Коррекционно-развивающее занятие "Манеры поведения"
план-конспект занятия (7, 8 класс) на тему
Занятие направлено на формирование у обучающихся правила хорошего тона. Преследует следующие образовательные задачи: формирование положительного отношения к правилам поведения в обществе; углубление понимания нравственного смысла этих правил; расширение знаний о правилах культурного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sergienko_t.a.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего занятия
Воспитатель: Сергиенко Татьяна Александровна.
Возраст учеников: 12 -16 лет (группа из 9 человек).
Тема занятия: «Манеры поведения».
Цель: формировать у обучающихся правила хорошего тона.
Задачи:
Образовательные:
- формирование положительного отношения к правилам поведения в обществе;
- углубить понимание нравственного смысла этих правил;
- расширить знания о правилах культурного поведения.
Развивающие:
- формирование потребности к мышлению;
- развитие памяти, коммуникативных навыков, речи;
- побуждение к самовоспитанию и самоконтролю;
- формирование умения анализировать и сравнивать.
Воспитывающие:
- привитие этических норм поведения общения людей в обществе;
- воспитание уважительному отношению к другим людям;
- формирование потребности к взаимопомощи;
- воспитание умения работать самостоятельно, в паре и коллективно.
Оборудование:
- раздаточный материал: карточки, альбомные листы; маркеры (фломастеры);
Ватман; цветные мелки; карточки с текстами;
презентация (приложение 1);
ПК, проектор, экран
Словарь: манеры поведения, этикет, «этикетка», дурные привычки, тексты пословиц.
Тип занятия: комбинированный.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный, наглядный, метод-опрос, метод соревнования.
Ход занятия:
Этапы работы Методы и приемы | Содержание деятельности | |
1. (5 мин. | 1. Подготовительная часть. Мотивационный момент. а) Приветствие. Цель: Создание благоприятной атмосферы для занятия.
б) Беседа с учениками об этикете. Постановка первоначальной цели. Эмоциональный настрой Цель: быстрое включение учеников в деловой ритм, готовность.
| а) Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, дорогие друзья! У меня сегодня хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами. Вы обратили внимание, что при приветствии, я улыбнулась. Давайте улыбнемся друг другу и подарим всем хорошее настроение. А теперь прослушайте стихотворение. (Воспитатель читает стихотворение.) Здравствуйте! Как изменилось ваше настроение после этого стихотворения? Сегодня мы поговорим о хороших манерах, которые помогают нам быть культурными и воспитанными людьми. То есть мы будем говорить с вами об этикете или о правилах поведения. Предлагаю самые важные правила поведения записывать в наши памятки воспитанного человека. |
2. 25 мин | Основная часть. а) Изучение новых понятий. Цель: обучение новому теоретическому материалу, используя метод самостоятельной работы, прием-притча. Формирование понятий «этикет», «манеры поведения», «культурный человек».
б) «мастерская художника» по ранее освоенному материалу. Цель: выявить знания каждого по теме. Задача: поддержание эмоционального настроя. в) конкурс цель: формировать у детей понимание важности вежливого отношения к окружающим людям. в) сообщение воспитателя Цель: Обобщение полученных знаний. Снятие психоэмоционального напряжения.
Физкультминутка
Цель: сменить сферу деятельности; эмоционально разрядить обстановку, формирование интереса к собственной двигательной активности, культуры понимания собственного тела; развитие наблюдательности, внимания, памяти, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей
г) Работа в парах и группах: обыгрывание и обсуждение жизненных ситуаций. Цель: Перенос знаний и способов действия в сферу общения. Формирование умения работать в парах, группах. Метод анализа текста в) Формирование умений и навыков связно высказывать мысль. Цель: развивать речевые и коммуникативные умения. Метод коллективного взаимообучения, взаимопроверок.
| Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времён и народов. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приёмов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище “Король солнца” и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - “этикеток” и произошло слово этикет. (Слайд 1) Этикет состоит из правил, которые охватывают формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды, поведение в общественных местах. Этикет требует от человека вести себя в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Чтобы иметь хорошие манеры, нужно знать вежливые слова. А вы их знаете? Давайте вспомним «волшебные» слова, которые делают человека добрее, и выработаем правила хорошего тона и поведения. Посмотрите на доску. Вы видите солнышко. Но оно, почему-то грустное. Давайте сделаем так, чтобы солнышко улыбалось. Нарисуйте у себя на листочках своё солнышко и на лучиках запишите вежливые слова, которые вы знаете. Зачитайте свои слова. Все эти слова мы говорим в разных ситуациях. А какие слова говорят, когда мы приветствуем друг друга? (Привет. Здравствуй. Здравствуйте. Добрый день. и т.д.) Ребята, а что обозначает слово «Здравствуйте»? Кто знает из вас? (Мы желаем нашему знакомому здоровья.) Итак, первое правило запишем в нашу памятку: ПРИВЕТСТВИЕ. (Слайд 2) А сейчас мы проведем конкурс знатоков этикета. Дайте ответы на вопросы:
Ребята, а французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете так делать и никогда не ошибетесь. Сообщение воспитателя о происхождении хороших манер. Ребята, послушайте притчу о том, как произошли хорошие манеры. (Притча – поучительный рассказ.) Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на маленьком острове. Они с трудом отыскали пещеру, сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди. УСТУПАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ (Слайд 3) Дети стоят. Воспитатель предлагает им поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнять следующие задания: - брови свести и развести; - глаза сильно прищурить и широко открыть; - губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать их; - шею максимально вытянуть, а затем опустить её; - плечи максимально свести и развести; - руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться. Вспомним о правилах этикета при обращении к другому человеку. Ситуация «ОБРАЩЕНИЕ» (слайд 4) А какие слова вы используете для обращения к другому человеку? (Дети отвечают и воспитатель другим цветным мелом записывает на лучиках солнца на доске: извините, простите, пожалуйста и т.д.) Сейчас мы будем работать в парах. Девочка Ира разговаривала по телефону с мамой Тани и вела себя не очень тактично. Вам предстоит найти ошибки в диалоге по телефону и исправить данную ситуацию. (Для каждой пары текст распечатан)
Девочка Ира звонит подруге Тане, но поднимает трубку мама Тани: -Алло! Таня? -Нет, это мама Тани. -Позовите Таню к телефону. (К телефону подходит Таня) -Алло, кто говорит? -Это я – Ира. Скажи мне, какие у нас завтра уроки. -Математика, русский, чтение, ИЗО. -Ну ладно, пока! -До свидания! (Обсуждение в парах, инсценировка правильного ответа). Ребята, как вы считаете, а есть ли правила поведения за столом? Какие слова вы знаете, которые мы произносим за столом? (Воспитатель записывает другим цветным мелом на лучиках: Приятного аппетита. Спасибо. и т.п.) Ситуация «ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ» А теперь послушайте репортаж: «Все за столом. Жаль, что вы не видите вдохновенные лица едоков. Приходит в движение посуда, тарелки становятся летающими. Бах! Кто-то упал со стула, не выдержав напряжения момента. «А-а-а!» - в ужасе кричит Аня, закрыв лицо руками. С другого стола, налегая на него всем телом, тянется воспитанный мальчик Стас с грозным оружием – вилкой в руках. Опасный момент! Рывок! Уф! Опасность миновала. Анечка целая, ведь вилка была направлена ей прямо в глаз! Но Стас виртуозным движением зацепил лакомый кусочек мяса и тянет его через весь стол. Неся свою добычу, он опрокидывает соусник и залезает рукавом в салат. Вот уже засунул в рот весь кусок мяса и половину вилки. Мо-ло-дец! Шпагоглотатель! Коля судорожно сжимает в кулаке ложку, словно кувалду, которой он сейчас забьёт сваю. Что он делает? Он пытается выловить ложкой из банки скользкую рыбку! Такой манёвр ! Ай –ай- ай! Коля роняет её в мороженое. Оригинальное блюдо – рыба с мороженым. Приятного аппетита, Коля! Вы услышали, как ведут себя ребята за столом. Я предлагаю вам составить свои правила. Вспомним самое главное правило поведения за столом «Когда я ем, я глух и нем.» (слайд 5) (Ребята в группах вырабатывают правила поведения за столом, записывают и представляют другим группам.) Надеюсь, что все правила, которые вы выработали, будут для вас нормой поведения. Проверка работы: зачитывание правил и выбор самых оригинальных для записи. (Мойте руки перед едой. Будь аккуратным при еде. Не чавкай. .и т.д.) Люди издавна соблюдали правила этикета и славились своими хорошими манерами. Об этом существует немало пословиц. Недаром говорят, что в поговорках и пословицах заключена народная мудрость. Даны начала пословиц о вежливости. Ваша задача – найти вторую часть пословицы и объяснить её значение. (слайд 6) От вежливых слов и язык приветлив. Честное слово и буйную голову не целясь. В чужом доме не будь приметлив, а будь не заболит. Говорить не думая, что стрелять не отсохнет. С поклону голова смиряет. |
3. 5 мин | Итоговая часть. Закрепление. Выводы. а Цель: контроль сформированности умений и навыков с целью усовершенствования своих знаний.
Рефлексия. | Вот мы с вами и поговорили о манерах поведения, не только о хороших, но и о плохих. Плохие манеры складываются из-за незнания хороших и превращаются в дурные привычки. Ребята, подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих? Какие плохие привычки вы знаете? Например:
Давайте сделаем вывод: Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки всё же есть, постарайтесь от них избавиться, а главное – избавить от них окружающих и соблюдать правила, которые мы записали с вами в памятку, но они ещё не все записаны. Правил хороших манер очень много, и с возрастом вы их освоите. Итог занятия. Посмотрите на наше солнышко. Оно стало радостным. Давайте прочитаем слова, которые мы записали на лучиках. Думаю, что произнося эти слова, вы сделаете других счастливее и добрей. Наше занятие подходит к концу и мне хотелось у вас узнать: - Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей). - Что вы запомнили или узнали нового? (Ответы детей). О чем еще хотели бы вы узнать? - О чем задумались вы после занятия? (Ответы детей) |
5. 2 мин | Домашнее задание. К следующему занятию выучить поговорку или пословицу о вежливости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающей работы с подростками с девиантным поведением с использованием возможностей сенсорной комнаты
Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.Психическое здоровье детей и подростков —...
Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.
Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...
Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции
В работе представлен материал, раскрывающий проблему гиперактивного поведения школьников с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункцией. Описана симптоматика данных нарушений в соответствии с...
Коррекционно-развивающая программа “Успешная самопрезентация личных и профессиональных качеств подростка и психокоррекция их поведения”
Цель программы: Развитие знаний и умениям навыка самопрезентации.Задачи:1. Обучение умениям и навыкам установления контактов.2. Обучение этике делового взаимодействия.3. Помощь в обретении собственног...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему: "Культура поведения при приеме пищи"
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 5 класса "Особый ребенок" (учащиеся с ТМНР) школы VIII вида...
Коррекционно-развивающие занятия. Формирование уверенного поведения у младших подростков.
Конспекыт занятий....
Коррекционно-развивающее занятие "Правила поведения при необходимости посетить туалетную комнату"
Занятие направлено на формирование социально-бытовых навыков " Посещения туалетной комнаты". Отработка правила обращения при необходимости посещения туалета" для обучающихся младшего шк...