Программа по организации и проведению профилактической и просветительской работы: «Окно в мир».
рабочая программа на тему

Лисянская Татьяна Анатольевна

В  мире активно развивается искусство фотографии. Это во многом связанно с развитием технологий, а так же популяризацией «современного» искусства. Фотография всегда привлекала к себе внимание  зрелищностью и выразительностью. Сейчас же трудно представить себе мир без фотографии, ведь именно она помогает нам делиться впечатлениями, знакомиться с новым, смотреть на мир чужими глазами и оказываться там, где мы еще никогда не были. Это своеобразный способ поделиться «своим видением» и « своим миром».

Фотография как искусство имеет большие возможностями для развития детей, она обладает  убедительностью,  затрагивает эмоционально, усваивается глубоко и прочно, становясь основой для развития мировоззрения ребенка. Изучение этого искусства помогает научить детей «считывать» визуальную информацию,  а так же дает им возможность самим передавать и делиться впечатлениями по средствам фотоизображений. Учит откликаться на содержание и форму, формирует понятие о том, что у каждого искусства есть свой собственный выразительный язык. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fotografiya_programma.docx53.91 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

«31» августа_2014  г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол № 4

от 31 августа 2014

Программа по организации и проведению

профилактической и просветительской работы:

«Окно в мир».

Учитель профильного труда

 Т.А. Лисянская

Актуализация

В  мире активно развивается искусство фотографии. Это во многом связанно с развитием технологий, а так же популяризацией «современного» искусства. Фотография всегда привлекала к себе внимание  зрелищностью и выразительностью. Сейчас же трудно представить себе мир без фотографии, ведь именно она помогает нам делиться впечатлениями, знакомиться с новым, смотреть на мир чужими глазами и оказываться там, где мы еще никогда не были. Это своеобразный способ поделиться «своим видением» и « своим миром».

Фотография как искусство имеет большие возможностями для развития детей, она обладает  убедительностью,  затрагивает эмоционально, усваивается глубоко и прочно, становясь основой для развития мировоззрения ребенка. Изучение этого искусства помогает научить детей «считывать» визуальную информацию,  а так же дает им возможность самим передавать и делиться впечатлениями по средствам фотоизображений. Учит откликаться на содержание и форму, формирует понятие о том, что у каждого искусства есть свой собственный выразительный язык.

Учебный процесс строится на изучении теории и параллельном закреплении полученной информации на практике. Для лучшего усвоения детьми теоретической информации планируется просмотр фильмов, фоторабот и выставок выдающихся деятелей в мире фотоискусства. Освоение же полученной информации будет проходить более успешно, если дети будут вовлечены в творческий процесс непосредственно на самом занятии, а так же получать дополнительные творческие домашние задания для выполнения их в свободное время. Это даст возможность ребенку раскрываться еще и в условиях самостоятельности, вырабатывая свои индивидуальные черты в фотографии,  наблюдать за собственной работой и уровнем развития. Каждый ребенок получит возможность развиваться в конкретном направлении, но при этом получать представление обо всех видах фотографии в равной степени.

К сожалению, популярность фотографии не всегда положительно сказывается на развитии этого искусства. Зачастую авторы не учитывают элементарных законов композиции, а качество самого изображения оставляет желать лучшего. Обещанная рекламой простота работы с камерой создает иллюзию, что получение «качественного» продукта зависит лишь от возможностей фотоаппарата. Таким образом даже самые интересные задумки не находят должного воплощения. Поэтому педагог, прежде всего, должен понимать, что начальным и основополагающим этапом в изучении фотоискусства, должно стать знакомство детей с принципами работы фотоаппарата и основами композиции. Это значительно облегчит дальнейшее изучение, сделает процесс творчества осмысленным, поможет найти адекватное выражение замыслов и детей.

Результатом работы по изучению фотоискусства является выставка творческих работ, этому предшествует процесс подготовки и освоения необходимых знаний и навыков.

Цель занятий – эстетическое развитие и художественное образование учащихся в процессе формирования навыков наблюдателя, эмоциональная выразительность творческих задумок, потребность в саморазвитии, создание собственного произведения.

В процессе занятий с учащимися решаются следующие задачи:

  • формирование представления о фотографии как о произведении искусства;
  • изучение основ визуальных искусств;
  • формирование навыков восприятия и анализа фотографии;
  • знакомство с основными жанрами и видами фотографии;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, умения выражать свои мысли, развития коммуникабельности;
  • расширение зрительского опыта;
  • формирование художественного вкуса;
  • знакомство с основами работы с фотоаппаратом;
  • знакомство с практической частью работы над фотографией
  • развитие чувства композиции и ритма
  • понимание значимости светового и теневого изображения
  • активно включаться в любой этап работы над фотографией (эскизы, работа над светом, обработка и т.д.).

Возраст обучающихся 14-17 лет, срок реализации программы : 1 год, 33-34 недели по 2 часа 1 раз в неделю.

Планируемые результаты:

  • Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека отдельно;
  • Способность учащихся использовать в творческой деятельности различные материалы и техники;
  • Формирование эстетических чувств,  художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  •  Умение творческого видения с позиции художника, способность сравнивать, оценивать, анализировать выделять главное и обобщать .

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

  • Работа с дидактическим материалом;
  • Изучение в реальной обстановке;
  • Просмотр обучающих фильмов;
  • Анализ и разбор творческих работ учащихся.

Место спец курса в учебном плане. Программа рассчитана на:

68 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю , 1 час (7кл)

68 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, 1 час (8кл)

68 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю,  1 час (9кл)

Ценностными ориентирами содержания данного спецкурса являются:

Приоритетная цель курса – духовно-нравственное развитие учащегося, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса – развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека и саморазвитию, как личности. Способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема, связанная с искусством должна быть не только изучена, а прожита,  пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Эмоционально – ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через личное переживание – проживание художественного образа в форме языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства6 его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный художественный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально – ценностных критериев жизни.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • Проблемный (педагог ставит проблему, учащиеся при помощи педагога пытаются найти пути решения этой проблемы);
  • Эвристический (проблема формулируется детьми, ими же и предлагаются способы ее решения);
  • Иллюстративный (объяснение материала сопровождается наглядным материалом);
  • Воспроизводящий.

В процессе проведения занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания потребуют объединения детей в группы и подгруппы. Теоретическая часть дается в форме лекций и бесед с просмотром иллюстрационного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Положительная оценка деятельности ученика является важным стимулом для развития и саморазвития. Можно и необходимо отметить недостатки, но похвала должна предварять и завершат ь оценку.

Программные материалы подобраны таким образом, чтобы поддерживался постоянный интерес к изучаемой теме. Результативность учащихся можно будет проследить по итогам выполнения творческих работ, участию в конкурсах и.т.д.

В процессе обучения дети будут заниматься:

  • изучением теории работы фотокамеры;
  • просмотром фильмов, посещением выставок, знакомством с печатной формой фотографии в периодических изданиях;
  • участвовать в обсуждении, выражать свое мнение и отношение к увиденному;
  • осваивать знания о выразительных средствах фотографии;
  • выполнять творческие задания.

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия будут проводиться  раз в неделю по 1часу, такой график не будет перегружать детей, и позволит в большей мере ознакомить учащихся с изучаемой темой. Занятия можно организовывать в школе, студии, кружке, внешкольном учреждении.

Тематический план

п/п

Основное содержание

Количество часов

всего

 теория

практика

1

Знакомство с фотоаппаратом.

2

Экспозиция. Особенности работы

3

Освещение в фотографии.

4

Баланс белого и черного

5

Пропорции и сетка.

6

Архитектура

7

Пейзаж

8

Портрет

9

Городское фото

10

Черно белая фотография

11

Подготовка к проекту. Работа над идеей.

12

Итоговый просмотр

Всего

34ч

11ч

23ч

Содержание материала.

Тема занятий

Кол-во час

Описание примерного содержания занятий

Знакомство с фотоаппаратом.

Изучение основных настроек фотоаппарата и знакомство с принципами фотографирования. Ознакомление с фото грамотой.

Экспозиция. Особенности работы

Знакомство с понятием экспозиция. Знакомство с понятием «двойной экспозиции». Новый вид изобразительного инструмента, как помощь в изображении внутреннего мира. Создание фотографий с применением полученных знаний.  Определение экспозиции по освещенности. Устройство флэшметра и правила замера. Контраст освещения.

Освещение в фотографии. Свет и фактура.

Свет – средство выразительности и образности. Фотография – искусство «светописи», когда свет является не только техническим средством, но и изобразительным языком.

Роль света в выявлении формы и фактуры предмета

Баланс белого. Точка черного

Натуральный цвет на снимке и особенности его получения. Как не «поджарить» лёд и не заморозить кожу.

Баланс белого как один из инструментов в художественной фотографии.

Пропорции и сетка.

Пропорциональные сетки и их использование в композиции. Фотосъемка группы людей, ее композиционные возможности. Обсуждение визуальности в искусстве.

Архитектура

Симбиоз ритма и геометрии в реальной жизни. Непривычное в привычном. Взгляд на обычный дом с необычного ракурса.

Пейзаж

Особенности съёмки пейзажа. Разновидность времени съемки и многоликость природы. Как подобрать выгодный ракурс, чтобы показать красоту окружающего мира.

Портрет

66ч

Подробное изучение различных жанров портретной съемки. Работа с человеком в кадре. Психология общения фотографа и модели.

Городское фото

33ч

Город чужими глазами. Как оказаться в родном городе туристом и взглянуть на мир другими глазами. Развитие навыка наблюдательности и собственного мировоззрения.

 Черно белая фотография

22ч

Образные возможности черно- белой фотографии. Световые эффекты и атмосферные состояния. Цвет в живописи и в фотографии. Графическая природа черно-белой фотографии

Подготовка к проекту. Работа над идеей, разработка эскизов

34ч

Фотография: серия, история, проект. Ведение проекта от начала до конца. Зарождение итоги и визуализация идеи в кадре.


№п/п

Тема урока

Характеристика деятельности

Планируемые  результаты

Предметные

Метапредметные БУД

Личностные

1-2

Знакомство с фотоаппаратом. Вводный урок

Изучение основных настроек фотоаппарата и знакомство с принципами фотографирования.

Ознакомление с фото грамотой.

 Материалы: Фотоаппарат, компьютер.

Знать особенности настройки фотоаппарата для различных видов съемки и уровней освещенности.

Понимать специфику изображения в фотографии, его условность, особенности.

Познавательные:

Работать в различных условиях съемки. Определять уровень освещенности в кадре.

Коммуникативные: Обсуждать особенности и детали полученных знаний, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Применять различные настройки фотоаппарата для съемки в определённых условиях.

3-4

Экспозиция. Особенности работы.

Знакомство с понятием экспозиция. Знакомство с понятием «двойной экспозиции»

Иметь представление о роли экспозиции в создании кадра.

Уметь применить в своей съемочной практике полученные знания и навыки

Познавательные: Объяснять особенности работы с экспозицией, понимать ее роль в фотографии. Понимать, что в основе фотографии лежит дар видения мира, и грамотное использование настроек фотоаппарата поможет добиться необходимого результата.

Понимать информацию предоставляемую в изобразительной, схематичной форме. Мотивация у самореализации и познавательной деятельности.

Светопись. Освещение в фотографии. Свет и фактура.

Свет – средство выразительности и образности. Фотография – искусство «светописи», когда свет является не только техническим средством, но и изобразительным языком.

Роль света в выявлении формы и фактуры предмета.

Уметь работать с освещение ( а так же с точкой съемки, ракурсом, крупностью плана) для передачи объема и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта.

Познавательные и коммуникативные: Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии.

Понимать информацию предоставляемую в изобразительной, схематичной форме.

Выполнять творческое задание согласно полученному заданию.

Баланс белого. Точка черного

Натуральный цвет на снимке и особенности его получения. Как не «поджарить» лёд и не заморозить кожу.

Баланс белого как один из инструментов в художественной фотографии

Знать особенности настройки баланса белого и понимать его роль в той или иной ситуации.
Уметь настраивать баланс белого при определенных условиях съемки.

Познавательные: Умение сравнивать полученные результаты при различных настройках баланса белого.

Коммуникативные: Взаимодействие с одноклассниками при выполнении практических заданий в классе.

Понимать информацию предоставляемую в изобразительной, схематичной форме.

Формирование фотографической грамотности.

Оптика

Оптика. Основные понятия оптики. Объектив, фокусное расстояние, угол зрения объектива, глубина резко изображаемого пространства.

Уметь выбирать точку съемки кадра в зависимости от используемого объектива. Ориентироваться в пространстве и принимать решения об использовании нужной оптики.

оценивать  и анализировать результат своего труда; Умение высказывать мнение об особенностях различной оптики и вариантах использвания ее для построения кадра.

Понимать значимость объектива в построении кадра.

Визуальность в искусстве. Пропорции и сетка.

Пропорциональные сетки и их использование в композиции. Фотосъемка группы людей, ее композиционные возможности. Обсуждение визуальности в искусстве.

Знать о пропорционально верных соотношениях долей в кадре. Иметь представление о золотом сечении

Уметь грамотно использовать знания, полученные в ходе урока и помогать одноклассникам в решении фотографических задач

Иметь представление о пропорциях, визуальности и долях.

Предметная съемка.

Фактура и объем предмета – важнее всего. Нюансы съемки предметов. Масштабируемость.

Знать понятие объема. Применять навыки фото грамотности, связанные с освещение6м кадра

Применять подходящие освещение, которое будет способно подчеркнуть и выделить достоинства текстуры предмета

Иметь положительное отношение к творческому процессу

Архитектура

Симбиоз ритма и геометрии в реальной жизни. Непривычное в привычном. Взгляд на обычный дом с необычного ракурса.

Ознакомиться с особенностями архитектурной съемки. Кроп-фактор и др. достоинства и недостатки архитектурной съемки  

Уметь выбирать выгодную точку съмки. Применять полученные знания о перспективе и ритме в кадре.

Воспринимать архитектуру в кадре как отдельную единицу, имеющую свою историю и характер

Пейзаж

Особенности съёмки пейзажа. Разновидность времени съемки и многоликость природы. Как подобрать выгодный ракурс, чтобы показать красоту окружающего мира.

Познакомиться с понятиями «режимного» времени.

Иметь представление о пейзажной съемке, выборе времени для съемки, ракурсе

Уметь находить выгодную точку для съемки пейзажа. Определять цель съемки и выделять ее среди множества других деталей

Иметь положительное отношение к творческой деятельности, одухотворенности.

Портрет

Подробное изучение различных жанров портретной съемки. Работа с человеком в кадре. Психология общения фотографа и модели.

Иметь представление о том, что образность портрета в фотографии достигается не путем  художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния человека

Уметь работать быстро и оперативно, чтобы захватить мгновение душевно-психологического состояния человека.

Уметь работать с освещением   (а так же с крупностью плана, ракурсом и точкой съемки)

Овладеть грамотой фотографического мастерства при для съемки конкретного вида портрета.

Городское фото

Город чужими глазами. Как оказаться в родном городе туристом и взглянуть на мир другими глазами. Развитие навыка наблюдательности и собственного мировоззрения.

Знать виды городской фотографии. Ознакомиться с особенностями съемки

Уметь выбирать план и точку съемку для наиболее выгодного кадра, способного изобразить жизнь и ритм города

Понимать значение архитектуры города во внешнем облике города в целом. Воспринимать людей как часть целого

 Черно белая фотография

Образные возможности черно- белой фотографии. Световые эффекты и атмосферные состояния. Цвет в живописи и в фотографии. Графическая природа черно-белой фотографии

Познакомиться с классическими примерами черно-белой фотографии. Понять простейшие и основные правила создания черно-белых шедевров

Анализировать и сопоставлять художественную ценность черно –белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи

Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость снимка

Подготовка к проекту. Работа над идеей, разработка эскизов

Фотография: серия, история, проект. Ведение проекта от начала до конца. Зарождение итоги и визуализация идеи в кадре.

Научиться самостоятельно планировать действия и искать пути достижения цели. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач

Уметь самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать новые задачи, формировать мотивы своего движения вперед

Организовывать рабочее место. Иметь положительный настрой к планируемой деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.5. Деятельность педагога по организации и проведению профилактической и просветительской работы

2.5. Деятельность педагога по организации и проведению профилактической и просветительской работы...

2.5. Деятельность педагога по организации и проведению профилактической и просветительской работы

2.5. Деятельность педагога по организации и проведению профилактической и просветительской работы...

Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 4-5 лет (включительно)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей, профилактической и прсветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ОНРПрограмма предназначена для детей 4-5 лет (включительно)...

Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет (включительно)

Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительскойющей работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ТНРПрограмма предназначена для детей 5-6 лет (включител...

Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-8 лет (включительно)

Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактическойи просветительской работы в группекомпенсирующей направленности для детей с ТНРПрограмма предназначена для детей 6-8 лет (вклю...

Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны

Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР учителя-логопедаАнтоненковой Натальи Вал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны...