Слухоречевая реабилитация детей со СА или КИ
статья на тему
Центральная задача слухового восприятия - формирование и развитие у детей способности воспринимать на слух речь. Значит на слуховых занятиях ( как и на всех других занятиях и в быту) должно осуществляться обучение детей речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluhorechevaya_reabilitatsiya_detey_so_sa_ili_kohlearnymi_implantami.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Слухоречевая реабилитация детей со СА или КИ
Слухоречевая реабилитация со слуховыми аппаратами или кохлеарным имплантом включает:
- настройку СА или процессора кохлеарного импланта;
- развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью СА или КИ;
- развитие навыков общения - способности взаимодействовать с окружающими людьми, используя любые формы общения, по мере развития речи - умение общаться с помощью речи;
- развитие языковой системы – овладение значением множества слов, правилами изменения и соединения слов в предложении;
- развитие устной речи - развитие умения произносить звуки речи, соединять их в слова и предложения, пользоваться речью для общения.
Это требует много лет. Кроме того, маленький ребенок нуждается в развитии других навыков, которые у глухих детей обычно развиваются с нарушением:
- развитие общих представлений об окружающем мире, мышления, памяти, внимания;
- развитие двигательной активности (крупная и мелкая моторика);
- развитие эмоционально - волевых качеств - умения контролировать свои эмоции, желания, доводить дело до конца и др.
Центральная задача слухового восприятия - формирование и развитие у детей способности воспринимать на слух речь. Значит, на так называемых слуховых занятиях (как и на всех других занятиях и в быту) должно осуществляться обучение детей речи.
Каждое слово (словосочетание, фраза), с которым встречается ребенок, он должен представлять себе в возможно большем разнообразии его значений. А это возможно лишь тогда, когда ребенок сам переживает эти значения.
Чтобы у ребенка с нарушением слуха появились и стали устойчивыми слуховые (акустические) образы различных речевых единиц (слов, словосочетаний, фраз), ему следует прослушать их десятки, а иногда и сотни раз. Но многократность предъявления одного и того же слова ни в коем случае не предполагает его ежедневного прослушивания до тех пор, пока ребенок не научится слышать это слово. Этого делать нельзя.
Обеспечить повторяемость одного и того же материала можно, включая его в занятия периодически в течение длительного времени: через день, через два дня, через неделю, два дня подряд, через 10 дней, через 2-3 дня, через месяц, два месяца и т.д.
Известно, что при прослушивании тех или иных речевых единиц перед детьми стоят разные задачи - в одних случаях, например они должны опознавать материал, а в других - различать его на слух. И в том и в другом случае любое услышанное слово (словосочетание, фраза) должно вызывать у каждого ребенка определенное представление. Понимание услышанного и повторенного ребенок должен уметь выразить в своей деятельности. Рассмотрим на примере, как может быть организована эта работа.
Ребенку предлагается следующий материал: девочка идёт, зелёный квадрат, мост.
Материал к занятию: отдельные таблички с указанными речевыми единицами и несколько добавочных табличек. Картинки с изображением «девочка идет» и несколько других картинок (мальчик идет, кошка спит, девочка прыгает и т.д.), фломастеры (карандаши), бумага, конструктор, строительный материал (кубики, брусочки, кирпичики)
Опознавание - перед ребенком нет никаких предметов.
- За экраном вы произносите словосочетание девочка идет. Правильно услышав словосочетание, девочка идет, ребенок повторяет его, и тут же по вашей просьбе он выбирает нужную картинку. Далее предлагаете на выбор несколько табличек не относящихся к данному занятию, среди которых имеется и табличка девочка идет (например: мальчик бежит, девочка прыгает, девочка идет, кубик и т.п.). Ребенок выбирает нужную табличку. После чего на столе перед ребенком появляется картинка и табличка девочка идет.
- Следующее предъявление – мост. Правильно восприняв это слово, ребенок по вашей просьбе (построй) должен построить данный предмет. Не давайте ему материал для постройки – он должен понять, что нужно сделать: попросить материал или взять самому. Далее предлагаете на выбор несколько табличек, не относящихся к данному занятию, среди которых имеется и табличка мост.
- Следующее предъявление - зелёный квадрат. Правильно восприняв это слово, ребенок по вашей просьбе (нарисуй) должен нарисовать этот предмет. Далее предлагаете на выбор несколько табличек, не относящихся к данному занятию, среди которых имеется и табличка зелёный квадрат .
Вы не произносите словосочетание ( слово, фразу) без экрана - важно, чтобы ребенок выбрал нужную картинку (изобразил действие и т.д.) и табличку, только на слух, а не с помощью слухо - зрительного восприятия.
Пока ребенок выполняет ваше задание, вы несколько раз с разными промежутками повторяете это слово (словосочетание), а ребенок, услышав, каждый раз повторяет его.
В итоге перед ребенком лежит картинка и табличка девочка идёт; рисунок ребенка и табличка зелёный квадрат; постройка моста и табличка мост.
Далее начинается различение.
Литература
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г.. /Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье/1991.
Леонгард Э.И.. Всегда вместе. / Программно - методическое пособие для родителей детей с патологией слуха./ М.,» Центр Леонгард»,2000.
Королёва И.В., Янн П.А. /Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей, педагогов и врачей/.-2-е изд., Санкт - Петербург2013.
Королёва И.В.,/Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электронное протезирование слуха)/. С.- П.2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по коррекции слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки.
Методические рекомендации. Коррекциионная работа по развитию слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки....
Комплексная реабилитация детей посредством театральной деятельности в условиях отделения социальной реабилитации.
Использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взросл...
Доклад Этапы слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации
Доклад и презентация (13 слайдов). Этапы слухоречевой реабилитации детей после КИ - первое положение "слухового" метода.Литература - Королёва И. В....
Слухоречевая реабилитация детей с нарушениями слуха.
В статье публикуется дополнительная программа по развитию навыков коммуникации, слухового восприятия, связной речи у детей с нарушенным слухом....
КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. Составитель: Юрина Галина Николаевна, учитель -дефектолог
Рабочаа индивидуальная программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации разработана для школьников, обучающихся в среднем и старшем звене школы для детей с нарушениями слу...
Организация коррекционной работы по слухоречевой реабилитации учащихся с нарушенным слухом
В данной статье описан опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха...
Организация слухоречевой реабилитации обучающихся после кохлеарной имплантации
Статья предназначена для учителей-дефектологов, работающих с кохлеарноимплантированными обучающимися....