Сценарий конкурса чтецов «Ах ты, Зимушка – зима!»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий конкурса чтецов «Ах ты, Зимушка – зима!»
Цель: воспитывать любовь к родной природе, к русской литературе
Задачи:
Образовательные:
1)Закрепить знания о времени года – зиме, месяцах;
2)развивать умения учащихся выразительно читать стихи;
Воспитательные:
1) Воспитывать доброжелательность в отношениях со сверстниками, формировать умение детей "слушать и слышать”.
2) Воспитывать интерес к русской литературе
Коррекционно-развивающие:
1) Развивать и тренировать память через заучивание стихов наизусть,
2) Развивать задатки самоконтроля в поведении детей.
3) Развивать эмоциональную сферу (доставить детям радость от общения и чувства праздника).
Ход мероприятия
Слайд 1 - 21
Звучит песня "Три белых коня” в сопровождении слайдовой презентации - картин о зиме.
- Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на конкурсе чтецов «В гостях у зимы». Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью; воздух морозный, деревья в инее и снегу. (слайды) Только что сейчас Вы убедились в этом сами, посмотрев на картины о зиме, и вы убедились, что зима – это очень красивое время года.
- О каких трёх месяцах сейчас шла речь в песни? (декабрь, январь, февраль)
(Идёт описание каждого месяца в сопровождении слайдовой презентации).
- По календарю зима длится три месяца. Каждый месяц зимы по-своему хорош. Но мы живем в таком климатическом поясе, где зима длится гораздо дольше. Через несколько дней наступит первый весенний месяц – март, а у нас за окном до сих пор лежат сугробы снега, воздух по-прежнему морозный, и зима никак не хочет сдавать свои позиции и уступать место весне!
- Ребята, попробуйте отгадать загадки о зимних месяцах. Слушайте внимательно! Кто отгадает загадку первым – поднимет руку.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На полях и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Слайд 22.
Декабрь - двенадцатый месяц в году, в древнерусских месяцесловах и святцах назывался «студень», или «студный», от стужи и морозов, обыкновенных в эту пору. Об этом месяце русские люди говорили: «Год кончается, зима начинается. Студень».
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится.
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Слайд 23.
Январь - первый месяц в году, древнее название его — «сечень» — время вырубки леса. В древнейших месяцесловах и святцах январь назывался «просинец», как полагают, от начинающей показываться в это время синевы неба, «просияния», от усиления с прибавлением дня солнечного света. О январе в народе говорили: «Васильев месяц, перелом зимы. Году начало, зиме середина.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц этот? (Февраль)
Слайд 24.
Февраль месяц зимний, холодный с вьюгами и метелями, но солнце в ясные дни начинает незаметно пригревать, от того февраль в народном календаре получил название - месяц «бокогрей». В этом месяце на самое Сретенье - зима с весной встречается, а заканчивается месяц февраль большими народными гуляниями на праздник широкой Масленицы.
Солнце в феврале начинает пригревать, от этого и название месяца - бокогрей. Дни становятся длиннее, дело к весне идет. Следят внимательно погодоведы за изменениями в природе с самых первых чисел февраля. Какая весна будет, ранняя или поздняя? Со Сретенья зима с весной встречаются, а завершается зима праздником Масленицей.
- Молодцы, ребята! Сейчас мы вместе вспомнили, что Декабрь нас радует первыми заморозками, первым снегом. Январь новогодними праздниками и подарками, ледяными горками и санками. Февраль мы любим за то, что это последний зимний месяц, и мы хотим вдоволь накататься на коньках и лыжах, поиграть в снежки и слепить снежную бабу.
- Но зиму любят не только за детские забавы. Многие художники и поэты находили в этом удивительном времени года вдохновение для своего творчества, для написания картин, которые стали известны и любимы во всем мире.
-Попробуйте ответить на вопрос «Какая у нас зима?» (варианты ответов детей)
- Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюжная». «Красивая, пушистая и белоснежная!» - восхищенно воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро ранее – тихое, неслышное, со съежившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер - длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждет появления сказки.
Давайте посмотрим на зиму глазами русских художников (слайды с репродукциями картин).
Слайд 25.
1) Кондратенко Гавриил Павлович «Зимний вечер». Не смотря на то, что на картине изображено вечернее время суток, небо ясное, светлое, нет ни облачка. Чувствуется, что погода стоит морозная. Деревья и кусты в инее. На крышах домов и сараев лежат большие сугробы снега. Когда мы смотрим на эту картину, сразу вспоминается стихотворение Сергея Александровича Есенина:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна…
Слайд 26.
2) Саврасов Алексей Кондратьевич «Зима». Художник изобразил пасмурную, хмурую зиму, небо затянуто тучами.
Слайд 27.
3) Шишкин Иван Иванович «Зима»
Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Слайд 28.
4) Клевер Юрий Юрьевич «Зимний закат в еловом лесу». Посмотрите, какую необыкновенно сказочную картину написал художник!
Слайд 29.
5) Посмотрите, какой суровой, мрачной изображена зима на картине Мещерского Арсения Ивановича «Ледокол». Небо не просто хмурое, а почти черное от туч. Лес стоит глухой стеной.
-В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам.
- Многие поэты, писатели, художники, композиторы с большой любовью относились к русской зиме и прославляли ее красоту в своих произведениях.
- Невозможно без восхищения смотреть на бескрайние синие просторы, на искрящийся на солнце снег, на морозные узоры на окне, слушать музыку зимы. В музыке композиторы изображают, рисуют зимнюю картину музыкальными звуками! Послушайте музыку и постарайтесь представить себе то, о чем хотел рассказать композитор П. И Чуковский.
Слайд 30 - 35.
Звучит музыка П. И Чуковский «Времена года» - «Зима».
- Сейчас мы вместе вспомнили, что Декабрь нас радует первыми заморозками, первым снегом. Январь новогодними праздниками и подарками, ледяными горками и санками. Февраль мы любим за то, что это последний зимний месяц, и мы хотим вдоволь накататься на коньках и лыжах, поиграть в снежки и слепить снежную бабу.
- Пришло время начинать наш конкурс чтецов «Ах ты, Зимушка – зима!»
Слайд 36 - 49.
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег,
И под елкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
И. Токмакова
Пришла зима.
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
И. Чернецкая
Снежный кролик
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и с головой!
За усы не тяни -
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
О. Высотская
Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно.
И. Никитин
Снежинка
Села мне на рукавицу
Легкая снежинка
И нахохлила, как птица,
Ледяную спинку.
Замерла тихонько я,
Чтоб не улетела.
Скоро варежка моя
Станет белой-белой.
Т. Шорыгина
Снежок
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
3. Александрова
Снеговик
Вокруг меня веселье, ребячий шум и крик.
Сегодня новоселье справляет Снеговик.
Ведёрко на головке,
Отличный нос морковкой.
Всю зиму за порядком я во дворе слежу.
Глазами-угольками по сторонам гляжу.
Чтоб было больше толку,
Мне дворник дал метёлку!
Пусть лето не приходит в мой дворик никогда.
Мне лучше для здоровья снега и холода.
Вот только снежной Бабой
Дразнить меня не надо!
Зимушка-зима
В ледяной карете мчится зимушка-зима
Ветер крыльями стучится в сонные дома.
Расцветают скверы, парки снежной белизной.
И мороз возводит арки над тропой лесной.
Хитрые санки
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня,
То и дело мои санки
Убегают от меня.
Не успею сесть верхом,
Санки — с места и бегом…
Мои санки едут сами,
Вез мотора, без коня.
А под горкой мои санки
За сугробом ждут меня.
Непослушным, скучно им
Подниматься вверх одним.
Снегири
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!
А Мороз-Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
Зима.
Одуванчик из снежинок
Поднесет к губам зима,
Только дунет - и пушинок
Разлетятся семена.
Одуванчик облетает,
В окнах теплится огонь,
Зимний вечер подставляет
Белым звездочкам ладонь.
Т. Шорыгина
КРУГЛЫЙ ГОД. ЯНВАРЬ
Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
С.Я. Маршак
ЗИМА
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало, —
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
И.З. Суриков
ЗИМУШКА-ЗИМА
По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.
За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,
И кидали хрустали.
А. Прокофьев
СНЕГОВИК
Среди нашего двора
Снеговик стоял вчера.
Мы его слепили сами,
Был он с пышными усами.
А сегодня за окном
Потекли ручьи кругом.
Ночью снеговик исчез.
Может быть, ушел он в лес?
Очень просим вас, ребята,
Если снеговик усатый
Повстречается в пути,
Помогите нам найти.
Д. Чуяко
Сколько шапок разных-разных!
Синих, красных, чистых, грязных!
В разных шапках много разных -
даже грустных и несчастных.
Снег посыпал густо-густо
и засыпал грустных-грустных…
Нет ни грустных, ни ворчливых -
много белых и счастливых!
- Молодцы, ребята! С помощью ваших стихотворений мы ещё раз побывали в зимнем лесу, увидели красоту зимнего леса.
Жюри объявляют итоги конкурса, каждый участник награждается свидетельством дипломанта, лауреата или участника конкурса.
Слайд 50.
- Вот, ребята, и подошёл к концу наш конкурс о зиме. Мы желаем вам самого доброго: здоровья, счастья, пока длится зима накататься на санках, на коньках, на лыжах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНКУРС ЧТЕЦОВ "ЗИМУШКА-ЗИМА" ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ЗРИТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Конкурс проводился в феврале, как итоговый по лексической теме "Зима"...
КОНКУРС ЧТЕЦОВ "ЗИМУШКА-ЗИМА" ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ЗРИТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Конкурс проводился в феврале, как итоговый по лексической теме "Зима"...
Конкурс чтецов "Зимушка-зима"
Сценарий конкурса художественного чтения стихотворений о зиме для детей подготовительных групп детского сада....
Презентация к конкурсу чтецов "Зимушка - зима в гости к нам пришла"
Презантация к конкурсу чтецов с загадками...
Новогодний сценарий "Зима, зимушка, зима!"
Новогоднее шоу к празднику. Песни, танцы, стихи. конкурсы, игры....
Статья о конкурсе чтецов "Здравствуй, зимушка - зима!"
В статье сообщается о результатахпроведения в учреждении конкурса чтецов в рамках тематического месячника "Творчетсво и фантазия"....
Подгрупповое коррекционное занятие с обучающимися с умеренной умственной отсталостью 3Б/4Б класса. «Стимуляция познавательной активности на материале темы «Зима, зимушка, зима детям радость принесла!»»
Занятие проведено в рамках организации преемственности в работе учителя и учителя-дефектолога. Представлены разнообразные приемы стимуляции познавательной активности у обучающихся с умеренной умственн...