«В гостях у Золушки»
план-конспект на тему
Конспект открытого занятия по формироваанию у детей суффиксального способа словообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого просмотра
«В гостях у Золушки»
Учитель-логопед: Чурочкина Ирина Леонидовна
Программное содержание:
Цель: Познакомить детей со способом словообразования, путем присоединения к основе слова суффикса «ниц(а)», через использование словообразовательных моделей.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о наступившем времени года, предстоящих праздниках;
- закрепить обобщающие понятия «посуда», «продукты», «овощи»;
- формировать умение работать с моделями.
Коррекционные:
- активизировать словарь детей по теме «посуда»;
- упражнять в навыках образования относительных прилагательных;
- упражнять детей в составлении простых распространенных предложений без предлога, и с предлогом «в»;
- продолжать работу над навыками диалогического общения (умении поддерживать беседу со сказочным персонажем, умении ориентироваться при ответе на форму вопроса логопеда);
- активизировать навыки суффиксального способа словообразования;
- развивать мелкую моторику (штриховка).
Воспитательные задачи:
- воспитывать способность сочувствовать другому, оказывать ему помощь в трудной ситуации;
- формировать навыки самоконтроля, умения работать в коллективе.
Материал:
- Мольберт;
- Наборное полотно;
- Предметные картинки «продукты питания»: хлеб, суп, сахар, овощи, рыба, сухарь, конфеты;
- Предметы посуды: сахарница, селедочница, сухарница, супница, салатница, конфетница, хлебница;
- Кукла «Золушка»;
- Карточки-символы;
- Фломастеры;
- Корзинка с конфетами;
- Свеча.
Уровень детей:
- «С» – средний;
- «Н» – низкий.
Содержание занятия:
- Организационный момент:
Дети входят в группу, встают в круг.
Л.: Ребята, какое сейчас время года?
Л.: Какой скоро праздник? (ответы детей). Под Новый год дети и взрослые собираются на новогодний бал, оживают игрушки и происходят разные чудеса.
Звучит музыка, слышится плач девочки.
- Ход занятия:
1. Л.: Ребята, вы слышите, кажется, кто-то плачет. Да это Золушка (логопед и дети подходят к кукле).
Л.: Золушка, почему ты плачешь?
З.: Мачеха и сестры уехали на Новогодний бал.
Л.: А ты, почему не поехала с ними?
З.: Мне сначала надо разложить продукты, а я не знаю куда. Может, вы мне поможете?
Л.: Ребята поможем Золушке? А как? Ответы детей.
2. Л.: Посмотрите, что стоит у вас на столах? Как мы назовем одним словом?
Л.: У Золушки продукты, а у нас … (посуда). Можем мы помочь Золушке разложить продукты? Возьмите каждый по одному продукту. Я взяла сухарь, а ты …? (каждый ребенок называет предметную картинку с изображением продуктов питания)
Л.: Продукты разные и посуда тоже разная. Для каждого продукта своя посуда. Подумайте какая и положите продукты в свою посуду. Сухари я положу в сухарницу. А селедку куда положить?
Логопед произносит название продукта, а ребенок называет посуду. Затем дети раскладывают предметные картинки в посуду, стоящую на столе.
Действия сопровождаются речью детей.
3. Л.: Теперь давайте проверим. … проверяет у …. Поменяйтесь местами.
Логопед предлагает детям проверить друг у друга правильность выполнения задания. Дети меняются местами. Логопед задает детям вопросы:
«С» - «Куда … положил сахар?; «Н» - Что … положил в сахарницу?»
4. Л.: Мы хорошо поработали, все разложили. Давайте сейчас поиграем с этими словами? Подойдите ко мне. Я раздам вам полоски. Длинная полоска будет обозначать название посуды, а короткая – название продукта. …, что обозначает длинная полоска? («С»)
…, что обозначает короткая полоска? («Н») Ответы детей.
Л.: У меня короткое слово «сухарь» - я кладу короткую полоску рядом с этой картинкой. Найдите у себя короткое слово и положите рядом с ним короткую полоску.
Дети под контролем логопеда выкладывают короткие полоски рядом с предметными картинками, обозначающими продукты питания.
Л.: Длинное слово «сухарница». Рядом с ним я положу длинную полоску. …, а ты рядом с каким словом положишь длинную полоску? («Н») Ответы детей.
Дети под контролем логопеда выкладывают длинные полоски рядом с предметами посуды.
Л.: Возьмите короткую полоску и заштрихуйте ее.
Дети по музыку заштриховывают короткую полоску по образцу.
Л.: Вы все помните, что обозначают короткие и длинные полоски? Давайте положим короткую полоску над длинной и назовем короткое слово. А теперь – длинное.
Смотрите, закрашенные части короткого и длинного слова выглядят похоже (логопед обводит похожие части). У вас тоже? Обведите пальчиком похожие части.
И звучат они похоже. Послушайте: сухарь – сухарница (логопед делает паузу перед суффиксом «ница»). И там и там мы слышим слово «сухарь».
Звучат слова похоже. Но одно слово длиннее. Как же так получилось? Что появилось у длинного слова? Ответы детей.
Л.: У длинного слова появился «хвостик» «ница». У ваших слов тоже появился «хвостик» «ница»? Покажите (каждый ребенок обводит пальцем незаштрихованный кусочек длинной полоски).
Л.: Это волшебный «хвостик». Когда он появляется у слова, то название продукта превращается в название посуды.
5. Л.: Поиграем в прятки со словами? Если спрятать «хвостик» «ница», вместо слова «сухарница», останется слово «сухарь». А теперь хвостик появился, и у нас получилось слово «сухарница».
Логопед закрывает (прячет) незаштрихованную часть длинной полоски, а затем открывает. Такая же игра проводится с другими словами.
Л.: Вот какой волшебный хвостик «ница», он помогает нам называть посуду. Если у вас короткое слово и кусочек длинного слова (логопед показывает заштрихованную часть длинного слова) похожи, значит, мы правильно нашли для каждого продукта свою посуду. У всех похожи? Значит, все положили правильно.
Л.: Давайте теперь поможем Золушке накрыть на стол. Несите свое угощение на праздничный стол.
III. Итог занятия:
Дети ставят посуду на стол, накрытый скатертью. Логопед зажигает свечу, стоящую в центре стола. Звучит музыка. Появляется девочка – Золушка.
В руках у нее корзинка с конфетами.
Л.: Ой, ребята, кто это?
З.: Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли, а добрая фея подарила мне платье и туфельки. Теперь я могу поехать на новогодний бал. Я хочу вас угостить конфетами (протягивает корзинку).
Л.: А мы знаем, куда можно положить конфеты. Куда ребята? … принеси конфетницу. Давайте положим конфеты в конфетницу.
Л.: Спасибо, Золушка! Счастливого Нового года!
З.: И вам, счастливого Нового года, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическая тема: «Одежда. Обувь» Игра-занятие «В гостях у Золушки»
Конспект по формированию навыков связной речи и развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи ...
Шоу - программа "В гостях у Золушки"
Шоу программа, посвященная 8 марта....
Творческий проект по технологии "В гостях у Золушки"
Урок-игра обобщения знаний учащихся 5-7 классов....
Творческий проект по технологии "В гостях у Золушки"
Урок-игра обобщения знаний учащихся 5-7 классов...
Общешкольное мероприятие "В гостях у Золушки"
Прздник посвящён 8 марта.В роли Золушек выступают мальчики.Мероприятие способствует созданию прекрасного настроения.Воспитывает уважение к женщине, девушке, девочке....
Методическая разработка по теме: Сценарий спортивного праздника «В гостях у Золушки!»
Данный сценарий подходит для празднования 8 марта в школе. Участники: по 8 девушек от каждого класса и по 2 учителя....
Театрализованное представление по мотивам сказки Ш. Перро « Золушка» « В ГОСТЯХ У ЗОЛУШКИ» (оформление и сценарий)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12497780","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"384","width":"480"}}]]...