Конспект урока по швейному делу для учащихся 9 класса
план-конспект урока (9 класс) на тему

Милованова Татьяна Александровна

Тема:  «Снятие    и запись  мерок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_otkrytyy_urok.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Кавказский район станица Казанская

Государственное бюджетное   общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья

общеобразовательная школа –интернат №7 VIII вида

станицы Казанской Краснодарского края

Конспект урока по швейному делу  

для учащихся 9 класса

специальной (коррекционной)

 школы-интерната VIII вида.

Тема:  «Снятие    и запись  мерок».

Подготовила Милованова Татьяна Александровна

учитель  профессионально трудового обучения    (швейное дело)

Ст. Казанская

2016г.

Тема:  Снятие    и запись  мерок.

Цель: Ознакомить учащихся с мерками, которые необходимы для построения чертежа  блузки.

Задачи:

Обучающие:

- совершенствовать умения по снятию мерок,

- обобщить, систематизировать и дополнить знания учащихся об одежде,

- закрепить сведения о плечевой одежде,

-познакомить девочек с профессиями работников ателье по пошиву одежды.

Коррекционно – развивающие:

- развивать  зрительное   внимание, словесно- логическое мышление,

-мелкую моторику, двигательную активность.

Воспитательные:

-воспитывать толерантное отношении друг к другу, взаимное

сотрудничество;

- прививать интерес к предмету через связь с другими предметами,

желание познавать новое.

Профориентация:  художник-модельер,  закройщик,  ателье, приемщик.

Методическое оснащение урока:

1.Материально-техническая база:

 -инструменты и приспособления (сантиметровая лента, шнуровая резина).

2.Дидактическое обеспечение:

-.Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Швейное дело. 9 класс в/ш. - М.: Просвещение, 2005

-рабочая тетрадь;

-презентация «Снятие мерок с фигуры человека»;

-образцы юбок; блузок.

- журналы мод;

- манекен.


Ход урока.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

1.1 Контроль посещаемости.

1.2 Проверка готовности к уроку.

II. Введение в тему.                          

У окна сидит портной –

Он парнишка озорной!

Ножницами щелк, щелк, щелк.

В своем деле знает толк!

– Ребята, а кто такой портной? Чем он занимается? В каком деле «знает толк»? (Ответы детей.)

Портной – мастер, специалист по шитью одежды. Профессия портного – одна из старейших и необходимейших в мире. Первым портным по праву может считаться первобытный человек, додумавшийся с помощью костяной иглы и жил соединить между собой несколько звериных шкур. Костюмы, платья, пальто, белье – все это результат деятельности портных. Кроме пошива новой одежды, портные ремонтируют старую, выполняя различные виды швейных работ. Работницу, занимающуюся шитьем, мы называем швеей или портнихой. А дело, в котором она знает толк, – швейное дело.

Учитель. – Сегодня тема нашего урока «Снятие    и запись  мерок».  Мы повторим  ассортимент плечевых  и поясных изделий и научимся снимать новые, незнакомые для вас мерки, которые необходимы для построения чертежа плечевого изделия. А сейчас для зарядки проведем “мозговой штурм”.

Коррекционно-развивающие упражнения:

Собрать разрезные картинки.
– Систематизировать карточки с геометрическими фигурами разных цветов (желтый, оранжевый, синий, фиолетовый). Фигуры (квадрат, треугольник, трапеция, ромб). Карточки учащиеся могут разложить по фигурам, по цвету, в зависимости от логического мышления каждого учащегося. [2] 
<Рисунок 1> Тест Когана

Матрица (таблица) с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов спектра и отдельные карточки с теми же фигурами разного цвета. Карточек должно быть всего 25 (5 кругов разного цвета, 5 квадратов, 5 треугольников, 5 овалов, 5 трапеций).

Тест проводят в несколько этапов, на каждом из которых детям дают свою инструкцию.

Инструкция. 1. Разложи карточки по цвету. 2. Разложи карточки по форме. 3. Посмотри внимательно на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.

Помощь учителя при выполнении теста исключается. Объяснение способа решения задания, так же как и исправление ошибок, возможны только после окончания работы или отказа ребенка ее выполнять.

III. Актуализация опорных знаний.

  • Что такое мерки? Мерки- это основные размеры фигуры человека, полученные путём её  измерения.
  • при помощи чего снимают мерки? (сантиметровой ленты)
  • как должен стоять измеряемый? (без напряжения, руки опущены, пятки вместе)
  • в какой последовательности снимают мерки? (сначала мерки обхватов,  затем - длин)
  • как отмечают линию талии? Зачем? (тесьмой, чтобы точно снять мерки,  которые измеряют до линии талии и от линии талии)
  • какой буквой обозначают мерки длин? В каком объёме их записывают? ("Д", полностью)
  • в каком объёме записывают мерки обхватов, почему? Как их обозначают? (в половинном объёме, "С")

-Какие линии используют при построении чертежа?

(Линии чертежа имеют определенные названия и толщину.

Линии  чертежа  выполняют  сначала сплошной тонкой линией. А затем контур чертежа обводят  сплошной основной линией).  

-Как различают одежду по способу  носки? (Поясные и плечевые изделия.

К поясным изделиям, как вы уже знаете, относятся юбки, брюки и т. д.

К плечевым изделиям относят платья, блузки, халаты, сарафаны, жилеты и т. д.)Люба.

-Что вы знаете о  платье? (Платье - женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединенных в одно целое. Они бывают цельнокроеные, отрезные по линии талии, линии бедер, линии груди, с рукавами и без рукавов, с воротником и без него. Платья могут быть отделаны вышивкой, оборками, кружевом, пуговицами, складками и другими видами отделки.(Наташа)

-Что такое сарафан? – (Разновидность платья, но без рукавов, чаще всего на бретелях).(Лера)

-Чем отличается халат от платья? (Особенностью халата является наличие разреза спереди до низа изделия. Халат может быть с застежкой на пуговицах и без застежек. В этом случае он имеет пояс, завязывающийся сбоку или сзади).

-Что вы знаете о  блузке? (Блузка - вид одежды, покрывающий верхнюю часть туловища. Блузка может быть с воротником, рукавами и без них, с застежкой и без нее. Блузки могут служить самостоятельным видом одежды или составлять часть комплекта одежды).(Шура)

 Физминутка    

А сейчас всё по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись:

Через правое плечо, через левое ещё.

Дружно присели, пятачки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

За работу принялись.

IV. Изложение нового материала. Вводный инструктаж.

 Но какой бы вид одежды мы ни выбрали, прежде чем ее сшить,

ее нужно спроектировать и сконструировать - точно так же, как любой станок, машину. А как взяться за работу, с чего начать?

Прежде всего, сантиметровой лентой нужно измерить свою фигуру.

Снятие мерок очень ответственное дело. От точности мерок зависит правильность построения чертежа и, как следствие, посадка изделия на фигуре.

Памятка по снятию мерок.

Название мерки

Условное обозначение

Правила снятия мерки

Назначение мерки

Мерки  на себе

Полуобхват груди

С г

Сзади горизонтально по лопаткам, спереди – по выступающим точкам грудных желез.

Определение ширины изделия

 

Длина спины до талии

Дтс

От седьмого шейного позвонка до линии талии

Определение положения линии талии

 

Обхват плеча

Оп

Перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечных впадин

Определение ширины рукава

 

Полуобхват шеи

Сш

По основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над яремной впадиной.

Определение размера горловины

 

Длина изделия

Ди

От точки основания шеи до желаемой длины изделия

Определение длины изделия

 

Учитель показывает снятие мерок на манекене.

V. Практическая работа.

Вводный инструктаж

 Работа выполняется в виде игры “Ателье” (заказчик и приемщик заказа).

Практическую работу по снятию мерок проводим по парам, т. е. по2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и  записывает их в тетрадь (“Мои мерки” для заказчика).

Учитель следит за правильностью приемов снятия мерок и одновременно показывает на манекене как снимать новые мерки. (Цг, Шп,Шс,Шс, Вг) 

Учитель. – Будьте взаимно вежливы друг с другом в процессе общения. Идет деловая игра  «Прием и оформление заказа»

VI.  Итог практической работы.

 В ходе этой деловой игры вы закрепили знания по снятию мерок, познакомились с профессиями, которые необходимы в ателье, сами попробовали себя в этих ролях. Научились правилам поведения в ателье при приемке заказа. Эти знания и умения будут необходимы вам на последующих уроках и в жизни.

6.1 Анализ допущенных ошибок и их причин.

6.2 Сообщение оценки каждого учащегося за практическую работу.

VII. Закрепление полученных знаний, умений, навыков.

  -По  какой мерке  делается расчет ширины горловины? (Сш)

-Какая мерка определяет ширину базисной сетки чертежа? (Сг)

-Какая мерка определяет длину изделия? (Ди)

 -Какая мерка определяет ширину плеча?  (Шп)

VIII. Итог урока.

Учитель – Сегодня на уроке мы с вами повторили  ассортиментом плечевых швейных изделий, познакомились  с правилами снятия мерок для построения чертежа плечевого изделия, научились сами снимать необходимые мерки. Еще мы с вами побывали в ателье мод, где попробовали себя в роли представителей различных профессий. Все это непременно пригодится вам на следующих уроках и в вашей самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по швейному делу в 8 классе "Обработка бокового среза блузки"

Урок содержит материал по технологии обработки бокового среза блузки. Составлен с применением личностно ориентированных технологий. материал разработан с учётом индивидуального и дифференцированного п...

План-конспект урока по швейному делу в 6 классе коррекционной школы. Тема: Современные способы отделки швейных изделий. Термоаппликация на салфетке.

Знакомство с современными способами отделки швейных изделий, что способствует расширению кругозора учащихся. Закрепление профессиональных навыков шестиклассников по швейному делу....

Конспект урока по швейному делу в 6 классе «Анализ образца ночной сорочки и планирование работы по пошиву изделия. Снятие мерок».

Урок может быть использован для обучающихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями. Конспект рассчитан на 2 урока по 40 минут. Урок комбинированный. Обучающиеся не только получают знания, но и закре...

План-конспект урока по швейному делу в 7 классе. ТЕМА: Шерсть

Сформировать у учащихся представления о процессе  производства шерстяного  волокна....

План-конспект урока по швейному делу 7 класс. Тема урока: Выполнение заплаты (на образце).

Обучение учащихся соединять заплату с изделием накладным швом.Ознакомление учащихся с подготовкой поврежденного места к ремонту, изготовлению заплаты выбранной формы (прямоугольной), соединению ее с и...