Воспитательный час на тему: "Хорошо ли быть злым?"
план-конспект по теме

Наприенко Людмила Борисовна

Добро и зло, две вечные темы. В наше время непростая задача научить детей быть добрыми и человечными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_horosho_li_byt_zlym.docx42.97 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный час  на тему "Хорошо ли быть злым»

Цель: научить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его к конкретной ситуации;

коррекция мышления на основе упражнений  в анализе и синтезе;

воспитание у детей активной нравственной позиции – совершать добрые поступки.

Ход занятия.

1.Организационный момент

Настрой на занятие

Упражнение “Цвет настроения”

Каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и бросает картонный квадратик в коробку, которая соответствует выбранному цвету.

Воспитатель открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению.

2.Подготовительная часть

Упражнение “Я рад общаться с тобой”

Сейчас выполните такое задание: протяните рядом стоящему руку со словами: “Я рад общаться с тобой”, а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так “по цепочке” все берутся за руки и образуют круг.

Замечательно, ребята, сегодня мы с вами на занятии будем обсуждать одну очень серьезную проблему, с которой, я так думаю, каждый из нас сталкивался и не 1 раз. Но для начала ответьте мне, пожалуйста, что такое Доброта? (Ответы детей) Я с вами согласна. У человека доброе сердце, а каким оно еще может быть? (Злое, мягкое, каменное, прекрасное, горячее, равнодушное, одинокое).

3.Сообщение темы

Итак, тема нашего занятия “Хорошо ли быть злым?”.

4.Основная часть

 Работа над сказкой английского писателя Оскара Уайта и называется она “Мальчик – звезда”.

 Краткое содержание. (Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.)

- Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.

- В какой семье вырос и каким стал Мальчик-звезда?

(Анализ характера главного героя.)

- Красив; лицо белое; кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки алой розы; глаза, как фиалки; строен; высок, как цветок

- Каких поступков мы обычно ожидаем от красивых людей?

- А какие поступки совершал мальчик-звезда?

к окружающему миру, животным

к приемным родителям

к своим сверстникам

- Какой самый поступок героя был самый непростительный? ( Поведение по отношению к матери)

- Как он отнесся к нищенке?

Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.

- Действительно ли некрасива мать мальчика? (Она уставшая в трудной дороге, исстрадалась от горя)

- Почему он не верит, что это его мать? (Считает себя сыном звезды, боится позора)

Ребята, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки. (Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты)

Ребята, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.

(Когда предложенные подарки были взяты детьми, учитель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки и действует в зависимости от ситуации.)

Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?

Да, ребята, как велико искушение. Говорить красиво легко, а поступать так красиво всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.

- Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище.

- На что обречен человек с каменным сердцем? Как он был наказан?

уродливое обличие;

гонения, насмешки;

душевная боль, страдания;

одиночество.

-Что почувствовал мальчик, когда все отвернулись от него? (Появились слезы.)

- Отчего он плачет? Что за слезы?

Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым.

- Изменился ли Мальчик-звезда в конце сказки? Только ли внешности коснулось преображение нашего героя? С чего начинались изменения в его душе? ( С сострадания.)

Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.)

Выводы по сказке:

не поступай с окружающими плохо; будь справедлив, отзывчив; не зазнавайся, если ты красив и умен; будь добрым; помогай в трудной ситуации, ведь когда-нибудь и ты можешь оказаться в такой трудной ситуации.

 Игровая ситуация. 

Дифференцирование эмоциональных состояний.

Ребята, чтобы мы до конца сумели разобраться “Хорошо ли быть злым?”, нам помогут два волшебника: добрый и злой, которые будут совершать самые разные поступки.

(В качестве игровых атрибутов вывешиваются рисунки с изображением доброго и злого выражения лица “волшебников” и дети, определяют: какой волшебник добрый, а какой — злой (по мимике лица).)

А вот как себя описывают сами волшебники:

Я слабым помогать готов, попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров, и правду говорю.
Не жадничаю никогда, жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда, забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят.

- Как вы думаете, кто из этих волшебников так себя описывает?

А я с улыбкой не дружу и лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда, нигде и никого.
Люблю на свете я всегда себя лишь одного.

- А это кто о себе так рассказал?

Беседа о добрых и злых людях

Кого называют добрым? А кого злым человеком?

Как ведут себя добрые люди? А злые?

Какими словами пользуются добрые люди?

А какими словами злые люди?

— Так как вы думаете: хорошо ли быть злым?

5 Валеологическая минутка

(комплекс упражнений на развитие осанки)

6.Заключительная часть

 Рисование на тему: “Добрый и злой”

http://festival.1september.ru/articles/569385/img1.gif

Ребята, волшебники предлагают вам незаконченные рисунки собственных портретов и просят вас помочь им их дорисовать. (При рисовании звучит песня из м/ф “Приключения кота Леопольда” “Если добрый ты”.)

- Молодцы! А теперь ребята посмотрите на свои рисунки и подумайте: кому из волшебников вы подарите свой рисунок (Ответы детей: доброму).

- Ребята, а кто из вас любит, когда дарят подарки? А какие вы становитесь добрые или злые? (Ответы детей: добрые)

- Тогда, давайте, мы эти рисунки подарим другому волшебнику, злому, чтобы он стал тоже добрым и не выглядел так отвратительно.

Сегодняшнее занятие я хотела бы закончить стихотворением В. Шаинского “В мире много сказок”.

В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный, помоги в пути!
Мальчик Чипполино, мишка Вини-Пух …
Каждый нам в дороге – настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть Добро навеки побеждает зло!

 7.Итог  занятия

Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет “три” нужное количество пальцев одной руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Хорошо там, где нас ещё нет, но плохо там, где мы уже были».

Актуальность проводимого занятия — Гимназисты проживают в  условиях  интерната, который по существу является их домом. Но данные наблюдений и диагностики свидетельствуют о низком уровн...

Эссе на тему "Хорошо живут там, где вовремя платят налоги"

Эссе является важнейшей частью ЕГЭ по обществознанию, которая позволит получить выпускнику высоки баллы для поступления в ВУЗ....

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...