Психофизические механизмы чтения.
консультация на тему
Выступление на методическом совете учителей начальных классов о психофизических механизмах чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психофизические механизмы чтения – выступление на методическом совете учителей начальных классов.
Современные представления о высших психических функциях базируются на учениях П.К. Анохина, Л.С. Выгодского, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия и других, ставших основоположниками системного изучения нейрофизиологических механизмов психики. В соответствии с теорией, разработанной этими исследователями, любая высшая психическая функция является сложной системой, работа над которой обеспечивается рядом взаимосвязанных мозговых зон.
А.Р. Лурия выделил три блока, образованные особыми структурами мозга и на разных уровнях осуществляющие все психические функции. Первый блок обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Второй блок выполняет прием, переработку и хранение информации. Третий блок реализует программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Именно А.Р. Лурия в своих работах впервые описал функциональную систему письма. Работы Т.В. Ахутиной позволил и уточнить роль каждого из компонентов, входящих в эту функциональную систему. Учитывая психофизиологическую, психологическую и социальную близость и неразрывность навыков письма и чтения, можно выделить компоненты функциональной системы чтения:
- избирательная активация;
- переработка зрительной информации;
- переработка слухоречевой информации;
- переработка кинестетической информации;
- переработка зрительно-пространственной информации;
- серийная организация движений, обслуживающих чтение (глазодвигательных и артикуляционных);
- программирование, регуляция и контроль операций чтения.
Избирательная активация как компонент функциональной системы чтения входит в состав блока регуляции тонуса и бодрствования и обусловлена работой стволовых и подкорковых образований мозга. Эти отделы создают оптимальный тонус коры, ее энергетическую базу, необходимую для целенаправленной деятельности.
Переработка зрительной информации осуществляется затылочными отделами полушарий мозга. Проекционные поля левого и правого полушарий принимают первичную информацию, идущую от зрительного анализатора. Гностические поля ответственны за анализ, переработку и хранение этой информации, причем эти операции распределяются между правой и левой гемисферой мозга неравномерно. Это связано с особенностями переработки информации, характерными для каждого полушария. Правое полушарие, обладая целостной стратегией обработки информации, осуществляет отбор значимых признаков и синтезирует целостный образ, а затем идентифицирует формирующийся образ и образы-эталоны, то есть осуществляет глобальное восприятие. При дисфункции зрительных полей правого полушария возникает односторонняя пространственная агнозия, фрагментарность восприятия, нарушение опознания индивидуальных признаков объекта. Левое полушарие использует аналитические способы обработки информации, выделяет и анализирует в объекте восприятия все детали (их размер, форму и т.д.), соотносит их с существующими схемами, классифицирует объект. Нарушения в зрительной доле левого полушария приводят к игнорированию отдельных элементов, к невозможности установить иерархию выделенных признаков.
Опознание зрительных стимулов зависит не только от внешних свойств воспринимаемого объекта, но и от внутренних: вербализируемые стимулы опознаются преимущественно левым полушарием , неречевые, трудновербализируемые – правым полушарием. Точное зрительное восприятие может обеспечить только совместная деятельность левого и правого полушарий.
Переработка слухоречевой информации осуществляется височной областью коры головного мозга. Ее первичные поля принимают всю слуховую информацию, которая затем перерабатывается вторичными, гностическими полями левого полушария – зоной Вернике. С работой именно гностических зон височной области связаны процессы фонематического восприятия, а также слухоречевая память. Дисфункция первичных полей височной зоны мозга приводит к различной степени тяжести нарушениям физического слуха, вплоть до полной глухоты при их двустороннем поражении. Дисфункция вторичных полей, не отражаясь на физических характеристиках слуха, вызывает нарушения дифференциации фонем по глухости – звонкости и по твердости – мягкости. За выполнение этих речевых операций преимущественно отвечает левое полушарие, однако и правое полушарие вносит свой специфический вклад в этот процесс, создавая возможности для анализа ритмико-интонационных и мелодических характеристик речи. Некоторые ученые указывают на причастность правого полушария и к анализу гласных звуков речи.
Фонематический анализ звуков речи невозможен без их проговаривания, поскольку в его основе лежит установление акустико-артикуляционных связей. Переработка кинестетической информации происходит в теменной доле коры головного мозга. Первичные и вторичные поля теменной доли обеспечивают афферентную основу любого движения. Если расстройство распространяется на речевые движения, то возникают ошибки выбора артикуляционных укладов, смешение близких артикулем.
Зрительно – пространственная информация перерабатывается третичными полями второго функционального блока, которые являются зонами перекрытия теменной и затылочной областей. Эти поля интегрируют деятельность кинестетического и зрительного анализаторов. Данный компонент функциональной системы чтения обеспечивает ориентировку на плоскости страницы, соблюдение последовательности прочтения слов, строк и т. д. Кроме того, зрительно – пространственный анализ лежит в основе дифференциации букв как графических объектов.
Серийная организация движений, программирование, регуляция и контроль чтения представляют собой функции третьего блока, в который входят передние отделы мозга. Эти структуры также имеют иерархическую организацию. Первичные зоны блока – место выхода двигательных импульсов, программы которых создаются вторичными зонами, расположенными над первичными. Третичные зоны этого блока обеспечивают контроль сложных форм деятельности, общую регуляцию поведения.
Программирование, регуляция и серийная организация чтения проявляются в артикуляционных и произвольных глазодвигательных движениях. В прочесе чтения вслух возникают артикуляционные программы, затем отдельные артикулемы объединяются в «последовательные кинетические мелодии», придавая прочтению вслух плавный, целостный характер. Движения глаз, лежащие в основе зрительного компонента чтения, то есть прослеживание текста, также представляют собой серийно организованные, последовательно сменяющие друг друга двигательные акты.
Проблема мозговой организации глазодвигательной активности до настоящего времени полностью не решена. В начале обучения чтению прослеживание букв и слов, удержание строки, переход от одной строки к другой обеспечивают произвольные движения глаз. В отличие от непроизвольных движений, регулируемых подкорковыми и задними корковыми отделами (теменными долями), произвольные движения глаз осуществляются с ведущим участием передних отделов мозга.
Таким образом, психофизиологической основой функциональной системы чтения выступает совместная деятельность различных зон головного мозга. Каждая из них вносит свой вклад в сложный процесс, каким является чтение. Нарушение деятельности любой из этих зон может привести к специфическим, связанным с функциями именно этой зоны отклонениям в работе всей системы, что безусловно проявится в тех или иных нарушениях чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по физике в 7 классе "Простые механизмы. КПД простых механизмов"
Разработка урока по физике с применением интерактивных технологийШилова Лариса Петровна, учитель физики ГБОУ СОШ №583 Приморского района Санкт-ПетербургаТема: Простые механизмы,.КПД простых...
Конспект логопедического занятия "Буквы Н, К, П, Т, Б, Д. Освоение механизма чтения"
"Буквы Н, К, П, Т, Б, Д. Освоение механизма чтения"...
Блок по технологии "Машина и механизмы" 1-2 урок (Введение. Простые механизмы. Рычаг)
Блок по технологии "Машина и механизмы" 1-2 урок (Введение. Простые механизмы. Рычаг)...
Механизмы реализации смыслового чтения
Представлен материал по теме "Смысловое чтение"...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...
Методическая разработка урока в 6 классе "Сборка моделей механизмов. Расчет передаточного механизма"
Методическая разработка урока в 6 классе с элементами деловой игры «Я механик»....
Мастер-класс «Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом (предтекстовый этап)»,Грачева Н.Н.
Цель : трансляция опыта работы по использованию некоторых методов и приёмов обучению смысловому чтению в урочной деятельностиЗадачи мастер-класса: - созда...