Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
статья на тему
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с молодыми инвалидами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Здоровье − основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.
Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся одна из важнейших задач стоящих перед логопедом.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие обучающегося и сохранение его здоровья: на общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание и память, создают положительный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Я считаю, что в моей работе это особенно актуально, так как я работаю с молодыми инвалидами в возрасте от 18 до 45 лет. Большинство из них инвалиды детства. Инвали́дность (лат. invalidus — букв. «несильный», in — «не» + validus — «силач») — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Опыт работы с данным контингентом показал, что отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения привело к тому, что их речь стала тусклой, вялой, тихой. Речь инвалидов зачастую эмоционально невыразительна, интонационно слабо окрашена, они затрудняются ставить логические ударения, делать паузы, которые являются средством смысловой выразительности речи, не умеют управлять силой голоса, не используют разнообразные оттенки темпа, от которых теряются динамика, живость, богатство выразительного звучания и, как результат, страдает художественная выразительность речи. Также, для них характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы.
Задачи, стоящие передо мной, при работе с инвалидами в возрасте от 18 до 45 лет:
1. Повысить результативность коррекционного процесса;
2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;
3.Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;
4.Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;
5. Пропагандировать здоровый образ жизни.
Поиски эффективных путей решения этих задач, а также методов и приемов, соответствующих возрасту моих воспитанников, привели меня к артпедагогике, сущность которой заключается в воспитании, обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в различных видах художественной деятельности. Я пришла к выводу, что из всех направлений артпедагогики наибольшими возможностями многогранного воздействия обладает театр. В своей работе я использую элементы театротерапии, так как в процессе театрализованной деятельности незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Также, театральная деятельность способствует развитию чувств, глубоких переживаний; приобщает к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляют «актера» сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые событиям.
Как уже говорилось выше, применение здоровьесберегающих технологий в работе с молодыми инвалидами особенно значимо, поскольку, как правило, они соматически ослаблены, имеют хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Здоровьесберегающие технологии позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению молодых инвалидов, формируют мотивацию на здоровый образ жизни. Только комплексное воздействие может дать успешную динамику речевой коррекции и социальной адаптации молодых инвалидов. И помогает мне в этом именно театротерапия, которая сама является здоровьесберегающей технологией, т.к. работа над инсценировками способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание текстов способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение месторасположения на сцене, развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию, при наличии доброжелательных зрителей «актер» учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе.
Также, на своих логопедических занятиях я использую следующие здоровьесберегающие технологии:
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.
Параллельно с этим решается и ряд оздоровительных задач, таких как:
-насыщение организма кислородом;
- улучшение обменных процессов;
- нормализация психо-эмоционального состояния;
- повышение иммунитета.
Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика способствует:
- чёткому произношению звуков речи, что увеличивает скорость чтения, а также его качество (правильность и выразительность)
- снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на занятие
- формированию навыков самоконтроля.
Развитие мелкой моторики рук
Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая процесс коррекции речевых нарушений. По данным М.М. Кольцовой, тренировка пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Что немаловажно, не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной деятельности эти упражнения, помогают снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивают ручную умелость. Помогает мне в этом кукольный театр. Куклы-перчатки, пальчиковые куклы, самостоятельно вылепленные из пластилина, куклы, изготовленные из бросового материала не только улучшают мелкую моторику, но и создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность.
Физкультминутки
Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Гимнастика для глаз
Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:
-развивают концентрацию внимания
-обеспечивают межполушарное взаимодействие
-развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями
-улучшают аккомодацию
Такие упражнения после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи − развитию оптико-пространственных представлений.
Самомассаж. Су-Джок терапия.
В логопедической работе все большую популярность получают новые лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи.
По концепции микроакупунктурных систем организма, на коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка.
Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики, орехи и др.) При стимуляция рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.
Система воздействия на область ушных раковин, путем легкого массажа (надавливания, растирания, поглаживания) оказывает общеукрепляющее воздействие, улучшает кровообращение, стимулирует деятельность нервных центров, повышает тонус, активизирует внимание. Наиболее эффективно использовать эти упражнения в утреннее время, предваряя логопедическое занятие.
Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев)
Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.). Они решают ряд важнейших задач:
-развитие специализации полушарий головного мозга;
-синхронизация полушарий головного мозга;
-развитие мышления, памяти, внимания;
-развитие способности к произвольному контролю;
-снятие психо-эмоционального напряжения;
Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи обучающему в переключении на другой вид деятельности.
Релаксация.
Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у воспитанников возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применение их в моей практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда даёт положительные результаты:
-снижение уровня заболеваемости;
-повышение работоспособности, выносливости;
-развитие психических процессов;
-улучшение зрения;
-формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
-развитие общей и мелкой моторики,
-повышение речевой активности;
-увеличение уровня социальной адаптации.
Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию обучающегося.
Список литературы:
• Каминская Л.И., Никифорова Т.В. Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи. Методическое пособие - М: Полиграф сервис, 1999. - 172 с.
• Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 128 с.
• Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб.: Корона, 2004. – 78 с.
• Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. - М.: ООО «Изд-во Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2006. – 96 с.
• Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М: Просвещение, 1989. – 223 с.
• Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекционно-развивающие педагогические технологии как эффективный путь усовершенствования учебного процесса в работе учителя - логопеда».
В последние десятилетия в образовательной среде вместе с развитием педагогической науки расширяется значение основных научных понятий, и появляются новые термины. Расшире...
Технология дидактического синквейна в работе учителя-логопеда логопедического пункта
Описание технологии дидактического синквейна...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошк...
Коррекционные – развивающие технологии в работе учителя – логопеда
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности....
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ»
Здоровье - основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добит...
Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...