Эффективность и результативность занятий узких специалистов и педагогов дополнительного образования
методическая разработка на тему
Эффективное занятие – это занятие, на котором выполнена поставленная цель и задачи, достигнут определенный результат. На этих занятиях педагог и ребенок становятся единомышленниками одного общего дела: педагог – учит, ребенок хочет научиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБУСО БДДИ
Доклад на МО
Эффективность и результативность занятий узких специалистов и педагогов дополнительного образования
Подготовила
педагог-психолог Н.И.Панова
г.Братск – 2016 г.
Эффективное занятие – это занятие, на котором выполнена поставленная цель и задачи, достигнут определенный результат. На этих занятиях педагог и ребенок становятся единомышленниками одного общего дела: педагог – учит, ребенок хочет научиться.
Для проведения эффективного занятия необходимо учитывать особенности детей (уровень усвоения материала, отношение к занятию, темп работы, подготовленность детей, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности). И особенностипедагога (настроение, деятельность, коммуникативность, эмоциональность, уверенность в своих знаниях, профессиональная компетентность, умение импровизировать, умение организовать, умение выбрать методы, подобрать средства).
Необходимо соблюдать требования к занятиям. Общедидактические требования и специальные требования.
К общедидактическим требованиям относится:
- владение педагогом своим предметом, методами обучения и воспитания;
- занятие должен быть воспитывающим и развивающим;
- на каждом занятие должна вестись коррекционно-развивающая работа;
- излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей;
- на каждом занятие должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Занятие должно быть оснащено:
-техническими средствами обучения;
-дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений;
-весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой занятия.
На занятие должны осуществляться:
- инновационные процессы;
- должен строго соблюдаться охранительный режим: проведение физминуток; соответствие мебели возрасту детей; соответствие дидактического материала по размеру и цвету; соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Занятие должно способствовать решению основных задач, оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку; способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
К специальным требованиям относится:
- замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
- упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями;
- осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях занятия;
- максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
- максимальная опора на практическую деятельность и опыт ребенка;
- опора на более развитые способности ребенка.
Оптимальные условия для организации деятельности детей на занятие заключается в следующем:
- рациональная дозировка на занятие содержания учебного материала;
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий детей;
- побуждение детей к деятельности на занятиях;
- развитие интереса к занятиям;
- чередование труда и отдыха.
Организовывать деятельность на занятиях приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому педагогу приходится на занятие использовать приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре занятия. Занятие состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья занятия также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру занятия. Из-за чередования различных звеньев занятия различаются по типам. В зависимости от задач в одних занятиях этого типа главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в третьих повторение и систематизация усвоенного.
Любое занятие, даже самое простое по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность педагога и ребенка. Каждое звено занятия предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых детей на занятие очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации занятия умственно отсталого ребенка.
Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей. Из-за неравномерной деятельности детей на занятиях огромное значение для педагога имеет знание фаз их работоспособности. У умственно отсталого ребенка слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
При подготовке к занятию следует помнить:
Тема занятия. Тип занятия. Основная цель занятия. Задачи занятия (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные). Как все этапы занятия будут работать на достижение главной цели. Формы и методы обучения. Оценка детей. Анализ занятия.
Этапы занятия:
- организационно-подготовительный;
- основной;
- заключительный.
Организационно-подготовительный этап:
Первый этап обеспечивает быстрое включение детей на занятие и предпосылки к продуктивной работе. У умственно отсталых детей создание предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово педагога может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внимания, восприятия мышления. Эти упражнения длятся до семи минут и должны быть связанны с предстоящей работой.
Основной этап. На основном этапе решаются главные задачи занятия. На этом этапе происходит вначале дидактическая и психологическая подготовка к решению основной задачи занятия, чтобы умственно отсталые дети соотносили свои действия с вопросами познавательной задачи. Это может быть сообщение темы и цели с мотивированным их разъяснением Педагог подробно рассказывает, чем дети будут заниматься и зачем это нужно. Надо высказать мнение, что дети справятся с поставленной задачей. Далее рекомендуется осуществлять специальную подготовку к решению познавательных задач занятия вступительной беседой, или фронтальным кратким опросом предыдущего материала, или рассматриванием таблиц, рисунков, живых объектов для создания представлений при изучении нового материала. После таких подготовлений следует приступать к изучению нового материала или повторить предыдущий.
На этом этапе оцениваются успехи детей, подводятся итоги работы, приводятся в порядок рабочие места и создается установка на отдых: игры, песни, загадки и т. д.
Главное требование в этом звене занятия - обеспечить у детей правильные представления и понятия. Для полного восприятия и осознанного усвоения учебной задачи нужно несколько обращений к одному и тому же материалу, в ходе которого идет уточнение знаний, умений, исправление неправильно усвоенного материала.
Заключительный этап состоит в организационном завершении занятия.
Подготовительную часть занятия рекомендуется по времени соотносить с фазой врабатываемости и повышения продуктивности познания.
Основной этап должен осуществляться до двадцать пятой минуты и заключительный - с тридцатой минуты урока. В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута), желательно проводить физкультурные минутки. При самостоятельной работе детей наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут. Наличие того или иного этапа занятия зависит от его типа.
ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА
1) Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.
2) Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.
3) Помни формулу А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
4) Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.
5) Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.
6) Знай: ребят увлекает в учителе высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.
7) Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.
8) Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.
9) Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.
10) Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.
11) Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.
12) Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.
13) Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.
14) Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будь добр» и т.д.
15) Помни: каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои предложения, спрашивай: «А как вы думаете?».
16) Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.
17) Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.
18) Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.
19) Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.
20) Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.
10 НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ НАРУШЕНИЙ В ЭТИКЕ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА НА ЗАНЯТИЯХ.
1. Обращение к ребенку не по имени, а по фамилии.
2. Отсутствие извинения в адрес ребенка в случае своей оплошности.
3. Приказной, административный характер просьб педагога, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста".
4. Невнимание к ответу ребенку (прерывание его речи, беседа с другими во время ответа на занятие).
6. Сравнение ребенка с другим ребенком, а не с самим собой.
7. Неумение выразить веру в ребенка.
8. Отсутствие доброжелательности к ребенку, нежелание педагога расценить поступок воспитанника в благоприятном для него смысле.
9. Неумение признать взрослость подростка, его право на другое мнение.
10. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.
КОДЕКС ТОЛЕРАНТНОГО ПЕДАГОГА
1. Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.
2. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом.
3. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.
4. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.
5. Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле.
6. Педагог в любых обстоятельствах образец толерантности, он ведет осознанную миротворческую деятельность.
7. Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного, чем хмурое, злое лицо педагога.
8. Настоящий педагог постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.
9. Педагог, смотри на мир глазами ребенка.
10. Истинный педагог любит работу, а не себя в ней. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.
11. Для педагога личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.
12. Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.
13. Если другие не разделяют ваших точек зрения. Это не показатель их несостоятельности.
14. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.
15. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.
16. Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта результативности педагога дополнительного образования Шипицына Н.В.
Карта результативности...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Занятие для детей первого года обучения Тема : Принцип работы 2-х тактного двигателя.
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образованияТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧЗанятие для детей первого года обучения ...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Тема : Виды автомобилей для спорта и их значение.
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Тема : Виды автомобилей для спорта и их значение....
Конспект занятия «Вокально-хоровой студии» педагога дополнительного образования Алексеевой Виктории Александровны ГБОУ СОШ № 28 Василеостровского района «Работа над двухголосием».
Конспект занятия "Вокально-хоровой студии" педагога дополнительного образования "Работа над двухголосием"....
Открытое занятие на Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Тема занятия: «Введение в программу «Русская мозаика»
В ходе занятия учащиеся знакомятся с предметами быта, с русским фольклором (песни, игры на народных музыкальных инструментах).Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальн...
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ И ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИН ТЕРНАТАХ
Эффективное занятие – это занятие, на котором выполнена поставленная цель и задачи, достигнут определенный результат. На этих занятиях педагог и ребенок становя...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"
Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...