Аграмматизмы как особое нарушение речи
методическая разработка на тему

Симптомы, типы и методы лечения аграмматизмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agrammatizm_kak_osoboe_narushenie_rechi.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Аграмматизм как особое нарушение речи

Состояние, имеющее название аграмматизм, представляет собой особое нарушение речи, проявляющееся в сложностях восприятия и построения предложений. Страдающие данным нарушением речи люди имеют повреждение мозга, локализованное в зоне сильвиевой борозды. В переводе с греческого аграмматизм звучит, как отсутствие признака, качества. Данная терминология применима в отношении письма и чтения. У взрослого человека аграмматизм дает о себе знать в виде афазии различных форм. Это расстройства речи, для которых характерна утрата слов при выражении свои мыслей.

Что касается детей, то у них аграмматизм может проявляться уже в самом начале развития речи, а также в случае нарушения слуха. Кроме того, данное явление присутствует как в письменной речи, так и в устной. Специалисты называют несколько причин, способных вызвать данное нарушение в любом возрасте. В первую очередь, это нарушенная деятельность головного мозга, которая может быть спровоцирована рядом заболеваний. В том числе, имеются в виду изменения и нарушения, возникающие в периферической части анализатора слуха. Нередко аграмматизмом страдают слабослышащие, отсталые умственно дети, имеющие недоразвитую речь.

Симптомы аграмматизма

При наличии данного заболевания симптоматика напрямую зависит от того, в какой степени болезнь проявлена. В частности, имеют место недостатки лексики и фонематического строя. Симптоматика проявляется в том, что ребенок начинает говорить значительно позже обычного срока. Так, фразовая речь происходит после трехлетнего возраста, или даже, когда ребенку уже четыре года. И в этом случае она нередко содержит аграмматизмы, для которых характерно неправильное применение грамматических форм. Родители нередко не придают значения подобным нарушениям речи у ребенка, и они считают главным, что сами по себе звуки произносятся правильно.

Они считают, что через определенное время ребенок сможет согласовывать словосочетания правильно. Известно, что в таком случае малыш успешно овладевает грамматикой, соответствующей уровню изучения в первом классе, звуковая структура слов тоже усваивается. Но, в то же время характерно наличие трудностей в изучении морфологических принципов письма. Испытывая недоумение по поводу данного состояния, родители в итоге, все-таки обращаются к логопеду или неврологу. Учителя замечают сразу, что ученик не в состоянии справиться с правилами склонения по падежам, родам, числам. Подобные недочеты заметны в неправильной согласованности слов, в написании окончаний.

Примеры аграмматизмов  у школьников

Вопреки правилам грамматики, ребенок пишет аграмматично, к примеру, «на столу», или «длинный дорога». В соответствии с возрастными умениями, дети к четырехлетнему возрасту уже должны уметь согласовывать слова правильно.  Следует отметить, что в этом возрасте подобные речевые ошибки нельзя считать нормой. Когда малыш допускает ошибки, такие, как «деревы», или «возле там», то конечно, требуется обязательная консультация специалистов. Если говорить о правилах словообразования, где использованы приставки, суффиксы, то подобными умениями дети овладевают позже, примерно к восьмилетнему возрасту. В это время школьник уже должен уметь нормально согласовывать между собой слова, и без труда образовывать новые. Если же подобного не происходит, то специалист диагностирует у детей аграмматизмы.

При поступлении в учебное заведение у детей школьного возраста имеющиеся аграмматизмы сразу же выявляются. При этом отмечается ряд дефектов произношения, лексико-граматический строй является несформированным, также не соответствует связная речь, фонетическое восприятие. Более отчетливо проявление аграмматизма наблюдается у семилетних и восьмилетних детей, потому что в это время школьники уже осваивают грамоту, изучают правила грамматики. Предпосылками можно считать наличие у ребенка бедного словарного запаса. Согласно исследованиям, данное нарушение происходит именно из-за бедности словарного запаса, также влияет неправильность понимания лексического значения.

Типы и лечение аграмматизмов

Неврологами и невропатологами выделяются два типа аграмматизмов, являющихся основными. Имеется в виду экспрессивный аграмматизм, а также импрессивный аграмматизм.

При импрессивной форме нарушение понимания аграмматизм является полным, частично нарушен смысл понимания грамматических конструкций.

 При экспрессивном аграмматизме ребенок неправильно использует падежи, склонения, предлоги. Также существует аграмматизм телеграфного стиля, что является синтаксической афазией. Такой вид расстройства имеет изолированное течение, и нередко при этом имеется сопровождение в виде моторных трудностей. Для данной локализации типично сосредоточение к зоне Брока, которая ответственна за воспроизведение речи.

Этот участок мозга производит управление мышцами глотки, челюсти, лица и языка, он находится в нижней лобной доле. Страдающий данной формой афазии человек не испытывает трудностей при назывании и актуализации данных рядов. Пациенты могут повторять отдельные слова, хотя при повторе предложения производятся грамматические ошибки. В основном, дефекты речи явно выражаются в разговоре, привлекают внимание. При менее выраженной форме типично неадекватное построение произносимых предложений, когда происходит употребление существительных в случайных падежах. Например «Девочка пошел улица». При аграмматизме симптомы определяются при проведении экспериментов, имеющих отношение к восприятию речи.

Терапия аграмматизмов подразумевает использование специально разработанных методик, которые позволяют пациентам любого возраста восстанавливать способность правильного построения речи. Прогноз обусловлен степенью патологического процесса, глубиной речевого нарушения. Хороших результатов можно достичь при комплексном лечении. Это логопедические занятия, микротоковая рефлексотерапия, логопедический массаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Тренировка баланса для коррекции нарушения осанки у детей и подростков при нарушении речи с использованием тренажера ТРХ»

Доклад на семинар 17.12.2013 в Лицеи №1457 - "Практическое использование инновационных программ в образовательном процессе в рамках 3-го урока физической культуры"тема:  «Тренировка баланса для к...

«Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта»

Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...

Презентация по английскому языку "Моя семья" для детей с особыми нарушениями зрения. 2 класс

Презентация по английскому языку "Моя семья" для детей с особыми нарушениями зрения. 2 класс...