Неделя cоциально-бытовой ориентировки то теме: «Здоровье – это здорово!»
материал по теме
Цель: формирование у обучающихся установки на здоровое питание как одного из компонентов модели становления личностных характеристик в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
2. научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
3. дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
4. дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
5. обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
6. сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
7. сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_sbo_2015-2016.docx | 19.34 КБ |
otchyot_o_provedenii_predmetnoy_nedeli_sbo.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя
Социально-бытовой ориентировки
то теме:
«Здоровье – это здорово!»
2015-2016 уч.год
Составитель Изотова Валентина Иосифовна-
учитель первой квалификационной категории
Предметная неделя по социально-бытовой ориентировке
Цель: формирование у обучающихся установки на здоровое питание как одного из компонентов модели становления личностных характеристик в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Актуальность: актуальность формирования здорового образа жизни обучающихся вызвана возрастанием и изменением характерных нагрузок на организм детей, обусловленных увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, нарушение правил здорового питания, провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Ожидаемые результаты:
- Личностные результаты:
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, здоровье на основе нравственных норм и правил.
- Развитие эстетических чувств
- Формирование установки обучающихся на здоровый, безопасный образ жизни и здоровое питание.
- Бережное отношение к материальным и духовным ценностям, культуре, традициям, в частности в сфере культуры питания и здоровья.
- Метапредметные результаты:
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
- Формирование умения планировать на примере питания и образа жизни.
- Использование различных способов поиска информации
- Овладение действиями сравнения, обобщения и т.д. на примере питания и здоровья.
- Предметные результаты:
- Повышение информированности детей о здоровье и здоровом питание, о формировании принципов здоровья на духовно-нравственных основах через предметные области: чтение и развитие речи, ОБЖ, биологии, географии.
Формы проведения: классный час, беседа-игра, устный журнал.
Участники мероприятий: учащиеся 5-9 классов, учителя СБО.
Место проведения: актовый зал, каб.№8, №9.
Время проведения: с 07.12.2015г – 11.12.2015г
План проведения недели социально – бытовой ориентировки
с 07.12.2015г – 11.12.2015г
№ п/п | Тема | Класс | Ответственный за проведение | Дата проведения |
1 | Ознакомление учащихся с планом проведения предметной недели по СБО. | Изотова В.И. | 07.12. | |
2 | Оформление стендов на 2этаже: «Лучший знаток. Ребусы и кроссворды». Победителей ждут награды. | 5-9классы | учителя СБО | 07.12 |
3 4 |
| 5-6 классы 8»а» и 8 «б» | Изотова В.И. Малахова Н.А. | 08.12 08.12 |
5 |
| 7 «а» и 7 «б» | Лукьянова М.Г. | 09.12 |
6 |
(овощи почистить, красиво нарезать: Картофель-кубиками, Морковь-натереть, свёкла-соломкой) | 9 «а» и 9 «б» | Елихина И.С. | 11.12 |
7 |
| 6а | Изотова В.И. | 10.12 |
9 | Подведение итогов предметной недели по СБО. Награждение активных участников предметной недели. | 5-9 классы | Изотова В.И. | 11.12 |
Предварительный просмотр:
Отчёт учителя СБО Изотовой Валентины Иосифовны
о проведении предметной недели
«Не житьё, а Масленица»
(Срок проведения 16.02.2015г-20.03.2015г)
В проведении недели СБО «Не житьё, а Масленица!» приняли учащиеся 5-9классов (122учащихся). Неделя проходила в срок, по утверждённому плану.
ЦЕЛЬ: развитие интереса учащихся к предмету «Социально-бытовая ориентировка»,повышение уровня мотивации изучения предмета и привлечению к участию во внеурочной работе по социально-бытовой ориентировке новых участников.
ЗАДАЧИ:
- Бережное отношение к истории своего народа.
- Расширить знания детей о христианском празднике, развивать понимание названия праздника.
- Развитие практических умений и навыков.
- Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.
- Формирование личностных отношений, сплачивая коллективы классов.
Предметная неделя началась с ознакомления учащимися плана предметной недели:
- Классный час для 6-7классов по теме «Широкая Масленица: обычаи и обряды» - 17.02.2015г
- Подготовка к практической работе «Выпечка блинов». Выявление участников из 8-9классов – 18.02.2015г
- Практическая работа в каб.№9 – «Выпечка блинов» - 20.02.2015г
- Внеклассное мероприятие для 5-9классов «Ой, Масленица, красота, открывай-ка ворота!». Праздник на спортивной площадке – 20.02.2015г
- «Приглашаем всех на блины!» - (в столовую приглашаются все участники праздника для поедания блинов с принесёнными сладостями из дома) – 20.02.2015г
- Классный час для 6-7классов прошёл интересно и познавательно. Используя презентацию по данной теме, учащиеся в красочной форме узнали о Масленице интересные факты (разные названия: масляная, широкая, сырная, объедуха, боярыня, блиноеда, обжорная, честная, весёлая, разгульная и т.д.). Услышали русский народный фольклор в исполнении Тихоновой А., Матросова Д., Читалова И. Дети были одеты в русские народные костюмы. Участие приняли девочки 8 «а» класса (Махортова Елена, Архипова Алёна и Игнатьева Валерия). В своём выразительном чтении, они рассказали о кулачных боях, описанных в «Песне о купце Калашникове» М.Ю.Лермонтова.
- Была проведена беседа в 8-9классах по выявлению участников по выпечке блинов. Участниками стали: Махортова Елена, Архипова Алёна и Игнатьева Валерия (8 «а» класс), Коленова Виктория (8 «б»), Тихонова Александра (7 «б»класс), Дурнева Виктория (9 «б» класс).
- Практическая работа прошла в творческой атмосфере. Были рассказаны различные рецепты приготовления блинов. Работа прошла весело и плодотворно. Результат практической работы – 200блинов для предстоящего праздника. Учащиеся были извещены об участии в поедании блинов и принесении из дома сладостей (варенье, сгущёнка и мёд).
- С утра на улице звучала музыка: русские народные мелодии. Была создана атмосфера радости приобщения к традиционному празднику. Праздник «Ой, Масленица, красота, открывай-ка ворота!». Прошёл шумно, весело, с большой активностью детей. Дети были приобщены к празднику, через непосредственное участие в общем действии. Участники праздника: Скоморохи, Кикимора, Зима, Весна, Масленица создали атмосферу праздника и приобщения к русской культуре.
- Праздник завершился в столовой школы. Дети с огромным удовольствием поедали блины с вареньем, мёдом и сгущенкой.
Неделя «Не житьё, а Масленица!» была интересной и творческой. Это проявилось в активности учащихся, в желании принять участие в различных действиях недели.
Занятие по СБО
Практическая работа «Выпечка блинов»
ЦЕЛЬ: Научить технологии приготовления блинов и доведения до автоматизма соблюдения санитарно-гигиенических требований и ТБ.
ЗАДАЧИ:
- Закрепление знаний по истории праздника Масленицы.
- Развивать практические умения и навыки по приготовлению теста, выпечке блинов.
- Формировать культуру поведения при работе в группе.
- Воспитывать любовь и интерес к труду, творчеству.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Инструкционная карта
- Электроплита
- Сковорода
- Ёмкость для теста
- Миксер
- Лопатка
- Сито
- Косынки и фартуки
- Прихватки
Место проведения: кабинет социально-бытовой ориентировки
Участники занятия: ученицы 8 «а» класса Махортова Елена, Архипова Алёна, Игнатьева Валерия; Тихонова Александра (7 «б»); Коленова Виктория (8 «б»), Дурнева Виктория (9 «б»), Захарова Евгения (8 «б»); Фотографии прилагаются.
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. «Специальная коррекционная общеобразовательная школа Jfa7 V1I1 вида».
г.Сергиев Посад
Классный час
"Широкая Масленица: обычаи и обряды"
(для 6-7классов)
Учитель первой квалификационной категории Изотова Валентина Иосифовна
17.02.2015г
Классный час
"Широкая Масленица: обычаи и обряды"
Разделы: Внеклассная работа, классное руководство
Цель: познакомить детей с традиционными русскими праздниками. Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей о христианском празднике «Масленица», развивать понимание названия праздника.
2. Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
3. Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.
Подготовительная работа.
1. Подготовить художественную, познавательную литературу для чтения детям.
2. Подготовить для показа поделки «Солнышко» и чучело «Масленица».
3. Договориться с родителями о том, чтобы дома с детьми всю неделю пекли блины.
4. Подготовить детям подборку рецептов приготовления блинов.
Оборудование:
1. Презентация «Масленица»
2. Санки с куклой - Масленицей.
3. Русские народные костюмы (2).
Место проведения: кабинет №8
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд 1.
Масленица - один из самых больших и веселых праздников на Руси. Он всегда сопровождался безудержным весельем и обильной едой. Праздник Масленицы связан как с языческими, так и с христианскими традициями.
Слайд 2.
В языческие времена Масленица была связана с проводами зимы и встречей весны (и сейчас второе название Масленицы "Проводы зимы")- Весна воспринималась как начало новой жизни. Тем более, что праздновалась она в день весеннего солнцеворота.
С принятием христианства Масленица стала предварять Великий пост.
Вы все, наверное, слышали поговорку: "Хоть с себя все заложи, а Масленицу проводи?" С чем это было связано? (Ответы учащихся).
В действительности дело было в том, что до 14 века Масленица для славян была еще и встречей Нового года (год начинался с марта). А все мы знаем, как Новый год встретишь, так его и проведешь. Никто не хотел весь год жить в скуке и нужде, поэтому и была Масленица разгульной и веселой. Слайд 3. Масленица имеет очень много разных названий. Какие из них известны вам?
- Масленица, Масленая неделя, Широкая Масленица, Сырная неделя, Сырная масленица, Сырная седмица, Объедала, Объедуха, Боярыня - Масленица, Блиноеда, Разорительница, Широкая Масленица, Обжорная, Разгульная,Честная,Веселая Масленица.
Слайд 4.
Почему именно блины были основным блюдом на Масленицу? (Ответы учащихся
Слайд 5.
Румяные и круглолицые блины были символами солнца, которое вступало в свои владения. Древние славянские праздники всегда сопровождались разными обрядами. Что было главным для древних славян? (Ответы учащихся)
Действительно, самыми главными для них были память о предках, семья и земледелие, поэтому и обряды были поминальными, брачно-семейными и земледельческими.
Слайд 6.
Какие же поминальные обряды существовали.
Слайд 7.
Накануне Масленицы славяне вспоминали своих умерших родственников и поклонялись душам предков. Первый испеченный блин отдавали нищим или помещали на "духовое окошко" печи, чтобы задобрить духов, приговаривая: " Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!" В Масленичные вечера было запрещено прясть, ткать и шить. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся).
Все дело в том, что по древним поверьям, в это время в дом приходили души умерших предков, и их можно было случайно поранить иголкой, ножницами или другими острыми предметами. Во время Масленицы молодежь часто жгла костры, которые служили приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста. Теперь мы поговорим о брачно-семейных обрядах.
Слайд 8.
Масленица - это время свадеб. Считалось, что брак, заключенный во время Масленичной недели, будет долгим и счастливым.
- Не вступивших в брак наказывали: на шею холостому парню или незамужней девушке подвешивалось полено, которое символизировало недостающую "половинку". С этой "парой" наказанные должны были ходить целый день до вечера и терпеть бесконечные насмешки.
- Женщин, состоящих в браке первый год, запрягали вместо лошадей в сани и заставляли с песнями и прибаутками катать подруг по селу.
-Молодоженам устраивали "смотрины", например, заставляли целоваться у всех на виду. Одно из важнейших мест занимали земледельческие обряды.
Слайд 9.
В Масленичную неделю было принято всеобщее катание с гор: считалось, что кто больше раз скатится с горы или кто дальше проедет, у того и лен будет больше, поэтому в народе говорили., что идут кататься "на долгий лен". Катались и на лошадях, украшенных лентами и колокольчиками. Считалось, что стук копыт "будит" землю. Чем лучше "разбужена" земля, тем богаче урожай. С земледельческими обрядами было связано и сжигание чучела, которое символизировало прощание с зимой. Масленица праздновалась семь дней, и каждый из них носил свое название.
Слайд 10.
Понедельник - Встреча.
Слайд 11.
В былые времена, взяв со своего двора по пучку сломы, жители села складывали их в одну кучу, из которой потом все вместе делали куклу, наряжали ее "по-бабски" и возили в санях по улицам, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу, а потом ставили на самое высокое место. Иногда вместо чучела масленицы возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали "пассажирку" в сугроб под всеобщий смех, тем самым как бы "хороня Масленицу". При встрече Масленицы обязательно пели песни.
Слайд 12.
* Входят учащиеся в русских народных костюмах. Один из них "везет" сани с Масленицей (небольшая соломенная кукла, одетая в женскую одежду).
1. Ой да Масленица на двор въезжает, Широкая на двор въезжает! Ой да Масленица, погости недельку, Широкая, погости другую!
2. Едет масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая, Да на саночках расписных, Да на кониках вороных, Живет масленица семь деньков, Оставайся семь годков.
• С понедельника богатые люди начинали печь блины. Бедные же люди начинали печь только с четверга или пятницы. И с икрой, и со сметаной -Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны -Наши солнышки блины!
• Вторник - Заигрыши.
Слайд 13.
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: "У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать". Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем (горячий напиток из воды, мёда и пряностей), чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Во время катания с гор молодые люди высматривали невест, а девушки суженых.
• Среда - Лакомка.
Слайд 14. Ой, ты Лакомка-Среда! Масляна сковорода! Как повелось со старины - Едем к теще на блины! В этот день тещи угощали блинами своих зятьев. Был также очень интересный обычай: теща мазала голову зятя маслом, чтоб был ласковым и к жене "примаслился" (т.е. любил жену и не заглядывался на других женщин).
• Четверг - Разгул, Перелом, Широкий четверг.
Слайд 15.
В четверг заканчивалась "узкая" Масленица и начиналась "широкая". Именно с этого дня начиналось всеобщее празднование Масленицы. Все жители сел и деревень устраивали хороводы, балаганы, веселые игры и пирушки. В этот же день проводились кулачные бои.
Слайд 16.
Иногда для боя полагались специальные меховые рукавицы и толстые шапки, чтобы противники в пылу битвы не покалечили друг друга. В старину было три вида кулачных боев: - бой один на один (или "сам на сам"); - "стенка на стенку" (часто в таком бою бились улица на улицу или деревня на деревню). По старинной примете, чья деревня победит, в той и урожай будет больше; -"сцеплялка - свалка" (каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего "сцеплялся" в битву с другим). Один из кулачных боев (один на один) описан в "Песне о купце Калашникове" М.Ю. Лермонтова: (читают учащиеся 8ых классов) Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву-реку, на кулачный бой, Разгуляться для праздника, потешиться. И приехал царь со дружиною, Со боярами и опричниками, И велел растянуть цепь серебряную, Чистым золотом в кольцах спаянную. Оцепили место в двадцать пять сажень, Для охотницкого бою, одиночного. И велел тогда царь Иван Васильевич Клич кликать звонким голосом:
"Ой, уж где вы, добрые молодцы?Вы потешьте царя нашего батюшку! Выходите-ка во широкий круг; Кто побьет кого, того царь наградит; А кто будет побит, тому бог простит!" (Игра "Петушиные бои". На полу чертится круг, в который встают два участника. Стоя на одной ноге, они пытаются вытолкнуть друг друга из круга).
• Важным событием четверга было взятие снежного городка - символическая битва весны и зимы.
Слайд 17.
"Игра начинается так: ребята делятся на две партии - на конницу и пехоту. Конница осаждает город, а пехота защищает его. Устроясь в боевой порядок, конные по данному знаку пускаются во всю прыть на взятие городка, а пешие, вооруженные помелами и метлами, стараются маханием испугать лошадей, чтобы не допустить к городку. Но некоторые из конных, невзирая на сопротивление, прорываются сквозь пехоту и на всем скаку въезжают в ледяные ворота, что и означает — взят городок. Победителя купают в проруби. После чего угощают вином всех ратоборцев, отличившихся в пехоте и коннице. Потом, сломав крепость, возвращаются в деревню с песнями".
• Масленичная неделя почти никогда не обходилась без балаганов, где весь честной народ мог посмотреть представление, и ряженых, чаще всего это были скоморохи и разные животные. Но эта традиция не так уж стара, потому что народные комедии появились в народном быту только в 18 веке. Слайд 18.
• Пятница - Тещины вечерки.
Слайд 19.
Пятница давала шанс тещам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами. Зять должен был лично пригласить тещу с вечера, а утром — еще и прислать за ней специальных посыльных — "зватых".
• Суббота - Золовкины поседелки.
Слайд 20.
В субботу молодые женщины приглашали к себе золовок (золовка - сестра мужа). Гостий нужно было не только накормить от души, но и одарить.• Воскресенье - Прощеное воскресенье. В масленично воскресенье Все старался старый Тит Попросить у всех прощенья И ответить: "Бог простит!" Слайд 21.
Наши предки просили друг у друга прощение и в ответ слышали: "Бог простит". Эта традиция дошла и до нашего времени. В знак прощения друг другу обид по давней русской традиции нужно было троекратно поцеловаться. Завершалась Масленичная неделя сжиганием чучела. Этим действием прогоняли тьму, зиму, смерть.
Слайд 22.
Костер символизировал солнце, которое набирало силу и возрождало природу к жизни. После сожжения Масленицы оставшийся пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай. В кострах иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, а детям говорили, что в костре сгорели все сытные блюда. Говоря о Масленице, мы не забываем про разные масленичные забавы, которые возникли в разное время, но широко распространены в настоящее время. Сложно представить себе празднование Масленицы без перетягивания каната, "покорения" масленичного столба и ярмарки.
Слайд 23.
Славяне всегда широко праздновали Масленицу. А отмечается ли Масленица в других странах?
Слайд 24.
Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского "карнавал" означает "Говядина, прощай!". А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась "мясопустом", поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо. В католических странах отмечается такой праздник, но имеет другие названия: Блинный день (Англия), Жирный вторник (США), Марди Гра (Франция) Белтейн (Ирландия, Шотландия).В Шотландии на Масленицу пекут постные лепешки. Выпечку блинов шотландцы считают важным ритуалом, в котором должны принять участие все члены семьи (один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин). В Англии на Масленицу проводятся "блинные бега". В 11.45 раздается звон "блинного колокола". В бегах участвуют девушки и женщины старше 18 лет. Каждая бежит с горячей сковородкой и блином. Во время бега нужно несколько раз подбросить блин на сковородке и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится победительницей и получает награду - поцелуй звонаря. Русская Масленица по сути своей является и аналогом Хэллоуина, ведь целью обоих праздников является "задабривание" духов на целый год вперед. А что вы знаете о блинах? (Ответы учащихся).
Слайд 25.
В старину без блинов не обходились ни свадьбы, ни похороны, ни родительские дни. Блины были основным блюдом и в праздничные, и в поминальные дни. Известный русский писатель А.П. Чехов писал: "Вы знаете, что блины живут уже более тысячи лет... Они появились на белый свет раньше русской истории, пережили её всю от начала до последней странички". С древних времен существовало множество примет, связанных с приготовлением блинов.
Слайд 26.
- Если хозяйка одалживала сковородку, то плохой приметой считалось возвращать ее пустой (на ней непременно должен был остаться 1 блин - последний). - Когда готовят тесто, нельзя ни входить, ни глядеть, ни спрашивать... Если же кто-нибудь заглянет и скажет: "Какое хорошее тесто!", то тогда хоть выливай — не удадутся блины. - Кушая блины, нельзя было пользоваться ножом или вилкой, чтобы не накликать губительные для сельского хозяйства природные явления. - Оставшиеся в конце недели блины следовало сжечь в костре, в котором сгорала соломенная Масленица, чтобы не оставлять зла. Существует очень много разных поговорок. (Учащимся предлагается начало поговорок, задача - вспомнить вторую часть этих поговорок).
Слайд 27.
Не житье, а Масленица! Масленица объедуха, деньгам приберуха. Блин не сноп — на вилы не наколешь. Блин не клин, брюха не расколет. Хоть с себя все заложи, а Масленицу проводи. Как на масляной неделе в потолок блины летели. На горах покататься, в блинах поваляться. Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Окончание классного часа: детям раздаются памятки (рецепты блинов).
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
«Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 7 VIII
вида». г.Сергиев Посад
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ 5-9КЛАССОВ
СЦЕНАРИЙ праздника «Ой, масленица, красота, открывай-ка ворота!»
Цель: • Приобщать детей к русской культуре, традициям русского народа;
Задачи:
• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;
• Обогащать духовный мир детей;
• Обобщить и закрепить знание детей о празднике Масленица;
• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре - действии, приобщить всех участников к традициям проведения народного праздника;
• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях; Ожидаемые результаты:
• Приобщение детей к традициям проведения народного праздника - Масленицы, через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии;
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику;
• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;
Место проведения - спортивная площадка
Оборудование:
• Чучело Масленицы;
• Музыкальное оформление праздника: народные мелодии;
• Предметы для игр: санки, колокольчик, ленты, корзина с шарами, кегли;
Оформление - постройки из снега; в центре площадки снежная тумба, в ней чучело Масленицы; разноцветные круги на снегу; атрибуты для игр;
Действующие лица:
• Ведущий
• Скоморохи (2)
• Зима
• Масленица
• Весна - краснаКикимора (все участники принимают активное участие в играх; 9е классы помогают в судействе)
ВЕДУЩИЙ: Дамы и господа! Судари и сударыни, люди добрые! Поклон Вам от честной боярыни Широкой Масленицы! (кланяется). Вы не случайно здесь слышите русские народные песни. Ведь праздник наш самый что ни на есть народный. Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с её белыми снегами, санками, играми. Но уже совсем скоро появится солнце - яркое, весёлое - и наступит весна! А какая же весна без Масленицы. И прежде, чем она сюда явится, позвольте представить моих помощников. Весёлые скоморохи!!!
1-й скоморох. О-хо-хо, а-ха-ха! Смотри-ка, сколько кругом зевак собралось!
2-й скоморох. И чего народу дома не сидится, чего пришли?
1-й скоморох. Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело, на печи бока отлежали, вот они к нам на блины и набежали.тем более смотри вокруг сколько блинов да пирогов печется - все и не съесть! Не знаешь, по какому случаю такой пир горой?
2-й скоморох. Как же не знать! Знаю-знаю, и тебе расскажу, и всем собравшимся расскажу! Масленица — замечательный, веселый праздник, который хочется встретить на улице. Весна уже вступает в свои права, но пока это только календарная весна, на улице еще господствует зима.
1-й скоморох. «А мы Масленицу встречали, сыром горки набивали, маслом горки поливали!» — запевали во время одного из самых длинных славянских праздников наши предки, поедавшие семь дней масленичной недели блины. И не просто поедали, а со смыслом, ибо каждому дню было дано свое имя.
2-й скоморох. Понедельник так и именовался - «Встреча»На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой Масленицы широкой боярыни.
1-й скоморох. Вторник! Вот тут уж начиналось веселье, день назывался «Заигрыш» Парни высматривают себе невест, молодые семьи катаются с горок и зовут родных и знакомых на блины.
2-й скоморох. Среда был днем для гурманов и назывался «Лакомка». В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки
1-й скоморох. Четверг, друзья! Звали его здорово - «Разгульный четверток» Вот тут-то начиналось основное веселье: катались по улицам, пели частушки, устраивали кулачные бои и разные обряды.
2-й скоморох. Пятница - «Тещины вечерни» Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости!
1-й скоморох. Суббота: «Золовкины посиделки» В субботу, на золовкины посиделки молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.
2-й скоморох. Воскресенье: «Прощеный день» — последний день Масленицы Воскресенье было наиболее важным днем масленичной недели — заговенье перед началом Великого поста.
1-й скоморох. Вооот, господа мои хорошие! Самое главное - сегодня наиважнейший день всей масленичной недели! Уж сегодня нам просто необходимо как следуетразгуляться, развеселиться, растанцеваться и....наесться блинов да выпечки вкусной, да чаю горячего нахлебаться до согревания всех частей тела!
2-й скоморох. Вот это ты загнул! Значит, начинаем праздничное веселье!!! Ура! Предлагаю поиграть.
Ведущий: Вызываем на канат. Десять слева, десять справа, Только мускулы трещат. (собираем две команды, равноценные по силам! Скоморохи, будьте объективны! Чертим краской черту - середину каната. У какой команды последний участник заступит за черту, та команда проиграла) «Перетягивание каната» В конкурсе участвуют 8а и 86 класс. Победители получают награду.
Ведущий: Вот бревно, а вот мешки, Выходите, мужики! Кто кого мешком собьёт. Тот подарок заберёт! «Бой с подушками» Два участника с подушками поднимаются на брус. Задача - подушкой сбить противника с бревна (возможно три попытки). ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР СКОМОРОХИ ОСТАЮТСЯ СРЕДИ УЧ-СЯ
Ведущий: Теперь самое время Масленицу звать - Зиму провожать - Весну встречать. Весна, весна красная, Приди, весна, в гости к нам Приди, весна, с радостью,С великой милостью. ПОД МУЗЫКУ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗИМА
Зима: Здравствуйте, люди добрые! Спасибо, что пришли попрощаться со мной - Холодной и вьюжной зимой. Уж любила я вас, Развлекала я вас. Щёки, уши и нос Щипала не раз. Так ответьте Зиме В мой последний час. Угодила ль я вам? Уходить мне от вас?
Зима: А почему вы Весну без моего приказа зовёте? Кто своевольничает?
Ведущий: Не гневайся, матушка, только устали мы от тебя! Надоело мёрзнуть да зябнуть! Хочется у солнышка погреться.
Зима Это ещё успеется. Рановато мне уходить от вас. Погодите немного.
Ведущий: Матушка, Зима, да ты взгляни на календарь! Число - то какое нынче! Февраль месяц заканчивается, не сегодня - завтра март придёт!
Зима: Мне календарь не указ! По календарю может быть и весна скоро, только на самом деле это не так! Желаю ещё погостить у вас. Неохота мне уходить на север. Скучно там.
Ведущий: Полно, Зимушка, печалиться. Ты давай не ленись, Лучше с нами веселись.
Зима: Хочу детей поразвлекать! 5а, 56. 5в Создаются две сборные команды. Игра «Снежная змейка» (скоморохи помогают судить, привлекаются 2ребят 9го класса).
Ведущий: Как сходились, собирались Удалые бойцы русские На реку, на кулачный бой. Разгуляться для праздника, потешиться. Игра «Кулачные бои» (В начерченном круге пара стоя должна вытолкнуть соперника из круга) Слышится звон колокольчика. На санках «разбойники» везут Кикимору, переодетую в Весну.
Кикимора: Тр-р-р! Приехали! Весну приглашали? Вот я и приехала!
Ведущий: А ты кто? Весну то мы на видим.
Кикимора: Вы что, Весну - раскрасавицу не признали? Приглашали? Звали? Встречайте как положено! Привет, дедки - старушки, мальчишки и девчушки! Я так торопилась, так торопилась, что слова все по дороге растеряла. (Обращается к ведущей) Ну-ка, подь сюды. Что дальше - то? (ведущая на ухо ей подсказывает). А -А - А. Вспомнила. Пора, говорят, к обязанностям своим приступать. Всё, Зима, т ы можешь быть свободна, мне тут с вами некогда болтать, пора работать, я к этой роли, может, 1 ООлет готовилась, недоедала, недосыпала.Я, Масленица, девка вольная, Блинами щедрая! Хлебосольная! В этот праздничный денёк Давайте, животы набивайте, Песни пойте и играйте! Вы готовы веселиться? Не слышу, готовы? Ну, что ж, проверим на деле!
1 .Масленица вместе с детьми (2круга) водит хоровод вокруг Масленицы.
2. Игра «Поймай шар» Из желающих собираются две команды по 5человек. Задача - с помощью ведёрка нужно поймать шарик. Помогают ребята 9классов.
Ведущая: Вот и наступила пора и Весне в гости прийти. Давайте все дружно покличем её: Весна - красна! Приди скорей! Всю землю согрей! Звучит музыка, слышно пение птиц. Появляется Весна.
Весна: Здравствуйте, люди добрые! Услыхала я песни ваши звонкие и что ждёте меня. Снег да холод прогоню, Тепло на землю принесу.
Ведущий: Спасибо, Весна - Весеница. Иди с нами веселиться! Весна проводит игры.
- Игра «Путаница» Дети встают в длинную цепочку. Впереди Весна.
Задача - запутать змейку. Кто потерялся - тот проиграл.
- Игра «Силачи» Игра с гирей. Кто больше поднимет гирю.
Ведущая: Широкая Масленица» Сладко ты нас поила, кормила, хорошо потешила! Настала пора тебя провожать.Слушайте, слушайте все! По старинному по русскому обычаю- прошаемся с Масленицей, но без слёз и печали! Ведь мы прощаемся с ней всего на год! Прощаясь с Масленицей, мы оставляем всё плохое, что накопилось у нас с вами и начинаем новую жизнь. (Полноправная хозяйка Весна усаживает Масленицу в санки и скоморохи увозят) под музыку Все участники праздника приглашаются на блины
СЦЕНАРИЙ праздника «Ой, масленица, красота, открывай-ка ворота!»
Цель:
- Приобщать детей к русской культуре, традициям русского народа;
Задачи:
- Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;
- Обогащать духовный мир детей;
- Обобщить и закрепить знание детей о празднике Масленица;
- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре – действии, приобщить всех участников к традициям проведения народного праздника;
- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
Ожидаемые результаты:
- Приобщение детей к традициям проведения народного праздника – Масленицы, через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии;
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику;
- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;
Место проведения – спортивная площадка
Оборудование:
- Чучело Масленицы;
- Музыкальное оформление праздника: народные мелодии;
- Предметы для игр: санки, колокольчик, ленты, корзина с шарами, кегли;
Оформление – постройки из снега; в центре площадки снежная тумба, в ней чучело Масленицы; разноцветные круги на снегу; атрибуты для игр;
Действующие лица:
- Ведущий
- Скоморохи (2)
- Зима
- Масленица
- Весна – красна
- Кикимора (все участники принимают активное участие в играх; 9е классы помогают в судействе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
«Здоровый ребёнок, здоровая семья, здоровое село»
Воспитательная программа по пропаганде здорового образа жизни....
Классный час на тему «Здравствуйте, на здоровье, будьте здоровы!»
Здоровье – это тот подарок, КОТОРЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОДАРИТЬ СЕБЕ, А МОЖЕТ И ОТНЯТЬ У САМОГО СЕБЯ. (Г. ЛАРОШФУКО)...
Тема беседы: «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель беседы: сформировать знания о здоровье, помочь учащимся осознать возможность разумного отношения к своему здоровью с самых ранних лет, определить свои вредные привычки, познаком...
Классный час на тему: «Здоровая семья – здоровые дети – здоровая Россия.»
Здоровье - это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия....
Тема цикла: « В здоровом теле, здоровый дух». Тема урока: «Как Ваше здоровье?»
Класс: 7 УМК “Spotlight” авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляка,В.Эванс....