Развитие творчества и воображения у детей с нарушениями речи.
консультация на тему

Альвухина Татьяна Викторовна

Консультация для начинающих учителей-логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchesk._spos._onr.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для начинающих учителей-логопедов.

Тема: Развитие творчества и воображения у детей с нарушениями речи.

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя находить оптимальные пути для его развития и формирования. В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями.

Характеристика речевых нарушений:

  • Фонетико-фонематические нарушения (ФФНР, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии);
  • Общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровням речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиями и алексиями, дисграфиями и аграфиями);
  • Недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, тахилалией, брадилалией).

Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении, устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка.

Для детей с речевым недоразвитием характерны:

  • недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;
  • недостаточный объем сведений об окружающем,
  • отставание в развитии словесно-логического мышления;
  • общая психофизиологическая расторможенность;
  • недоразвитие общей и мелкой моторики.

Наиболее благоприятным периодом развития творческих способностей выступает старший дошкольный возраст.

Изучение особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ОНР показало, что задержка в развитии речи ведёт за собой и задержку развития воображения, так как у детей с общим недоразвитием речи речевой опыт ограничен, разговорная речь бедная, малословная.

Творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько по-другому. Представления о предметах у них неточные и неполные, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи, тем труднее ребенку проявить своё творчество. Рисунки таких детей отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются в создании нового образа.

В играх они часто отдают предпочтение бытовой примитивной тематике. Игры носят явно стереотипный характер, сюжеты мало обыгрываются и обогащаются, замысел игры оказывается нестойким, и она распадается в силу речевого недоразвития. Детям-логопатам недоступны такие творческие задания как рассказ из личного опыта, раскрытие переносного значения слов или метафор. Дети с ОНР недостаточно эмоционально реагируют на юмор, смешной стишок, грустную сказку, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы и неуклюжи, дети не очень уверены в себе.

Основные затруднения дети испытывают в определении замысла рассказа, последовательности развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста или сказки. Рассказы не всегда содержательны, последовательны, лаконичны: дети затрудняются начать, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы. Они рассказывают однообразно, копируя друг друга.

Основная работа по развитию воображения и активизации творческих способностей детей-логопатов проводится по следующим направлениям:

1. Создание условий для творческой игровой деятельности.
Детям, отстающим в речевом и общем развитии, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальных этапах работы педагог должен стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать в игру занятие. Важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность. По мере расширения круга представлений об окружающем мире, возрастает возможность ребенка отразить эти представления в игре. Следует создавать условия для того, чтобы дети разыгрывали самые разнообразные сюжеты, обогащать содержание детских игр. Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями, поэтому в работе с детьми надо шире использовать элементы театрализации, чаще обращаться к музыке и движениям.

2. Использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается наглядно — образное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых. Так, на занятиях по продуктивным видам деятельности, можно предложить детям изменить постройку, поделку, рисунок, добавив или убрав какие-то детали, дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников заложены в заданиях, предполагающих действия с наглядными моделями: схемами, макетами, символическими изображениями.

3. Формирование способностей к словесному творчеству. Это, прежде всего, занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Эти занятия являются наиболее сложными для детей с ОНР. Задания следует тщательно отбирать, учитывая речевые возможности детей и тяжесть речевого дефекта. Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:

  • сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов;
  • альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения);
  • решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов;
  • нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами.

При обучении творческим рассказам необходимо формировать у детей осознанное отношение к заданиям по типу «придумайте…». Следует обращаться к таким приемам, как сопоставление жизненного опыта детей с сюжетами придуманных детских историй, замена в рассказе придуманного ребенком фактического материала из личного опыта эпизодом, основанным на вымышленных событиях («выдумай», «сочини»).

Эффективный прием, стимулирующий творческую деятельность — это показ или образец способа действия. Сочинению рассказов дети обучаются вначале с опорой на наглядный материал, а затем и без него.

Существует ряд обучающих приемов, позволяющих развивать творческое воображение и инициативу дошкольников в словесном творчестве.

Наиболее простой прием — предложение педагогом нескольких вариантов развития сюжета. Вначале рекомендуется придерживаться тех вариантов, которые предлагает педагог, а затем даются задания на сочинение рассказов самими детьми.

Следующий прием — завершение детьми рассказа, начатого педагогом (придумывание окончания истории), он также хорош для развития воображения на начальном этапе обучения. С целью активизации воображения и речи, возможно, применять следующие приемы: дифференцировка темы применительно к лицу рассказчика («Как девочка нашла щенка»); включение в рассказ прямой речи героев; использование серии картинок, отражающих сюжетное развитие событий.

Форма организации детей при проведении игр и упражнений зависит от их количества на занятии, времени и места проведения, типа и вида занятий. Фронтальные занятия менее эффективны при решении творческих задач по сравнению с подгрупповыми занятиями. При организации совместной деятельности педагога и ребенка комплекс игр и упражнений можно проводить с небольшой группой детей, объединяя их по 3-5 человек.

Игры и упражнения на развитие

творческих способностей у детей с ОНР:

Рассказ по картинкам.

Цель: развивать воображение при составлении рассказов по сюжетным картинкам.
Педагог показывает детям картинки, изображающие ход какого-либо интересного события, и предлагает составить по ним историю.

Измени сказку

Цель: учить использовать прием реконструкции.

Педагог предлагает детям рассказать, как бы изменилась сказка «Красная Шапочка», если бы волк стал очень добрым.

Расскажем про Олю.

Цель: развивать вариативность мышления, уметь составлять совместный, последовательный текст.

Педагог: Как-то раз Оля… (Дети предлагают варианты.) и пошла в лес. Она… (Дети продолжают.) Дети взяли с собой… (Варианты.) На полянке… (Варианты.) А Оля… (Дети заканчивают рассказ.)

Охотник до сказок

Цель: учить придумывать разные варианты окончания сказки.
Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение.

Придумай загадку

Цель: учить составлять загадки с опорой на схему.
Педагог предлагает детям придумать загадки по моделям-подсказкам (можно использовать любые модели, например, для описательных рассказов).

Соедини сказки

Цель: учить использовать прием агглютинации (комбинирования).
Педагог предлагает детям придумать историю, в которой фигурируют персонажи известных сказок (например, «Морозко» и «По-щучьему велению»; «Красная Шапочка», «Снегурочка», «Кот, Петух и Лиса»).

Сказка про себя

Цель: учить включать в авторский текст себя в качестве персонажей.
Педагог показывает рисунки сказочных героев. Детям предлагается придумать сказку с этими героями и включить себя в качестве действующих лиц.

«Перевирание» сказок

Цель: учить использовать в сказочных импровизациях прием «перевирания сказок».

Педагог читает сказку «Колобок». После ее анализа детям предлагается представить, что у Лисы болят зубы и ей очень хочется съесть Колобка. Дети должны ввести в известную сказку новые эпизоды и забавные приключения.

Про волшебную палочку

Цель: учить использовать прием волшебных превращений. Педагог вместе с детьми придумывают сказку про волшебную палочку (большое становится маленьким, и наоборот).

Волшебные превращения

Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.
Педагог: Представьте, что вы уменьшились до размеров муравья. Придумайте. Какое у вас будет любимое занятие? Чего бы вы опасались? Через какое время вы бы захотели вновь стать большими? Почему?

Все взрослые, которые работают с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии: педагоги, родители должны всячески поощрять творческие проявления детей, помогать им развивать продуктивное воображение. И тогда все усилия, приложенные к работе с такими детьми, окажутся не напрасными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев....

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...

Значение развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Движения руки человека формируются в процессе воспитания и об...

Особенности формирования и развития лексико-грамматического строя у детей с нарушениями речи

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с ОНР самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи – аграмматизмы – нередко занимают ведущее место, делая ...

Консультация для родителей: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» Октябрь 2020

Консультация для родителей: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»...

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сфор...

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сфор...