей)

      5.

   2 мин

Домашнее задание.

К следующему занятию выучить поговорку или пословицу о вежливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей работы с подростками с девиантным поведением с использованием возможностей сенсорной комнаты

Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.Психическое здоровье детей и подростков —...

Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.

Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...

Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции

В работе представлен материал, раскрывающий проблему гиперактивного поведения школьников с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункцией. Описана симптоматика данных нарушений в соответствии с...

Коррекционно-развивающая программа “Успешная самопрезентация личных и профессиональных качеств подростка и психокоррекция их поведения”

Цель программы: Развитие знаний и умениям навыка самопрезентации.Задачи:1. Обучение умениям и навыкам установления контактов.2. Обучение этике делового взаимодействия.3. Помощь в обретении собственног...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему: "Культура поведения при приеме пищи"

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 5 класса "Особый ребенок" (учащиеся с ТМНР) школы VIII вида...

Коррекционно-развивающее занятие "Правила поведения при необходимости посетить туалетную комнату"

Занятие направлено на формирование социально-бытовых навыков " Посещения туалетной комнаты". Отработка правила обращения при необходимости посещения туалета" для обучающихся младшего шк...