Развитие мелкой моторики
консультация на тему

Протопопова Наталья Михайловна

Эффективные приемы развития мелкой моторики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx104.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики

Разнообразные действия руками, пальчиковая гимнастика  стимулируют процесс речевого и умственного развития, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся наша жизнь требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий. Поэтому от её развития напрямую зависит  качество жизни.

Можно рекомендовать следующие эффективные приемы развития мелкой моторики рук:

1.Иппликатор Кузнецова.

Приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев рук. Обычно имеет круглую форму. Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Методика применения очень проста. Иппликатор располагается на столе игольчатой стороной вверх. Необходимо  прижать ладони к иппликатору (в пределах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд, после чего иппликатор снимают, давая рукам отдых в течение 1 мин., кисти рук массируют и поглаживают. Затем процедура повторяется еще 3 раза. Курс проводится в течение 2 недель каждый день по 3-5 мин.

2. Гидрогимнастика

Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика, одну или двух бусинок, массажёров, маленьких фигурок, палочек, карандашей и т. Д.

 

3. Су-джок терапия

Эта лечебная система создана не человеком — он только открыл ее, — а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности.

На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.

Основные системы соответствия

F:\загрузки\Sootvetstvie-su-djok.gif

Основная система соответствия кисти

F:\загрузки\sootvetstvie-vnutrennih-organov-na-rukah.jpg

При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный палец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымянный палец левой кисти соответствует правой ноге. Безымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого пальца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соотносится с областью живота.

Основная система соответствия стопы

F:\загрузки\sootvetstvie-vnutrennih-organov-na-nogah.jpg

Система соответствия стопы основана на тех же принципах, что и основная система соответствия кисти. Стопа по строению подобна кисти, кисть подобна телу. Поскольку стопа при движении подвергается значительной естественной стимуляции, система соответствия, расположенная в ней, особенно эффективна.

При ходьбе, беге, работе руками происходят естественная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекарство от болезней — движение и работа.

Из всех частей тела человека кисть наиболее похожа на него по форме. При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный палец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымянный палец левой кисти соответствуют правой ноге. Безымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого пальца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соотносится с областью живота.

Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вреда — оно просто неэффективно

На предполагаемые точки соответствия нужно надавливать с равной силой и не слишком сильно с самого начала.

Лечебная точка проявляет себя тем, что в момент надавливания на нее появляется двигательная реакция непроизвольное движение из-за резкой боли). Для достижения лечебного эффекта необходимо ее стимулировать. Сделать это можно разными способами.

Например, диагностической палочкой. Массаж точки проводить вращательными движениями по часовой и против часовой стрелки, нажимая на палочку немного сильнее. Необходимо полностью размассажировать лечебную точку до исчезновения остаточной боли и появления ощущения тепла в ней.

В случае хронических заболеваний однократного воздействия на точки недостаточно. Правильно найденные точки нужно с силой массажировать по 3-5 минут каждые 3-4 часа ежедневно, до улучшения состояния.

Многократный массаж зон соответствия приводит к улучшению состояния.

Массаж можно осуществлять семенами, массажерами (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки и др.).

Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом.

Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

При ручном массаже указательным или большим пальцами необходимо хорошо размассажировать точки соответствия до появления в них ощущения тепла, исчезновения боли и затвердений.

Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Можно рекомендовать следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результативность показывает использование массажеров для рук. В комплекс могут входить упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

«Разведчик». Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проделайте то же для другой руки.

«Пила». Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

«Спиралька». Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделайте то же для правой руки.

«Бег по камешкам». Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

«Буравчик». Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

«Самомассаж». Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

«Погреем ручки». Движения, как при растирании замерзших рук.

«Бинокли». Составление из пальцев овалов. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем — получается овал.

       В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

 

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладонями мы массируем мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

 Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.

В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи.

4. Японская методика пальцевого массажа

Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

· массаж большого пальца повышает активность мозга;

· массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

· массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

· массаж безымянного пальца стимулирует печень;

· массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук — так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа.

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс». Их нужно:

· вертеть в руках;

· щелкать по ним пальцами;

· «стрелять»;

· направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания. Массаж грецкими орехами:

· катать два ореха между ладонями;

· один орех прокатывать между пальцами;

· удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

Массаж шестигранными карандашами:

· пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

· удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

 

Самомассаж кистей и пальцев рук

 Вариант 1

 1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

 4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

 5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

 7. Надавливать незаточеным карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандаш вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Вариант 2

1. Массаж пальцев начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками приговорками.

2. Массаж ладоней каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Детям предлагают шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

3. Массаж грецкими орехами:

а) катать два ореха между ладонями;

 б) прокатывать один орех между пальцами;

в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами руки;

г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

 4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Дети учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

 5. Массаж четками. Перебирание четок (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество четок (в прямом и обратном порядке).

Список литературы:

    1.Краковский А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). М.: Педагогика, 1970. — 272 с.

   2. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2008. // Сб. ст. по исследованиям психических явлений. URL: http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php

    3.Придворова В.С. Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать. // Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. URL: http://doshvozrast.ru/index.htm

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....