Конспект арт-терапевтического занятия "Друзья для осьминога"
план-конспект на тему
Тема: «Друзья для Осьминога».
Цель: Стабилизация эмоционального фона детей путем использования методов арттерапии посредством занятий народным декоративно-прикладным искусством (в процессе изготовления игрушки из ниток).
Задачи:
Образовательные:
*Обучать технике изготовления игрушки из ниток.
*Формировать умение детей наматывать нить на основу.
*Закреплять умение детей работать с план - схемой изготовления игрушки.
*Ознакомить детей с особенностями
*Обучать корректному общению и положительным взаимоотношениям со сверстниками,
умению сопереживать окружающим.
*Формировать у детей умения и навыки правильного физиологического дыхания.
Коррекционно-развивающие:
*Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение) и фантазию.
*Развивать мелкую моторику рук, тактильно-кинестетическую чувствительность и плавные
движения всего тела.
*Развивать творческие способности.
*Развивать восприятие и умение следовать заданным инструкциям.
*Способствовать возникновению у детей ощущения психологического комфорта,
защищенности, радости, успеха.
*Способствовать стабилизации эмоционального состояния и развития детей.
*Способствовать повышению самооценки у детей.
*Способствовать снижению эмоционального напряжения, мышечных зажимов и
расслаблению.
Воспитательные:
*Воспитывать положительное отношение к себе, сверстникам и
окружающим.
*Воспитывать самостоятельность и умение работать в группе.
Направление – коррекционно-развивающее;
Группа – 4 класс;
Форма организации – фронтальная, индивидуальная.
Тип занятия – комбинированное.
Количество детей – 8;
Оборудование: пластиковые подносы, морские камушки и ракушки, картинки: акула, морской конек, осьминог и другие обитатели моря; загадки о морских животных, схема изготовления осьминога, корзинка с разными видами ниток, на каждого ребенка тарелочка содержимым: ножницы, клей, цветная салфетка, атласные ленты, кружево, глазки, синтепон, основа для наматывания, салфетка полотняная; ширма оформленная в виде морского дна, ноутбук, проектор, экран.
На занятии применяются следующие технологии:
* Здоровьесберегающие,
* игровые,
* технология активного (деятельностного) обучения.
Методы, используемые в работе с детьми:
1. Метод изотерапии.
2. Релаксация.
3. Психогимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapevticheskoe_zanyatie_druzya_dlya_osminoga.docx | 389.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Новочеркасская специальная школа-интернат №1».
Конспект арт-терапевтического занятия на тему:
«Друзья для Осьминога»
Разработала: Яричевская Лариса Ивановна
инструктор по труду первой квалификационной категории
г. Новочеркасск, 2016г
Тема: «Друзья для Осьминога».
Цель: Стабилизация эмоционального фона детей путем использования методов арттерапии посредством занятий народным декоративно-прикладным искусством (в процессе изготовления игрушки из ниток).
Задачи:
Образовательные:
*Обучать технике изготовления игрушки из ниток.
*Формировать умение детей наматывать нить на основу.
*Закреплять умение детей работать с план - схемой изготовления игрушки.
*Ознакомить детей с особенностями
*Обучать корректному общению и положительным взаимоотношениям со сверстниками,
умению сопереживать окружающим.
*Формировать у детей умения и навыки правильного физиологического дыхания.
Коррекционно-развивающие:
*Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение) и фантазию.
*Развивать мелкую моторику рук, тактильно-кинестетическую чувствительность и плавные
движения всего тела.
*Развивать творческие способности.
*Развивать восприятие и умение следовать заданным инструкциям.
*Способствовать возникновению у детей ощущения психологического комфорта,
защищенности, радости, успеха.
*Способствовать стабилизации эмоционального состояния и развития детей.
*Способствовать повышению самооценки у детей.
*Способствовать снижению эмоционального напряжения, мышечных зажимов и
расслаблению.
Воспитательные:
*Воспитывать положительное отношение к себе, сверстникам и
окружающим.
*Воспитывать самостоятельность и умение работать в группе.
Направление – коррекционно-развивающее;
Группа – 4 класс;
Форма организации – фронтальная, индивидуальная.
Тип занятия – комбинированное.
Количество детей – 8;
Оборудование: пластиковые подносы, морские камушки и ракушки, картинки: акула, морской конек, осьминог и другие обитатели моря; загадки о морских животных, схема изготовления осьминога, корзинка с разными видами ниток, на каждого ребенка тарелочка содержимым: ножницы, клей, цветная салфетка, атласные ленты, кружево, глазки, синтепон, основа для наматывания, салфетка полотняная; ширма оформленная в виде морского дна, ноутбук, проектор, экран.
На занятии применяются следующие технологии:
* Здоровьесберегающие,
* игровые,
* технология активного (деятельностного) обучения.
Методы, используемые в работе с детьми:
1. Метод изотерапии.
2. Релаксация.
3. Психогимнастика.
Ход занятия:
Организация/ цель | Содержание |
| |
1.1.Игра «Мастерская у моря» Цель: создание эмоционально-положительного настроя в детском коллективе. | - Здравствуйте ребята, посмотрите какой сегодня тёплый и солнечный день! Я приглашаю вас в «Мастерскую у моря». Проходите и занимайте любое понравившееся вам место. |
1.2.Психогимнастика «Мы на море» Цель: формирование у детей умения и навыков правильного физиологического дыхания, обогащение мозга кислородом, расслабление, снятие мышечных зажимов. | - Ребята, оглянитесь вокруг, что вы видите? Море, пляж, солнышко. - А давайте повеселимся, и представим, что мы с вами морские волны. (Дети изображают волны, плавно двигая руками). - А теперь, представим, что мы чайки. Мы летаем и красиво кричим А-А-А. (Дети машут руками, как крыльями). - А теперь, мы с вами морской ветерок, (дети поднимают руки вверх и плавно машут ими из стороны в сторону). Морской ветерок дует теплый и нежный. Мы морской бриз. - Теперь представьте, что мы морские камушки, мы греемся на солнышке, нам очень тепло и уютно, а шалун ветерок нагнал на нас морскую волну, и она окатила нас прохладной морской водой. Почувствовали? - Сделайте глубокий вдох носом, почувствовали свежий соленый запах моря, и медленный выдох ртом. (Дети выполняют дыхательные упражнения.) - Мы снова превратились в ребят. - Понравилось? Очень приятно находиться на море. - Ребята, отгадайте загадку: Маскируюсь я умело, Цвет меняю так же смело, Восемь ног и голова, Отгадайте, кто же я? (Ответ: Осьминог) |
|
|
2.1. Игровая ситуация «Письмо от Осьминога» Цель: введение в игровую ситуацию, повышение мотивации, развитие любознательности, воображения и фантазии. | - А теперь, дети, послушайте стихотворение: Живет в океане большой осьминог, - Ребята, сегодня собираясь, к вам в гости, я по электронной почте получила письмо от осьминога: «Дорогие дети! У меня нет друзей, мне очень скучно и одиноко. Помогите мне, пожалуйста!» Как мы сможем ему помочь? (выслушать ответы детей). - Правильно ребята вот он наш осьминог, который просил нас о помощи. Ребята, скажите мне, из чего сделан осьминог (из ниток). Я сейчас раздам вам нитки (педагог раздает нитки и предлагает их рассмотреть). Педагог показывает нитки и спрашивает у детей: - Кто знает, как называются эти нитки и что можно этими нитками делать? - А кто знает, как называются эти нитки? (показываю клубок шерстяных ниток). Нужны ли нам такие нитки и для чего? - А это, что за интересные такие нитки? (показываю мулине). Эти нитки называются мулине, ими вышивают вот такие красивые картины (показать картину). -Ребята, а скажите мне, чем нитки отличаются? (цветом и толщиной) Так из каких ниток мы будем делать осьминога? (из толстых, шерстяных). - Но прежде чем мы начнём работу, давайте ознакомимся с этапами изготовления осьминога. |
2.2.Арт-терапевтическое упражнение с использованием техники вязаная аппликация «Друзья для Осьминога» Цель: развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, фантазии и воображения. Повышение уверенности в себе. | Теоретическая часть: - Осьминоги - это самые известные моллюски. В основном, они живут на морском дне, но некоторые виды живут на большой глубине в самой толще воды. Головоногими их называют потому, что их ноги прикреплены к голове Я однажды спросил осьминога: - Осьминог, тебе ножек не много? Ну зачем одному восемь ног? И ответил тогда осьминог: Заблуждаешься ты, добрый друг! Ноги ты посчитал вместо рук, А у нас есть и руки, и ноги, Мы совсем не просты, осьминоги! Вы с ребятами вместе считайте: Сколько ног? Сколько рук? Угадайте - А вы как думаете, щупальца осьминога-это руки или ноги? Это его и руки, и ноги. У осьминога две ноги и шесть рук. Ногами осьминог отталкивается от дна, передвигается, а руками захватывает добычу. На щупальцах осьминога есть присоски, они расположены в два ряда, всего же присосок примерно две тысячи. Каждая присоска может удерживать около ста граммов груза, и осьминоги могут с помощью присосок удерживать груз весом в двести килограммов. Некоторые осьминоги очень ядовиты. В опасной ситуации осьминоги могут впрыскивать в воду непрозрачную жидкость-чернила, от которых вода мутнеет и дает осьминогу возможность улизнуть от врагов Есть у осьминогов одна интересная особенность, из-за того, что у них нет скелета, они умеют менять свою форму: могут распластаться на дне, замаскировавшись под рыбу камбалу.. А еще они могут проплывать в шестисантиметровое отверстие или спрятаться в емкость, которая в четыре раза меньше, чем сами осьминоги. Представляете, ребята, у осьминогов есть три сердца: два из них прогоняют кровь через жабры, а третье прогоняет кровь по телу. У осьминогов нет ушей, но они слышат. В случае опасности осьминоги могут оторвать себе щупальце, как ящерица отбрасывает хвостик. Осьминоги могут передвигаться по суше, хотя дышат жабрами Зрачки у них прямоугольной формы Если осьминога испугать, то он побелеет, а если разозлить, то покраснеет Осьминоги очень умные и даже поддаются дрессировке! Они могут различать цвета, форму предметов и запоминать людей. - Интересно было? А вы знаете что-то интересное про осьминогов? Практическая часть: Беседа. - Чтобы изготовить осьминога из ниток, нужно знать, как это сделать, а для этого у нас есть пошаговый план работы: · Рассмотреть образец · Определить форму и количество деталей · Определить последовательность изготовления осьминога. · Определить приемы и способы · Сделать поделку · Добавить что-то необычное, не такое, как у всех Педагог знакомит детей с план-схемой изготовления осьминога из ниток (см. приложение 1). Инструктаж по ТБ · При работе с ножницами. · При работе с клеем. (Приложение 2) Пальчиковая гимнастика «Осьминог», -Подготовим наши пальчики к работе: Осьминог сидел на суше, Осьминог конфетки кушал: Красную конфетку Подарили детки, Желтую конфетку Дали две креветки. Синюю-улитки, Белую-дельфины, Полосатую конфетку Отдали пингвины! Самостоятельная работа детей. - Ребята посмотрите, на столе находится всё необходимое для работы. Занимайте любое понравившееся место за столами, выбирайте нитки любого цвета и приступайте к работе. (Звучит легкая спокойная музыка, дети совместно с педагогом выполняют осьминогов из пряжи). |
Упражнение «Осьминожки отдыхают» Дети лежат на ковре. Цель: релаксация, обучение технике правильного дыхания, стабилизация эмоционального фона, стимуляция сенсорной деятельности детей, создание радостной эмоционально положительной атмосферы в группе. | - Дети, посмотрите сколько друзей-осьминогов мы с вами сделали! Все они такие разные и симпатичные, думаю, наш гость будет очень доволен! Молодцы, осьминог благодарят вас, ему очень понравилось у вас в гостях. - А теперь, дети, возьмите каждый своего осьминога и давайте пофантазируем. (Включается спокойная музыка с шумом волн) - Осьминожки отдыхают, качаются на волнах, слушают, как шумит море. Вам спокойно и хорошо. Делаем глубокий вдох носом и медленный выдох ртом. Не забываем про свое дыхание. Смотрим на небо, какие красивые облака плывут, дует теплый морской ветерок. Он ласково дотрагивается до вас. Ветерок погладил вам щечки, носик и лоб. Дотронулся до ног. Озорник морской ветерок пробежался с легкой прохладой по животу. Нам очень хорошо, мы отдыхаем и успокаиваемся. Сделали глубокий вдох носом, задержали дыхание и выдох через рот. (Повторить вдох-выдох 3 раза). - Теперь встали и подошли все к столу. - Сейчас мы с вами будем создавать осьминогов из ниток. |
Заключительная часть: «Беспроигрышная лотерея». Цель: создание радостной эмоционально положительной атмосферы в группе, создание условий для мотивации и стимуляции деятельности обучающихся,Подведение итогов работы. | В беспроигрышную лотерею Вас приглашаю поиграть – Разгадывать должны быстрее, - Наше занятие подходит к концу. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать |
Приложение 1.
План-схема изготовления осьминога из нитей
Для изготовления осьминога понадобятся:
- нитки двух цветов (здесь взяты голубые и белые нитки);
- ватный шарик (около 3 см в диаметре) или синтепон;
- фетр белого, чёрного и красного цветов или пластиковые глазки для игрушек;
- ножницы;
- прозрачный клей для ткани;
- лист картона или бумаги.
Как изготовить осьминога из ниток:
1. Нарежьте из шерсти 72 нитки (длиной примерно 25 см).
2. Свяжите между собой нарезанные нитки ниткой другого цвета.
3. Подровняйте нитки с помощью ножниц.
4. Вложите внутрь ватный шарик и разровняйте нитки так, чтобы ватный шарик не было видно. Если у вас нет ватного шарика можете изготовить шарик из синтепона.
5. Свяжите нитки под ватным шариком как можно туже ниткой такого же цвета.
6. отделите 9 ниток от остальных.
7. Отделите с помощью бумаги отобранные нитки от остальных, чтобы они не мешались и начинайте завязывать косичку.
8. Сплетённую косичку свяжите в конце ниткой другого цвета.
9. Точно также сплетите остальные косички.
10. Вырежьте из чёрного и белого фетра кружочки для глаз и из красного фетра дугу для рта.
11. Приклейте глаза и рот к голове осьминога с помощью клея для ткани. Сделайте ему причёску и осьминог готов!
Приложение 2.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Приложение 3.
Беспроигрышная лотерея:
Загадки о морских обитателях с ответами
1.Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть... (дельфин)
2.Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете... (кит)
3.Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно... (акула)
4.Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
5.Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей... (краб)
6.И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме... (черепаха)
7.Он огромный, толстокожий,
А по виду — с рыбой схожий.
Вверх фонтан воды летит —
Так приветствует всех... (кит)
8.Есть лошадка, что не пашет,
И-го-го она не скажет,
Молча плавает в воде,
Прячется в морской траве,
То ли рыба, то ль зверек?
Кто это?…(морской конёк)
9.Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба…(камбала)
10.Эта птица любит море.
Жить привыкла на просторе.
В море синее нырнет -
Рыбку в клюве принесет.
Что за птица? Угадай - ка!
Знают все, что это (Чайка).
Приложение 4.
Физкультурная минутка (пальчиковая игра).
Много ног у осьминога (поочередно шевелить пальцами обеих рук).
Все по- своему важны (сжимать и разжимать ладони в кулак и обратно)!
Массажируем и загибаем каждый палец, имитируем соответствующее ему действие
Эта ножка — держит ложку (круговые вращения кистями рук)
Две — чтоб бегать по дорожке (пальчики «бегают»),
Третьей — шляпу примерять (сжать кулаки, поднимать и опускать руки вверх над головой),
А четвёртой мяч гонять;
Пятой —кисточку держать (показываем, как держать кисточку),
Шестой книжку полистать,
А седьмая и восьмая — чтоб ракушки собирать.
Ножки у осьминожка дружные, все такие нужные.
Щупальца осьминога
Пальцы сжаты в кулачки и развернуты к себе. Слова произносим четко!
• Много ног у осьминога (поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы — 1-я позиция).
• Все они ему нужны (пальцы в обратном порядке сгибаются в кулак — 2-я позиция).
• Заменяют ему руки (1-я позиция).
• Очень ловкие (2-я позиция) они (кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Осьминоги" к уроку природоведения в 5 классе "Многообразие животных"
На уроке по теме "Многообразие животных" дети выступают со своими сообщениями. Раньше готовили устные выступления с применением фотографий и рисунков. С появлением в кабинете интерактивной доски учу р...
Конспект арт-терапевтического занятия "Подарок для друга"
Арт-терапевтическое занятие для учащихся 4 - 5 классов, обучающихся по программе 8 вида....
Конспект арт-терапевтического занятия
Арт-терапия...
Конспект арт-терапевтического занятия "В гости к осьминогу".
Тема: «В гости к осьминогу». ( Изготовление настенного панно в технике вязанная мягкая игрушка «На дне морском»)...
План-конспект открытого занятия «Осьминог из мятой бумаги в технике сухой лепки»
План-конспект открытого занятия «Осьминог из мятой бумаги в технике сухой лепки»...
План-конспект открытого занятия «Осьминог из мятой бумаги в технике сухой лепки»
План-конспект открытого занятия «Осьминог из мятой бумаги в технике сухой лепки»...
Конспект занятия "Арт-терапевтические приёмы закрепления пространственных представлений у ребёнка с ТМНР"
Занятие по развитию творческих спобосностей у ребёнка с ТМНР....