Упражнения для работы над словесным ударением 7 класс
учебно-методическое пособие (7 класс) на тему
1. Ты знаешь, что когда мы говорим, то одни слоги произносим с большей силой, чем другие. Это слоги ударные. В русском языке каждое слово имеет один ударный слог, остальные - безударные.
Скажи, чем отличается произношение ударного и безударного слогов.
2. Учись правильно произносить ударный слог. Послушай, как учитель читает данные слова. Прочитай правильно.
та́та - десять, двадцать, тридцать, сорок, кошка, спальня, школа, парта, ручка, громко, тихо, рёзко, небо, лето, осень, август, восемь, девять, дёсять.
тата́́ - доска, тетрадь, портфель, окно, пшено, один, ведро, вода, весна, январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, зима.
та́тата - лодочка, девочка, тапочки, семьдесят.
тата́та - котёнок, телёнок, бумага, чернила, четыре, двенадцать, тринадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать.
татата́ - парашют, вертолёт, пароход, микрофон, пятьдесят, шестьдесят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnoe_7_klass.rar | 139.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для работы над словесным ударением 7 класс |
1. Ты знаешь, что когда мы говорим, то одни слоги произносим с большей силой, чем другие. Это слоги ударные. В русском языке каждое слово имеет один ударный слог, остальные - безударные.
Скажи, чем отличается произношение ударного и безударного слогов.
2. Учись правильно произносить ударный слог. Послушай, как учитель читает данные слова. Прочитай правильно.
та́та - десять, двадцать, тридцать, сорок, кошка, спальня, школа, парта, ручка, громко, тихо, рёзко, небо, лето, осень, август, восемь, девять, дёсять.
тата́́ - доска, тетрадь, портфель, окно, пшено, один, ведро, вода, весна, январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, зима.
та́тата - лодочка, девочка, тапочки, семьдесят.
тата́та - котёнок, телёнок, бумага, чернила, четыре, двенадцать, тринадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать.
татата́ - парашют, вертолёт, пароход, микрофон, пятьдесят, шестьдесят.
3. Послушай, как учитель читает многосложные слова. Повтори.
Наушники, микрофон, математика, география, строительство, электричество, земледелие, путешествие, выступление, удовольствие, изобретение.
4. Скажи, как можно определить количество слогов в слове. Определи количество слогов в каждом слове.
Сын, глаз, окно, рука, школа, корова, голова, удочка, соловей, пылесос, велосипед, электричество.
5. Назови сначала слова односложные, потом - двусложные, трёхсложные и т. д.
Человек, день, космос, воротник, гвоздь, существительное, стол, местоимение, зелёный, красивый, зуб, морковь, стул, сметана, животное, одежда, небо, гнездо, автобус, такси, ветер, рыбы, дуб, валенки.
Скажи так:
День,…- это односложные слова.
Космос, ... - это двусложные слова.
Воротник, … - это …..
Сделай вывод о количестве слогов в словах русского языка.
В русском языке слова бывают односложные, . ….., ……
6. Подбери по четыре односложных, двусложных, трёхсложных, четырёхсложных, пятисложных и многосложных слова. Прочитай эти слова.
7. Послушай, как учитель читает данные слова. Прочитай их. Ударный слог произнеси громко и протяжно. Скажи, на каком слоге стоит ударение в каждом слове.
О б р а з е ц. В слове кошка ударение стоит на первом слоге.
Кошка, девочка, ложка, зеркало, платье, школа, тапочки, машина, корова, окно, кровать, дневник, самолёт, воротник, голова, человек, паровоз, самовар.
Сделай вывод о месте ударения в словах русского языка.
В русском языке ударение может стоять на . . . слоге.
8. Послушай, как учитель читает данные слова. Прочитай каждое слово в микрофон два раза. Следи за ударением в словах.
Ручка, тетрадь, дорога, лето, среда, синица, солнце, машина, куры, огород, река, кухня, комната, окно, парта, полдник, локоть, ветер, кино, весна, коробка, столовая, валенки, волосы, молодёжь.
9. Начерти таблицу. Составь схему каждого слова (расположение ударных и безударных слогов) из задания 8. Заполни таблицу.
Слова | Схема слова |
ручка тетрадь | / – – / |
10. Прочитай слова.
Помидор, автобус, апельсин, горчица, кастрюля, чернила, вешалка, карандаш, пятница, тетрадь, доска, лето, костюм, тростник, сахар, печенье, ветер, дождик, вода, космос, земля.
Подбери слава к каждой схеме:
/ – , – /, / – – , –/ –, – –/.
11. Подбери существительные, обозначающие дни недели, и числительные от одного до десяти к данным схемам. Прочитай слова в микрофон. Следи за ударением в словах.
– –/–, /–, –/, / – –, –/ –.
12. Прочитай слова по два раза, второй раз - в микрофон. Следи за ударением в словах.
Повесть, сказка, свитер, силос, тема, теннис, хлопок, русский, янтарь, рассказ, роман, цемент, предмет, столяр, фарфор, шоссе, шофёр, щавель, радио, ягода, солнышко, яблоня, физика, химия, ракета, пороша, платформа, планета, приставки, предлоги, загадка, былина, звонкие, глухие, диалог, юбилей, алфавит, ателье, магазин, молодёжь.
Составь все возможные схемы (расположение ударных и безударных слогов) для двусложных и трёхсложных слов. Подбери по пять слов к каждой схеме. Запиши эти слова и расставь ударения. узнай у учителя (воспитателя), правильно ли ты расставил(а) ударение. Произнеси эти слова под своё дирижирование, повтори их в микрофон. Ударный слог произноси нёмного протяжнее и громче, чем остальные.
13. Спиши предложения. Послушай, как их читает учитель. Расставь ударения. Прочитай предложения в микрофон. Следи за ударением.
Кончилась зима. За окном ярко светит солнце. Скоро будет тепло. С юга вернутся перелётные птицы. В лесу будет шумно и весело от птичьих голосов.
14. Попроси учителя (воспитателя) прочитать текст в микрофон. Внимательно следи за тем, как учитель (воспитатель) делает ударение в словах. Прочитай текст три раза, третий раз - в микрофон. Попроси учителя (воспитателя) проверить, правильно ли ты ставишь ударение в словах.
ЧЕМ ПАХНУТ БЕРЁЗКИ?
Я отдыхал на юге и часто уходил от моря в парк. Там росли деревья и кустарники, собранные почти со всех частей света. Буйно росли развесистые пальмы. Крупные белые цветы висели на магнолиях. Всюду были белые, красные, кремовые и даже чёрные розы. Эти растения удивляли, но не радовали меня.
Но однажды я увидел три небольшие берёзки. Они стояли на тихой травянистой полянке, их гибкие ветки были опущены вниз. Зелень клейких резных листочков была очень нежна. Белые стволы сияли молодо, ясно, радостно. Я и не предполагал, что это скромное северное деревце так прекрасно. Оно прекрасней всех деревьев на свете, потому что оно пахнет Родиной.
15. Попроси учителя (воспитателя) прочитать в микрофон данные словосочетания. Определи на слух схемы слов и заполни таблицу.
Тяжёлые камни, журчащий ручей, школьные сады, умные ребята, хорошие рисунки, длинная дорога, красный помидор, сладкий виноград.
/ – | – / | / – – | –/ – | – –/ | –/ – – |
16. Составь из данных слов словосочетания. Запиши их. Расставь ударения. Прочитай словосочетания в микрофон. Следи за ударением.
Библиотека, подвиг, зимние, школьная, каникулы, выехала, героический, в Москву, маленькая, сестрёнка, в прошлом, аппетитом, году, с большим.
17. Спиши предложения. Расставь ударения. Попроси учителя (воспитателя) прочитать предложения в микрофон. Проверь, правильно ли ты расставил(а) ударения, потом прочитай предложения в микрофон.
Участвуй в труде, в делах своего класса, помогай товарищам лучше учиться и работать. Всегда будь чистым и опрятным. С пользой проводи свободное время. Больше читай, занимайся в кружке. Дружи с товарищами, заботься о младших.
18. Научись внятно говорить вопросы. Правильно делай ударение в словах.
Ты умеешь играть в шахматы?
Где мы будем играть с тобой в шахматы?
Ты готовишься к шахматному турниру?
По каким дням недели мы будем с тобой тренироваться?
Когда мы начнём с тобой тренировку?
Когда проходил последний школьный шахматный турнир?
Кто был ответственным за проведение шахматного турнира?
Где проходил турнир?
Кто был судьёй?
Кто занял первое место?
19. Выполни поручения. Обращай внимание на ударение в словах.
Спроси у товарища (подруги), каким видом спорта он(а) любит заниматься.
Спроси у товарища (подруги), сколько лет ему (ей) исполнится в этом году.
Спроси у товарища (подруги), кто дал ему (ей) почитать эту книгу.
Спроси у товарища (подруги), где он(а) отдыхал(а) летом.
20. Спиши текст. Расставь ударения. Прочитай текст в микрофон. Потом попроси товарища прочитать в микрофон этот же текст. Проверь, правильно ли он делает ударение в словах. Исправь его ошибки.
Наша Родина расположена в восточном полушарии, к северу от экватора, в северном умеренном и северном холодном поясах. Она занимает северную часть материка Евразии.
В её пределы входят многочисленные острова.
Россия - самое большое государство мира. Её площадь более семнадцати миллионов квадратных километров. Это составляет одну девятую часть обитаемой суши земного шара.
21. Подготовь материал для устного счёта. Прочитай примеры в микрофон, правильно расставляй ударение в словах. Попроси ребят решить примеры. Следи за тем, чтобы ребята правильно делали ударение в словах.
22. Научись вести диалог на одну из данных тем. Обращай внимание на ударение в словах.
В МАГАЗИНЕ.
- Мне надо двести граммов любительской колбасы, триста граммов сливочного масла, четыреста граммов сыра.
- Масла будет немного больше. Можно?
- Пусть будет больше.
- Стоимость ваших покупок составила пятьсот пятьдесят рублей.
- Возьмите, пожалуйста, деньги.
- Возьмите, пожалуйста, ваши покупки.
В АВТОБУСЕ.
- Пройдите, пожалуйста, вперёд.
- Передайте, пожалуйста, деньги на билет.
- Возьмите билет.
- Вы выходите на следующей остановке?
- Нет.
- Разрешите пройти, я сейчас выхожу.
- Пожалуйста, проходите.
У КАССЫ КИНОТЕАТРА.
- Вы последний в кассу? (Кто последний в кассу?)
- Да, я.
- Дайте, пожалуйста, два билета на сеанс в четырнадцать пятьдесят (на шестнадцать часов, на восемнадцать часов).
- Какой ряд?
- Если можно, одиннадцатый (двенадцатый) ряд, середину.
- Одиннадцатого и двенадцатого ряда нет.
- Тогда дайте четырнадцатый ряд, пятое и шестое места.
- Пожалуйста.
- Сколько я вам должен за билеты?
- Двести рублей.
- Возьмите, пожалуйста.
23. Расставь ударения в вопросах. Прочитай вопросы по три раза, третий раз - в микрофон. Задай при встрече эти вопросы ученику из другого класса.
Как ты учишься? Какой предмет ты любишь? С кем ты дружишь? С кем ты переписываешься? В каком кружке ты занимаешься?
24. Послушай, как учитель читает загадки. Научись их правильно читать. Соблюдай ударение в словах.
Кипит, шипит, бурлит, свистит...
С плиты его снимаем, Он нас с гостями напоит Горячим сладким чаем.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
25. Составь загадки о животных, которые изображены на рисунках. Запиши их и расставь ударения. Загадай их товарищу.
26. Подбери три пословицы о труде. Запиши их, расставь ударения. Прочитай.
27. Спиши текст. Расставь ударения в словах. Прочитай текст в микрофон.
Раньше работа в лесу была тяжёлым изнурительным трудом: вручную, вырубали лес, перетаскивали к месту сплава, распиливали. Теперь на лесных промыслах нашей страны пилят лес электропилами, укладывают его бревноукладчиком, вывозят лес на лесовозах и тракторах.
28. В русском языке ударение подвижное. Это означает, что в некоторых словах, когда они изменяются, ударёние пере двигается с одного слога на другой. Прочитай предложения. Обрати внимание, как изменяется ударение в слове рука.
У Вовы болит рука́. Наташа запачкала правую ру́ку. Пойди и вымой ру́ки. Не берись грязными рука́ми за лицо.
29. Послушай, как учитель читает данные существительные. Обрати внимание на то, что ударение в словах меняется. Определи падеж данных существительных. Прочитай их парами в микрофон.
голуби - голубей лошади - лошадей
гуси - гусей свиньи – свиней
30. Прочитай сущёствительные. Образуй от них множественное число. Скажи, как изменилось ударение в словах.
рука - ... море - ...
вода - ... дело - ...
нога - ... слово - ...
земля - ... колесо - ...
зеркало - ... голова - ...
31. Придумай предложения с данными словами. Запиши их. Прочитай каждое предложение в микрофон. Соблюдай правильное ударение.
вода - воды зеркало - зеркала
земля - земли дело - дела
слово - слова колесо - колёса
окно - окна дерево - деревья
стол - столы облако - облака
32. Спиши предложения. Расставь ударения в выделенных словах.
Голуби сели на крышу дома. Я ходила на выставку почтовых голубей.
Наташа вымыла голову. У Коли болит голова.
В морозную ночь ярко светят на небе звёзды. На новогодней ёлке горела красная звезда.
Гуси бывают дикие и домашние. Гусей крикливых караван тянулся к югу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Герасимчик Л.В. Методические разработки по работе над словесным ударением глухих и слабослышащих.
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Словесное ударение в русском языке выступает в качестве одного из смыслоразличительных сре...
Упражнения для работы над словесным ударением 8 класс
1. Ответь на вопросы.Сколько ударных слогов может быть в одном слове?Как можно определить количество слогов в слове?Как надо произносить ударный слог?Как надо произносить безударный слог?...
Упражнения для работы над логическим ударением 7 класс
В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГЛАВНЫЕ ПО МЫСЛИ СЛОВА (СЛОВА, НА КОТОРЫЕ ПАДАЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ) ПРОИЗНОСЯТСЯ ГРОМЧЕ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ. 1. Попроси учителя прочитать предложения в микрофон. Обрати внимание на то,...
Упражнения для работы над логическим ударением 8 класс
1. Вспомни, как произносятся слова, на которые падает логическое ударение. Прочитай вопросы. Ответь на них. Выделяй голосом слова, на которые падает логическое ударение....
Разноуровневые упражнения при работе с текстом 7 класс
Разноуровневые упражнения при работе с текстом 7 класс...
Презентация "Работа над словесным ударением с детьми с нарушениями слуха"
Словесное ударени - это выделение каким - либо средством аккустическим средством одного из компонентов речи....
Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие текста «Перелётные птицы»; восприятие неречевых звучаний». Для о
Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие...