Как помочь особому ребёнку в общении
статья на тему

Корнева Наталия Дмитриевна

Рекомендации для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_osobomu_rebyonku_v_obshchenii.doc230.58 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ УМСТВЕННО ОТСТАЛОМУ РЕБЕНКУ В ОБЩЕНИИ

Рекомендации для родителей и педагогов

        


Развитие и совершенствование навыков общения у ребенка с особыми образовательными потребностями на разных этапах жизни — от рождения до взрослости — требует от педагогов, психологов, родителей много внимания и терпения. Педагоги и родители должны вести усиленное наблюдение за его поведенческими и речевыми реакциями во всех видах деятельности, чтобы помочь и направить развитие коммуникативных навыков.

Наблюдение за выражением лица проблемного ребенка, развитием его органов чувств не должно оставаться вне поля зрения педагогов и родителей. Различные занятия, упражнения и использование предметов обихода принесут немалую пользу в этом направлении.

Умственно отсталого ребенка зачастую надо учить всему, даже улыбаться. Известно, что улыбка появляется лишь под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения.

С такими детьми нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью со спокойной, приветливой интонацией. С ними надо больше разговаривать, называя действия, которые производятся. Нужно постоянно поддерживать внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружению.

Общение — это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу.

Речь может быть использована для удовлетворения многих потребностей. Человеку с особыми образовательными потребностями необходимо научиться пользоваться речью и освоить широкий спектр высказываний.

На занятиях по развитию речи ребенок должен учиться не только говорить, но и слушать слова других людей. Ему всегда следует давать время на ответ. Не надо забывать также о том, что работа должна строиться на основе его интересов. Это поможет добиться больших результатов не только в бытовых ситуациях, но и на спланированных игровых занятиях.

Для того чтобы побудить ребенка продолжать общение, следует использовать во время разговора естественные приемы.

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо подробно проанализировать, что к настоящему моменту ребенок с нарушением интеллекта уже умеет делать. Начинать обучение следует с того уровня, который ему более всего подходит.

Только тесный и доброжелательный контакт ребенка и родителей и при этом помощь специалистов способствуют формированию навыков межличностного общения у умеренно и тяжело умственно отсталых детей и подростков.

Для успешной работы с  детьми с проблемами обучения полезно выработать по отношению к нему единые требования, привычки и установки в семье и школе. Надо помнить, что противоречивые требования отрицательно влияют на психику и поведение детей.

При обучении общению  проблемного ребенка следует воспитывать:

— организованность и выдержку, подавляя желание «А я хочу!» отвлечением, убеждением или игнорированием его требований;

— умение адекватно вести себя в школе, дома и в общественных местах;

— умение выполнять правила поведения на улице;

— умение критически относиться к своим поступкам.

Рассмотрим девять основных направлений работы по развитию навыков общения.

Развитие способности  познавать себя; ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его; ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них; развитие умения заботиться о себе: концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих; подражать; соблюдать очередность в разговоре; применять навыки общения в повседневной жизни: развитие восприятия речи.

  1. Развитие способности познавать себя

Познание себя как личности начинается у ребенка с установления физического контакта с окружающим миром через все органы чувств. Развитие личности ребенка — это осознание самоценности человеческой жизни, это развитие его доверия к жизни.

У новорожденного познание окружающего мира начинается с познания своего тела. Через тело маленький человек общается с миром и таким образом познает его. Осознание единства частей тела, их функций, развитие чувства равновесия приводит к тому, что у ребенка растет чувство уверенности и независимости, он получает возможность контроля над своим телом, что очень важно для восприятия себя не как беспомощного существа, а как человека, способного реализовать свои желания (самостоятельно или с помощью других). Большое внимание следует уделять развитию дифференцированного восприятия. Необходим особый подбор раздражителей, особенно для «тяжелых» детей. Они должны быть четкими, достаточными для возникновения ощущений. При подготовке к занятию педагогу необходимо учесть все факторы, которые могут стать раздражителями для ребенка.

Чувствовать положение тела в пространстве, учиться сохранять равновесие возможно через контакт с человеком и различными предметами.

Познание целостности тела может происходить через знакомство с его частями на человеке, кукле, картинке, через различные действия с ними (например, подергать, погладить, расчесать волосы), а также через действия, производимые ими (например, кисть руки может держать, бросать, захватывать и др.). Познание тела возможно также с помощью восприятия раздражителей и их соотнесения с органами чувств (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные ощущения). В школе, среди других детей, ребенок учится познавать себя. Отношение к нему педагогов, всего обслуживающего персонала строится на основе доверия, и в этой атмосфере ребенку легко чувствовать себя личностью, которая воспринимается всеми всерьез.

Установление телесного, зрительного, речевого контакта — это начало взаимодействия ребенка и взрослого. Первая реакция ребенка на прикосновение может быть очень разной (резко двигается, сжимается, бьет). Необходимо в ответ погладить, спокойно поговорить. Если барьер будет преодолен, ученик научится принимать помощь педагога, а затем и сам начнет помогать. Сначала контакт между педагогом и учеником может быть очень тесным, затем педагог постепенно должен давать ученику большую самостоятельность, постепенно отходить от него.

Часто развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не соответствует их возрасту, они не могут справляться со своим психофизическим напряжением, определить и выразить свое состояние. Задача обучения в этом случае — показать разницу между хорошим и плохим самочувствием, хорошим и плохим настроением. Объяснить, что для жизни важнее хорошее настроение, на его фоне человек развивается лучше. Необходимо также учить детей чувствовать состояние других людей.

Формирование способности переживать различные настроения (печаль, радость, счастье, сочувствие) — это развитие индивидуальности. Задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед учеником богатство чувств и переживаний. Это возможно сделать, показывая свой мир чувств, но, не демонстрируя их, а выражая естественно, ясно и однозначно. С проявлением чувств мы сталкиваемся постоянно, каждый раз они проявляются по-разному и открывают детям новые возможности для коммуникации: «Если у меня радость, я поделюсь ею с другими. Если у меня горе, мне нужно, чтобы меня утешили».

Умение эмоционально настраиваться на определенную ситуацию — одна из предпосылок успешного обучения навыкам общения. Умственно отсталый ребенок должен научиться чувствовать себя адекватно окружающей обстановке, переживать соответствующие настроения и чувства. Он должен научиться распознавать ситуации, приятные для себя в школе, дома, при взаимодействии с другими людьми в разной обстановке.

Часто дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не могут снять свое психофизическое напряжение сами. Оно накапливается. Результатом становятся агрессивность, состояние аффекта, активные движения. Но эта активность не ведет к разрядке, она неконтролируема. Надо помочь ученику освободиться от этого напряжения. Дети должны быть активны, но не под влиянием навязчивых стереотипных движений, а в свободной целенаправленной деятельности, которая приносит радость и удовольствие.

Одной из причин напряжения является страх. Страх служит естественной реакцией на угрозу неприкосновенности. Страх может возникнуть перед болезнью, операцией, перед социальной изоляцией (расставание, наказание, отталкивание). У некоторых учеников чувство страха выражено слабо, у других — сильно. Это происходит оттого, что дети не в состоянии объективно анализировать ситуацию. Часто ученики оценивают ситуацию как угрожающую, хотя для этого нет оснований.

Преодоление страха может достигаться на эмоциональном уровне через развитие доверия, приобретение чувства защищенности и уверенности в себе или на интеллектуальном уровне,  когда происходит осознание, понимание ситуации.

Важно показать ученикам, что чувство страха — это обычное человеческое чувство, что необходимо уметь преодолевать страх, не бояться нового, неизвестного.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в боль шинстве случаев остаются в состоянии удовлетворения лишь своих насущных потребностей. В процессе обучения важно добиваться того, чтобы ребенок осознанно относился к своим потребностям, умел контролировать их. Одна из форм осознанной потребности — это желание. У детей должна быть развита способность выполнять желание, уметь откладывать его выполнение на какое-то время, уметь отказываться от него в зависимости от складывающейся ситуации. Ребенку необходимо учиться принимать отказ. Если он как личность умеет управлять своими желаниями, то конфликтных ситуаций будет меньше.

Некоторым детям нужно научиться адекватно оценивать свои возможности. Это важно, если имеется органическое нарушение, которое может прогрессировать, если ученик душевно страдает от своего нарушения, если есть комплекс не полноценности. Педагог должен быть очень чутким, тактичным в этой ситуации, особенно по отношению к старшим учащимся. Умственно отсталые дети оценивают свои нарушения субъективно. Эта оценка определяется реакцией окружающих, несоответствием своих запросов действительности, умственными возможностями, психической чувствительностью, возрастом. В таких случаях необходимо дать ребенку почувствовать свою значимость, попытаться объяснить ситуацию, показать возможности выхода из нее.

Ниже приведены примеры игр с ребенком, которые можно использовать на занятиях как родителям, так и педагогам.

Пример игры с ребенком:

1. Взять большую куклу и внимательно рассмотреть с ребенком. Проговаривать вслух, что у куклы 2 глаза, 2 уха, 1 нос и т.д.

Затем предложить ребенку посмотреть на себя в большое зеркало и найти у себя 2 глаза, 2 уха, нос и т.д.

2. Также с зеркалом можно рассматривать эмоции на лице ребенка.

2. Развитие умения заботиться о себе

Обретение способности заботиться о себе — это один из первых шагов на пути к интеграции, на пути к приобретению чувства собственного достоинства, доверия к себе. Ребенок становится более независимым и самостоятельным, если он может обслуживать себя сам. Это происходит, если в основе отношений ребенка и персонала лежит взаимное уважение.

Человек не может быть без других людей. Общение необходимо человеку как воздух, для того, чтобы чувствовать свою причастность к человеческому сообществу, чувствовать защи щенность и уверенность в себе. Взрослый очень чутко должен реагировать на все сигналы ребенка, а ребенок должен знать, что он вправе требовать внимания к этим сигналам. Ребенку важно учиться сообщать о своих потребностях понятными для других и доступными для него способами, если:

— ребенок умеет говорить, он должен сказать;

— ребенок не говорит, педагог должен узнать жесты или другие знаки ребенка;

— системы знаков нет, нужно разработать ее.

Ребенок учится сам по возможности удовлетворять свои элементарные потребности. В первую очередь это делается для того, чтобы стать более независимым, самостоятельным, чтобы у ребенка было чувство уверенности: я могу, я сам!

Предпосылкой самостоятельности в еде является умение сосать, глотать, жевать, кусать.

Для отправления естественных потребностей у людей при нято пользоваться специально отведенными для этого места ми. Поэтому ребенку необходимо учиться терпеть. Посещение туалета должно быть регулярным. Следует вырабатывать у ребенка потребность быть сухим и чистым, чтобы не вызывать неприятных ощущений ни у себя, ни у других людей.

Формирование контроля за всеми физиологическими выделениями (в том числе слюноотделением, выделениями из носа) помогает развитию личности. Если ребенок научится контро лировать себя, то окружающим будет приятнее с ним общаться. А это даст чувство уверенности в себе.

Мыться, принимать душ — это не только гигиенические процедуры, но и создание эмоциональной комфортности, эстетическое воспитание (приятно чувствовать себя чистым). Уход за собой способствует воспитанию чувства собственного достоинства, а значит, и социализации личности.

При формировании межличностных отношений умеренно и тяжело умственно отсталых детей важно научить видеть не только положительные моменты при контактах с людьми и предметами, но и отрицательные, т. е. опасности, исходящие от действий, ситуаций, незнакомых людей и предметов продуктов питания, медикаментов, никотина, алкоголя, наркотиков.

Сначала дети учатся реагировать на предупреждение об опасности (на жест, крик). Соблюдение указаний и запретов также ограждает их от неприятностей. Но важно, чтобы ребенок научился сам видеть опасность и соответственно реагировал на нее.

Пример игры с ребенком.

1. Игра - кукла-неряха. Запачканную куклу рассматривать с ребенком, определить, что надо исправить. Например, вытереть нос, помыть руки и т.д. Объяснить, что окружающим неприятно смотреть на неряшливого человека.

  1. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно

Одной из важных задач предмета «Навыки общения» является расширение представлений детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью об окружающем мире.

Важно познакомить их с неизвестным миром, расширить круг жизненных представлений, открыть новые возможности. Дети, подростки должны воспринимать окружающий мир всеми органами чувств. Только тогда этот мир станет для них шире и многограннее.

Ориентация в окружающем пространстве осуществляется посредством его деятельностного освоения. Важное место в этом процессе занимают ролевые игры, участвуя в которых, дети приобретают опыт, столь необходимый в реальной жизни.

Детей нужно учить не только навыкам общения в быту, связанным с едой, питьем, умением пользоваться одеждой, обувью, ориентироваться в школе, дома, но и умению общаться с окружающими людьми. При этом ребенку нужно уметь различать окружающих людей по их роли в его жизни (семья, друзья, учителя, врач, посторонний человек и т. д.), наблюдать за этими людьми, рассказывать, что они делают (что делает мама, повар и т. д.).

По мере взросления границы познаваемого человеком мира расширяются: он уже не представляет собой защищенного близкими людьми относительно небольшого пространства. Человек сталкивается с необыкновенным разнообразием проявлений внешнего мира, который к тому же полон опасных, неожиданных ситуаций. Как вести себя в них?

Детей следует научить поведению и общению в условиях улицы, умению пользоваться дорогами у дома и школы (узнавать путь самим);  для лучшей ориентировки обращать внимание на особые приметы (почтовый ящик, реклама), видеть опасность на дороге; различать тротуар и проезжую часть; перед переходом дороги останавливаться, смотреть налево, затем направо: знать назначение «зебры», светофора; узнавать основные дорожные знаки и ориентироваться в них (пешеходный переход, «зебра», остановка автобуса): узнавать виды городского транспорта; уметь ими пользоваться и вести себя в автобусе, трамвае и другом транспорте; управлять собой в незнакомой ситуации (не бояться, не метаться, попросить о помощи, обратиться к милиционеру за помощью, советом); узнавать специальный транспорт (милиция, пожарная, скорая помощь).

Поведению на улице дети учатся в ролевых играх, а также в реальных жизненных ситуациях.

Детей знакомят с общественными местами, обучают ими пользоваться, в том числе телефоном (знать основные части телефона: узнавать таксофонную будку; знать, каким службам принадлежат номера 01, 02, 03, помнить домашний телефон, телефон школы; знать типичные речевые формулы для разговора по телефону в различных ситуациях).  Дети должны уметь правильно вести себя в лечебных учреждениях (ничего не трогать, не бегать, не кричать, не бояться людей в белых халатах, учиться принимать помощь, ориентироваться в больнице); посещать заведения культуры и уметь вести себя во время представления (покупать билеты, сидеть, хлопать); пользоваться общественным туалетом (знать условные обозначения, уметь платить, мыть руки); иметь представление о системе предприятий бытового обслуживания (почта, парикмахерская, ремонт обуви, химчистка, прачечная, баня, пошивочное ателье, фотоателье), уметь ими  пользоваться (платить деньги, предъявлять квитанцию и т. д.).

Умственно отсталых детей необходимо познакомить с умением общаться с живой природой (охранять, ухаживать, остерегаться опасных животных и ядовитых растений) и неживой (быть способным эмоционально воспринимать явления и объекты природы), а также с традициями и обычаями (календарные праздники, школьные традиции, дни рождения и т. д.).

Время является мерилом человеческого бытия, оно упорядочивает жизнь, служит организующим фактором в общественной жизни и содействует развитию интеграционной способности учащихся. Научиться понимать время — трудная задача для умственно отсталых учащихся, так как это величина абстрактная. Обучение восприятию времени должно проводиться постепенно, маленькими шагами, при этом отвлеченные понятия связываются с конкретными событиями, действиями, которые происходят в определенные временные отрезки.

Ребенок должен знать, когда что делать, когда вставать, ехать в школу, смотреть мультфильмы, ложиться спать. Если жизнь ребенка протекает в определенном ритме, то у него формируется свой «часовой механизм», свой опыт.

Жизнь каждого человека состоит из различных возрастных периодов: ребенок, подросток, юноша, взрослый, пожилой, старик. Эти стадии необходимо учиться соотносить со своей жизнью. Человек должен уметь идентифицировать себя: «Этот малыш — я». Для того чтобы дети понимали, что мир существовал и до их рождения, что они являются его частью, важно показать, как развивалось и развивается общество.

Пример игры с ребенком:

Перед посещением какого-то учреждения, за несколько дней начинать обыгрывать ситуацию на куклах с примерами правильного и неправильного поведения. Рассказывать ребенку причину или цель посещения этого учреждения. Закреплением игры будет посещение мамы с ребенком этого учреждения (например, поликлиники или магазина)

  1. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них.

Люди с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются такими же членами общества, как и все остальные. Необходимо подготовить детей жить среди других людей, вместе с другими людьми. Но этот процесс не может быть односторонним. Необходимо, чтобы и общество было готово принять и уважать умственно отсталых людей. Способность жить в обществе — это способность к взаимным отношениям, к взаимодействию. Детям с нарушением интеллекта нужно учиться воспринимать окружающих как равных себе, без чувства собственной неполноценности. Знание правил и норм поведения, прав и обязанностей облегчает жизнь в обществе. Умение жить в обществе и найти там свое место — это одна из важнейших предпосылок самостоятельной жизни.

Первым контактом новорожденного является телесный контакт с мамой, затем подключаются зрительный и слуховой. Установление контакта — это основа обучения. Важно, чтобы у ребенка было желание идти на контакт. Для этого сначала необходимо показать, что это не только не опасно, но приятно. Если же ребенку неприятно прикосновение рукой (непосредственный контакт), можно попробовать коснуться его игрушкой или другим предметом. Рекомендуется устанавливать контакт постепенно, осторожно, ненавязчиво. Вместе с тем есть дети, которые стремятся к близкому телесному контакту, не чувствуют дистанции. Когда ребенок маленький, это не вызывает больших проблем, но когда он становится подростком, взрослым, такое поведение может быть неприятно другим людям. В этом случае следует тактично показать ему необходимость дистанции.

Дети должны знать, что открытый, улыбчивый человек больше располагает к себе, чем человек угрюмый. Зная это, дети учатся быть приятными собеседниками.

На новых людей и новые ситуации дети могут реагировать настороженно, ребенок комфортно чувствует себя обычно только с теми, к кому он привык — с родителями, педагогами. И если приходится на какое-то время с ними расстаться и общаться с новыми людьми, ребенок тяжело переносит это. Нарушение привычных контактов может привести к срывам, агрессии или, наоборот, к замыканию в себе. Поэтому к таким ситуациям дети обязательно должны быть подготовлены заранее. Это позволит избежать стрессов, внесет в жизнь уравновешенность, гармонию. Необходимо учить детей не бояться новых людей, новых контактов.

Поведение детей с умственной отсталостью часто определяют окружающие их люди (родители, педагоги). Взрослые должны стремиться к тому, чтобы по возможности быстрее перейти от руководства детьми к такому типу взаимоотношений, при котором ребенок, подросток будет сам принимать решение о необходимости какого-либо действия. Выработка умения действовать самостоятельно, брать на себя ответственность является одной из главных задач обучения детей с нарушением интеллекта.

Нужно поддерживать инициативу учеников, подхватывать ее, даже если она не очень удобна, даже если она оканчивается неудачей (захотел полить цветок — а он оказался на полу). Дети должны чувствовать, что их мнение учитывается, обсуждается, принимается. Это очень важно для развития чувства собственного достоинства, уверенности в себе. Дети и подростки должны принимать очень серьезное участие в обсуждении того, что и как они будут делать. Какие-то идеи, конечно же, могут отклоняться, но осторожно, чтобы не погасить их инициативу и не обидеть.

Необходимо помнить, что у детей с умственной отсталостью ограничены возможности переноса действий из одной ситуации в другую, аналогичную. Часто случается, что в одном месте они ведут себя в соответствии с правилами, но, если место меняется, дети становятся беспомощными. Процесс обучения идет грамотно, если отрабатывается не каждая отдельная ситуация, а инварианты, т. е. выделяются общие признаки для различных случаев. Особенно это важно в опасных для жизни ситуациях, которые трудно предугадать и предупредить.

Пример игры с ребенком:

С помощью кукол обыгрывать различные ситуации общения. Например, поход в гости. При встрече обязательно здороваться, улыбаться, хорошо себя вести. Показать пример правильного поведения и неправильного, объяснить, почему надо вести себя так, а не иначе.

  1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих

Это умение развивается у человека на протяжении всей жизни. Если ребенок научился смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему, можно приступить к занятиям, продолжая совершенствовать эти умения.

Если ребенок не может сконцентрировать внимание, то научить его этому — первоочередная задача. Это умение имеет решающее значение не только в сфере общения, но и во всех остальных сферах развития.

Как побудить умственно отсталого ребенка внимательно слушать, смотреть и реагировать на слова или действия педагога?

Советы, которые приводятся ниже, помогут в развитии навыков общения у умственно отсталых детей.

  • Рассказывайте ребенку о том, что вы в данный момент делаете. Несколько простых фраз, прерываемых паузами, подействуют на него не меньше, чем целый поток слов.
  • Разговаривая с ребенком, улыбайтесь и прикасайтесь к нему. Это усилит его воодушевление от вашего лица и голоса.
  •  Давайте ребенку время ответить вам. Не огорчайтесь, если он не смотрит на вас, не улыбается вам или не выполняет просьбу правильно. Вряд ли вы поможете ему сосредоточиться, если станете повторять одни и те же указания типа: «Посмотри... посмотри... посмотри!» Если через небольшое время после каждой из двух попыток привлечь его внимание ребенок так и не прореагирует, попробуйте подойти несколько иначе — прикоснитесь к нему или измените тон голоса.
  • Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и не реагирует на ваши слова. Он должен узнать, что общение с вами — дело благодарное.
  • Отвечайте на любые звуки, произносимые ребенком, как бы случайны они ни были, даже если их нельзя считать звуками общения.
  • Для одних и тех же событий или действий используйте одни и те же слова.
  • Настройтесь на медленный, постепенный прогресс. Если вы поставите перед собой слишком большие задачи, вы легко разочаруетесь. Начните с той ступеньки, на которой в данный момент находится ребенок, и постарайтесь каждый день или каждую неделю понемногу продвигаться вперед.
  • По возможности уберите все, что отвлекает внимание. Если с помощью предложенных выше приемов ребенок все-таки не может научиться внимательно слушать, смотреть и реагировать, попробуйте каждый день по несколько раз в течение небольших промежутков времени сидеть с ним в спокойной обстановке в отсутствие каких бы то ни было отвлекающих факторов.

  1. Развитие умения воспринимать речь

Это умение необходимо для того, чтобы понимать других людей и общаться с ними. Мы пользуемся этим умением, когда выполняем просьбы, участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.

Программа занятий по развитию навыков восприятия речи включает следующие разделы:

— умение слушать то, о чем говорят;

— умение реагировать на жесты и выполнять простые указания;

— умение выбирать из разных картинок или предметов то, что нужно;

— умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия;

—умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предмета;

—умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местоположение предмета;

— умение реагировать на разные грамматические формы.

О чем нужно помнить, занимаясь развитием навыков восприятия речи?

Эти занятия следует рассматривать как часть общей программы развития возможностей умственно отсталого ребенка в сфере общения. Для того чтобы эффективно пользоваться словами и жестами, он должен сначала научиться понимать значение каждого из них. Во время занятий, выбирая жесты, слова и фразы, педагог должен помнить, что именно из этого ребенок хочет использовать, что именно потребуется ему для общения сейчас или позже. Важнейшим условием развития всех навыков восприятия речи является умение внимательно слушать.

Пример игры с ребенком:

Разложить несколько хорошо знакомых предметов перед ребенком. Назвать каждый предмет. Попросить подать какой-то предмет. Если ребенок ошибается, назвать тот предмет, который дает ребенок, сказать какой предмет просите Вы. Показать этот предмет ребенку. Попросить снова подать этот предмет.

  1. Развитие умения подражать

На занятиях по развитию общения подражание или копирование играет первостепенную роль. Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем — составлять слова и предложения.

Хотя наша цель — научить «особого ребенка»  имитировать звуки, многим из них легче подражать действиям или выражению лица. Прежде чем произнести звук или показать действие, педагогу надо убедиться, что ребенок смотрит на него и внимательно слушает. Далеко не все будут каждый раз подражать тому, что они видят. Поэтому если ребенок не прореагирует так, как хотелось бы, следует немного позже попробовать еще раз.

Как учить умственно отсталого ребенка подражанию?

Подражание,  в сущности, особый вид поочередного совершения действий. Когда человек осваивает умение соблюдать очередность, то для него не важна точность воспроизведения действий (слов, мимики).

Некоторые умственно отсталые дети начинают подражать окружающим сами, но многие, для того чтобы начать копировать то, что они видят и слышат, нуждаются в особом толчке. Приведем несколько советов, как учить таких детей подражанию.

•Начните с тех звуков и действий, которые ребенок уже умеет производить.

•Копируйте ребенка. Когда он произнесет какой-нибудь звук, состроит гримасу или намеренно сделает что-нибудь, скопируйте то, что он сделал. Это поможет ему наглядно представить себе модель подражания.

•Сопровождайте звуки действиями. Многие дети охотно присоединяются к имитационным играм, если звуки в них сопровождаются действиями.

•Звук или действие, над которым вы собираетесь работать, следует представлять ребенку в течение минимум двух недель, и только после этого переходить к чему-то другому. Чтобы ухватить новую идею, ребенку может потребоваться некоторое время. Поэтому многочисленные перескоки и изменения в занятиях могут затруднить ему усвоение.

Слова, разумеется, с самого начала играют большую роль во взаимодействии с ребенком. Представление ему звуков никогда не заменит настоящего разговора. Даже если вы знаете, что ребенок не будет копировать вас, все же постарайтесь, чтобы он вас слушал, реагировал на ваш голос и учился понимать значения слов, жизненно важных для него.

Выбирая слова для подражания, желательно мысленно задать себе следующие вопросы:

Нужно ли это слово ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом? Понимает ли ребенок, что означает это слово?

Сформулируем одно общее правило, которому нужно следовать, выбирая слова: они должны относиться к предметам, которые можно потрогать, подробно обследовать, а представлять их необходимо в ходе педагогического процесса в классе, на прогулках или дома.

Пример игры с ребенком:

«Паровозик» Показать ребенку поезд в мультике или настоящий. Потом показать, как двигается поезд, и какие звуки издает: чух-чух-чух, ту-ту. Повторить несколько раз, чтоб ребенок запомнил последовательность. Затем предложить ребенку вместе с Вами стать поездом и произносить те же звуки.

  1. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре

Соблюдение очередности — главное условие нормального разговора. В разговоре с собеседником мы по очереди с ним  то говорим, то слушаем. Заметьте, что «говорить» и «разговаривать» — совсем не одно и то же. Многие из нас наверняка встречали людей, которые, несмотря на умение говорить, были неважными собеседниками. Бывает также, что люди не умеют слушать. У них может быть прекрасная артикуляция, но настоящего разговора они предложить не смогут. Другие внимательно слушают, но сами в разговор вступают с трудом, чаще всего по причине робости. Правильно построенный, доставляющий удовольствие разговор получается тогда, когда два или более участников говорят по очереди, отвечая на слова собеседника.

Даже если ребенок не сможет научиться говорить, способность по очереди с другим человеком жестикулировать, произносить звуки или выполнять общее задание уже явится основой развития его способности взаимодействовать с другими членами общества.

Как учить умению соблюдать очередность?

Выделять специальное время для занятий не нужно. Умение соблюдать очередность можно отрабатывать практически в любое время. Импровизированные занятия такого рода могут стать естественной частью взаимоотношений ребенка с родителями.

Делать что-то по очереди — один из способов игры и способ поддержания беседы. Когда ребенок научится отвечать вам более адекватно и разнообразно, можно уже будет рассчитывать на большее, но сначала следует согласиться с тем, что «ведущую партию» в разговоре придется исполнять вам. Это поможет ребенку сосредоточиться на вашем лице и голосе, и постепенно у него сложится правильное представление о том, что такое соблюдение очередности. Вы же, в свою очередь, приобретете полезную привычку вести разговор определенным образом, так что скоро вам уже не придется дважды подумать, прежде чем побудить ребенка к участию в беседе.

Разговаривая с ребенком, не только делайте паузы, но время от времени вообще прерывайте беседу, давая ему возможность произнести звуки в подражание вам.

Ваш ребенок может учиться не только по очереди с вами произносить слова, но и по очереди совершать различные действия. Эти умения помогут ему усвоить модель поведения во время разговора. Слова и действия могут быть предметом любого занятия, поэтому два этих умения не следует рассматривать отдельно друг от друга.

Пример игры с ребенком:

Рассказываем стишок вместе. Хорошо знакомый ребенку стишок рассказывать можно так: одну строчку - мама, одну- ребенок. Если ребенок говорит плохо, можно начинать со стихов со звукоподражанием. Например, Гуси-гуси, - Га-га-га, Есть хотите? – Да-да-да.

  1. Развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни

Ценность навыков общения и удовлетворение, которое мы получаем от овладения ими, определяется тем, как нам удается их использовать.

Умственно отсталый ребенок, даже с очень ограниченным диапазоном слов и жестов, может использовать свои несложные умения для выражения целого ряда социальных, эмоциональных и физических потребностей. Каждому из тех, кто умеет слушать окружающих и вносить свою лепту во взаимодействие, можно помочь более эффектно использовать уже приобретенные навыки общения.

Ниже дается ряд советов, как научить умеренно и тяжело умственно отсталого ребенка применению некоторых навыков общения.

Умение требовать

В первую очередь особые дети, как правило, демонстрируют знак, который педагогами и родителями воспринимается как требование или отказ от чего-то. Задайте себе вопрос: «Выражая свое требование, осознает ли ребенок, что мы здесь и что можем прореагировать?»

Спросите себя: «Действительно ли ребенок нуждается в том, чтобы требовать вещь, которую он хочет получить? Может быть, эта вещь уже находится в пределах его досягаемости?»

Умение просить о помощи

Мы будем говорить о просьбах ребенка сделать что-нибудь для него. Сначала, делая для него то, что он любит, попробуйте прерывать это занятие. Спросите: «Хочешь еще?» — и подождите, пока он не подаст вам знак (звуком или движением), что «да», хочет. Сначала этот знак может носить достаточно случайный характер, но через некоторое время он поймет, что между тем, что сделает он, и тем, что будете делать вы, есть определенная связь.

Умение отказываться

Если умственно отсталые дети чего-то не любят или не хотят, почти все они с самого начала очень ясно это демонстрируют. Для того чтобы выразить свой отказ в истинно коммуникативной форме, они должны осознавать, что окружающие их люди играют определенную роль в удалении от них ненужных предметов.

Умение здороваться и прощаться

Каждый день используйте одни и те же слова  для того, чтобы поздороваться или попрощаться. Возьмите руку ребенка и помогите ему помахать ею, затем дайте ему возможность самому помахать. Для ответа предоставьте ему побольше времени.

Умение делиться информацией

Старайтесь использовать любую возможность, чтобы показать ребенку какие-нибудь вещи и назвать их. Наблюдайте за его взглядом, чтобы понять, что его интересует, и тогда вы сможете вместе с ним рассматривать и обсуждать эти вещи. Побуждайте ребенка следить за направлением вашей руки, когда вы указываете на что-то. Начните с предметов, находящихся недалеко, но за пределами его досягаемости. Как только он потянется к какому-то предмету, назовите этот предмет. Если ребенок уверенно показывает на какую-то вещь, дайте ему возможность самому назвать ее, пусть даже просто каким-нибудь звуком. Вопросы «Что это?» и «Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом к окружающим, а это важная сторона межличностных контактов.

Умение давать

Когда ребенок что-то кому-то дает, это действие можно расценить как ярко выраженный акт общения.

Сначала следует учить его давать предметы в ответ на соответствующую просьбу. Для того чтобы помочь ему делать это без просьбы, привлекайте его к деятельности, в которой, кроме вас, участвовали бы другие дети из класса, а предметы передавались бы от одного участника к другому.

Умение завязывать и поддерживать разговор 

Полноценное общение предполагает баланс между умением вести разговор и умением отвечать на слова собеседников. Дети, хорошо овладевшие умением соблюдать очередность, нередко приходят к этому балансу самостоятельно, без специальных занятий. Однако бывает, что естественным образом такой баланс не достигается. Есть умственно отсталые дети, которые любят поговорить о том, что их интересует, но то, что говорят другие, не слушают. А есть те, которые вступают в разговор только тогда, когда с ними кто-нибудь заговорит, но сами редко завязывают беседу. Ни та, ни другая крайность не способствует истинному, полноценному общению, и поэтому налаживание баланса, о котором мы говорим, должно стать важным направлением занятий.

Возможно, перечисление всего, чему нужно учить умеренно и тяжело умственно отсталого ребенка, покажется невероятно сложным. Однако многие из этих умений можно осваивать одновременно. Нужно только ясно понять, к чему именно следует стремиться.

Более того, занятия по развитию общения могут и должны быть частью обычной повседневной деятельности. Независимо от возраста ребенка старайтесь всем своим поведением передать ему вашу уверенность в том, что он сможет вам ответить. Дайте ему время. Пока не увидите, что он явно переключился на что-то другое, ждите его ответа.

Кроме того, старайтесь предоставить ему время и возможность самому начать общение. Если говорите только вы, если вы всегда берете инициативу на себя, у ребенка просто не будет возможности понять, какой может быть его роль в процессе взаимодействия с другим человеком.

Разговаривать с ребенком, действительно, очень важно, однако при этом стремитесь вести себя как участник двустороннего общения, даже в том случае, если он может ответить вам только своим взглядом и вниманием. Чтобы ощутить его реакцию, делайте в разговоре паузы. Ждите, давайте ему время. Выражайте уверенность в том, что он вам ответит — и он ответит!

В ответ на слова (или жесты) ребенка покажите ему, что вы его поняли и приняли к сведению то, что он сказал или сделал.

Таким образом, обучение общению умственно отсталого ребенка это долгий и кропотливый процесс, в котором должны принимать участие не только родители и педагоги, но и все окружающие ребенка близкие люди. Только научившись вести разговор, беседу, слушать собеседника, ребенок сможет адаптироваться к окружающему миру.


ЛИТЕРАТУРА

Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/ Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова.- СПб., 1998.

Белобрыкина О.А. Речь и общение: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1998.

Зинкевич Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родителей. СПб., 1998.

Шипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта.- СПб., 2000.

Шипицина Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие. - СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь `особому` ребенку

Как помочь `особому` ребенкуВ книге представлены традиционные и нетрадиционные приемы обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе детей и подростков с глубоким...

Программа по трудовому обучению (швейное дело) 4-9 класс для детей с т.у.о. обучающихся по программе "Особый ребёнок"

Достоинством программы является ее целостность, построение системы работы с учетом специфики указанного контингента обучающихся, четкое целеполагание (с социализацией ребенка с тяжелыми нарушениями ин...

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

Как помочь особому ребёнку научиться жевать твёрдую пищу?

В статье даны простые советы родителям особых детей, которые помогут научиться жевать твёрдую пищу....