Дидактическое пособие «Комплексы физминуток на уроках письма в первом классе»
учебно-методический материал ( класс) на тему
В плане модернизации российского образования предусмотрено использование в учебно-образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
В системе здоровьесберегающих мероприятий, проводимых в школе, большое значение имеют комплексы физминуток. Это несложные физические упражнения, направленные на уменьшения негативного влияния учебной нагрузки. Особенно важно выполнять комплексы физминуток с первоклассниками.
Физминутка – представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Она проводится на каждом уроке.
Учитывая психофизические возрастные особенности младших школьников, нами было разработано дидактическое пособие «Комплексы физминуток на уроках письма в первом классе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pocho.doc | 398 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к дидактическому пособию
«Комплексы физминуток на уроках письма в первом классе»
В плане модернизации российского образования предусмотрено использование в учебно-образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
В системе здоровьесберегающих мероприятий, проводимых в школе, большое значение имеют комплексы физминуток. Это несложные физические упражнения, направленные на уменьшения негативного влияния учебной нагрузки. Особенно важно выполнять комплексы физминуток с первоклассниками.
Физминутка – представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Она проводится на каждом уроке.
Учитывая психофизические возрастные особенности младших школьников, нами было разработано дидактическое пособие «Комплексы физминуток на уроках письма в первом классе».
Цель пособия: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Данная цель определяет следующие задачи:
- сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ценность данного дидактического материала велика, т.к. решает проблему снижения утомления разных систем организма ребенка в процессе урока.
Содержание дидактического материала базируется на основных дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности и доступности, систематичности и последовательности, индивидуализации и постепенности, принцип возрастных особенностей.
Использование дидактического материала в учебно-образовательном процессе позволяет добиться:
- расширения и углубления знаний учащихся в направлении здоровьесбережения;
- активизации биологических процессов;
- повышения работоспособности организма в целом;
- замедления процесса утомления.
Рекомендации по использованию дидактического материала:
- Данное пособие предназначено для применения в работе учителям начальных классов, логопедам, педагогам дополнительного образования, родителям.
- Все приведенные комплексы физминуток можно использовать во время урока письма, в приготовлении домашних заданий, на индивидуальных коррекционных занятиях.
- Время проведения комплекса физминуток 2-3 минуты, которые состоят 3 упражнений: самомассаж кистей и пальцев рук, упражнения для снятия позостатического утомления, дыхательная или зрительная гимнастика.
- Упражнения простые, динамичные и энергичные, не требующие сложной координации. Заменять примерно в 10-14 дней новыми упражнениями. Достаточно поменять 1-2 упражнения, и комплекс постепенно обновится.
- Начинают выполнять упражнения плавно и в медленном темпе, постепенно ускоряя темп и увеличивая резкость и амплитуду движения. Дыхание должно быть свободным, произвольным, не сдержанным.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗМИНУТОК ПО ПИСЬМУ
2 комплекса в месяц
в год 17 – 18 комплексов
месяц | № комплекса | неделя |
Сентябрь | 1 комплекс | 1 – 2 |
2 комплекс | 3 – 4 | |
Октябрь | 3 комплекс | 1 – 2 |
4 комплекс | 3 – 4 | |
Ноябрь | 5 комплекс | 2 |
6 комплекс | 3 – 4 | |
Декабрь | 7 комплекс | 1 – 2 |
8 комплекс | 3 – 4 | |
Январь | 9 комплекс | 3 – 4 |
Февраль | 10 комплекс | 1 – 2 |
11 комплекс | 3 – 4 | |
Март | 12 комплекс | 1 – 2 |
13 комплекс | 3 | |
Апрель | 14 комплекс | 1 – 2 |
15 комплекс | 3 – 4 | |
Май | 16 комплекс | 1 – 2 |
17 комплекс | 3 |
СЕНТЯБРЬ
1-2 неделя
1 комплекс
- Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторить 2-3 раза.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
1, 2, 3, 4, 5 –
Начинаем разгибать.
- Медвежьи покачивания. Качаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки. Повторить 8-9 раз.
- Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем в даль. Повторить 4-5 раз.
3-4 неделя
2 комплекс
- Упражнение выполняют стоя. Дети поднимают руки над головой и тянутся вверх, вытягивая пальцы. Повторить 3-4 раза.
Пальцы – маленький отряд –
Бодро выстроились в ряд.
Все из нашего полка
Достают до потолка.
- Медвежьи покачивания. Качаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки. Повторить 8-9 раз.
- Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 сек, за тем на 3-4 сек опустить глаза вниз. Повторить 4-5 раз.
ОКТЯБРЬ
1-2 неделя
3 комплекс
- Упражнения выполняют стоя. Дети поднимают руки над головой и тянутся вверх, вытягивая пальцы. Повторить 3-4 раза.
Пальцы - маленький отряд –
Бодро выстроились в ряд.
Все из нашего полка
Достают до потолка.
- И.п. – основная стойка. 1-2 стойка на носках, руки вверх, ладони образуют купол ракеты. 3-4 основная стойка. Повторить 3-4 раза.
А сейчас мы с вами, дети,
улетаем на ракете.
На носки поднимись, а потом
руки вниз.
1, 2, 3, 4 – вот летит
ракета ввысь!
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.
3-4 неделя
4 комплекс
- Дети сцепляют руки в *замок и тянут в разные стороны. Повторить 4-5 раз.
*Я сильней наверняка! -
Молвит правая рука.
*Почему же? Вот и нет! –
Спорит левая в ответ.
- И.п. – ноги вместе, руки опущены вниз. На каждую строчку стихотворения выполняется упражнение: ходьба на месте, ходьба вперёд-назад, приседать, прыгать на месте. Повторить 2-3 раза.
Каждый день по утрам
делаем зарядку.
Весело шагаем,
приседаем и встаём.
Прыгаем и скачем.
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.
НОЯБРЬ
2 неделя
5 комплекс
- Дети сцепляют руки в *замок и тянут в разные стороны. Повторить 4-5 раз.
*Я сильней наверняка! –
Молвит правая рука.
*Почему же? Вот и нет! –
Спорит левая в ответ.
- И.п. - стоя ноги вместе, руки опущены вниз. На каждую строчку стихотворения выполняется упражнения: ходьба на месте, ходьба вперёд-назад, приседать, прыжки на месте. Повторить 2-3 раза.
Каждый день по утрам
делаем зарядку.
Весело шагаем,
приседаем и встаём.
Прыгаем и скачем.
- Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4 (до усталости глаз не доводить). Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 3-4 раза.
3-4 неделя
6 комплекс
- Дети хлопают тыльной стороной правой ладони по внутренней стороне левой. Затем меняют положение рук. Повторить 3-4 раза.
А теперь одну ладошку
Развернём на оборот
И похлопаем немножко –
Пусть другая отдохнёт.
- И.п. – руки за голову. Отвести правую ногу назад, вернуться в и.п. То же другой ногой. Повторить 6-7 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4 (до усталости глаз не доводить). Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 3-4 раза.
ДЕКАБРЬ
1-2 неделя
7 комплекс
- Дети хлопают тыльной стороной правой ладони по внутренней стороне левой. Затем меняют положение рук. Повторить 3-4 раза.
А теперь одну ладошку.
Развернём наоборот
И похлопаем немножко –
Пусть другая отдохнёт.
- И.п. - основная стойка. Сделать полуприседание, достать руками до сиденья. Вернуться в и.п. Повторить 6-7 раз.
- Закрыть глаза, совершать медленные круговые движения глазами, в одном и в другом направлении. Повторить 5-6 раз.
3-4 неделя
8 комплекс
- Дети кладут ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижимают ручку, указательным начинают покачивать её. Затем положение рук меняется. Повторить 4 раза.
Мы ручку правильно берём,
Кладём на средний палец,
Теперь большим её прижмём,
А указательным ведём,
Чтобы она качалась.
- И.п. – основная стойка. Сделать полуприседание, достать руками до сиденья. Вернуться в и.п. Повторить 6-7 раз.
- Закрыть глаза, совершать медленные круговые движения глазами, в одном и в другом направлении. Повторить 5-6 раз.
ЯНВАРЬ
3-4 неделя
9 комплекс
- *Дружба. Пальцы рук ритмично соединяются в *замок. Ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук. Поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев. Руки вниз, встряхнуть кистями. Повторить 3-4 раза.
Дружат в нашей группе
девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5,
Начинай считать опять.
1, 2, 3, 4, 5.
Мы закончили считать.
- И.п. – руки за голову. Отвести правую ногу назад, вернуться в и.п. Отвести левую ногу назад – и.п. Повторить 6-7 раз.
- Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-2 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
ФЕВРАЛЬ
1-2 неделя
10 комплекс
- *Дружба. Пальцы рук соединяются ритмично в *замок. Ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук. Поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев. Руки вниз, встряхнуть кистями. Повторить 3-4 раза.
Дружат в нашей группе
девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5.
Начинай считать опять.
1, 2, 3, 4, 5.
Мы закончили считать.
- Движения выполнять по тексту стихотворения. Повторить 3-4 раза.
Аист, аист длинноногий, покажи домой дорогу.
Аист отвечает: *Топай правою ногой,
Топай левою ногой. На носочки поднимись,
На ступню ты опустись. Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
- Крепко зажмурить глаза, считать до 3. Открыть глаза и посмотреть вдаль, счёт до 5. Повторить 5-6 раз.
3-4 неделя
11 комплекс
- *Коготки. Сильное полусгибание и разгибание пальцев. Повторить 9-10 раз.
- И.п. – основная стойка около парты (спиной к сиденью). Сесть на сиденье, руки вперёд, вернуться в и.п. Повторить 6-7 раз.
- Крепко зажмурить глаза, счёт до 3. Открыть глаза и посмотреть вдаль, счёт до 5. Повторить 5-6 раз.
МАРТ
1-2 неделя
12 комплекс
- *Коготки. Сильное полусгибание и разгибание пальцев. Повторить 8-9 раз.
- И.п. – стойка, ноги вместе руки на пояс. 1-2 - руки вверх правую ногу назад на носок, прогнуться. 3-4 – и.п. (нога каждый раз меняется). Повторить 5-6 раз.
- Следить глазами по контуру воображаемой фигуры круг, квадрат, треугольник и т.д. Повторить 5-6 раз.
3-4 неделя
13 комплекс
- Пальчики. Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке. Повторить 5-6 раз.
1, 2, 3, 4, 5 –
Вышли пальчики гулять.
1, 2, 3, 4, 5 –
В домик спрятались опять.
- И.п. – ноги вместе, руки на пояс. 1-2 руки вверх правую ногу назад на носок, прогнуться (нога каждый раз меняется). Повторить 5-6 раз.
- Следить глазами по контуру воображаемой фигуры круг, квадрат, треугольник и т.д. Повторить 5-6 раз.
АПРЕЛЬ
1-2 неделя
14 комплекс
- Пальчики. Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке. Повторить 5-6 раз.
1, 2, 3, 4, 5 –
Вышли пальчики гулять.
1, 2, 3, 4, 5 –
В домик спрятались опять.
- Топтание на месте, вперёд и назад. Повторить 10 раз.
- Частые моргания в течение 15-30 сек. Повторить 5-6 раз.
3-4 неделя
15 комплекс
- Кулачки. Руки лежат на коленях. Сжать сильно-сильно пальцы в кулачок (чтобы косточки побелели). Расслабили руки. Легко приподняли и уронили расслабленную кисть. Повторить 3-4 раза.
Руки на коленях, кулачки сжаты.
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем-
Отпускаем, разжимаем.
- И.п. – ходьба на месте. Два переставных шага влево, возвращение в и.п. Затем два переставных шага вправо, возвращение в и.п. Повторить 8-10 раз.
- Частые моргания в течение 15-30 сек. Повторить 5-6 раз.
МАЙ
1-2 неделя
16 комплекс
- Кулачки. Руки лежат на коленях. Сжимать сильно-сильно пальцы в кулачок (чтобы косточки побелели). Расслабили руки. Легко приподняли и уронили расслабленную кисть. Повторить 3-4 раза.
Руки на коленях, кулачки сжаты.
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем-
Отпускаем разжимаем.
- И.п. – ходьба на месте. Два переставных шага вправо, возвращение в и.п. Два переставных шага влево, возвращение в и.п. Повторить 8-10 раз.
- Указательный палец расположен на расстоянии 25-30 см от носа, один глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета на палец в течение 10-15 сек, то же повторить другим глазом. Повторить 3-4 раза.
3-4 неделя
17 комплекс
- Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторить 7-8 раз.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
- Топанье на месте вправо влево, вперёд назад. Повторить 10-12 раз.
- Указательный палец расположен на расстоянии 25-30 см от носа, один глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета на палец в течение 10-15 сек, то же самое повторить другим глазом. Повторить 3-4 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»
Мы пишем письма родным и друзьям. Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....
Словарная работа на уроках письма во 2 классе коррекционной школы VIII вида(I четверть)
Данная работа поможет познакомить обучающихся со словарным словами по программе 2 класса в I четверти. Презентация содержит в себе тест на знание словарных слов, который позволяет оценить знания...
Урок письма в 10 классе: "Чудесный мир письма".
Расширение сведений об эпистолярном жанре, знакомство с классификацией писем. Совершенствование навыка составления писем различной стилевой и видовой принадлежности....
Конспект урока письма в 5 классе для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Тема: «Письмо слов с буквами сходными по начертанию: Ц ц, Щ щ, й. Обобщение».
Формирование навыка письма является одной из наиболее трудных задач при обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Как сделать это проще и интереснее? Научить различать буквы сходные по ...
Урок письма в 7 классе коррекционной школы, тема "Деловое письмо. Телеграмма".
Урок письма в 7 классе коррекционной школы "Деловое письмо. Телеграмма", презентация к уроку, карточки с дифференцированным заданием для разных групп обучающихся....
Конспект открытого урока письма в 6 классе. Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа».
Цель урока: закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа....
Урок письма в 6 классе. «Секреты письма
Тема. Урок письма в 6 классе. «Секреты письма». Цели урока....