«В гостях у Золушки»
план-конспект на тему

Чурочкина (Ефремова) Ирина Леонидовна

Конспект открытого занятия по формироваанию у детей суффиксального способа словообразования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 открытого просмотра

«В гостях у Золушки»

Учитель-логопед: Чурочкина Ирина Леонидовна

Программное содержание:

Цель: Познакомить детей со способом словообразования, путем присоединения к основе слова суффикса «ниц(а)», через использование словообразовательных моделей.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о наступившем времени года, предстоящих праздниках;

- закрепить обобщающие понятия «посуда», «продукты», «овощи»;

- формировать умение работать с моделями.

Коррекционные:

- активизировать словарь детей по теме «посуда»;

- упражнять в навыках образования относительных прилагательных;

- упражнять детей в составлении простых распространенных предложений без предлога, и с предлогом «в»;

- продолжать работу над навыками диалогического общения (умении поддерживать беседу со сказочным персонажем, умении ориентироваться при ответе на форму вопроса логопеда);

- активизировать навыки суффиксального способа словообразования;

- развивать мелкую моторику (штриховка).

Воспитательные задачи:

- воспитывать способность сочувствовать другому, оказывать ему помощь в трудной ситуации;

- формировать навыки самоконтроля, умения работать в коллективе.

Материал:

  1. Мольберт;
  2. Наборное полотно;
  3. Предметные картинки «продукты питания»: хлеб, суп, сахар, овощи, рыба, сухарь, конфеты;
  4. Предметы посуды: сахарница, селедочница, сухарница, супница, салатница, конфетница, хлебница;
  5. Кукла «Золушка»;
  6. Карточки-символы;
  7. Фломастеры;
  8. Корзинка с конфетами;
  9. Свеча.

Уровень детей:

- «С» – средний;

- «Н» – низкий.

Содержание занятия:

  1. Организационный момент:

Дети входят в группу, встают в круг.

Л.: Ребята, какое сейчас время года?

Л.: Какой скоро праздник? (ответы детей). Под Новый год дети и взрослые собираются на новогодний бал, оживают игрушки  и происходят разные чудеса.

Звучит музыка, слышится плач девочки.

  1. Ход занятия:

1. Л.: Ребята, вы слышите, кажется, кто-то плачет. Да это Золушка (логопед и дети подходят к кукле).

Л.: Золушка, почему ты плачешь?

З.: Мачеха и сестры уехали на Новогодний бал.

Л.: А ты, почему не поехала с ними?

З.: Мне сначала надо разложить продукты, а я не знаю куда. Может, вы мне поможете?

Л.: Ребята поможем Золушке? А как? Ответы детей.

2. Л.: Посмотрите, что стоит у вас на столах? Как мы назовем одним словом?

Л.: У Золушки продукты, а у нас … (посуда). Можем мы помочь Золушке разложить продукты? Возьмите каждый по одному продукту. Я взяла сухарь, а ты …? (каждый ребенок называет предметную картинку с изображением продуктов питания)

Л.: Продукты разные и посуда тоже разная. Для каждого продукта своя посуда. Подумайте какая и положите продукты в свою посуду. Сухари я положу в сухарницу. А селедку куда положить?

Логопед произносит название продукта, а ребенок называет посуду. Затем дети раскладывают предметные картинки в посуду, стоящую на столе.

 Действия сопровождаются речью детей.

3. Л.: Теперь давайте проверим. … проверяет у ….  Поменяйтесь местами.

Логопед предлагает детям проверить  друг у друга правильность выполнения задания. Дети меняются местами. Логопед задает детям вопросы:

«С» - «Куда … положил сахар?;  «Н» - Что … положил в сахарницу?»

4. Л.: Мы хорошо поработали, все разложили. Давайте сейчас поиграем с этими словами? Подойдите ко мне. Я раздам вам полоски. Длинная полоска будет обозначать название посуды, а короткая – название продукта. …, что обозначает длинная полоска? («С»)

…, что обозначает короткая полоска? («Н») Ответы детей.

Л.: У меня короткое слово «сухарь» - я кладу короткую полоску рядом с этой картинкой. Найдите у себя короткое слово и положите рядом с ним короткую полоску.

Дети под контролем логопеда выкладывают короткие полоски рядом с предметными картинками, обозначающими продукты питания.

Л.: Длинное слово «сухарница». Рядом с ним я положу длинную полоску. …, а ты рядом с каким словом положишь длинную полоску? («Н») Ответы детей.

Дети под контролем логопеда выкладывают длинные полоски рядом с предметами посуды.

Л.: Возьмите короткую полоску и заштрихуйте ее.

Дети по музыку заштриховывают короткую полоску по образцу.

Л.: Вы все помните, что обозначают короткие и длинные полоски? Давайте положим короткую полоску над длинной и назовем короткое слово. А теперь – длинное.

Смотрите, закрашенные части короткого и длинного слова выглядят похоже (логопед обводит похожие части). У вас тоже? Обведите пальчиком похожие части.

И звучат они похоже. Послушайте: сухарь – сухарница (логопед делает паузу перед суффиксом «ница»). И там и там мы слышим слово «сухарь».

Звучат слова похоже. Но одно слово длиннее. Как же так получилось? Что появилось у длинного слова? Ответы детей. 

Л.: У длинного слова появился «хвостик» «ница». У ваших слов тоже появился «хвостик» «ница»? Покажите (каждый ребенок обводит пальцем незаштрихованный кусочек длинной полоски).

Л.: Это волшебный «хвостик». Когда он появляется у слова, то название продукта превращается в название посуды.

5. Л.: Поиграем в прятки со словами? Если спрятать «хвостик» «ница», вместо слова «сухарница», останется слово «сухарь». А теперь хвостик появился, и у нас получилось слово «сухарница».

Логопед закрывает (прячет) незаштрихованную  часть длинной полоски, а затем  открывает. Такая же игра проводится с другими словами.

Л.: Вот какой волшебный хвостик «ница», он помогает нам называть посуду. Если у вас короткое слово и кусочек длинного слова (логопед показывает заштрихованную часть длинного слова) похожи, значит, мы правильно нашли для каждого продукта свою посуду. У всех похожи? Значит, все положили правильно.

Л.: Давайте теперь поможем Золушке накрыть на стол. Несите свое угощение на праздничный стол.

               

 III.   Итог занятия:

Дети ставят посуду на стол, накрытый скатертью. Логопед зажигает свечу, стоящую в центре стола. Звучит музыка. Появляется девочка – Золушка.

В руках у нее корзинка с конфетами.

Л.: Ой, ребята, кто это?

З.: Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли, а добрая фея подарила мне платье и туфельки. Теперь я могу поехать на новогодний бал. Я хочу вас угостить конфетами (протягивает корзинку).

Л.: А мы знаем, куда можно положить конфеты. Куда ребята? … принеси конфетницу. Давайте положим конфеты в конфетницу.

Л.: Спасибо, Золушка! Счастливого Нового года!

З.: И вам, счастливого Нового года, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема: «Одежда. Обувь» Игра-занятие «В гостях у Золушки»

Конспект  по формированию навыков связной речи и развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи ...

Шоу - программа "В гостях у Золушки"

Шоу программа, посвященная 8 марта....

Творческий проект по технологии "В гостях у Золушки"

Урок-игра обобщения знаний учащихся 5-7 классов....

Творческий проект по технологии "В гостях у Золушки"

Урок-игра обобщения знаний учащихся 5-7 классов...

Общешкольное мероприятие "В гостях у Золушки"

Прздник посвящён 8 марта.В роли Золушек выступают мальчики.Мероприятие способствует созданию прекрасного настроения.Воспитывает уважение к женщине, девушке, девочке....

Методическая разработка по теме: Сценарий спортивного праздника «В гостях у Золушки!»

Данный сценарий подходит для празднования 8 марта в школе. Участники: по 8 девушек от каждого класса и по 2 учителя....

Театрализованное представление по мотивам сказки Ш. Перро « Золушка» « В ГОСТЯХ У ЗОЛУШКИ» (оформление и сценарий)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12497780","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"384","width":"480"}}]]...