«Подготовка дошкольников с ОВЗ к овладению навыками письма»
план-конспект на тему
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника наиболее сложным является овладение им навыками письма.
А это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. Письмо – совершенно новый вид деятельности для детей, начинающих школьное обучение, на нем практически строится все дальнейшее обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подготовка дошкольников с ОВЗ к овладению навыками письма»
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника наиболее сложным является овладение им навыками письма.
А это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. Письмо – совершенно новый вид деятельности для детей, начинающих школьное обучение, на нем практически строится все дальнейшее обучение.
В формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухомоторных.
Одной из важных составляющих готовности к письму является наличие у ребенка развитых функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также формирование базовых графических умений и навыков.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наблюдаются низкая двигательная и познавательная активность, недостатки общей и тонкой ручной моторики, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности.
Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы.
Дети с ОВЗ, не посещающие образовательные организации нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической помощи и специальной подготовке к школе. Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки к обучению в школе дают все основания уделить особое внимание формированию у детей с ОВЗ первоначальных графических навыков.
Если за год до школы диагностировать у детей факторы риска в развитии мелкой моторики руки и выстроить эффективную систему работы, то это обеспечит уровень развития ручных умений, необходимых для успешного обучения в 1 классе, снизит психологическую нагрузку ребенка при поступлении в школу.
Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников 5-6 лет – одно из важнейших направлений работы при подготовке ребенка к школе.
Основные задачи:
- Научить соблюдать санитарно-гигиенические правила письма.
- Развивать и совершенствовать мелкую моторику, тонкие движения кистей и пальцев рук.
- Развивать представления ребенка о пространстве, зрительно-моторные и слухомоторные действия.
- Научить детей ориентироваться на листе бумаги и в тетради.
- Формировать базовые графические навыки.
- Научить произвольно регулировать свою деятельность (работать по правилу и образцу, планировать, контролировать свои действия, оценивать качество выполнения задания).
- Воспитывать способность работать в коллективе, развивать навыки общения, конструктивные способы взаимодействия со сверстниками.
Работа по подготовке руки к письму проводится по следующим направлениям:
- Развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.
- Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.
- Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.
- Развитие пространственной ориентировки.
Родители должны являться активными творческими участниками учебного процесса. В работе с семьёй ставятся задачи педагогического просвещения родителей, оказание помощи в формировании правильного подхода к ребенку при подготовке его к школе.
Формы работы с родителями:
- беседы;
- индивидуальные и групповые консультации
- открытые занятия
- визуальные средства информации (информационный стенд; подборка текстовых консультаций).
Показатели готовности дошкольников к овладению навыками письма:
- соблюдение санитарно-гигиенических правил письма;
- свободное владение техникой движения руки, зрительно-моторной и слухомоторной координацией;
- умение ориентироваться в пространстве листа; умение вписывать предметы различной конфигурации в рабочую строку (клетку);
- умение моделировать и конструировать предметы из элементов различной конфигурации;
- владение графическими навыками: проведение различных линий; выполнение штриховки; копирование рисунков; рисование и раскрашивание различными материалами;
- умение правильно писать печатные буквы и элементы письменных букв;
- умение распределять внимание, контролировать свои действия во время графомоторной деятельности;
- умение ориентироваться в задании, последовательно и аккуратно выполнять необходимые действия, оценивать качество выполнения задания и т.д.
Результаты проведенных занятий показывают, что у большинства детей уровень развития пространственных представлений, зрительного восприятия, мелкой моторики руки по сравнению с началом обучения становится значительно выше.
Таким образом, вовремя начатая и правильно организованная работа в предшкольный период позволяет достигнуть поставленной цели – подготовить дошкольника к овладению навыком письма.
ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ!
Учитель – Дефектолог Майсюк Альвина Мунеровна
МБДОУ «Детский сад компенсирующей направленности № 16 «Золотой ключик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная методика овладения навыками грамотного письма
Как часто учителя русского языка бьются над неразрешимой проблемой грамотного письма учеников.Мне показался занятным материал книги Е.В.Гордеевой. Эта презентация является попыткой примене...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/03/picture-262090-1370272598.jpg)
Формирование навыков письма при подготовке к государственной итоговой аттестации
Конечной целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения. Типы письме...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458672-1403158010.jpg)
Подготовка детей с нарушенным интеллектом к овладению навыком беглого чтения.
Данная разработка адресована учителям и родителям, которые встречаются с детьми, имеющими затруднения в переходе на беглое чтение. Такие школьники постоянно отстают от контрольных норм скорости чтения...
Овладение навыками культуры поведения у дошкольников
Воспитание у детей дошкольного возраста культуры поведения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/22/picture-780395-1466596087.jpg)
Преодоление трудностей в овладении навыков чтения и письма у младших школьников.
Методические рекомендации...
Рекомендации родителям по овладению навыками письма и чтения
Данная разработка представляет собойупражнения и рекомендации, которые помогут ребенку в более успешном овладении навыками чтения и письма. Для получения результатов эти задания следует выполнят...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-744979-1453985833.jpg)
«Особенности овладения навыками самообслуживания дошкольниками с нарушениями интеллекта и пути работы олигофренопедагога в этом направлении»
Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью....