Дидактический материал по письму
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГОУ РК «С(К)ШИ №2» с.Усть-Кулом
Рассмотрено на заседании МО учителей старших классов «31» августа 2016 г. | Утверждаю Директор __________А.Н.Елькин «31» августа 2016 г. |
Дидактический материал к урокам
«Письмо и развитие речи»
(ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
Составитель: Опарина Е.Н., учитель письма и чтения
с. Усть-Кулом
2016
Вместо точек допиши подходящие несклоняемые существительные | |
В холодный день вредно гулять без …………………………… |
|
По …………………………………. передали прогноз погоды. | |
С утра приятно выпить чашечку ………………………………….. | |
По скоростному ………………………….. мчались автомобили. | |
В газете написали об австралийском ……………………………………… | |
В жару я очень люблю сладкое …………………………………… |
Найди среди этих существительных несклоняемые. Подчеркни. |
ПАЛЬТОГИТАРАКОФЕКАКАДУ ШОССЕВЕТЕРЭСКИМОКАФЕСОН КИНОМОРЕРАДИОКОФЕЖУРНАЛ
Какое слово встречается 2 раза? Запиши _______________________ |
Заполни кроссворд, используя несклоняемые существительные | ||||||||
к | . | . | . | . | у | Птичка, похожая на попугая | ||
к | . | . | о | По-другому, фильм | ||||
э | . | . | . | . | о | Мороженое на палочке | ||
п | . | . | . | . | о | Верхняя одежда | ||
к | . | . | е | Напиток, который пьют утром, чтобы проснуться | ||||
к | . | . | . | о | Молочный напиток, который любят дети | |||
т | . | . | . | и | Вид транспорта | |||
к | . | . | . | . | . | и | Самая маленькая птичка на Земле | |
п | . | . | и | Порода лошадей маленького роста | ||||
ш | . | . | . | . | . | . | е | Вид обезьян |
п | . | . | . | . | . | о | Музыкальный инструмент | |
р | . | . | . | о | Его можно слушать | |||
п | . | . | е | Блюдо, приготовленное из картофеля | ||||
м | . | . | ю | Список блюд в столовой | ||||
а | . | . | . | . | е | Мастерская по пошиву одежды | ||
к | . | . | е | Место, где можно поесть мороженое и выпить кофе |
Вариант 1. Вставь в предложения на месте пропусков слово КИНО в нужном падеже. Вчера мы ходили в _____________. В _________________ было много народу. Из ____________ мы пришли поздно. Мы вспоминали про ______________. Мы были очень довольны ________________. Мы всем рассказали о __________________. |
Вариант 2. Вставь в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже. В магазине продаются разные ____________________. Мне купили новое зимнее ___________________. У _____________________ меховой воротник. К __________________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в ___________________. Я доволен своим _____________________. |
Соедини слова из двух столбиков с помощью стрелок | ||
Енисей | кличка | |
«Снежная королева» | фамилия | |
Киев | отчество | |
Мурзик | название сказки | |
«Мурзилка» | название реки | |
Шишкин | название журнала | |
«Жигули» | марка машины | |
Владимирович | город | |
|
Прочитай рассказ. Исправь ошибки. | |
Рыбалка. Вот река Быстрая. Утро. Дует теплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу игорь и Алеша. Братья ловят Рыбу. В траве сидит кот васька. Скоро игорь поймал окунька. Рыбку дали Коту. Васька был рад. алеша вытащил Щуку. Отец похвалил Ребят. | |
Выпиши имена мальчиков: _________________________________________ |
Найди и зачеркни 2 лишних слова | |||
КОРОБКА | СНЕЖИНКА | ЛИСТЬЯ | ПРИНЦЕССА |
ДУМАТЬ | ВЕСЁЛЫЙ | ЛЮБИТЬ | КАРАНДАШ |
КОФТА | ОКНО | БУМАГА | СЧАСТЬЕ |
С любым из существительных составь красивое предложение и запиши _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ |
Подумай и добавь ещё по три существительных, которые относятся к: |
ШКОЛЕ: парта, ……. |
ЛЕТУ: жара, …….. |
ТРУДУ: молоток, …… |
|
Назови 6 предметов, которые видишь на картинке. Запиши. | |||
|
Отгадай загадки. Ответы запиши. |
|
|
Все ли существительные I склонения? Какое лишнее? Запиши _____________________________ |
Правильно ли выполнено задание? Если нет, исправь. | ||||||||||
|
Самостоятельные работы
№1
Самостоятельная работа ученика 5 класса _________________________________
- Заполни таблицу:
полное название падежа | вопросы | как подчеркиваем | |
И.п. | |||
Р.п. | |||
Д.п. | |||
В.п. | |||
Т.п. | |||
П.п. |
- Определи падеж выделенных существительных. Сверху напиши краткое название, снизу подчеркни:
- Наступила тёплая весна.
- Дети танцевали возле ёлки.
- По дороге едет автобус.
- Дети катались с горы, потом пошли к друзьям.
№2
Самостоятельная работа ученика 5 класса _________________________________
- Допиши:
СКЛОНЕНИЕ – это…………………………………………………..
- Перечисли названия падежей
.......................................................................................................
……………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………
- Чьи это вопросы? Напиши сверху названия падежей.
КТО? О ЧЁМ? КОМУ? ЧТО?
ЧЕГО? ЧЕМУ? КЕМ? КОГО?
ЧЕМ? О КОМ?
- Просклоняй существительные, пиши вопросы.
И.п. | кто? | ворона | И.п. | что? | ракета | |
Р.п. |
| Р.п. | ||||
Д.п. | Д.п. | |||||
В.п. | В.п. | |||||
Т.п. | Т.п. | |||||
П.п. | П.п. |
№3
Самостоятельная работа ученика 5 класса _____________________________________
- Прочитай слова. Найди существительные 1 склонения, подчеркни.
Россия, вода, столб, сестра, Москва, тень, печь, тётя, Вася, Кирилл, Оля, рябина, дядя, Петя, плащ, остров, страна, морковка, кожура, дыня, свечка.
- Прочитай предложения. Найди в них существительные 1 склонения, подчеркни.
- В лесу родилась ёлочка.
- Наконец пришла зима.
- Вся земля покрылась снегом.
- В саду цветёт черёмуха.
- Ваня, Коля, Зина и Люда хорошо танцуют.
- Запиши данные слова в Именительном падеже (без предлога)- кто? что?
дяде | |
тётю | |
Россию | |
под крышей | |
у сестры | |
к стене | |
для Пети | |
за домом | |
с ветки | |
на ромашке | |
возле коровы | |
из травы |
Какое слово лишнее? Обведи его в кружочек.
№4
Самостоятельная работа ученика 8 класса _____________________________________
1) Запиши фамилии писателей и поэтов в алфавитном порядке:
Андерсен, Пушкин, Есенин, Лермонтов, Толстой, Некрасов.
1______________ 2___________________ 3_______________
4______________5____________________6_______________
2) Найди и зачеркни нарицательные существительные:
Волга, Оля, Серёжка, свет, Крылов, Сочи, серёжка, Усть-Кулом, Санкт-Петербург, Вычегда, ёжик, «Надежда», Югыдъяг, Парма, Марс, слава.
3)Запиши названия стран, в которых живут эти люди:
россияне – Россия итальянцы - ……………………
англичане - ………….. украинцы - ……………………..
французы - …………… немцы - …………………………
грузины - …………….. испанцы - ……………………….
4)Распредели эти существительные в таблицу:
Пушок, Сыктывкар, Советская, Золушка, Ухта, Елисей, Барсик, Молодёжная, Балда, Киев, Рекс, Центральная.
города | клички животных | улицы | герои сказок |
№5
Самостоятельная работа по теме «Существительное» (9 класс)
__________________________________________
- Прочитай предложения. Найди в них существительные, снизу подчеркни.
Возле школы растёт рябина. На уроке дети пишут и читают.
Меня разбудил дождь. Скоро закончится холодная зима.
- Вместо точек напиши подходящие по смыслу существительные (из рамочки).
Чужая ………… не греет.
…………… делу не поможет.
Под лежачий ………… вода не течёт.
- Запиши существительные парами (по образцу):
дерево - деревья человек - ……
город - ……… цветок - ……
воробей - …… помощник - ……
учитель - …… спасатель - ……
- Прочитай предложения. Определи род выделенных существительных. Сверху напиши.
Витька – ученик пятого класса. Сегодня они с Лёлей дежурят. Лёля – отличница. Она старательная и аккуратная. Она быстро подмела пол, вымыла доску и полила цветы. Все! Класс чист! А что делал Витька? Витька тоже старался! Он опрокинул ведро с водой, натоптал на полу, уронил цветок, сделал Лёле пять замечаний и гордо пошел домой. До чего он устал!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)
Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....
Контрольно-измерительный материал по письму и развитию речи для учащихся СКОУ VIII вида 1 класс
Цель: учить писать под диктовку, соблюдая графический режим, умение правильно соединять буквы. развивать слух, внимание, ориентировку в тетради...
Педагогическая диагностика уровня освоения программного материала по письму учащимися среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)
Педагогическая диагностикауровня освоения программного материала по письмуучащимися среднего и старшего школьного возрастас интеллектуальной недостаточностью(5-7 класс)«По программе обучения глу...
Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.
Презентацию можно использовать для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"...
Дидактический материал для урока русского языка в 5 классе по теме "Письмо"
Дидактический материал для проведения урока развития речи в 5 классе...
Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»
Дидактический материал по теме «Уровни организации живой материи»...