Программно-методическое сопровождение образовательного процесса
рабочая программа на тему
Рабочие программы для 2 класса по учебным предметам "Альтернативное чтение", "Графика и письмо", "Адаптивная физкультура", "Двигательное развитие", "Игра, игротерапия", "Коррекция поведения", "Живой мир", "Лепка, рисование, ручное творчество", "Математические представления", "Музыка и движение", "Предметно-практическая деятельность", "Развитие психомоторных и сенсорных процессов", "Развитие речи и окружающий мир", "Ручной труд", "Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд" разработаны в соответствии с методическими рекомендациями Л.Б. Баряевой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Рассмотрены на заседании МО учителей начальных классов 28.08.15 г., согласованы заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждены директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г. Учащимся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данные программы составлены на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2_klass.rar | 248.6 КБ |
annotatsii_k_rabochim_programmam.rar | 238.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Зам. директора по УВР
_______________ Л.Л. Рыжих ___________ О.В. Шовкалюк
« »_______________20__г. « _» ________________ 20__г.
Рабочая программа
Название предмета: «Адаптивная физкультура»
Класс: 2
Учебный год: 2015-2016
Общее кол-во часов _______, кол-во часов в неделю___
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей начальных классов
Протокол № от
« »_____________ 20__г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» образовательной области «Физкультура» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.
У детей, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени наблюдаются самые разнообразные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию; со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также физического развития и моторики.
Встречаются дети с явными параличами или парезами отдельных мышечных групп, со стертыми двигательными нарушениями, которые к школьному возрасту значительно с компенсировались, но проявляются как комплексные нарушения движений при значительной нагрузке.
Выявление возможностей ребенка и коррекция дефектов его развития требуют специальных методических приемов, которые следует прежде всего облечь в доступную форму. Таким образом, физическое воспитание должно быть направлено на коррекцию физического развития учеников, отклонений соматического состояния и моторики, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучение двигательным умениям и навыкам.
Рабочая программа составлена с учетом особенностей физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности умственно отсталых детей. Материал программы дает возможность оказывать как избирательное воздействие на различные нарушения в элементарных движениях учащихся, так и содействовать развитию у них способности организовать более сложные движения, особенно те, которые необходимы в трудовой деятельности человека.
В рабочую программу включены следующие упражнения:
- Построения и перестроения.
- Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
- Дыхательные.
- Общеразвивающие.
- Направленные на формирование правильной осанки.
- Прикладные упражнения.
- Ходьба и бег.
- Прыжки.
- Равновесие.
- Лазание и перелезание.
- Броски, ловля, метание, передача предметов и переноска груза.
- Игры.
Основной формой работы по физическому воспитанию в школе является урок.
Каждый урок физкультуры должен планироваться в соответствии с основными требованиями: постепенное повышение нагрузки в упражнениях и переход к концу урока к успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений (гимнастических, легкоатлетических, игровых); подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся.
Уроки физической культуры должны состоять из четырех частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной, которые должны быть методически связаны между собой. К каждому следует подбирать упражнения и сочетать их в таких пропорциях, чтобы обеспечить всестороннее воздействие на учеников.
Цель этих уроков – содействовать развитию у учащихся внимания, памяти, мышления, пространственных и временных ориентировок, воспитывать чувство товарищества, навыки культурного поведения, дисциплину.
Целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности детей; обучить названию движений и исходных положений, предлагать запоминать комбинации упражнений, различение движений по темпу, объему, усилию, плавности и др.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- максимальное включение учащихся в образовательный процесс;
- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);
- развитие способности к коллективной деятельности;
- формирование интереса к уроку.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.
Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:
- коррекция физического развития учеников, отклонений соматического состояния и моторики;
- укрепление здоровья и закаливание детского организма;
- содействие правильному развитию;
- обучение двигательным умениям и навыкам;
- укрепление мышц тела и разностороннего физического развития;
- формирование важнейших прикладных навыков;
- развитие умения манипулировать с разнообразными предметами;
- развитие двигательных навыков и физических качеств детей;
- развитие внимания, памяти, кинестетических восприятий, пространственных и временных ориентировок.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- пространственная ориентация в физкультурном зале: вход, стены, потолок, углы, середина. Элементарные пространственные понятия (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, в стороне) и понятия направлений движений (вперед, назад, вниз, вверх, направо, налево, в сторону, в конкретных заданиях),
- знание физкультурной одежды и умение самостоятельно одеваться к уроку,
- знание частей тела человека: голова – лицо, затылок, лоб, подбородок, шея; туловище – спина, грудь, живот, бок, поясница; руки – плечо, локоть, кисть, пальцы; ноги – колено, стопа, пятка, носок, пальцы,
- понятия, обозначающие отдельные элементарные виды движений (знание их и умение выполнять по словесной инструкции): поднять(ся) – опустить(ся), согнуть(ся) – разогнуть(ся), наклонить(ся) – выпрямить(ся), повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти – бежать, лечь (лежать), перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить), поднять, ловить, поймать.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- выполнять по команде следующие исходные положения: «лежа» (на спине, на животе, на боку), «сидя» (на скамейке, на стуле, на полу), «стоя» («в основной стойке», «на ширине плеч»),
- построиться в шеренгу и в одну колонну,
- ходить и сидеть в правильной осанке,
- пройти по доске гимнастической скамейки,
- бросать и ловить мяч,
- произвольно управлять дыханием.
*** Примечание.
Для детей, имеющих значительные трудности в восприятии учебных знаний и умений допускается выполнение действий совместно с педагогом и по подражанию.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- мяч
- «лужицы», кочки, блоки лего, веревочки
- массажные мячики
- обручи маленькие
- веревочка, дощечка
- флажок
- лента
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Тема | Цели | Виды работ | Оборудование |
Ходьба и бег | ||||
1 | Повторение правил поведения и правил безопасности в спортивном зале. | Знакомство с залом, инвентарем и правилами безопасного поведения в зале. | Беседа и пояснения правил поведения в спортивном зале и правила использования спортивного инвентаря. | |
2 | Построение в одну шеренгу (равнение по черте). | Учить детей построению в одну шеренгу. | Построение в одну шеренгу. Игра «Зеркало». | |
4 | Построение парами, в колонну друг за другом. | Учить детей построению парами, в колонну друг за другом. | Построение парами в колонну друг за другом. Игра «Охотники». | |
5 | Спортивный праздник. | Проведение спортивных эстафет. | ||
6 | Хождение в заданном направлении. | Учить детей ходить в заданном направлении. | Хождение по залу в заданном направлении. Игра «Веселые котята». | |
7 | Перешагивания через препятствия | Учить детей перешагивать через препятствия. | Дорожка препятствий, игра «Лужицы». | «Лужицы», кочки, блоки лего, веревочки. |
9 | Ходьба на носках, на пятках. | Учить детей ходьбе на носках, на пятках. | Хождение на носках, игра «Кошка и мышата». | |
10 | Бег. Бег на месте. | Учить детей бегу на месте. | Бег на месте. Игра «Зеркало». | |
11 | Бег. Бег вслед за учителем, в медленном и быстром темпе. | Учить бегу вслед за учителем в разном темпе. | Бег по залу за учителем в быстром и медленном темпе. Игра «Догонялки». | |
12 | Бег в заданном направлении с предметом в одной руке. | Учить детей бегу в заданном направлении с предметом в одной руке. | Бег с предметом в одной руке, Эстафета. | Мяч, Флажок, лента. |
Прыжки. | ||||
1 | Прыжки на месте. | Учить детей прыжкам на месте. | Игра «Зайчики в домиках» (дети прыгают внутри обруча). | Обручи маленькие. |
2 | Прыжки с продвижением вперед. | Учить детей прыжкам с продвижением вперед. | Прыжки на месте, прыжки с продвижением вперед. Игра «Зайчишки», «Лягушата». | |
3 | Перепрыгивания. | Учить детей перепрыгивать. | Игра «Лужицы», Игра «Кочки», полоса препятствий. | «Лужицы», кочки, блоки лего, веревочки. |
4 | Прыжки на гимнастических мячах с продвижением вперед. | Закрепление умений прыгать на гимнастических мячах с продвижением вперед. | Прыжки на гимнастических мячах с продвижением вперед. Игра «Зайчики». | Гимнастические мячи. |
Равновесие | ||||
1 | Упражнения на равновесие. | Вырабатывать у детей чувство равновесия. | Игра «Тропинка», «Перейди ручеек». | Веревочка, дощечка. |
2 | Ползание на животе и на четвереньках по прямой линии. | Улучшать координацию движений. | Ползание на животе и на четвереньках по прямой линии. Игра «Паучки». | Скамейка. |
3 | Лазание по гимнастической лестнице. | Развитие координации рук и ног, учить залезать и слезать с гимнастической лестницы. | Лазание по гимнастической лестнице. Игра «Пожарные». | Гимнастическая лестница. |
4 | Лазание через обруч. | Учить детей лазанию через обруч. | Лазание через обруч. Игра «Ручей», «Змейка». | Обручи. |
5 | Упражнения с массажными мячиками. | Расслабляющий самомассаж. | Катание массажными мячиками по рукам, ногам, ступням ног, животу и спине. Игра «Ежики». | Массажные мячики. |
6 | Упражнение с мячом. Передача мяча. | Развитие координации движений, учить бросать, ловить и передавать мяч. | Подбрасывание и ловля мяча двумя руками. Игра «Снежки», Игра «Горячая картошка». | Мяч. |
7 | Отбивание мяча от пола 2-3 раза. | Учить детей отбивать мяч рукой от пола несколько раз подряд (2-3-4). | Отбивание мяча от пола. Игра «Качели». | Мяч. |
8 | Спортивные эстафеты. | Учить детей выполнять задания на скорость, уметь работать в команде. | Выполнение спортивных заданий на скорость. |
Список литературы.
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
- Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010
- Горская и. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова. - Омск, Сиб ГАФК, 1999
- Григорьев Д. В.Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб. Наука-Питер, 2005.
- Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ А. А. Дмитриев. - М.: Академия, 2002
- Евсеев С.ТТ., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура. — М.: Советский спорт, 2000.
- Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по предмету «Адаптивная физкультура» (2 класс)
Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Адаптивная физкультура» образовательной области «Физкультура» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями Л.Б. Баряевой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов 28.08.15 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г.
Цели программы обучения: коррекция физического развития учеников, отклонений соматического состояния и моторики; укрепление здоровья и закаливание детского организма; содействие правильному развитию; обучение двигательным умениям и навыкам; укрепление мышц тела и разностороннего физического развития; формирование важнейших прикладных навыков; развитие умения манипулировать с разнообразными предметами; развитие двигательных навыков и физических качеств детей; развитие внимания, памяти, кинестетических восприятий, пространственных и временных ориентировок.
В реализации курса используются педагогические технологии:
- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);
- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);
- элементы альтернативных технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
- Элементарные пространственные понятия (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, в стороне) и понятия направлений движений (вперед, назад, вниз, вверх, направо, налево, в сторону, в конкретных заданиях),
- знание физкультурной одежды и умение самостоятельно одеваться к уроку,
- знание частей тела человека: голова – лицо, затылок, лоб, подбородок, шея; туловище – спина, грудь, живот, бок, поясница; руки – плечо, локоть, кисть, пальцы; ноги – колено, стопа, пятка, носок, пальцы,
- понятия, обозначающие отдельные элементарные виды движений (знание их и умение выполнять по словесной инструкции): поднять(ся) – опустить(ся), согнуть(ся) – разогнуть(ся), наклонить(ся) – выпрямить(ся), повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти – бежать, лечь (лежать), перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить), поднять, ловить, поймать.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять по команде следующие исходные положения: «лежа» (на спине, на животе, на боку), «сидя» (на скамейке, на стуле, на полу), «стоя» («в основной стойке», «на ширине плеч»),
- построиться в шеренгу и в одну колонну,
- ходить и сидеть в правильной осанке,
- пройти по доске гимнастической скамейки,
- бросать и ловить мяч,
- произвольно управлять дыханием.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Предметом текущей аттестации является наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5. Аттестация. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах (для высшей категории)
Справка о работе в методической комиссииСправка о реализации программы внеурочной деятельности (волонтерский отряд "Импульс")...
5. Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса
Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...
Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.
Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....
6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...
Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие в работе методических обьединений педагогических работников, оказание методической помощи при подготовки к муниципальному и областному конкурсу "Учитель года", выступления на методич...
Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...