Внеклассное занятие по русскому языку "Турнир знатоков..."
методическая разработка (7, 8, 9 класс) на тему

Опарина Екатерина Николаевна

Конспект внеклассного  занятия и презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия «Турнир знатоков русского языка»

Автор: Опарина Екатерина Николаевна, учитель письма и чтения ГОУ РК «С(К)ШИ №2» с. Усть-Кулом.

Участники: учащиеся 7-9 классов (команды), болельщики.

Тип занятия: обобщения и систематизации знаний.

Цель: формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить материал как систему знаний

Воспитательная:

- воспитывать мотивацию к учению.

Коррекционные:

- корригировать долговременную память путём выполнения различного рода заданий;

-корригировать и развивать мышление путем выполнения заданий, направленных на формирование операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения.

- развивать навыки самооценки, самоконтроля.

Оборудование: презентация «Турнир знатоков русского языка»; ноутбук, проектор; 20 жетонов с изображением букв «А» и «Б»; 2 карточки с фразеологизмами «кот наплакал», «курам на смех» (по одному на карточке); карточки с приветствиями (например, с сайта http://www.schoolforbaby.ru), канцелярские товары (2 маркера, ручки, белая бумага формата А-4).

Ход мероприятия

Ведущий

Учащиеся

Приветствие ведущего

-Добрый день! Сегодня у нас – турнир знатоков русского языка (слайд 1). Давайте поприветствуем всех присутствующих аплодисментами и улыбками.

-А знаете ли вы, что такое турнир?

-Правильно, это соревнование. Значит, нам нужны 2 команды и капитаны.

-Победить вам помогут ваши знания и жюри. Представление жюри (3 человека).

Слушают ведущего.

Выполняют просьбу.

Отвечают.

Деление на 2 команды по 10 человек с помощью жетонов с буквами «А» и «Б». Рассаживание за столы. Выбирают капитанов.

- Нам с вами повезло родиться в великой стране – России и говорить на прекрасном русском языке. Им восхищались Пушкин, Толстой, Есенин, Горький. А И.С.Тургенев написал такие слова (слайд 2). Будем беречь наш язык, будем его изучать.

Слушают ведущего.

Разминка

- Итак, начинаем наш турнир. Для начала – Разминка (слайд 3) – нам нужно узнать, как будут называться команды. Раздаю карточки – вы составьте слово из этих букв. (слайд 4).

-Проверим (слайд 5). Молодцы!

-Но это еще не все – нужно поприветствовать своих соперников, сказать им приятные слова. (слайд 6)  Раздаю карточки с приветствиями, прочитайте их громко, дружно, а жюри оценит ваше мастерство.

-Молодцы! Слово жюри.

-А теперь – конкурсы, их 11.

Слушают. Выполняют задания.

I конкурс

 «КАКОГО Я РОДА» (слайд 7)

Внимательно прочитайте слова. Определите их род, запишите на листочках слово и напротив – его род. Проверяем: читаем, сдаем жюри. (слайд 8) За каждый правильный ответ – 1 балл. Слушаем жюри.

Выполняют задание.

Слушают жюри.

II конкурс

«ЗНАЕМ ЛИ МЫ МИР?» (слайд 9) Рассмотрите эти флаги внимательно. Знаете ли вы, как называют жителей стран, флаги которых изображены? Я буду называть по очереди по одной стране для каждой команды, нужно называть жителей. За каждый правильный ответ – 1 балл. Итак: Франция, Япония, Россия, Испания, Англия, Италия, Норвегия, Индия.

-Жюри оценивает. Слушаем жюри.

Выполняют задание.

Слушают жюри.

III конкурс

 «ВОЛШЕБНЫЕ ЧИСЛА» (слайд 10) Задание: вспомните слова, в которых спрятались числа 3 и 100, пример – на слайде. Каждая команда записывает ответы на листочках; слова нужно придумать с обоими числами.

-Прочитайте. Передайте жюри. За каждый правильный ответ – 1 балл.

-Жюри сообщает о результатах.

Выполняют задание.

Слушают жюри.

Задание болельщикам

-А теперь, пока жюри подведет итог первых трех конкурсов, поиграем с болельщиками. Задание: «СОБЕРИ СЛОВО». (слайд 11) Из этих букв составьте как можно больше слов, буквы можно использовать столько раз, сколько их на слайде. Команды тоже могут участвовать. 

- Молодцы! А теперь слушаем жюри, кто же вырвался вперед?

Выполняют задание.

Слушают жюри.

Динамическая пауза

- Перед тем, как продолжить, немного разомнемся. Физминутка (комплекс упражнений, например, с сайта http://pochemu4ka.ru)

Выполняют движения вместе с ведущим.

IV конкурс

«МОЙ СЛОВАРИК» (слайд 12) Задание: догадайтесь и скажите, о ком мы так говорим. Каждой команде дается свое слово по очереди. В помощь – картинки на слайде. Жюри оценивает. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Человек, который много и часто ест (кушает).
  2. Человек, который любит лежать на диване.
  3. Человек, который рано ложится спать и поздно встает.
  4. Человек, который любит рассказывать о все вокруг, жаловаться.

- Жюри сообщает о результатах.

Слушают ведущего.

Выполняют задание

V конкурс

«ЛИШНЕЕ СЛОВО» (слайд 13) Задание: посмотрите на эти словосочетания. В каждой строчке, т.е. каждом словосочетании уберите лишнее слово, которые ничего нового не сообщают, а только мешают. Задание выполните на листочках (раздать распечатки слайда для каждой команды) – зачеркивайте.  Прочитайте. Передайте жюри. Проверка: читаем и сдаем жюри (слайд 14). За каждый правильный ответ – 1 балл.

-Жюри сообщает о результатах.

Слушают ведущего.

Выполняют задание.

VI конкурс

«КАПИТАНСКИЙ» (слайд 15) Задание: я читаю небольшой рассказ, а капитану нужно его изобразить и озвучить. Сначала – рассказ для первого капитана, потом – для второго. Помогут картинки. Жюри оценивает точность и артистичность.

  1. Слайд 16. Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Завывает ветер. Прокукарекал петух. Тут же залаяли дворовые собаки. Им в ответ лениво закукарекали куры в курятнике. Послышался звук шагов. Из-за горизонта появилось солнце.
  2. Слайд 17. Раннее утро. Доктор Айболит сидит в комнате. Ласково похрюкивая, в комнате появляется свинья. Айболит нежно почесывает ей брюхо. Свинья повизгивает от удовольствия. Тикают часы. Попугай Карудо выпрашивает сахар. Восходит солнце.

- Слушаем жюри.

Капитаны выполняют задание. Команды смотрят и слушают.

Задание болельщикам

-А теперь, пока жюри подведет итог уже шести конкурсов, поиграем с болельщиками. «СОСТАВЬ СЛОВО». Задание читайте на слайде. (слайд 18) Команды тоже могут участвовать. 

-Проверим себя (слайд 19).

- Молодцы! А теперь слушаем жюри, кто же побеждает?

Выполняют задание.

Слушают жюри.

Динамическая пауза

- Перед тем, как продолжить, немного разомнемся. Физминутка (комплекс упражнений, например, с сайта http://pochemu4ka.ru)

Выполняют движения вместе с ведущим.

VII конкурс

«МОЙ ДРУГ АНТОНИМ» (слайд 20) Задание: называю слово, а вы в ответ – быстро – слово наоборот. Кто быстрее – той команде очко.

- большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, тяжелый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.

- Молодцы! А теперь слушаем жюри

Слушают ведущего.

Выполняют задание.

Слушают жюри.

VIII конкурс

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (слайд 21) Задание: вспомнить однокоренные слова, убрать лишнее в каждой строчке. Зачеркните  на листочках (раздать распечатку слайда для каждой команды). Прочитайте. Передайте жюри. За каждый правильный ответ – 1 балл. Проверка: (слайд 22).

- Слушаем жюри.

Слушают ведущего.

Выполняют задание.

Слушают жюри.

IX конкурс

«ХУДОЖНИКИ» (слайд 23) Задание: изобразить фразеологизм, устойчивое выражение. А зрители должны будут догадаться, что вы имели в виду. Каждой команде – свой фразеологизм: «кот наплакал», «курам на смех».

-Покажите всем, передайте жюри.  За правильное изображение – 1 балл.

-Слушаем жюри.

Слушают ведущего.

Выполняют задание.

Слушают жюри.

X конкурс

«ОДИН-МНОГО» (слайд 24) Задание: прочитайте внимательно. Одна команда выбирает существительные, которые употребляются только в единственном числе, другая – множественном, прямо на карточке (раздать распечатку слайда для каждой команды).

-Читаем, поверяем (слайд 25).

-Передаем жюри. За каждый правильный ответ – 1 балл.

-Слушаем жюри.

Слушают ведущего.

Выполняют задание.

Слушают жюри.

XI конкурс

Последний конкурс. «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН» (слайд 26) Капитану на ухо я говорю поговорку, он ее передает следующему, тот – дальше. Последний человек произносит громко. Если все верно – 1 балл. У каждой команды – своя поговорка.

  1. ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ.
  2. ПОСПЕШИШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ.

Слушают ведущего.

Выполняют задание.

Слова ведущего

А теперь, пока жюри подводит итоги, задание для всех (слайд 27). Я читаю стихотворение, но некоторые слова произношу неправильно, исправьте меня:

«Рассказ школьного портфеля».

- Знакомьтесь – Петя, мой сосед.

Ему уже 12 лет.

Но говорит он до сих пор всё КОЛИДОР И КОЛИДОР.

ДИЛЕКТОР входит в кабинет…

Закрыт МАГА'ЗИН на обед…

Хозяйка моет СТАКАНЫ',

Готовит суп, ПЕКЁТ блины.

И до меня дошёл черёд –

Меня он ПО'РТФЕЛЕМ зовёт.

-Молодцы! Слово предоставляется жюри. Кто же сегодня победил? (слайд 28)

(подведение итогов, награждение)

- Всем большое спасибо за сегодняшнюю игру! До свидания.

Слушают ведущего.

Выполняют задание.

Слушают жюри.



Подписи к слайдам:

Слайд 1
ГОУ РК «С(К)ШИ №2» с.Усть-Кулом

Слайд 2
Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 3
У
М
Н
И
К
И
Т
З
О
Н
А
И
К

Слайд 4
У
М
Н
И
К
И
Т
З
О
Н
А
И
К



Подписи к слайдам:

Слайд 1
1. Приставка такая же, как в слове ПОЛЁТ.2. Корень такой же, как в слове ДАРИТЬ.3. Суффикс такой же, как в слове ДРУЖОК.4. Окончание такое же, как в слове ЛЕС.

Слайд 2
ПОДАРОК
(ПОЛЁТ, ДАРИТЬ, ДРУЖОК, ЛЕС )



Подписи к слайдам:

Слайд 1
ЛЕС, ЛЕСНИЧИЙ, ЛЕСТНИЦАСМЕШНОЙ, СМЕШАТЬ, СМЕШИТЬЛЕВ, ЛЕВЫЙ, НАЛЕВОВОДИТЕЛЬ, ВОДИЧКА, ВОДЯНОЙЧЕСТНОСТЬ, ЧЕСНОЧНЫЙ, ЧЕСНОК
ДИВНЫЙ, УДИВЛЁННЫЙ, ДИВАННЫЙРИСУНОК, РИСОВАТЬ, РИСКОВАТЬВОДИТЕЛЬ, ВОДА, ВОДИТЬЗАПАХ, ПАХАТЬ, ПАХАРЬМОРКОВЬ, МОРЕ, МОРЯК,

Слайд 2
ЛЕС, ЛЕСНИЧИЙ, ЛЕСТНИЦАСМЕШНОЙ, СМЕШАТЬ, СМЕШИТЬЛЕВ, ЛЕВЫЙ, НАЛЕВОВОДИТЕЛЬ, ВОДИЧКА, ВОДЯНОЙЧЕСТНОСТЬ, ЧЕСНОЧНЫЙ, ЧЕСНОК
ДИВНЫЙ, УДИВЛЁННЫЙ, ДИВАННЫЙРИСУНОК, РИСОВАТЬ, РИСКОВАТЬВОДИТЕЛЬ, ВОДА, ВОДИТЬЗАПАХ, ПАХАТЬ, ПАХАРЬМОРКОВЬ, МОРЕ, МОРЯК,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»

Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку  "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"...

Внеклассное занятие по русскому языку «Знатоки русского языка»

Цель: активизация познавательной и творческой активности учащихся.Задачи:1.      Расширять кругозор учащихся, обогащать словарь; совершенствовать навык грамотного письма.2....

Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"

Цель: активизация познавательной и творческой активности учащихся. Задачи:Расширять кругозор учащихся, обогащать словарь; совершенствовать навык грамотного письма.Развивать речь, мышление учащихс...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Знатоки русского языка"

Игра предназначена для учащихся 5-6 классов....

Внеклассное занятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"...