Причины речевых нарушений.
статья на тему
В статье описаны причины влияющие на речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_rechevyh_narusheniy.docx | 273.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины речевых нарушений.
Речь - средство общения, средство
получения и сообщения информации,
средство формирования творческих
решений, управления всеми видами
деятельности.
Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:
- органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);
- функциональные - препятствуют нормальной работе речевого аппарата.
1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ
Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:
- Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), нефропатия (более тяжелая стадия гестоза), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
- Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
- Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота). Могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
- Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество - непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.
- Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
- Курение. Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием замедляется транспортировка аминокислот от матери к плоду, поэтому малыш плохо прибавляет в весе (дефицит массы тела ребенка при доношенной беременности может достигать 300 г и более, причем он сохраняется в течение первого года жизни). У будущих мам, выкуривающих более 20 сигарет в день, рождаются гиперактивные малыши, таким детям зачастую труднее дается учеба.
- Алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект. Они растут медленнее, отличаются гипервозбудимостью. У них характерные черты лица: удлиненное лицо, низкий лоб, недоразвитый подбородок и ушные раковины; а также косоглазие.
- Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача.
- Ототоксические препараты. Антибиотики (стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.) и диуретики (фуросемид), а также аспирин и хинин становятся причиной развития врожденной глухоты.
- Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода.
- Работа на вредном производстве (повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода.
- Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.
2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.
Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.
3.НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
- Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: узкий таз матери, наложение щипцов на голову малышу (это делают, чтобы помочь ему появиться на свет).
- Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга.
- Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например искусственная вентиляция легких более 5 дней.
- Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).
4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
- Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.
- Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.
- Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.
- Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.
- Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность), могут начать говорить позже своих сверстников.
- Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).
Все маленькие дети подражают речи окружающих людей. Если ребенок общается с людьми с нарушениями речи, он может копировать неправильные варианты произношения некоторых звуков.
Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие.
Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов" а в 3 года не говорит фразы - это серьезный повод для беспокойства.
Предречевой период - показатель того, как будет развиваться речь
Первый крик ребёнка после рождения - важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анимичное (неподвижное, лишенное мимики), это может быть связано с психическими нарушениями.
Важная функция предречевого периода - грудное кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт грудь, активно ли сосёт молоко, фиксирует ли на маме взгляд, начинает ли улыбаться с 2 месяцев? Если этого не происходит - есть повод обратиться к врачу.
В 2-4 месяца малыш пытается произносит короткие звуки - появляется гуканье, потом гуление. Если к 5-6 месяцам гуление не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести к речевым патологиям. Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек - на предметы. Простой пример. Ребёнок хочет мячик: мальчик будет требовать - «дай!», девочка попросит - «мячик».
Нужно создать ребёнку благоприятные условия для развития речи
Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции.
Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.
Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова.
Признаки нарушения речи
к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;
к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;
к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;
к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения
Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).
Следует выделить несколько видов нарушений речи:
- Нарушения звукопроизношения, нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата. Недостатки произношения звуков сказываются на общем звучании речи. Эти нарушения в первую очередь бывают замечены родителями, и, конечно, требуют коррекции. Но они не отражаются на чтении и письме. Тем не менее, эти нарушения всегда препятствуют гармоничному развитию личности, поскольку снижают самооценку ребёнка.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – речевое нарушение, при котором у ребёнка страдает произношение одного или нескольких звуков, а также фонематический слух (способность различать звуки речи, близкие по звучанию и произношению). Такие недостатки неизбежно отразятся на письме и чтении.
- Фонематическое недоразвитие речи характеризуется правильным произношением, но низким уровнем развития фонематического слуха. Ребёнок хорошо говорит, но пишет и читает с многочисленными ошибками, которые носят стойкий характер (пропуски, перестановки, вставки, повторы букв и слогов, не дописывание окончаний, замены и смешения
- Общее недоразвитие речи – это недостаточная сформированность всех компонентов речевой системы: произношения (может быть в норме, особенно если ребёнок посещал логопедическую группу детского сада), словаря (непонимание значений отдельных слов, неправильное их употребление), грамматического строя речи(неумение связать слова с помощью предлогов и окончаний). Страдает такжефонематический слух, но особенно связная речь. Ребёнок не может выразить свои мысли, полно ответить на вопрос, пересказать прослушанный текст. Такие дети испытывают значительные трудности в обучении грамоте и в обучении в целом. Без своевременной помощи специалиста они не усваивают программу.
Наиболее значимыми социальными факторами являются:
- падение уровня жизни в целом по стране
- занятость родителей, недостаточное внимание к вопросам обучения и воспитания детей, неблагоприятные условия в семье
- перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации
- современные семьях почти не читают. Привить ребёнку любовь к чтению можно лишь в том случае, когда читают родители, когда в доме есть книги и они востребованы.
- недостаток общения в семье. Всегда ли родители интересуются проблемами ребёнка, вместе планируют дела или развлечения, обсуждают значимые вопросы? Заниматься с ребенком нет времени, родители уделяют ребенку мало внимания. Часто дети предоставлены сами себе или «телевизору».Навыки речевого общения формируются в семье, только в этом случае ребёнок будет комфортно чувствовать себя в коллективе, способен раскрыть свои возможности.
Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению первоклассников и успешности обучения ребёнка любого возраста. Речь напрямую связана со всеми психическими функциями: вниманием, памятью, мышлением. Произнося информацию вслух или про себя, мы лучше сосредотачиваемся, быстрее запоминаем, легче анализируем и делаем выводы. Поэтому недостатки речи неизбежно сказываются на общем развитии детей, снижая обучаемость.
Выполнил:
Учитель – логопед:
Любомирская Э. П.
Квалификационная категория: высшая, с 30.05. 2011г.
МБДОУ №27. Г.Углегорска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины речевых нарушений
В консультации для родителей дается краткий обзор причин возникновения речевых нарушений у детей....
Причины речевых нарушений.
Причины, вызывающие речевые нарушения у детей....
Причины речевых нарушений.
Какие факторы влияют на формирование речи....
Причины речевых нарушений.
Основные причины речевых нарушений....