Программа по организации и проведению профилактической и просветительской работы: «Окно в мир».
рабочая программа на тему
В мире активно развивается искусство фотографии. Это во многом связанно с развитием технологий, а так же популяризацией «современного» искусства. Фотография всегда привлекала к себе внимание зрелищностью и выразительностью. Сейчас же трудно представить себе мир без фотографии, ведь именно она помогает нам делиться впечатлениями, знакомиться с новым, смотреть на мир чужими глазами и оказываться там, где мы еще никогда не были. Это своеобразный способ поделиться «своим видением» и « своим миром».
Фотография как искусство имеет большие возможностями для развития детей, она обладает убедительностью, затрагивает эмоционально, усваивается глубоко и прочно, становясь основой для развития мировоззрения ребенка. Изучение этого искусства помогает научить детей «считывать» визуальную информацию, а так же дает им возможность самим передавать и делиться впечатлениями по средствам фотоизображений. Учит откликаться на содержание и форму, формирует понятие о том, что у каждого искусства есть свой собственный выразительный язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fotografiya_programma.docx | 53.91 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР «31» августа_2014 г. | РАССМОТРЕНО: на заседании МО протокол № 4 от 31 августа 2014 |
Программа по организации и проведению
профилактической и просветительской работы:
«Окно в мир».
Учитель профильного труда
Т.А. Лисянская
Актуализация
В мире активно развивается искусство фотографии. Это во многом связанно с развитием технологий, а так же популяризацией «современного» искусства. Фотография всегда привлекала к себе внимание зрелищностью и выразительностью. Сейчас же трудно представить себе мир без фотографии, ведь именно она помогает нам делиться впечатлениями, знакомиться с новым, смотреть на мир чужими глазами и оказываться там, где мы еще никогда не были. Это своеобразный способ поделиться «своим видением» и « своим миром».
Фотография как искусство имеет большие возможностями для развития детей, она обладает убедительностью, затрагивает эмоционально, усваивается глубоко и прочно, становясь основой для развития мировоззрения ребенка. Изучение этого искусства помогает научить детей «считывать» визуальную информацию, а так же дает им возможность самим передавать и делиться впечатлениями по средствам фотоизображений. Учит откликаться на содержание и форму, формирует понятие о том, что у каждого искусства есть свой собственный выразительный язык.
Учебный процесс строится на изучении теории и параллельном закреплении полученной информации на практике. Для лучшего усвоения детьми теоретической информации планируется просмотр фильмов, фоторабот и выставок выдающихся деятелей в мире фотоискусства. Освоение же полученной информации будет проходить более успешно, если дети будут вовлечены в творческий процесс непосредственно на самом занятии, а так же получать дополнительные творческие домашние задания для выполнения их в свободное время. Это даст возможность ребенку раскрываться еще и в условиях самостоятельности, вырабатывая свои индивидуальные черты в фотографии, наблюдать за собственной работой и уровнем развития. Каждый ребенок получит возможность развиваться в конкретном направлении, но при этом получать представление обо всех видах фотографии в равной степени.
К сожалению, популярность фотографии не всегда положительно сказывается на развитии этого искусства. Зачастую авторы не учитывают элементарных законов композиции, а качество самого изображения оставляет желать лучшего. Обещанная рекламой простота работы с камерой создает иллюзию, что получение «качественного» продукта зависит лишь от возможностей фотоаппарата. Таким образом даже самые интересные задумки не находят должного воплощения. Поэтому педагог, прежде всего, должен понимать, что начальным и основополагающим этапом в изучении фотоискусства, должно стать знакомство детей с принципами работы фотоаппарата и основами композиции. Это значительно облегчит дальнейшее изучение, сделает процесс творчества осмысленным, поможет найти адекватное выражение замыслов и детей.
Результатом работы по изучению фотоискусства является выставка творческих работ, этому предшествует процесс подготовки и освоения необходимых знаний и навыков.
Цель занятий – эстетическое развитие и художественное образование учащихся в процессе формирования навыков наблюдателя, эмоциональная выразительность творческих задумок, потребность в саморазвитии, создание собственного произведения.
В процессе занятий с учащимися решаются следующие задачи:
- формирование представления о фотографии как о произведении искусства;
- изучение основ визуальных искусств;
- формирование навыков восприятия и анализа фотографии;
- знакомство с основными жанрами и видами фотографии;
- развитие эмоциональной отзывчивости, умения выражать свои мысли, развития коммуникабельности;
- расширение зрительского опыта;
- формирование художественного вкуса;
- знакомство с основами работы с фотоаппаратом;
- знакомство с практической частью работы над фотографией
- развитие чувства композиции и ритма
- понимание значимости светового и теневого изображения
- активно включаться в любой этап работы над фотографией (эскизы, работа над светом, обработка и т.д.).
Возраст обучающихся 14-17 лет, срок реализации программы : 1 год, 33-34 недели по 2 часа 1 раз в неделю.
Планируемые результаты:
- Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека отдельно;
- Способность учащихся использовать в творческой деятельности различные материалы и техники;
- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- Умение творческого видения с позиции художника, способность сравнивать, оценивать, анализировать выделять главное и обобщать .
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- Работа с дидактическим материалом;
- Изучение в реальной обстановке;
- Просмотр обучающих фильмов;
- Анализ и разбор творческих работ учащихся.
Место спец курса в учебном плане. Программа рассчитана на:
68 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю , 1 час (7кл)
68 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, 1 час (8кл)
68 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, 1 час (9кл)
Ценностными ориентирами содержания данного спецкурса являются:
Приоритетная цель курса – духовно-нравственное развитие учащегося, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса – развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека и саморазвитию, как личности. Способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема, связанная с искусством должна быть не только изучена, а прожита, пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Эмоционально – ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через личное переживание – проживание художественного образа в форме языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства6 его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный художественный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально – ценностных критериев жизни.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- Проблемный (педагог ставит проблему, учащиеся при помощи педагога пытаются найти пути решения этой проблемы);
- Эвристический (проблема формулируется детьми, ими же и предлагаются способы ее решения);
- Иллюстративный (объяснение материала сопровождается наглядным материалом);
- Воспроизводящий.
В процессе проведения занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания потребуют объединения детей в группы и подгруппы. Теоретическая часть дается в форме лекций и бесед с просмотром иллюстрационного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Положительная оценка деятельности ученика является важным стимулом для развития и саморазвития. Можно и необходимо отметить недостатки, но похвала должна предварять и завершат ь оценку.
Программные материалы подобраны таким образом, чтобы поддерживался постоянный интерес к изучаемой теме. Результативность учащихся можно будет проследить по итогам выполнения творческих работ, участию в конкурсах и.т.д.
В процессе обучения дети будут заниматься:
- изучением теории работы фотокамеры;
- просмотром фильмов, посещением выставок, знакомством с печатной формой фотографии в периодических изданиях;
- участвовать в обсуждении, выражать свое мнение и отношение к увиденному;
- осваивать знания о выразительных средствах фотографии;
- выполнять творческие задания.
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия будут проводиться раз в неделю по 1часу, такой график не будет перегружать детей, и позволит в большей мере ознакомить учащихся с изучаемой темой. Занятия можно организовывать в школе, студии, кружке, внешкольном учреждении.
Тематический план
№ п/п | Основное содержание | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Знакомство с фотоаппаратом. | 3ч | 1ч | 2ч |
2 | Экспозиция. Особенности работы | 2ч | 1ч | 1ч |
3 | Освещение в фотографии. | 2ч | 0ч | 2ч |
4 | Баланс белого и черного | 2ч | 1ч | 1ч |
5 | Пропорции и сетка. | 3ч | 1ч | 2ч |
6 | Архитектура | 2ч | 1ч | 1ч |
7 | Пейзаж | 2ч | 1ч | 1ч |
8 | Портрет | 6ч | 2ч | 4ч |
9 | Городское фото | 3ч | 1ч | 2ч |
10 | Черно белая фотография | 2ч | 1ч | 1ч |
11 | Подготовка к проекту. Работа над идеей. | 4ч | 1ч | 3ч |
12 | Итоговый просмотр | 3ч | 0ч | 3ч |
Всего | 34ч | 11ч | 23ч |
Содержание материала.
Тема занятий | Кол-во час | Описание примерного содержания занятий |
Знакомство с фотоаппаратом. | 3ч | Изучение основных настроек фотоаппарата и знакомство с принципами фотографирования. Ознакомление с фото грамотой. |
Экспозиция. Особенности работы | 2ч | Знакомство с понятием экспозиция. Знакомство с понятием «двойной экспозиции». Новый вид изобразительного инструмента, как помощь в изображении внутреннего мира. Создание фотографий с применением полученных знаний. Определение экспозиции по освещенности. Устройство флэшметра и правила замера. Контраст освещения. |
Освещение в фотографии. Свет и фактура. | 2ч | Свет – средство выразительности и образности. Фотография – искусство «светописи», когда свет является не только техническим средством, но и изобразительным языком. Роль света в выявлении формы и фактуры предмета |
Баланс белого. Точка черного | 2ч | Натуральный цвет на снимке и особенности его получения. Как не «поджарить» лёд и не заморозить кожу. Баланс белого как один из инструментов в художественной фотографии. |
Пропорции и сетка. | 3ч | Пропорциональные сетки и их использование в композиции. Фотосъемка группы людей, ее композиционные возможности. Обсуждение визуальности в искусстве. |
Архитектура | 2ч | Симбиоз ритма и геометрии в реальной жизни. Непривычное в привычном. Взгляд на обычный дом с необычного ракурса. |
Пейзаж | 2ч | Особенности съёмки пейзажа. Разновидность времени съемки и многоликость природы. Как подобрать выгодный ракурс, чтобы показать красоту окружающего мира. |
Портрет | 66ч | Подробное изучение различных жанров портретной съемки. Работа с человеком в кадре. Психология общения фотографа и модели. |
Городское фото | 33ч | Город чужими глазами. Как оказаться в родном городе туристом и взглянуть на мир другими глазами. Развитие навыка наблюдательности и собственного мировоззрения. |
Черно белая фотография | 22ч | Образные возможности черно- белой фотографии. Световые эффекты и атмосферные состояния. Цвет в живописи и в фотографии. Графическая природа черно-белой фотографии |
Подготовка к проекту. Работа над идеей, разработка эскизов | 34ч | Фотография: серия, история, проект. Ведение проекта от начала до конца. Зарождение итоги и визуализация идеи в кадре. |
№п/п | Тема урока | Характеристика деятельности | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные БУД | Личностные | ||||
1-2 | Знакомство с фотоаппаратом. Вводный урок | Изучение основных настроек фотоаппарата и знакомство с принципами фотографирования. Ознакомление с фото грамотой. Материалы: Фотоаппарат, компьютер. | Знать особенности настройки фотоаппарата для различных видов съемки и уровней освещенности. Понимать специфику изображения в фотографии, его условность, особенности. | Познавательные: Работать в различных условиях съемки. Определять уровень освещенности в кадре. Коммуникативные: Обсуждать особенности и детали полученных знаний, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. | Применять различные настройки фотоаппарата для съемки в определённых условиях. | |
3-4 | Экспозиция. Особенности работы. | Знакомство с понятием экспозиция. Знакомство с понятием «двойной экспозиции» | Иметь представление о роли экспозиции в создании кадра. Уметь применить в своей съемочной практике полученные знания и навыки | Познавательные: Объяснять особенности работы с экспозицией, понимать ее роль в фотографии. Понимать, что в основе фотографии лежит дар видения мира, и грамотное использование настроек фотоаппарата поможет добиться необходимого результата. | Понимать информацию предоставляемую в изобразительной, схематичной форме. Мотивация у самореализации и познавательной деятельности. | |
3ч | Светопись. Освещение в фотографии. Свет и фактура. | Свет – средство выразительности и образности. Фотография – искусство «светописи», когда свет является не только техническим средством, но и изобразительным языком. Роль света в выявлении формы и фактуры предмета. | Уметь работать с освещение ( а так же с точкой съемки, ракурсом, крупностью плана) для передачи объема и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта. | Познавательные и коммуникативные: Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии. | Понимать информацию предоставляемую в изобразительной, схематичной форме. Выполнять творческое задание согласно полученному заданию. | |
1ч | Баланс белого. Точка черного | Натуральный цвет на снимке и особенности его получения. Как не «поджарить» лёд и не заморозить кожу. Баланс белого как один из инструментов в художественной фотографии | Знать особенности настройки баланса белого и понимать его роль в той или иной ситуации. | Познавательные: Умение сравнивать полученные результаты при различных настройках баланса белого. Коммуникативные: Взаимодействие с одноклассниками при выполнении практических заданий в классе. | Понимать информацию предоставляемую в изобразительной, схематичной форме. Формирование фотографической грамотности. | |
Оптика | Оптика. Основные понятия оптики. Объектив, фокусное расстояние, угол зрения объектива, глубина резко изображаемого пространства. | Уметь выбирать точку съемки кадра в зависимости от используемого объектива. Ориентироваться в пространстве и принимать решения об использовании нужной оптики. | оценивать и анализировать результат своего труда; Умение высказывать мнение об особенностях различной оптики и вариантах использвания ее для построения кадра. | Понимать значимость объектива в построении кадра. | ||
Визуальность в искусстве. Пропорции и сетка. | Пропорциональные сетки и их использование в композиции. Фотосъемка группы людей, ее композиционные возможности. Обсуждение визуальности в искусстве. | Знать о пропорционально верных соотношениях долей в кадре. Иметь представление о золотом сечении | Уметь грамотно использовать знания, полученные в ходе урока и помогать одноклассникам в решении фотографических задач | Иметь представление о пропорциях, визуальности и долях. | ||
Предметная съемка. | Фактура и объем предмета – важнее всего. Нюансы съемки предметов. Масштабируемость. | Знать понятие объема. Применять навыки фото грамотности, связанные с освещение6м кадра | Применять подходящие освещение, которое будет способно подчеркнуть и выделить достоинства текстуры предмета | Иметь положительное отношение к творческому процессу | ||
Архитектура | Симбиоз ритма и геометрии в реальной жизни. Непривычное в привычном. Взгляд на обычный дом с необычного ракурса. | Ознакомиться с особенностями архитектурной съемки. Кроп-фактор и др. достоинства и недостатки архитектурной съемки | Уметь выбирать выгодную точку съмки. Применять полученные знания о перспективе и ритме в кадре. | Воспринимать архитектуру в кадре как отдельную единицу, имеющую свою историю и характер | ||
Пейзаж | Особенности съёмки пейзажа. Разновидность времени съемки и многоликость природы. Как подобрать выгодный ракурс, чтобы показать красоту окружающего мира. | Познакомиться с понятиями «режимного» времени. Иметь представление о пейзажной съемке, выборе времени для съемки, ракурсе | Уметь находить выгодную точку для съемки пейзажа. Определять цель съемки и выделять ее среди множества других деталей | Иметь положительное отношение к творческой деятельности, одухотворенности. | ||
Портрет | Подробное изучение различных жанров портретной съемки. Работа с человеком в кадре. Психология общения фотографа и модели. | Иметь представление о том, что образность портрета в фотографии достигается не путем художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния человека | Уметь работать быстро и оперативно, чтобы захватить мгновение душевно-психологического состояния человека. Уметь работать с освещением (а так же с крупностью плана, ракурсом и точкой съемки) | Овладеть грамотой фотографического мастерства при для съемки конкретного вида портрета. | ||
Городское фото | Город чужими глазами. Как оказаться в родном городе туристом и взглянуть на мир другими глазами. Развитие навыка наблюдательности и собственного мировоззрения. | Знать виды городской фотографии. Ознакомиться с особенностями съемки | Уметь выбирать план и точку съемку для наиболее выгодного кадра, способного изобразить жизнь и ритм города | Понимать значение архитектуры города во внешнем облике города в целом. Воспринимать людей как часть целого | ||
Черно белая фотография | Образные возможности черно- белой фотографии. Световые эффекты и атмосферные состояния. Цвет в живописи и в фотографии. Графическая природа черно-белой фотографии | Познакомиться с классическими примерами черно-белой фотографии. Понять простейшие и основные правила создания черно-белых шедевров | Анализировать и сопоставлять художественную ценность черно –белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи | Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость снимка | ||
Подготовка к проекту. Работа над идеей, разработка эскизов | Фотография: серия, история, проект. Ведение проекта от начала до конца. Зарождение итоги и визуализация идеи в кадре. | Научиться самостоятельно планировать действия и искать пути достижения цели. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач | Уметь самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать новые задачи, формировать мотивы своего движения вперед | Организовывать рабочее место. Иметь положительный настрой к планируемой деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2.5. Деятельность педагога по организации и проведению профилактической и просветительской работы
2.5. Деятельность педагога по организации и проведению профилактической и просветительской работы...
2.5. Деятельность педагога по организации и проведению профилактической и просветительской работы
2.5. Деятельность педагога по организации и проведению профилактической и просветительской работы...
Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 4-5 лет (включительно)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей, профилактической и прсветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ОНРПрограмма предназначена для детей 4-5 лет (включительно)...
Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет (включительно)
Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительскойющей работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ТНРПрограмма предназначена для детей 5-6 лет (включител...
Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-8 лет (включительно)
Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактическойи просветительской работы в группекомпенсирующей направленности для детей с ТНРПрограмма предназначена для детей 6-8 лет (вклю...
Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны
Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР учителя-логопедаАнтоненковой Натальи Вал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны...