Конспект развивающего занятия по развитию речи в старшей коррекционной группе по теме: «Такая разная осень».
план-конспект урока по теме
Цели: коррекционно-образовательная
-закреплять знания детей о временах года,
-знакомить с сезонными изменениями в природе,
-расширять активный словарь детей по теме.
коррекционно-развивающая
-активизировать речевую деятельность детей,
-совершенствовать диалогическую речь,
-развивать речевой слух и зрительное восприятие.
коррекционно-воспитательная
-формировать положительные установки на участие в занятии,
-воспитывать эмоциональную адекватность (учить выражать радость),
-приучать работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие про осень | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
развивающего занятия
по развитию речи
в старшей коррекционной группе
по теме: «Такая разная осень».
Учитель-дефектолог: В.А.Морозова
Тема: « Время года – Осень. Признаки осени».
Цели: коррекционно-образовательная
-закреплять знания детей о временах года,
-знакомить с сезонными изменениями в природе,
-расширять активный словарь детей по теме.
коррекционно-развивающая
-активизировать речевую деятельность детей,
-совершенствовать диалогическую речь,
-развивать речевой слух и зрительное восприятие.
коррекционно-воспитательная
-формировать положительные установки на участие в занятии,
-воспитывать эмоциональную адекватность (учить выражать радость),
-приучать работать в коллективе.
Оборудование: сюжетные картинки «Осень», опорные картинки по теме, магнитофон, презентация к занятию.
Ход занятия:
- Орг.момент:
В кабинете тихо звучит музыка из альбома П.И.Чайковского «Времена года». Дети располагаются за столами и слушают (5 мин.) Дефектолог здоровается с детьми и объявляет тему занятия.
- Дидактическая игра «Какое время года?»
На доске выставлены сюжетные картинки «Осень», «Зима», «Лето», «Весна»
Задание: рассмотрите картинки и скажите, о каком времени года я говорю:
-Самое холодное время года?
-В какое время года появляются зелёные листочки?
-Какое время года самое жаркое?
-На какой картинке изображено лето? Почему?
-А на этой картинке какое время года.
Молодцы! А теперь отгадайте загадки:
- Висят на ветке золотые монетки? (осенние листья)
- Утром мы во двор идём – листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят и летят, летят, летят. (листопад)
- Пушистая вата плывёт куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. ( туча)
- Нашумела, погремела, всё промыла и ушла.
И сады и огороды всей округе полила. (гроза)
- Стоит Антошка на одной ножке? (гриб)
- Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима». (осень)
- Основная часть.
Доска оформлена в виде осеннего леса.
- Игра –путешествие- описание «Такая разная осень».
Давайте, ребята, закроем глаза и представим…(звучит тихая музыка), что сегодня мы с вами отправимся в лес. Посмотрим, как там красиво. Подышим лесным воздухом. Послушаем пение птиц. Полюбуемся разноцветьем красок.
Праздник осени в лесу,
И светло, и весело.
Золотые украшенья
Осень там развесила!
- Слайды из презентации:
Мы прибыли в осенний лес. Закончилось весёлое, тёплое лето, на смену ему приходит первый месяц осени – сентябрь. Погода по-прежнему ясная и тёплая. Чистое синее небо, по нему плывут лёгкие белые облака. А посмотрите на деревья: ещё много зелёных листьев, уже есть и жёлтые, красные, оранжевые. Вон под кустом пробежал ёжик, на полянке видны ягоды, птицы щебечут со своим потомством. Осень только началась – её называют ранней.
- А теперь задание:
По опорным картинкам назовите признаки ранней осени и поместите их на картину «Сентябрь». (солнышко с длинными, но тонкими лучами, листья разного цвета, грибы, рябина с ягодами, уборка хлеба, овощей)
- Как называется первый месяц осени? (сентябрь)
-Как ещё называют эту часть осени? (золотая осень)
Наше путешествие продолжается (звучит музыка со свистом ветра).
Вот листики осенние на веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, закрутил и на землю опустил.
- Слайды презентации:
Осень продолжается, приходит октябрь. Уже в воздухе пахнет холодом. Чаще дует ветер. В лесу с деревьев он сорвал все листья. Они жёлтым хороводом летят и засыпают тропинки. Птицы улетают в тёплые края. На полях, огородах становится пусто и уныло. Люди собрали урожай , перекопали грядки. По утрам всё чаще стоят густые туманы.
- Дидактическое задание :
По опорным картинкам рассказать о признаках средней осени, помещая их на картину «Октябрь». (голые деревья, солнце с короткими лучами, корзинка с овощами, грабли, лопата, серые тучи, сапоги, куртки)
-Как называется второй месяц осени? (октябрь)
-Когда падают листья – это (листопад)
Звучит грозная музыка ветра и дождя.
Капля раз, капля два очень медленно сперва.
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, от дождя себя укрыли.
- Продолжение презентации:
Вот и пришла поздняя осень – ноябрь. Идут холодные дожди, иногда со снегом. По ночам бывают заморозки. День становится короче, ночь длиннее. Солнца совсем мало и оно уже не греет как прежде. Домашние животные не пасутся на лугах, а дикие спрятались в своих жилищах. Всем холодно.
-Чем питаются звери в лесу поздней осенью?
-По утрам на земле появляется – иней.
- Дидактическое задание:
По опорным картинкам рассказать о признаках поздней осени, помещая их на картине «Ноябрь». (дождь, сапоги, ледок в лужах, сено, топится печь)
-Сколько осенних месяцев вы знаете?
-Назовите их.
Молодцы! Хорошо работали. И, конечно, заслужили отдых…
- Физкультминутка:
На листочек я смотрю,
Влево глазки я веду,
Вправо глазки я веду,
Вверх смотрю и вниз смотрю.
Сильно глазки закрываю
И тихонько открываю,
Вдаль я на листок смотрю:
«Здравствуй, Осень» - говорю!
- Закрепление:
Ребята, мы всё ещё в осеннем лесу. Давайте поделимся впечатлениями о путешествии в осень.
- Работа по сюжетным картинкам.
Дефектолог раздаёт каждому ребёнку сюжетную картинку про осень и просит составить несколько предложений по теме. (например – Осенью деревья стоят голые. Листья опали и лежат на земле. Это поздняя осень).
- Игра на внимание «Что напутал художник?».
На наборном полотне, плоскостные изображения, составляющие «осеннюю картину». В ней художник умышленно допустил некоторые ошибки. Посмотрите внимательно на картине тоже Осень. Только всё ли он сделал правильно?
-Дети называют ошибки и убирают их из картины (осенью нет снега, дети не ходят в лёгкой одежде, птицы не высиживают яйца…)
Правильно, ребята. Теперь на нашей картине настоящая осень.
- Давайте мы с вами сделаем зарисовки того; что увидели, что понравилось в лесу осенью.
Выполнение детьми творческих работ по интересам: аппликация, рисование, разукрашивание.
- Итог занятия:
Вот и подошло наше путешествие по Осени к концу. Все вы большие молодцы: много знаете о времени года – Осень: учились составлять предложения, показывали осенние превращения. Мне очень понравилось, что вы сразу увидели ошибки художника и исправили их. Сделали прекрасные зарисовки, аппликации.
Вы очень хорошо выполняли мои задания. На этом наше занятие закончено.
Использованная литература:
1.Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей с отклонениями в развитии. Метод. пособие. М., 2007.
2.Илларионова Ю.Г. Учим детей отгадывать загадки. М., 1976.
3.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...