Сообщение к открытому занятию по ФМЭП
материал по теме
Выступление на педагогическом совете (сообщение к открытому занятию по ФМЭП)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_po_femp.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент социальной защиты населения г. Москва
ГКУ ЦССВ «Сколковский»
Сообщение
к занятию на тему:
«Компетентностный подход по формированию элементарных
математических представлений у детей с ОВЗ»
Подготовила воспитатель:
Гордякова Л.В.
Москва
Компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией. Компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.
ФЭМП компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья - это совокупность компетенций ребенка в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ребенок овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная образовательная деятельность, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой освоения.
Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ осуществляется через познание окружающей действительности. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка .
В ФЭМП реализуются практически все программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, строятся с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям. Суть освоения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Как организовать деятельность детей, чтобы развивать познавательные процессы? (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека, подражая ему. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе.
В работе с детьми новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на ряд более мелких задач - «шагов» и последовательно реализуют их на протяжении нескольких форм работы.
Помимо «чисто» образовательных задач по формированию математических представлений, ставятся также задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
Структура образовательной деятельности обеспечивает сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность, как отдельных детей, так и всей группы в целом, использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного.
В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились следующие типы образовательной деятельности:
1) в форме дидактических игр;
2) в форме дидактических упражнений;
3) в форме дидактических упражнений и игр.
Задача, стоящая перед воспитателем состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача воспитателя - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей.
Эффективными заданиями для развития внимания и наблюдательности могут стать игры. Найти одинаковые фигуры, различия, найти, какие предметы нарисованы, и другие задания развивают умение анализировать зрительные образы и способность к наблюдению. Таким образом, у детей с ОВЗ развивается одно из важных умений – умение замечать проблемы. В дальнейшем можно использовать методы, направленные на формирование умений выдвигать гипотезы, формулировать вопросы и т.д., что способствует саморазвитию ребенка.
Использование математических игр на занятиях формирования элементарных математических представлений направлено на формирование умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты, рассуждать, решать творческие задачи.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта.
Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения .
Вывод по занятию:
По – моему мнению, структура занятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности, методы и приёмы обучения были выбраны правильно. Они соответствовали содержанию учебного материала, поставленной цели и задачам.
Занятие способствовало всестороннему развитию, прочному закреплению полученных детьми ранее знаний. Правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую. Я считаю, что совместная деятельность с детьми удалась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические сообщения и открытые уроки
Методические сообщения ("Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по истории мировой культуры", "Организация практической деятельности студентов, как основа модульно-компете...
Методическое сообщение "Организация самостоятельных занятий учащихся. Развитие навыков самоконтроля"
Материал предназначен для преподавателей ДШИ и ДМШ....
2015 г. Методическое сообщение «Организация самостоятельных занятий обучающихся игре на музыкальных инструментах»
Подготовлено для выступления на заседании методического объединения. Сообщение содержит советы родителям и учащимся по организации самостоятельных занятий дома....
Презентации занятий по ФМЭП и ознакомлению с окружающим
Презентации занятий по ФМЭП и ознакомлению с окружающим...
2023 Методическое сообщение с открытым уроком «Изучение этюдов – один из шагов к техническому совершенству»
Включение какого-либо этюда в учебную программу обуславливается следующими задачами: освоение определённого вида техники, подготовка учащегося к преодолению технических трудностей в художественном про...
Перечень методических сообщений и открытых уроков 2019-2023 годы
Перечень методических сообщений и открытых уроков 2019-2023 годы...
Сообщение к открытому уроку "Английское чаепитие"
Учебно-познавательная цель - расширение кругозора обучающихся через знакомство с историей происхождения чая и особенностями употребления чая в Англии и России и чайным этикетом.Совершенствование...