Конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности
план-конспект на тему
Развитие лексико - грамматических средств языка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности на тему: «Огород. Овощи»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, дыхания, мышления, конструктивного праксиса, тонкой, общей и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Оборудование. игрушечный грузовик, конверты с целыми и разрезанными предметными картинками с изображениями овощей[1], игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики — волк и слон, лото «Один — много», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, наклейки.
Предварительная работа. рассматривание овощей, разучивание упражнения «Урожай».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи.]
Логопед ввозит в кабинет большой игрушечный грузовик с овощами. Дети встречают его, сидя полукругом на ковре. Логопед читает стихотворение.
Логопед. В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
И ста одежках старичок?
Ребята, посмотрите, что привез нам грузовик?
Дети. Овощи.
Логопед. Откуда он их привез?
Дети. Из огорода.
Логопед. Где растут овощи?
1-й ребенок. В огороде.
2-й ребенок. На грядках.
3-й ребенок. В теплице.
4-й ребенок. В парнике.
Логопед. Правильно. Сегодня мы с вами будем рассматривать овощи и говорить о них.
2. Рассматривание овощей. Беседа. [Уточнение и расширение словаря. Развитие тактильных ощущений.]
Логопед достает из грузовика овощи по одному, предлагает детям потрогать их и рассмотреть, задает вопросы.
Логопед. Что это? (Показывает морковь.)
1-йребенок. Это морковка.
Логопед. Какая она?
1-йребенок. Она длинная, красная, гладкая.
Логопед. Где она растет?
1-йребенок. В огороде, на грядке. Логопед. Что это? (Показывает помидор.)
2-й ребенок. Это помидор.
Логопед. Какой он?
2-й ребенок. Он круглый, красный, мягкий.
Логопед. Где он растет?
2-й р е б е н о к. На грядке. В теплице. Логопед. Что это? (Показывает огурец.)
3-й ребенок. Огурец.
Логопед. Какой он?
3-й ребенок. Зеленый, длинный, колючий.
Логопед. Где он растет?
3-й ребенок. На грядке. В парнике.
Логопед. Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе!
Логопед. Какие вы молодцы! Узнали все овощи по запаху!
3. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед убирает блюдо с овощами, приглашает детей к столу. Дети садятся на свои места, логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Вы рассмотрели и понюхали овощи, запомнили, как они выглядят и пахнут. Посмотрите, что нарисовано в тетради?
Дети. Помидор, огурец.
Логопед. Правильно. Послушайте стихи про помидор и огурец, а потом раскрасьте их карандашами.
Вот красавец помидор —
Круглый, толстый, гладкий.
Щеки докрасна натер
И висит над грядкой.
Вот зеленый огурец,
Длинноусый молодец.
Он от холода дрожит,
Весь в пупырышках лежит.
Дети обводят по контуру и раскрашивают помидор и огурец. Логопед. Какой огурец получился?
Дети. Зеленый огурец!
Логопед. А какой помидор?
Дети. Красный помидор.
Логопед оценивает выполнение задания каждым ребенком.
5. Упражнение «Урожай». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, формирование умения ходить по кругу в общем для всех темпе. Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Овощи».]
Логопед приглашает детей встать на ковер и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.
6. Лото «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).]
Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер.
Логопед. Вы немного отдохнули, подвигались. Теперь можно поиграть в лото.
Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков.Логопед. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного овоща. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку, где много овощей. Овощи нужно подобрать парами. Например, помидор — помидоры. Выполняйте.
Дети подбирают карточки.
Логопед. А теперь расскажите, как вы подобрали карточки.
Дети показывают свои карточки и называют сначала один овощ, а затем много овощей.
1-й ребенок. Огурец — огурцы.
2-й ребенок. Кабачок — кабачки.
3-й ребенок. Боб — бобы.
4-й ребенок. Баклажан — баклажаны.
Логопед. Очень хорошо! Выберите наклейки и наклейте их на свои тетради. (Раскладывает перед детьми самоклеящиеся картинки.)
7. Артикуляционная гимнастика. [Развитие общей артикуляционной моторики.]
Логопед приглашает детей к зеркалу и, пока они занимают места, убирает лото.
Логопед. Сегодня к нам опять пришли маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнение «Улыбка», а слоненок — «Трубочку». Давайте поиграем вот как: если я покажу волчонка, вы сделаете «Улыбку», а если я покажу слоненка, вы сделаете «Трубочку».
Упражнение «Улыбка — трубочка» выполняется 3—5раз.
Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гимнастику.
8. Разрезные картинки. [Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.]
Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им конверты, убирает игрушки.
Логопед. Садитесь за стол. Достаньте из конвертов целые картинки. Посмотрите, какие красивые овощи на картинках. Назовите их.
Дети вынимают картинки из своих конвертов, рассматривают, что на них изображено, и называют эти овощи.
1-й ребенок. Репка.
2-й ребенок. Свекла.
3-й ребенок. Редиска.
4-й ребенок. Лук.
Логопед. Теперь достаньте такие же, но разрезанные на части картинки. Возьмите их и попробуйте собрать, чтобы овощи стали целыми.
Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь. В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3—4 части, иметь горизонтальный и вертикальный разрезы .
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]Логопед просит детей убрать картинки в конверты, а затем предлагает им рассказать, чем они занимались, что им понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.
Предварительный просмотр:
Конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности на тему: «Пресноводные рыбы»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений об аквариумных рыбах, формирование представлений о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы» (животное, рыба, река, пруд, озеро, водоем, аквариум, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, гурами, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель.
туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры; прозрачный, хищный, зубастый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, обогащение речи словами-антонимами). Совершенствование навыков звукового анализа. Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, игра «Магнитные рыбки», 1 пласстмасовое ведерко , картина «Пресноводные рыбы» (Живая природа. Вмире животных. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), книжка-раскраска «Пресноводные рыбы» (Нищева П. В. Пресноводные рыбы. Книжка-раскраска.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), контейнер с карандашами, плоскостные изображение пресноводных рыб, мяч.
Предварительная работа. Экскурсия в океанариум. Просмотр слайдов с изображениями аквариумных и пресноводных рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Разучивание стихов о пресноводных рыбах.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Развитие ручной моторики, координации движений.]
Логопед организует приветствие, приглашает детей в кабинет, где на столе стоит игра «Магнитные рыбки». Далее дается возможность каждому ребенку поймать рыбку.
Логопед. Подходите по одному, берите в руки удочки и начинайте ловить рыбу. Старайтесь не мешать друг другу. Пойманную берем с собой и садимся на свои места.
Дети играют.
Логопед. Теперь по очереди назовите мне цвет своей рыбки.
1-й ребенок. У меня синея рыбк.
2-й ребенок. У меня желтая рыбка.
3-й ребенок. У меня красная рыбка.
.Логопед. Молодцы! Вот как много рыбы поймали. Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в аквариумах и водоемах: реках, озерах, прудах.
2. Рассматривание картины «Пресноводные рыбы», беседа по ней. [Формирование представлений о пресноводных рыбах, расширение словаря по теме «Пресноводные рыбы», обогащение речи словами-антонимами. Развитие диалогической речи.]
Логопед убирает игру.
Логопед. Ребята, а давайте вспомним каких аквариумных рыб мы знаем. А у вас есть дома аквариумы?
Дети. Золотую рыбку, меченосца, гуппи, гурами, скалярию.
Логопед. Молодцы. Вот как много названий вспомнили!
Логопед помещает на доску картину «Пресноводные рыбы».
Логопед. А вот эти рыбы живут в прудах, озерах, реках. Их называют пресноводными. Может быть, вы знаете некоторых из них?
Дети по очереди подходят к доске и показывают известных им рыб. Логопед показывает и называет всех остальных.
Логопед. Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Подойдите к доске и покажите части тела разных рыб.
Дети подходят к доске и показывают у разных рыб туловище, голову, хвост, плавники.
Логопед. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники. У щуки длинная голова и длинное тело. А у леща?
Д е т и. У леща небольшая голова и широкое тело.
Логопед. У сома огромная голова и длинное толстое тело. А у ерша?
Д е т и. У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.
Логопед. У судака и ерша острые спинные плавники. А у сома?
Д е т и. У сома спинной плавник маленький и не острый.
Логопед. У щуки хвост большой. А у сома?
Д е т и. У сома хвост маленький.
Логопед. А еще посмотрите, какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?
Дети. Мелкая.
Логопед. А у сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?
Дети. Они нужны рыбам для того, чтобы дышать.
Логопед. А для чего рыбам плавники?
Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.
Логопед. Верно. Мы с вами говорили в прошлом году, что слова плавники и плавать из одной семейки. На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука — хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы и сом, и форель, и окунь, и судак. А вот карась, ерш, лещ — не хищники, они питаются водорослями.
3. Работа по книжке-раскраске. [Развитие тонкой моторики.] Логопед раздает детям книжки, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Еще раз рассмотрите сома и окуньков на картине. Дорисуйте справа от сома еще одного окунька, а потом правильно раскрасьте рыб.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу. Можно не заканчивать раскрашивание картинки на занятии и сделать это в вечернее время.
4. Анализ слова сом. [Совершенствование навыков звукового анализа.]
Логопед предлагает детям продолжить работу по книжке.
Логопед. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова сом. Сколько звуков в этом слове?
Дети. В этом слове три звука.
Логопед. Нарисуйте три кружка под изображением сома. Дети выполняют задание.
Логопед. Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.
Д е ти. Это звук [с]. Он согласный твердый глухой.
Логопед. Каким цветом вы его обозначите?
Дети. Синим.
Дети раскрашивают первый кружок синим карандашом.
Логопед. Какой звук следует после него?
Дети. Звук [о[. Он гласный.
Логопед. Каким карандашом вы его раскрасите?
Дети. Красным.
Дети раскрашивают кружок красным карандашом.
Логопед. И какой звук последний в этом слове?
Дети. Твердый согласный звук [м].
Логопед. Каким цветом вы обозначите его?
Дети. Синим.
Дети раскрашивают третий кружок синим карандашом.
Логопед. Отлично. Закройте книжки.
Логопед убирает книжки и контейнер с карандашами.
5. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
Рыбка плавает в водице, | Сложить ладони вместе и показать, |
Рыбке весело играть. | как плавает рыбка. |
Рыбка, рыбка, озорница, | Погрозить пальчиком. |
Мы хотим тебя поймать. | Медленно сблизить ладони. |
Рыбка спинку изогнула. | Снова показать, как плывет рыбка. |
Крошку хлебную взяла. | Сделать хватательное движение |
двумя руками. | |
Рыбка хвостиком махнула, | Снова показать, как плывет рыбка. |
Рыбка быстро уплыла. | |
М. Клокова |
6 . Игра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]
Логопед приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч.
Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. Как можно назвать маленькую рыбу?
1-й ребенок. Рыбка.
Логопед. Как еще?
2-й ребенок. Рыбешка.
Логопед. Как называют человека, который ловит рыбу?
3-й ребенок. Рыболов.
Логопед. А еще как?
4-й ребенок. Рыбак.
Логопед. Что делает рыбак?
1-й ребенок. Рыбачит.
Логопед. Куда ходит рыбак?
2-й ребенок. На рыбалку.
Логопед. Какой суп варят из рыбы?
3-й ребенок. Рыбный.
Логопед. Как можно назвать большую рыбу?
4-й ребенок. Рыбина.
Логопед. Отлично! Вы меня удивили, подобрав столько слов из одной семейки. Я могу гордиться вами. Логопед убирает мяч.
7. Упражнение «Кто живет в пруду?» [Автоматизация звука [р] в предложении. Расширение представлений о жизни пресноводных рыб.]
Логопед приглашает детей за стол и помещает на магнитную доску плоскостные изображения рыб и символические изображения водоемов: пруда, каменистой речки, илистого дна реки, озера.
Логопед. Я сказала вам, что пресноводные рыбы могут обитать в разных водоемах. Например, форель обитает в быстрых каменистых речках. Карп и карась водятся в прудах. Ерши могут жить в любой реке на илистом дне. Красноперка обитает в озерах. А теперь ответьте на мои вопросы и поместите изображения рыб туда, где они обитают. Помните о правильном произношении звука [р]. Кто живет в пруду?
1-й ребенок. В пруду живут карп и карась.
Ребенок помещает изображения рыб на изображение пруда.
Логопед. Где обитает форель?
2-й ребенок. Форель обитает в быстрой речке.
Ребенок помешает изображение форели на изображение речки.
Логопед. Где водится ерш?
3-й ребенок. Ерш водится в любой реке.
Ребенок помещает изображение ерша на изображение реки с илистым дном.
Логопед. Где может жить красноперка?
4-й ребенок. Красноперка водится в озерах.
Ребенок помещает изображение красноперки на изображение озера.
Л о г о п е д. Вы правильно ответили на мои вопросы и красиво произносили все звуки. Молодцы!
8. Кроссворд. [Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.]
Логопед убирает с доски пособие и быстро рисует кроссворд.
Логопед. В этом кроссворде спрятаны два названия пресноводных рыб. В вертикальном столбике название хищной усатой крупной речной рыбы. Ее тело покрыто не чешуей, а толстой кожей. Кто это?
Дети. Это сом.
Логопед. Напиши это слово, Вадик.
Ребенок вписывает буквы в клеточки. Дети хором читают слово.
Логопед. В горизонтальной строчке спрятано название хищной речной рыбы. Ее тело покрыто мелкой серебристой чешуей. На спине у нее острый плавник. Кто это?
Дети. Это судак.
Логопед. Напиши это слово, Настя.
Ребенок вписывает буквы в клеточки. Дети хором читают слово.
Логопед. Вот вы и разгадали кроссворд. Похлопайте себе! Вы же просто молодцы!
9. Окончание занятия. [Опенка работы детей.] Логопед предлагает детям высказать свои впечатления от занятия, подводит итог изучения темы и оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по устранению нарушений звукопроизношения «Гномы готовятся к приходу гостей».
Индивидуальная НОД проводится с ребёнком старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: заикание средней степени тяжести, ФФНР, спастическая дизартрия....
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Весенние цветы»
Интеграционная непосредственно образовательная деятельность по развитию зрительного восприятия во II младшей группе по теме "Весенние цветы". Цель: Закрепление и обобщение знаний детей о весеннем...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
КОНСПЕКТ Открытой непосредственно образовательной деятельности «ОГОРОД. ОВОЩИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДАСТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАКОНСПЕКТОткрытой непосредственно образовательной деятельности«ОГОРОД. О...
План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыке по принципам Карла Орфа в старшей группе. Тема : «Космическое путешествие»
План - конспект интегрированной непоспедственной образовательной деятельности по музыке по принципам Карла Орфа в старшей группе.Тема : " Космическое путешествие"...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Олимпийские игры»Звуки [Л], [Ль]...