Особенности работы с детьми с ОВЗ
материал ( класс) на тему
Особенности рабрты с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_logopeda_s_detmi_s_ovz_v_lekoteke.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы логопеда с детьми с ОВЗ в лекотеке
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998
Организация комплексной психолого- медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой в современном мире. Это связано с тем, что происходит увеличение численности новорожденных с различной патологией, родители очень часто не считают проблему своего ребенка серьезной, а также происходит сокращение специализированных дошкольных образовательных учреждений.
Дети с ОВЗ - это дети, имеющие различного рода отклонения (психические и физические), являющиеся причиной нарушения естественного хода их общего развития. Поэтому дети с ОВЗ не всегда могут вести полноценный образ жизни. Для таких детей появилась новая форма дошкольного образования – лекотека.
Построение и применение на практике индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с данными детьми являются основной целью сопровождения детей с ОВЗ в лекотеке. Все индивидуальные маршруты разрабатываются в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Выделяют основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ:
- Диагностический. На этом этапе проводится комплексное обследование ребенка, выявляются особенности его психофизического развития, определяется структура речевого дефекта.
- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты определяют методы и приемы коррекционной работы. Также составляется индивидуальный маршрут воспитанника лекотеки. Логопед взаимодействует со всеми специалистами в процессе сопровождения ребенка, но каждый педагог выполняет свою конкретную задачу.
- Деятельностный этап. На данном этапе происходит реализация образовательного маршрута воспитанника лекотеки. На занятиях логопеда происходит формирование связной речи, осуществляется коррекция фонетико-фонематических нарушений, происходит укрепление органов артикуляции.
- Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Практика показывает, что включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Родители получают всю необходимую информацию об особенностях речевого дефекта ребенка, о методах и приемах его коррекции. Родители часто меняют отношение к ребенку, начинают принимать его таким какой он есть, лучше его понимают.
Mаршрут индивидуального сопровождения ребёнка, c ОВЗ
мальчик 2011 г.р.
Перспективный план работы по развитию речи
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
Период: сентябрь 2015 г.
Задачи: Определение особенностей речевого развития ребенка
Содержание работы с ребенком:
-Обследование ребенка, определение структуры и степени выраженности имеющегося у него нарушения речевого развития.
-Изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов воспитанника с целью создания условий для обеспечения его развития в соответствии с возрастной нормой.
Работа с родителями:
Установление взаимопонимания и тесного контакта.
АДАПТАЦИОННЫЙ ЭТАП:
Период: Сентябрь 2015г.
Задачи: Установление контакта ребенка со взрослым
Содержание работы с ребенком:
Игровое, творческое, речевое взаимодействие взрослого с ребенком; тренировка мускулатуры артикуляционного аппарата, постановка правильного дыхания.
Содержание работы с родителями:
Ознакомление родителей с рядом психо-речевых особенностей ребенка.
КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП:
Период: Октябрь 2015г. – апрель 2015г.
Содержание работы с ребенком:
1) ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Обучение слушать речь логопеда, различать задания.
Выполнять 2-,3-ступенчатые словесные инструкции.
Различать слова, близкие по звучанию.
2) РАСШИРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:
Понимание названий предметов;
названий действий; названий качеств и признаков предметов; понятий, выражающих пространственные отношения.
Предметный словарь по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные и их детеныши», «Части суток», «Семья», «Мой город», «Дни недели».
3) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ, ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:
-Коррекция звукопроизношения и возможности
воспроизведения слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.
-Обучение отчетливому, неторопливому произнесению каждого слова в предложении, чёткому проговариванию окончаний в словах.
-Обучение использованию интонации как средства выражения вопроса, просьбы, благодарности.
- Развитие навыков правильного согласования существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже.
-Обучение правильному употреблению предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.
4) РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
-Формирование умения отвечать на вопросы, в активной речи пользоваться простыми предложениями.
-Работа над увеличением числа спонтанных высказываний.
-Работа над предложением. Составление предложений по демонстрируемым действиям.
-Составление рассказа по данному образцу.
-Составление рассказа-описания по опорным вопросам и картинке; по предмету, игрушке
Содержание работы с родителями:
Составление индивидуального плана обучения ребенка в домашних условиях.
Обучение родителей способам развивающего взаимодействия с ребенком: организация развивающей речевой среды и повседневного общения.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП:
Период: Май 2015г.
Задачи: Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком.
Определение дальнейших коррекционно-образовательных перспектив.
Список используемой литературы
- Логопедия.
Автор: Волкова Л.С., Шаховская С.Н. и др.
Название: Логопедия
Издательство: ВЛАДОС
Год: 2003
- Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.
Автор: Забрамная С.Д., Боровик О.В.
Название: Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей
Издательство: Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС
Год: 2008г.
- Логопсихология.
Автор: Лалаева Р.И., Шаховская С.Н.
Издательство: Владос
Год: 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности работы с детьми
применение театральных приемов на уроках иностранного языка...
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации с использованием верботональной системы.
Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с большими потерями слуха является операция кохлеарной имплантации (КИ). КИ — это не только хирургическая операция, но ...
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках географии
В последние годы для большинства стран мира, в том числе и для России, характерноувеличение числа детей, испытывающих значительные трудности в обучении поразличным причинам.По данным научного це...
"Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего" ( Об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья)
Особенности работы с детьми с ОВЗ в ГБОУ школе №688 на уроках русского языка и литературы. Наиболее эффективными уроками являются интегрированные. Текстоориентированное обучение способствует речевому ...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки з...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации
В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление порогов слух...